Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

Мое будущее – «Газпром трансгаз Екатеринбург»!

Номинация
От профессионального выбора к успешной карьере
Год внедрения
2017
Субъект РФ
Свердловская область
Организация
Организация: ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»
Ответственное лицо
ФИО: Стаценко Елена Владимировна
Должность: Ведущий инженер отдела кадров, трудовых отношений и социального развития
Тел: +7 (343) 287-22-06
Email: E.Statsenko@ekaterinburg-tr.gazprom.ru

Аннотация:

В ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» создана система профориентационной работы со школьниками (9-11 кл.) и студентами. Единая профориентационная среда «школа - вуз (ПОО) – предприятие» обеспечивает погружение обучающихся в профессиональный контекст и корпоративную культуру предприятия. Результат – высокомотивированные выпускники, осознанно выбравшие профессиональный путь, соответствующие квалификационным требованиям предприятия и требующие минимального периода адаптации для вхождения в должность.

Актуальность

ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» (далее – Общество) является газотранспортным предприятием единой системы газоснабжения Российской Федерации, обслуживающее магистральные газопроводы и газопроводы отводы. В зону ответственности предприятия входит 4 субъекта федерации (Свердловская, Челябинская, Курганская и Оренбургская области). Главной задачей предприятия является обеспечение надежности и безаварийности газотранспортной системы газопроводов. Для успешного функционирования и развития Общества существенное значение имеет его своевременное обеспечение необходимыми квалифицированными кадрами, заинтересованными в работе по избранной специальности именно в структурных подразделениях Общества. В связи с отдалением от крупных городов части филиалов Общества, подобрать специалистов с профильным образованием и требуемой квалификацией на рынке труда в зоне деятельности этих филиалов - практически невозможно.

Актуальность проблемы качественного и своевременного комплектования персоналом структурные подразделения Общества и стала основной причиной разработки и внедрения на предприятии системы профориентационной работы со школьниками и целевой подготовки студентов.

Цель и задачи

Цель практики: создание перспективного (мобильного) кадрового резерва в соответствии с требованиями Общества.

Задачи практики:

  1. определение направлений, форм взаимодействия Общества с образовательными организациями различного типа и уровня;

  2. формирование у школьников представления о ценности инженерного труда, ранняя профессиональная ориентация на инженерные профессии;

  3. создание условий для профессионального самоопределения школьников;

  4. ознакомление обучающихся с историей, корпоративной культурой, спецификой деятельности Общества, профильными учебными заведениями, основными специальностями и профессиями, востребованными в Обществе;

  5. отбор наиболее перспективных учащихся школ для направления на целевое обучение от Общества;

  6. отбор целевых студентов, обучающихся в организациях среднего профессионального и высшего образования, для трудоустройства в филиалы Общества;

  7. формирование и развитие профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков целевых студентов Общества, необходимых для успешной работы в Обществе;

  8. проведение адаптационных мероприятий для целевых студентов Общества.

Средства и способы реализации практики.

Выполнение стоящих перед Обществом задач невозможно без конкурентоспособного, высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива, эффективно решающего весь спектр задач, стоящих перед ним. Один из этапов решения этой задачи – начало подготовки кадрового резерва – квалифицированных, компетентных и мотивированных работников – как можно раньше, а именно со школьной скамьи.

В Обществе накоплен многолетний опыт проведения профориентационной работы, на основе которого разработана новая модель формирования кадрового резерва – комплекс профориентационных мероприятий для школьников и целевых студентов Общества.

Для управления процессом подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала с 2006 года на предприятии внедрена Концепция обучения, развития и профессионального роста персонала ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», позволяющая своевременно реагировать на изменения потребностей производства. Действующая в рамках концепции Корпоративная образовательная среда в Обществе позволяет охватить не только все категории персонала, но и потенциальных кандидатов и включает в себя два направления: «Школу профессиональной ориентации молодежи» и «Школу подготовки нового персонала».

Направление 1. «Школа профессиональной ориентации молодежи» (Школа ПрОМ).Аудитория Школы ПрОМ – учащиеся 9-11 классов школ, расположенных в регионах деятельности филиалов Общества.

