Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

«Будущее белой металлургии»

Номинация
Дуальное и целевое обучение
Год внедрения
2019
Субъект РФ
Свердловская область
Организация
АНО «Институт Развития Дуального Образования»
Ответственное лицо
Смирнов Алексей Андреевич,

Директор АНО «Институт Развития Дуального Образования»

smirnov@bbmprof.ru 

Аннотация

Основной проблемой подготовки квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием является существенный разрыв результатов их подготовки с требованиями производства. Практика Группы ЧТПЗ обеспечивает реализацию дуальной модели подготовки кадров с использованием механизмов целевого обучения и наставничества, предусматривает четко регламентированную организацию практической подготовки. Практика будет востребована предприятиями, реализующими профессиональные образовательные программы совместно с организациями СПО (модель дуального обучения).

Актуальность

Решение проблемы экономической эффективности процесса подготовки и динамики показателей трудоустройства выпускников на предприятие потребовало поиска новых инструментов управления корпоративной образовательной программой «Будущее Белой металлургии» (далее – Программа ББМ).

Введение целевого обучения в практику подготовки студентов определило новые подходы к управлению образовательным процессом и к отбору студентов для входа в Программу ББМ, а фундаментальные преобразования и развитие института Наставничества, адаптированного к условиям реализации программы дуального обучения,  позволили существенным образом повысить эффективность Программы ББМ.

Цель и задачи

Цель: повышение эффективности корпоративной образовательной программы «Будущее Белой металлургии» через выстраивание партнерских отношений между предприятием и образовательной организацией (дуальное обучение), а также обеспечение адаптации трудоустройства студентов, заключивших с работодателем договоры целевого обучения.

Задачи:

  1. Разработка и внедрение локальной нормативной базы целевого обучения студентов.

  2. Организация информационной кампании среди студентов и их родителей по реализации системы целевого обучения.

  3. Адаптация основных образовательных программ СПО в соответствии с требованиями производства.

  4. Модернизация организационно-функциональной системы наставничества.

  5. Формирование системы оценки и отбора студентов для входа в программу дуального обучения с привлечением наставников-кураторов от производства («классных пап»).

  6. Формирование пула подготовленных наставников для реализации Программы ББМ.

Средства и способы реализации практики

Целевое обучение

Процессная модель целевого обучения включает в себя три основных этапа:

  1. Этап отбора и заключения целевых договоров со студентами, на основании результатов рейтинговой оценки студентов;

  2. Этап обучения студентов.

  3. Этап трудоустройства студентов.

Алгоритм реализации практики целевого обучения (Приложение 1) включает в себя 5 основных этапов:

1. Подготовительный этап: формирование локальной нормативной базы целевого обучения.

На данном этапе формируется производственный заказ и основные локальные нормативные документы, регламентирующие процессы заключения целевых договоров, оценки и отбора студентов.

2. Этап информирования заинтересованных сторон.

На втором этапе организована система родительских собраний и студенческих брифингов для информирования потенциальных участников о программах целевого обучения.

3. Отборочный этап №1.

Связан со сбором заявлений от студентов, подготовкой заседания отборочной комиссии и формированием именных карточек студентов, содержащих данные, необходимые для отбора.

4. Отборочный этап №2

Проводится в форме фасилитационной сессии «Супермаркет ББМ», на котором рабочие группы представителей цехов, просматривают карточки студентов и отбирают соответствующую их заказу группу целевиков.

5. Итоги работы отборочной комиссии

Итоги подводятся в формате рабочей сессии и заканчиваются утверждением списка целевых студентов по каждому цеху.

Алгоритм внедрения механизма целевого обучения представлен в Приложении 1.

Институт наставничества (Приложение 23)

Наставничество – это непрерывно функционирующая система преемственности профессионализма, ответственности и ценностей Компании, способствующая повышению эффективности бизнеса.

Наставник – это человек, обладающий всей полнотой знаний:

  • собственной профессии

  • отрасли и ее истории

  • производства

  • культуры (философии Белой Металлургии), способный передать эти знания ответственно и с любовью.

Категории наставников

Особенность практики - работа команды наставников, включающей специалистов разного уровня - начальника участка или смены, мастер участка, бригадира, рабочего, за каждым из которых закреплен свой функционал.

