Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

«Будущее белой металлургии»

Номинация
Дуальное и целевое обучение
Год внедрения
2019
Субъект РФ
Свердловская область
Организация
АНО «Институт Развития Дуального Образования»

Аннотация

Основной проблемой подготовки квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием является существенный разрыв результатов их подготовки с требованиями производства. Практика Группы ЧТПЗ обеспечивает реализацию дуальной модели подготовки кадров с использованием механизмов целевого обучения и наставничества, предусматривает четко регламентированную организацию практической подготовки. Практика будет востребована предприятиями, реализующими профессиональные образовательные программы совместно с организациями СПО (модель дуального обучения).

Актуальность

Решение проблемы экономической эффективности процесса подготовки и динамики показателей трудоустройства выпускников на предприятие потребовало поиска новых инструментов управления корпоративной образовательной программой «Будущее Белой металлургии» (далее – Программа ББМ).

Введение целевого обучения в практику подготовки студентов определило новые подходы к управлению образовательным процессом и к отбору студентов для входа в Программу ББМ, а фундаментальные преобразования и развитие института Наставничества, адаптированного к условиям реализации программы дуального обучения,  позволили существенным образом повысить эффективность Программы ББМ.

Цель и задачи

Цель: повышение эффективности корпоративной образовательной программы «Будущее Белой металлургии» через выстраивание партнерских отношений между предприятием и образовательной организацией (дуальное обучение), а также обеспечение адаптации трудоустройства студентов, заключивших с работодателем договоры целевого обучения.

Задачи:

  1. Разработка и внедрение локальной нормативной базы целевого обучения студентов.

  2. Организация информационной кампании среди студентов и их родителей по реализации системы целевого обучения.

  3. Адаптация основных образовательных программ СПО в соответствии с требованиями производства.

  4. Модернизация организационно-функциональной системы наставничества.

  5. Формирование системы оценки и отбора студентов для входа в программу дуального обучения с привлечением наставников-кураторов от производства («классных пап»).

  6. Формирование пула подготовленных наставников для реализации Программы ББМ.

Средства и способы реализации практики

Целевое обучение

Процессная модель целевого обучения включает в себя три основных этапа:

  1. Этап отбора и заключения целевых договоров со студентами, на основании результатов рейтинговой оценки студентов;

  2. Этап обучения студентов.

  3. Этап трудоустройства студентов.

Алгоритм реализации практики целевого обучения (Приложение 1) включает в себя 5 основных этапов:

1. Подготовительный этап: формирование локальной нормативной базы целевого обучения.

На данном этапе формируется производственный заказ и основные локальные нормативные документы, регламентирующие процессы заключения целевых договоров, оценки и отбора студентов.

2. Этап информирования заинтересованных сторон.

На втором этапе организована система родительских собраний и студенческих брифингов для информирования потенциальных участников о программах целевого обучения.

3. Отборочный этап №1.

Связан со сбором заявлений от студентов, подготовкой заседания отборочной комиссии и формированием именных карточек студентов, содержащих данные, необходимые для отбора.

4. Отборочный этап №2

Проводится в форме фасилитационной сессии «Супермаркет ББМ», на котором рабочие группы представителей цехов, просматривают карточки студентов и отбирают соответствующую их заказу группу целевиков.

5. Итоги работы отборочной комиссии

Итоги подводятся в формате рабочей сессии и заканчиваются утверждением списка целевых студентов по каждому цеху.

Алгоритм внедрения механизма целевого обучения представлен в Приложении 1.

Институт наставничества (Приложение 23)

Наставничество – это непрерывно функционирующая система преемственности профессионализма, ответственности и ценностей Компании, способствующая повышению эффективности бизнеса.

Наставник – это человек, обладающий всей полнотой знаний:

  • собственной профессии

  • отрасли и ее истории

  • производства

  • культуры (философии Белой Металлургии), способный передать эти знания ответственно и с любовью.

Категории наставников

Особенность практики - работа команды наставников, включающей специалистов разного уровня - начальника участка или смены, мастер участка, бригадира, рабочего, за каждым из которых закреплен свой функционал.