Цели Школы ПрОМ:

  • осознанный выбор профессии школьниками;

  • мотивация учащихся на обучение в профильных учебных заведениях, по востребованным Обществом направлениям и дальнейшее трудоустройство в филиалы Общества;

  • отбор кандидатов в Базу данных кандидатов на целевое обучение.

Контроль над организацией и проведением профориентационной работы со школьниками по Обществу возлагается на заместителя генерального директора по управлению персоналом. Ответственность за организацию и проведение профориентационной работы в Обществе - на ОКТОиСР Администрации Общества. Специалист ОКТОиСР формирует план профориентационной работы Общества на год, доводит до филиалов и запрашивает план профориентационной работы каждого филиала, с указанием запланированных филиалом мероприятий, сроков проведения, ответственных, планируемое количество участников.

Ответственность за организацию и проведение профориентационной работы в филиалах Общества возлагается на заместителей начальников филиалов по общим вопросам и специалистов по кадрам. Приказом руководителя филиала ответственность за организацию и проведение отдельного профориентационного мероприятия может быть возложена и на других работников филиала.

Профессиональная ориентация учащихся в рамках Школы ПрОМ реализуется через комплекс мероприятий, направленных на информирование, привлечение, выявление и отбор потенциальных кандидатов в Базу данных.

Информирование учащихся.

Школьники знакомятся с историей и корпоративной культурой, основными направлениями деятельности Общества, перспективой развития, инновационными технологиями, условиями труда работников, основными ценностями и традициями Общества, кадровой политикой Общества, деятельностью Совета молодых специалистов. Ребятам рассказывают о профессиях и специальностях, востребованных в Обществе, профильных направлениях обучения и профильных учебных заведениях (профинформационная презентация для школьников представлена в Приложении 1).

Мероприятия по информированию учащихся в филиалах организуют и проводят специалисты по кадрам (инженеры по подготовке кадров) совместно с производственными отделами, службами Общества. К профориентационной работе привлекаются и молодые специалисты только что пришедшие в филиал, и молодые работники, проработавшие несколько лет, высококвалифицированные специалисты и ветераны газовой отрасли, стоявшие у истоков становления филиала.

Для информирования учащихся в Обществе проводятся:

1) «День ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург». На производственную площадку филиала приглашаются все желающие ученики 9-11 классов подшефных школ филиалов.

В программу «Дня ООО «ГТЕ» входит демонстрация информационных роликов о филиале, общение с ведущими специалистами, квалифицированными рабочими, круглый стол с руководством филиала. Организуются ознакомительные экскурсии по основным службам, участкам, отделам, рабочим местам. В случае заинтересованности школьника конкретным направлением деятельности, применяется индивидуальный подход. В конце мероприятия участникам раздают информационные материалы об Обществе, востребованных профессиях, учебных заведениях и т.п.

2) Интерактивная игра-квест «Давайте знакомиться!» - проходит на базе детского оздоровительного лагеря «Прометей» (лагерь состоит на балансе Общества), в период летних каникул (на 4 смене).

Участники игры: учащиеся 14-17 лет, находящиеся на отдыхе в детском оздоровительном лагере «Прометей». Организаторы: специалисты ОКТОиСР и молодые специалисты из филиалов Общества.

Структура игры: вводная часть – информационная, основная часть состоит из этапов, каждый этап представляет собой презентацию либо основной службы, либо профессии, затем участники выполняют практическое задание в пределах полученной ранее информации. Например, особенности работы проектировщика ребята постигали посредством «игры в паззлы», водителя колонны - управляя игрушечными автомобилями, также им пригодились знания математики и физики – для расчета количества газа в газопроводе или объема сжиженного природного газа, необходимого для отопления населенных пунктов. Помимо этого в программу игры входит проведение интеллектуальной викторины «Брейн-ринг», в круг вопросов викторины обязательно включаются вопросы о газовой отрасли в целом, об Обществе. Заключительная часть игры: команды готовят презентацию, выступление по заданной тематике. В конце мероприятия участники имеют возможность задать интересующие их вопросы специалистам ОКТОиСР, молодым специалистам и руководству Общества.

Профориентационные квесты так же проводятся и в филиалах Общества.

