Аннотация
Основной проблемой подготовки квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием является существенный разрыв результатов их подготовки с требованиями производства. Практика Группы ЧТПЗ обеспечивает реализацию дуальной модели подготовки кадров с использованием механизмов целевого обучения и наставничества, предусматривает четко регламентированную организацию практической подготовки. Практика будет востребована предприятиями, реализующими профессиональные образовательные программы совместно с организациями СПО (модель дуального обучения).
Актуальность
Решение проблемы экономической эффективности процесса подготовки и динамики показателей трудоустройства выпускников на предприятие потребовало поиска новых инструментов управления корпоративной образовательной программой «Будущее Белой металлургии» (далее – Программа ББМ).
Введение целевого обучения в практику подготовки студентов определило новые подходы к управлению образовательным процессом и к отбору студентов для входа в Программу ББМ, а фундаментальные преобразования и развитие института Наставничества, адаптированного к условиям реализации программы дуального обучения, позволили существенным образом повысить эффективность Программы ББМ.
Цель и задачи
Цель: повышение эффективности корпоративной образовательной программы «Будущее Белой металлургии» через выстраивание партнерских отношений между предприятием и образовательной организацией (дуальное обучение), а также обеспечение адаптации трудоустройства студентов, заключивших с работодателем договоры целевого обучения.
Задачи:
-
Разработка и внедрение локальной нормативной базы целевого обучения студентов.
-
Организация информационной кампании среди студентов и их родителей по реализации системы целевого обучения.
-
Адаптация основных образовательных программ СПО в соответствии с требованиями производства.
-
Модернизация организационно-функциональной системы наставничества.
-
Формирование системы оценки и отбора студентов для входа в программу дуального обучения с привлечением наставников-кураторов от производства («классных пап»).
-
Формирование пула подготовленных наставников для реализации Программы ББМ.
Средства и способы реализации практики
Целевое обучение
Процессная модель целевого обучения включает в себя три основных этапа:
-
Этап отбора и заключения целевых договоров со студентами, на основании результатов рейтинговой оценки студентов;
-
Этап обучения студентов.
-
Этап трудоустройства студентов.
Алгоритм реализации практики целевого обучения (Приложение 1) включает в себя 5 основных этапов:
1. Подготовительный этап: формирование локальной нормативной базы целевого обучения.
На данном этапе формируется производственный заказ и основные локальные нормативные документы, регламентирующие процессы заключения целевых договоров, оценки и отбора студентов.
2. Этап информирования заинтересованных сторон.
На втором этапе организована система родительских собраний и студенческих брифингов для информирования потенциальных участников о программах целевого обучения.
3. Отборочный этап №1.
Связан со сбором заявлений от студентов, подготовкой заседания отборочной комиссии и формированием именных карточек студентов, содержащих данные, необходимые для отбора.
4. Отборочный этап №2
Проводится в форме фасилитационной сессии «Супермаркет ББМ», на котором рабочие группы представителей цехов, просматривают карточки студентов и отбирают соответствующую их заказу группу целевиков.
5. Итоги работы отборочной комиссии
Итоги подводятся в формате рабочей сессии и заканчиваются утверждением списка целевых студентов по каждому цеху.
Алгоритм внедрения механизма целевого обучения представлен в Приложении 1.
Институт наставничества (Приложение 2, 3)
Наставничество – это непрерывно функционирующая система преемственности профессионализма, ответственности и ценностей Компании, способствующая повышению эффективности бизнеса.
Наставник – это человек, обладающий всей полнотой знаний:
-
собственной профессии
-
отрасли и ее истории
-
производства
-
культуры (философии Белой Металлургии), способный передать эти знания ответственно и с любовью.
Категории наставников
Особенность практики - работа команды наставников, включающей специалистов разного уровня - начальника участка или смены, мастер участка, бригадира, рабочего, за каждым из которых закреплен свой функционал.
Наставник (должностной уровень – начальник участка или начальник смены) – осуществляет разработку и согласование планов практики /стажировки, распределение работы, обеспечивает качество подготовки практикантов / стажеров.