Наставник (должностной уровень – начальник участка или начальник смены) – осуществляет разработку и согласование планов практики /стажировки, распределение работы, обеспечивает качество подготовки практикантов / стажеров.

Мастер-инструктор (должностной уровень – мастер участка, бригадир) – осуществляет разработку, выдачу, проверку и оценку качества выполнения практических заданий практикантом под руководством инструктора.

Инструктор (должностной уровень – рабочий) – выдает практические задания, контролирует и оценивает их выполнение практикантами /стажерами/ обучающимися.

Куратор группы от производства («Классный папа») (должностной уровень – начальник цеха, заместитель начальница цеха) – следит за успеваемостью и посещаемостью студентов, организует развивающие мероприятия, участвует в родительских собраниях, прививает любовь к компании, является проводником философии Белой Металлургии.

Для каждой категории наставников на производстве в Группе ЧТПЗ разработан профиль (описание компетенций и их требуемые уровни), основанные на корпоративной модели компетенций рабочих, специалистов и руководителей.

Организация работы с наставниками осуществляется в несколько этапов:

1 этап: Отбор

Работники, соответствующие необходимому уровню корпоративной модели компетенций и рекомендованные руководителем подразделения, вносятся в пул наставников.

2 этап: Информирование и вовлечение наставников.

После проведения курса информирования проводится оценка способностей и личной мотивации работников осуществлять наставничество; заключаются внутренние договоры с наставниками.

3 этап: Распределение студентов

Закрепление студентов за конкретными наставниками. В среднем, на каждого наставника приходится ежегодно до 20 студентов, на мастера-наставника до 6 студентов, на инструктора один-два студента. На одного куратора группы – «классного папу» - приходится, в среднем, 25 студентов (одна академическая группа).

4 этап: Подготовка наставников

Программа обучения наставников состоит из трех (для инструкторов – из четырех) модулей (в зависимости от категории наставников объем модулей в часах был различным), максимальный объем учебного курса составляет 80 часов:

  • тренинг «Наставник-Лидер»;

  • семинар «Обучение безопасным способам производства»;

  • семинар «Организация практик. Роль наставника»;

  • курс педагогического минимума «Андрагогика» (для инструкторов, в соответствии с лицензионными требованиями по профессиональному обучению).

Оценка результативности деятельности проводится по ряду критериев и делится на:

  • текущую (ежемесячную) оценку;

  • оценку по итогам периода практик.

Методика материального стимулирования наставников

Методика предполагает текущее и итоговое поощрение (после соответствующей оценки и документирования результата) наставников. Чем выше категория наставников, тем больше его оценка и стимулирование зависит от конечного результата – достижение планового уровня квалификации и трудоустройства выпускника.

Финансовая модель практики

Финансирование практики осуществляется за счет Компании. Основной статьей расходов на первом этапе запуска практики является обучение наставников категорий «наставник» и «мастер-инструктор» с привлечением внешних специалистов. Далее обучение наставников реализуется полностью ресурсами внутренних тренеров и штатных специалистов АО «ПНТЗ» и ПАО «ЧТПЗ».На втором этапе остается одна статься расходов - система стимулирующих выплат наставникам. 

В процесс реализации практики привлекаются сотрудники Департамента по реализации Программы «ББМ» АО «ПНТЗ» и цехов в рамках своих должностных обязанностей.

Финансовая модель практики обеспечивает экономию прямых затрат на обучение студентов на 25%, а эффективность реализации программы повышается на 40%, т. к. работодатель получает гарантии практически 100% трудоустройства выпускников.

Нормативная база практики

Корпоративный Стандарт «Управление системой дуального образования. Требования» № П - СТО 02.2.006 от 16.10.2017 (описывает процессную модель дуального образования, устанавливает требования к участникам, заинтересованным сторонам и процессам дуального образования, включая распределение зон ответственности между предприятием и образовательной организацией).

Положение «О наставничестве» П-П 03.2.044 от 31.03.2017 (определяет понятийный аппарат наставничества, функционал категорий наставников и структурных подразделений предприятий, ответственных за реализацию наставничества).