3) Слет учащихся подшефных школ ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» (далее – Слет) проводится в целях содействия эффективной ориентации учащихся подшефных школ, расположенных в регионах присутствия филиалов Общества. Место проведения – база отдыха «Прометей», в период весенних каникул. В 2017 г. в Слёте приняли участие 70 школьников из 4 областей. В программу Слета были включены профориентационно-информационные мероприятия, встречи с представителями Общества, проф-тренинг с специалистом по профориентации, спортивные и культурные мероприятия для участников (программа слета представлена в Приложении 2).

4) Пришкольные летние лагеря с профессиональной направленностью в подшефных школах, где для школьников проводятся профориентационные мероприятия (экскурсии, встречи со специалистами, профориентационные квесты, кружки), а также организуется их участие в социальных акциях филиалов. К примеру: обновление детских площадок в поселках газовиков, в детских садиках, озеленение, уборка территории на базах отдыха, принадлежащих Обществу, детских садиках и др. Тем самым, еще учась в школе, ребята приобщаются к традициям, существующим в Обществе.

Вовлечение в профориентационную работу всех заинтересованных субъектов.

Система профориентационной работы реализуется на базе подшефных школ, с участием педагогов, учащихся и их родителей.

1) Проект «Газпром-класс» (Приложение 3).

Газпром-классы - это сформированные на конкурсной основе группы учащихся 10-11-х классов Школы для углубленной профильной подготовки в целях последующего получения высшего образования по специальностям, соответствующим профилю основных видов деятельности Общества и дальнейшего трудоустройства в структурные подразделения Обществ.

Проект функционирует в рамках Политики управления человеческими ресурсами ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций.

В 2016 году по инициативе Общества и МАОУ СОШ № 53 г. Екатеринбурга на базе школы был открыт Газпром-класс (10 кл.) Проведены отборочные мероприятия среди кандидатов на участие в проекте. Обществом и школой заключено двустороннее соглашение о взаимодействии. В дальнейшем предполагается привлечь к реализации проекта вузы. Специалистами Общества был разработан дизайн учебного класса, осуществлен ремонт. Кабинет оснащен современным оборудованием, имиджевыми и информационными стендами. Разработан и утвержден план работы Газпром-класса на два года (Приложение 4). В программу включены не только проведение производственных экскурсий, встречи со специалистами, но и участие школьников в корпоративных культурных и спортивных мероприятий Общества.

2) Взаимодействие с общеобразовательными школами, находящимися в регионах деятельности филиалов:

  • Поддержание материально-технической базы в школах через программу благотворительности.

  • Участие специалистов Общества в учебном процессе. К примеру, по инициативе одного из филиалов Общества в подшефной школе организован кружок авиамоделирования, так же специалисты филиалов проводят профориентационные уроки для школьников.

  • Организация и проведение совместных информационных встреч в школах представителей Общества с учителями, учащимися и их родителями. На инфовстречах специалисты Общества рассказывают о самом Обществе, о профориентационных мероприятиях, о возможности целевого обучения по направлению от предприятия.

Выявление способных учеников.

В рамках этого направления проводятся мероприятия по оценке и развитию творческих способностей школьников, общеучебных компетенций, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей:

1) Олимпиады по основным школьным предметам (математика, физика, химия, русский язык/литература) для учащихся 10-11 классов подшефных проводятся ежегодно. Для разработки и проверки олимпиадных заданий заключается договор с учебной организацией. Задания направляются в филиалы Общества, где специалисты по кадрам организуют проведение олимпиады в соответствии с разработанной ОКТОиСР инструкцией (Приложение 5), сбор и направление выполненных работ в ОКТОиСР.

2) Интеллектуальные игры. Интеллектуальная игра «Эрудит» для учащихся 11-х классов, победителей олимпиады по профильным предметам. Игра «Эрудит» предоставляет возможность учащимся показать уровень своей эрудиции и продемонстрировать знания об ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург». Содержание вопросов игры ориентировано на знание школьной программы, а также истории, географии ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» и специфики производственной деятельности Общества.

3) Подготовительные курсы на базе УрФУ имени первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина (далее – УрФУ) по основным школьным предметам. Цель подобных курсов – углубленное изучение основных школьных предметов (математика, физика, русский язык), подготовка школьников к сдаче Единого государственного экзамена. Занятия проводятся в учебных аудиториях вуза. Преподаватели – сотрудники УрФУ.

4) Тестирование школьников. С будущими абитуриентами проводятся структурированные интервью на предмет оценки соответствия планируемой специальности и индивидуально-психологических особенностей личности.