Мастер-инструктор (должностной уровень – мастер участка, бригадир) – осуществляет разработку, выдачу, проверку и оценку качества выполнения практических заданий практикантом под руководством инструктора.
Инструктор (должностной уровень – рабочий) – выдает практические задания, контролирует и оценивает их выполнение практикантами /стажерами/ обучающимися.
Куратор группы от производства («Классный папа») (должностной уровень – начальник цеха, заместитель начальница цеха) – следит за успеваемостью и посещаемостью студентов, организует развивающие мероприятия, участвует в родительских собраниях, прививает любовь к компании, является проводником философии Белой Металлургии.
Для каждой категории наставников на производстве в Группе ЧТПЗ разработан профиль (описание компетенций и их требуемые уровни), основанные на корпоративной модели компетенций рабочих, специалистов и руководителей.
Организация работы с наставниками осуществляется в несколько этапов:
1 этап: Отбор
Работники, соответствующие необходимому уровню корпоративной модели компетенций и рекомендованные руководителем подразделения, вносятся в пул наставников.
2 этап: Информирование и вовлечение наставников.
После проведения курса информирования проводится оценка способностей и личной мотивации работников осуществлять наставничество; заключаются внутренние договоры с наставниками.
3 этап: Распределение студентов
Закрепление студентов за конкретными наставниками. В среднем, на каждого наставника приходится ежегодно до 20 студентов, на мастера-наставника до 6 студентов, на инструктора один-два студента. На одного куратора группы – «классного папу» - приходится, в среднем, 25 студентов (одна академическая группа).
4 этап: Подготовка наставников
Программа обучения наставников состоит из трех (для инструкторов – из четырех) модулей (в зависимости от категории наставников объем модулей в часах был различным), максимальный объем учебного курса составляет 80 часов:
-
тренинг «Наставник-Лидер»;
-
семинар «Обучение безопасным способам производства»;
-
семинар «Организация практик. Роль наставника»;
-
курс педагогического минимума «Андрагогика» (для инструкторов, в соответствии с лицензионными требованиями по профессиональному обучению).
Оценка результативности деятельности проводится по ряду критериев и делится на:
-
текущую (ежемесячную) оценку;
-
оценку по итогам периода практик.
Методика материального стимулирования наставников
Методика предполагает текущее и итоговое поощрение (после соответствующей оценки и документирования результата) наставников. Чем выше категория наставников, тем больше его оценка и стимулирование зависит от конечного результата – достижение планового уровня квалификации и трудоустройства выпускника.
Финансовая модель практики
Финансирование практики осуществляется за счет Компании. Основной статьей расходов на первом этапе запуска практики является обучение наставников категорий «наставник» и «мастер-инструктор» с привлечением внешних специалистов. Далее обучение наставников реализуется полностью ресурсами внутренних тренеров и штатных специалистов АО «ПНТЗ» и ПАО «ЧТПЗ».На втором этапе остается одна статься расходов - система стимулирующих выплат наставникам.
В процесс реализации практики привлекаются сотрудники Департамента по реализации Программы «ББМ» АО «ПНТЗ» и цехов в рамках своих должностных обязанностей.
Финансовая модель практики обеспечивает экономию прямых затрат на обучение студентов на 25%, а эффективность реализации программы повышается на 40%, т. к. работодатель получает гарантии практически 100% трудоустройства выпускников.
Нормативная база практики
Корпоративный Стандарт «Управление системой дуального образования. Требования» № П - СТО 02.2.006 от 16.10.2017 (описывает процессную модель дуального образования, устанавливает требования к участникам, заинтересованным сторонам и процессам дуального образования, включая распределение зон ответственности между предприятием и образовательной организацией).
Положение «О наставничестве» П-П 03.2.044 от 31.03.2017 (определяет понятийный аппарат наставничества, функционал категорий наставников и структурных подразделений предприятий, ответственных за реализацию наставничества).
Положение «О доплате за наставничество в Обществе» № П – П 03.2.049 от 28.04.2017 (устанавливает критерии результативности наставников по категориям и условия материального стимулирования наставников).