Наставник (должностной уровень – начальник участка или начальник смены) – осуществляет разработку и согласование планов практики /стажировки, распределение работы, обеспечивает качество подготовки практикантов / стажеров.

Мастер-инструктор (должностной уровень – мастер участка, бригадир) – осуществляет разработку, выдачу, проверку и оценку качества выполнения практических заданий практикантом под руководством инструктора.

Инструктор (должностной уровень – рабочий) – выдает практические задания, контролирует и оценивает их выполнение практикантами /стажерами/ обучающимися.

Куратор группы от производства («Классный папа») (должностной уровень – начальник цеха, заместитель начальница цеха) – следит за успеваемостью и посещаемостью студентов, организует развивающие мероприятия, участвует в родительских собраниях, прививает любовь к компании, является проводником философии Белой Металлургии.

Для каждой категории наставников на производстве в Группе ЧТПЗ разработан профиль (описание компетенций и их требуемые уровни), основанные на корпоративной модели компетенций рабочих, специалистов и руководителей.

Организация работы с наставниками осуществляется в несколько этапов:

1 этап: Отбор

Работники, соответствующие необходимому уровню корпоративной модели компетенций и рекомендованные руководителем подразделения, вносятся в пул наставников.

2 этап: Информирование и вовлечение наставников.

После проведения курса информирования проводится оценка способностей и личной мотивации работников осуществлять наставничество; заключаются внутренние договоры с наставниками.

3 этап: Распределение студентов

Закрепление студентов за конкретными наставниками. В среднем, на каждого наставника приходится ежегодно до 20 студентов, на мастера-наставника до 6 студентов, на инструктора один-два студента. На одного куратора группы – «классного папу» - приходится, в среднем, 25 студентов (одна академическая группа).

4 этап: Подготовка наставников

Программа обучения наставников состоит из трех (для инструкторов – из четырех) модулей (в зависимости от категории наставников объем модулей в часах был различным), максимальный объем учебного курса составляет 80 часов:

  • тренинг «Наставник-Лидер»;

  • семинар «Обучение безопасным способам производства»;

  • семинар «Организация практик. Роль наставника»;

  • курс педагогического минимума «Андрагогика» (для инструкторов, в соответствии с лицензионными требованиями по профессиональному обучению).

Оценка результативности деятельности проводится по ряду критериев и делится на:

  • текущую (ежемесячную) оценку;

  • оценку по итогам периода практик.

Методика материального стимулирования наставников

Методика предполагает текущее и итоговое поощрение (после соответствующей оценки и документирования результата) наставников. Чем выше категория наставников, тем больше его оценка и стимулирование зависит от конечного результата – достижение планового уровня квалификации и трудоустройства выпускника.

Финансовая модель практики

Финансирование практики осуществляется за счет Компании. Основной статьей расходов на первом этапе запуска практики является обучение наставников категорий «наставник» и «мастер-инструктор» с привлечением внешних специалистов. Далее обучение наставников реализуется полностью ресурсами внутренних тренеров и штатных специалистов АО «ПНТЗ» и ПАО «ЧТПЗ».На втором этапе остается одна статься расходов - система стимулирующих выплат наставникам. 

В процесс реализации практики привлекаются сотрудники Департамента по реализации Программы «ББМ» АО «ПНТЗ» и цехов в рамках своих должностных обязанностей.

Финансовая модель практики обеспечивает экономию прямых затрат на обучение студентов на 25%, а эффективность реализации программы повышается на 40%, т. к. работодатель получает гарантии практически 100% трудоустройства выпускников.

Нормативная база практики

Корпоративный Стандарт «Управление системой дуального образования. Требования» № П - СТО 02.2.006 от 16.10.2017 (описывает процессную модель дуального образования, устанавливает требования к участникам, заинтересованным сторонам и процессам дуального образования, включая распределение зон ответственности между предприятием и образовательной организацией).

Положение «О наставничестве» П-П 03.2.044 от 31.03.2017 (определяет понятийный аппарат наставничества, функционал категорий наставников и структурных подразделений предприятий, ответственных за реализацию наставничества).