Сбор информации об участниках и отбор кандидатов на целевое обучение.

Формирование Базы кандидатов на целевое обучение осуществляется на основании результатов проведенных мероприятий. Учитывается активность школьников в профориентационных мероприятиях, заинтересованность в работе в филиалах Общества, выбор будущего направления обучения и учебного заведения, результаты анкетирования, психологического тестирования, успеваемости в школе и т.п. Вся информация заносится в Базу данных, постоянно обновляется и используется при отборе кандидатов на целевое обучение.

За ведение Базы данных Общества - отвечает специалист ОКТОиСР Администрации Общества. Специалисты по кадрам филиалов Общества направляют ответственному специалисту ОКТОиСР информацию о проведенных в филиалах профмероприятиях, списки участников, отзывы о них, дают рекомендации о включении учащихся в Базу данных кандидатов на целевое обучение.

В начале учебного года объявляется конкурс кандидатов на целевое обучение. Информация направляется в филиалы и подшефные школы. Специалист ОКТОиСР формирует список кандидатов на целевое обучение, готовит краткую информацию по каждому кандидату (в том случае, если участник конкурса не включен в Базу данных, он обязан предоставить определенный пакет документов) и выносит на рассмотрение Комиссии Общества, которая состоит из заместителя генерального директора по управлению персоналом, специалистов ОКТОиСР. По результатам заседания Комиссии оформляется протокол, утверждается список кандидатов, прошедших отбор.

Направление 2. «Школа подготовки нового персонала».

  • своевременное обеспечение Общества необходимыми кадрами, обладающими заданными квалификационными характеристиками, соответствующими требованиям производства;
  • подготовка достойной смены ветеранам производства – молодых работников, обладающих высокой профессионально-трудовой мотивацией и чувством корпоративного патриотизма.

Работа по целевой подготовке нового персонала осуществляется в несколько этапов:

  1. Определение перспективных вакансий (вновь создаваемых или открывающихся в связи с планируемым выходом работников на пенсию, окончания срочного трудового договора). Исходя из потребности Общества - формируется заявка в вузы на требуемые направления обучения.
  2. Заключение с отобранными кандидатами договоров на целевое обучение.
  3. Присвоение студентам статуса «целевой студент» Общества. Студентам, заключившим договоры о целевом обучении, статус присваивается автоматически, с момента зачисления в вуз. Статус целевого студента может быть присвоен студентам, самостоятельно поступившим в высшее или среднее профессиональное образовательное учреждение на бюджетной или платной основе на любом курсе обучения. Отбор студентов для присвоения статуса осуществляется в соответствие с потребностью Общества в специалистах данного направления обучения.
  4. Профессиональное становление «целевых студентов».

С момента присвоения статуса целевого студента и до окончания обучения ведется непрерывная работа со студентами:

  • Организация адаптационных семинаров для студентов 2-3-х курсов по углубленному знакомству с производственным оборудованием на объектах транспорта газа. Студенты посещают производственные объекты, знакомятся со структурой предприятия, инновационными технологиями, общаются со специалистами и руководством филиалов, проходят тренинг на командообразование (Приложение 6).

  • Организация производственных и преддипломных практик с возможностью получения студентами представления о практической составляющей своей специальности, знакомства с трудовым коллективом. Целевые студенты проходят ознакомительную практику сразу после первого курса (длительность – 1 неделя). В программу ознакомительной практики входит общее знакомство с предприятием, локальными нормативными актами, корпоративной культурой и традициями, будущим рабочим местом.

  • Участие целевых студентов в ежегодной научно-технической конференции молодых специалистов и работников в качестве слушателей или докладчиков.

  • Кроме того, для получения полного представления производственного процесса параллельно с высшим образованием студенты проходят обучение по рабочим профессиям. Так, выпускники базовой кафедры «Турбины и двигатели» Уральского Федерального университета дополнительно к диплому о высшем профессиональном образовании получают квалификационные удостоверения Машиниста технологических компрессоров.