Регламент «Организация и проведение практик в Обществе» № П – Р 03.1006 от 31.03.2017 г. (описывает все процессы практик, регламентирует сквозную ответственность участников процесса практик со стороны предприятия и колледжа; содержит методические формы выдачи и оценки заданий, методики сведения данных по результатам практического обучения и обратной связи от наставников по каждому практиканту).
Положение «Об обучении студентов ГАПОУ СО «ПМК» в рамках корпоративной образовательной программы «ББМ» № № П - П 03.2.024 от 15.04.2019 г. (описывает механизм целевого обучения студентов, включая условия отбора кандидатов и и порядка заключения договоров целевого обучения) (Приложение 4).
Положение «О предоставлении мер социальной поддержки студентам ГАПОУ СО «ПМК», обучающимся в рамках корпоративной образовательной программы «ББМ» № П - П 03.2.072/1 от 30.08.2019 г. (устанавливает виды и нормы материальной поддержки студентам ББМ, заключивших договора целевого обучения).
Критерии результативности
Критерии:
-
Количество студентов, обучающихся по Программе ББМ;
-
Количество наставников отобранных, подготовленных и фактически сопровождающих практическую подготовку студентов ББМ;
-
Количество договоров о целевом обучении;
-
Экономия бюджета Департамента по реализации Программы ББМ;
-
Доля трудоустроенных студентов;
-
Динамика роста эффективности Программы ББМ.
-
Данные о результативности
-
Общее количество студентов колледжей, обучающихся в 2019–2020 учебном году по Программе ББМ, составляет 1770 человек.
-
Отобрано 888 наставников, 414 из них прошли подготовку, участвуют в наставничестве студентов ББМ 371 человек.
-
Заключено 366 договоров о целевом обучении студентов.
-
Экономия бюджета Департамента по реализации Программы ББМ составила в части прямых затрат на производственное обучение студентов 25%.
-
В целом эффективность программы повысилась на 40%, т. к. работодатель получил гарантии трудоустройства выпускников практически до 100%.
Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации
Риск 1: Недостаточная профессиональная подготовка и/или мотивация студентов в процессе обучения.
Решение №1: Решение о заключении договоров целевого обучения со студентами принимается после окончания 1-го курса обучения, по итогам прохождения процедуры рейтингования.
Решение №2: Сформирована система оказания мер социальной поддержки и стимулирования со стороны Компании, предполагающая выплату повышенной стипендии лидерам рейтинга, а также всесторонний контроль учебной дисциплины студентов (прогулы и задолженности сразу влияют на рейтинг, со стороны колледжа контроль и корректирующие меры осуществляются классным руководителем и воспитательной службой, а со стороны предприятия – мастерами производственного обучения, наставниками в цехах и «классными папами»).
Решение №3. Сформирована система информационно-консультационной поддержки студентов и их родителей
Алгоритм внедрения практики
Алгоритм реализации практики целевого обучения включает в себя 5 основных этапов:
1. Подготовительный этап: формирование локальной нормативной базы целевого обучения.
2. Этап информирования заинтересованных сторон.
3. Отборочный этап №1.
Связан со сбором заявлений от студентов.
4. Отборочный этап №2
Проводится в форме фасилитационной сессии «Супермаркет ББМ»
5. Итоги работы отборочной комиссии
Итоги подводятся в формате рабочей сессии и заканчиваются утверждением списка целевых студентов по каждому цеху.
Организация работы с наставниками осуществляется в несколько этапов:
1 этап: Отбор
2 этап: Информирование и вовлечение наставников.
3 этап: Распределение студентов
4 этап: Подготовка наставников
Данные о тиражировании
В рамках открытых курсов «Внедрение системы дуального образования для подготовки производственного персонала», реализуемого Центром подготовки персонала АО «ПНТЗ», проводится обучение представителей внешних компаний и образовательных организаций по вопросам внедрения дуального образования, Института наставничества и механизма целевого обучения студентов, обучающихся по программам СПО.