Положение «О доплате за наставничество в Обществе» № П – П 03.2.049 от 28.04.2017 (устанавливает критерии результативности наставников по категориям и условия материального стимулирования наставников).

Регламент «Организация и проведение практик в Обществе» № П – Р 03.1006 от 31.03.2017 г. (описывает все процессы практик, регламентирует сквозную ответственность участников процесса практик со стороны предприятия и колледжа; содержит методические формы выдачи и оценки заданий, методики сведения данных по результатам практического обучения и обратной связи от наставников по каждому практиканту).

Положение «Об обучении студентов ГАПОУ СО «ПМК» в рамках корпоративной образовательной программы «ББМ» № № П - П 03.2.024 от 15.04.2019 г. (описывает механизм целевого обучения студентов, включая условия отбора кандидатов и и порядка заключения договоров целевого обучения) (Приложение 4).

Положение «О предоставлении мер социальной поддержки студентам ГАПОУ СО «ПМК», обучающимся в рамках корпоративной образовательной программы «ББМ» № П - П 03.2.072/1 от 30.08.2019 г. (устанавливает виды и нормы материальной поддержки студентам ББМ, заключивших договора целевого обучения).

Критерии результативности

Критерии:

  • Количество студентов, обучающихся по Программе ББМ;

  • Количество наставников отобранных, подготовленных и фактически сопровождающих практическую подготовку студентов ББМ;

  • Количество договоров о целевом обучении;

  • Экономия бюджета Департамента по реализации Программы ББМ;

  • Доля трудоустроенных студентов;

  • Динамика роста эффективности Программы ББМ.

  1.  Данные о результативности 

  1. Общее количество студентов колледжей, обучающихся в 2019–2020 учебном году по Программе ББМ, составляет 1770 человек.

  2. Отобрано 888 наставников, 414 из них прошли подготовку, участвуют в наставничестве студентов ББМ 371 человек.

  3. Заключено 366 договоров о целевом обучении студентов.

  4. Экономия бюджета Департамента по реализации Программы ББМ составила в части прямых затрат на производственное обучение студентов 25%.

  5. В целом эффективность программы повысилась на 40%, т. к. работодатель получил гарантии трудоустройства выпускников практически до 100%.


Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации

Риск 1: Недостаточная профессиональная подготовка и/или мотивация студентов в процессе обучения.

Решение №1: Решение о заключении договоров целевого обучения со студентами принимается после окончания 1-го курса обучения, по итогам прохождения процедуры рейтингования.

Решение №2: Сформирована система оказания мер социальной поддержки и стимулирования со стороны Компании, предполагающая выплату повышенной стипендии лидерам рейтинга, а также всесторонний контроль учебной дисциплины студентов (прогулы и задолженности сразу влияют на рейтинг, со стороны колледжа контроль и корректирующие меры осуществляются классным руководителем и воспитательной службой, а со стороны предприятия – мастерами производственного обучения, наставниками в цехах и «классными папами»).

Решение №3. Сформирована система информационно-консультационной поддержки студентов и их родителей

Алгоритм внедрения практики

Алгоритм реализации практики целевого обучения включает в себя 5 основных этапов:

1. Подготовительный этап: формирование локальной нормативной базы целевого обучения.

2. Этап информирования заинтересованных сторон.

3. Отборочный этап №1.

Связан со сбором заявлений от студентов.

4. Отборочный этап №2

Проводится в форме фасилитационной сессии «Супермаркет ББМ»

5. Итоги работы отборочной комиссии

Итоги подводятся в формате рабочей сессии и заканчиваются утверждением списка целевых студентов по каждому цеху.

Организация работы с наставниками осуществляется в несколько этапов:

1 этап: Отбор

2 этап: Информирование и вовлечение наставников.

3 этап: Распределение студентов

4 этап: Подготовка наставников

Данные о тиражировании

В рамках открытых курсов «Внедрение системы дуального образования для подготовки производственного персонала», реализуемого Центром подготовки персонала АО «ПНТЗ», проводится обучение представителей внешних компаний и образовательных организаций по вопросам внедрения дуального образования, Института наставничества и механизма целевого обучения студентов, обучающихся по программам СПО.



Учредители