Положение «О доплате за наставничество в Обществе» № П – П 03.2.049 от 28.04.2017 (устанавливает критерии результативности наставников по категориям и условия материального стимулирования наставников).

Регламент «Организация и проведение практик в Обществе» № П – Р 03.1006 от 31.03.2017 г. (описывает все процессы практик, регламентирует сквозную ответственность участников процесса практик со стороны предприятия и колледжа; содержит методические формы выдачи и оценки заданий, методики сведения данных по результатам практического обучения и обратной связи от наставников по каждому практиканту).

Положение «Об обучении студентов ГАПОУ СО «ПМК» в рамках корпоративной образовательной программы «ББМ» № № П - П 03.2.024 от 15.04.2019 г. (описывает механизм целевого обучения студентов, включая условия отбора кандидатов и и порядка заключения договоров целевого обучения) (Приложение 4).

Положение «О предоставлении мер социальной поддержки студентам ГАПОУ СО «ПМК», обучающимся в рамках корпоративной образовательной программы «ББМ» № П - П 03.2.072/1 от 30.08.2019 г. (устанавливает виды и нормы материальной поддержки студентам ББМ, заключивших договора целевого обучения).

Критерии результативности

Критерии:

  • Количество студентов, обучающихся по Программе ББМ;

  • Количество наставников отобранных, подготовленных и фактически сопровождающих практическую подготовку студентов ББМ;

  • Количество договоров о целевом обучении;

  • Экономия бюджета Департамента по реализации Программы ББМ;

  • Доля трудоустроенных студентов;

  • Динамика роста эффективности Программы ББМ.

  1.  Данные о результативности 

  1. Общее количество студентов колледжей, обучающихся в 2019–2020 учебном году по Программе ББМ, составляет 1770 человек.

  2. Отобрано 888 наставников, 414 из них прошли подготовку, участвуют в наставничестве студентов ББМ 371 человек.

  3. Заключено 366 договоров о целевом обучении студентов.

  4. Экономия бюджета Департамента по реализации Программы ББМ составила в части прямых затрат на производственное обучение студентов 25%.

  5. В целом эффективность программы повысилась на 40%, т. к. работодатель получил гарантии трудоустройства выпускников практически до 100%.


Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации

Риск 1: Недостаточная профессиональная подготовка и/или мотивация студентов в процессе обучения.

Решение №1: Решение о заключении договоров целевого обучения со студентами принимается после окончания 1-го курса обучения, по итогам прохождения процедуры рейтингования.

Решение №2: Сформирована система оказания мер социальной поддержки и стимулирования со стороны Компании, предполагающая выплату повышенной стипендии лидерам рейтинга, а также всесторонний контроль учебной дисциплины студентов (прогулы и задолженности сразу влияют на рейтинг, со стороны колледжа контроль и корректирующие меры осуществляются классным руководителем и воспитательной службой, а со стороны предприятия – мастерами производственного обучения, наставниками в цехах и «классными папами»).

Решение №3. Сформирована система информационно-консультационной поддержки студентов и их родителей

Алгоритм внедрения практики

Алгоритм реализации практики целевого обучения включает в себя 5 основных этапов:

1. Подготовительный этап: формирование локальной нормативной базы целевого обучения.

2. Этап информирования заинтересованных сторон.

3. Отборочный этап №1.

Связан со сбором заявлений от студентов.

4. Отборочный этап №2

Проводится в форме фасилитационной сессии «Супермаркет ББМ»

5. Итоги работы отборочной комиссии

Итоги подводятся в формате рабочей сессии и заканчиваются утверждением списка целевых студентов по каждому цеху.

Организация работы с наставниками осуществляется в несколько этапов:

1 этап: Отбор

2 этап: Информирование и вовлечение наставников.

3 этап: Распределение студентов

4 этап: Подготовка наставников

Данные о тиражировании

В рамках открытых курсов «Внедрение системы дуального образования для подготовки производственного персонала», реализуемого Центром подготовки персонала АО «ПНТЗ», проводится обучение представителей внешних компаний и образовательных организаций по вопросам внедрения дуального образования, Института наставничества и механизма целевого обучения студентов, обучающихся по программам СПО.



Учредители