На сегодняшний день также реализуется программы обучения по рабочим профессиям «Монтер электрохимзащиты» и «Трубопроводчик линейный». В рамках взаимодействия с вузами обучение по указанным рабочим профессиям могут пройти не только целевые студенты, но и, по договоренности с профильными для Общества вузами, другие студенты. К примеру, на протяжении последних трех лет на базе УПЦ проходят обучение студенты Института химических технологий УрФУ по профессии «Монтер электрохимзащиты», студенты направления «Нефтегазовое дело» Тюменского индустриального университета по профессии «Трубопроводчик линейный». В дальнейшем, эти студенты могут также претендовать на присвоение статуса «целевой студент» Общества.

Обучение осуществляется в период летних каникул на базе Учебно-производственного центра – филиала Общества (далее – УПЦ) в два этапа. Первый этап (студенты 2 курса) – теоретическое обучение и отработка практических навыков на полномасштабных тренажерах в Челябинском отделении УПЦ, второй этап (студенты 3 курса) – практическая часть, студенты распределяются по филиалам и в течение месяца под руководством наставников отрабатывают и закрепляют практические умения и навыки.

Для оказания социальной поддержки и поощрения способных и перспективных целевых студентов по итогам сессии выплачивается стипендия от Общества.

ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» активно сотрудничает с профильными учебными заведениями высшего и среднего образования. С целью отбора лучших студентов вузов, заинтересованных в дальнейшем трудоустройстве в Общество, представители Общества принимают участие в Ярмарках вакансий, проводимых в вузах и профессиональных образовательных организациях, где студенты знакомятся с деятельностью Общества, получают информацию о вакансиях, а также возможности прохождения практики на предприятии. Заключены договоры о сотрудничестве с УрФУ, Тюменским индустриальным университетом, Российским государственным университетом нефти и газа имени И. М. Губкина.

Критерии результативности

  • Уровень информированности учащихся подшефных школ о направлениях деятельности Общества, востребованных профессиях, профильных учебных заведениях.

  • Доля школьников, осуществивших осмысленный выбор профессии.

  • Уровень мотивации кандидатов на работу по выбранной специальности в филиалах Общества.

  • Уровень подготовки целевых студентов.

  • Увеличение доли приема молодых специалистов в филиалы Общества.

  • Сокращение сроков адаптации молодых специалистов.

Данные о результативности

За годы реализации программы профориентационной работы со школьниками и целевыми студентами Общества удалось достичь следующих результатов:

  • Увеличилось количество учащихся, вовлеченных в профориентационную работу. Если раньше количество участников составляло 200-300 чел., то сейчас это 500 – 600 человек. Отбор кандидатов проходит на более качественном уровне

В 2018 году состоялся первый выпуск участников проекта «Газпром - класс»:

  • доля выпускников, выбравших для сдачи ЕГЭ предметы технической направленности, составила 88% от общего числа выпускников;

  • 16 выпускников (60% учащихся) Газпром – класса заключили с Обществом договор на целевое обучение в вузах.

  • Увеличилось количество студентов целевого обучения – в 2010 г. – 90 чел, в 2016 – 114 чел., в 2017 г. – 116 чел. Из них 85% обучаются на бюджетной основе, набрав высокие баллы при сдаче ЕГЭ и пройдя по конкурсу на бюджетные места.

  • Выявлена тенденция повышения уровня внутренней мотивации целевых студентов на работу по избранной специальности в филиалах Общества. Количество случаев не прибытия целевых студентов для трудоустройство в Общество составляет не более 10%, в основном по уважительным причинам.

  • Увеличилось количество принятых молодых специалистов (с 42 чел. в 2013 г. до 80 чел. в 2016 г.). Прибывшие для трудоустройства в филиалы молодые специалисты из числа целевых студентов обладают необходимым первоначальным уровнем профессиональных компетенций, знаниями и навыками.

  • Сократился срок адаптации на рабочих местах молодых специалистов из числа целевых студентов (6-12 месяцев).

Нормативная база практики

  • Концепция взаимодействия ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций с государственными образовательными организациями высшего образования, утв. заместителем Председателя Правления ПАО «Газпром» от 24.10.2016 № 349.

  • Положение о подготовке и обучении детей работников, выпускников 9-11 классов, за счет средств Общества в высших и средних профессиональных учебных заведениях Российской Федерации (Приложение 7).

  • Положение об организации и функционировании специализированного профильного класса «Газпром-класс».

  • Календарные планы деятельности профильных «Газпром-классов».

Учредители