Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

Вопросы и ответы

  • В соответствии с приказом Минтруда России от 19.12.2016 № 759н образовательная организация не может быть наделена полномочиями центра оценки квалификаций. Однако она может получить статус экзаменационного центра какого-либо центра оценки квалификации и стать местом проведения профессионального экзамена, в том числе в рамках промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся в форме демонстрационного экзамена, синхронизированного с независимой оценкой квалификации.

     

    Свернуть
  • В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации профессиональные стандарты необходимо использовать для определения требований к квалификации работников (статья 195.3), также они могут применяться для тарификации работ, присвоения тарифных разрядов с учетом уровня квалификации и установления системы оплаты труда (статьи 143, 144).

    Работодатель вправе использовать инструменты независимой оценки квалификации в целях отбора персонала для выполнения обозначенных трудовых функций. Особенно актуальной такая задача становится при обновлении технологий, ротации персонала, оптимизации деятельности нерентабельных участков. Также механизм независимой оценки может быть встроен в процессы аттестации, обучения и развития персонала.

    Независимая оценка квалификации позволяет выявить квалификационные дефициты, определить направления развития персонала. При назначении на должность свидетельство о квалификации является объективной оценкой уровня квалификации работника и становится одним из весомых аргументов для принятия решения. Для гражданина документ является доказательством профессиональной состоятельности и позволяет претендовать на конкретную должностную позицию.

    Свернуть
  • Развитие национальной системы квалификаций существенно влияет на процессы взаимодействия предприятий и образовательных организаций, т.к. появляются новые инструменты. Профессиональный стандарт становится основой для формирования требований к квалификации работников предприятий и выпускников образовательных организаций.

    Согласно законодательству, образовательные программы высшего образования и примерные основные образовательные программы среднего профессионального образования в части профессиональных компетенций разрабатываются на основе профессиональных стандартов; содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты.

    Результаты независимой оценки квалификации, а она может проводиться в рамках аттестации студентов, - источником коррекции образовательных программ. Центры оценки квалификации в рамках данной модели взаимодействия не только проводят профессиональные экзамены для студентов, но и совместно с образовательными организациями анализируют их результаты, участвуют в актуализации образовательных программ. При необходимости ЦОКи также используются как базы практического обучения для студентов, площадки для повышения квалификации педагогических работников, в т.ч. в форме стажировок по профессиям, которым они обучают.

    По сути, профессиональные стандарты и независимая оценка квалификации дают работодателям возможность сформулировать заказ системе профессионального образования.

    Таким образом, мы получаем инструменты взаимодействия бизнеса и образования, использование которых ведет к росту доверия с обеих сторон и развитию актуальных форм взаимодействия, таких как дуальное обучение, сетевая форма реализации образовательных программ, государственно-частное партнерство - инвестиции работодателей в образование и в образовательные организации.


    Свернуть
  • Повышение квалификации по программам Базового центра ориентировано на решение задачи кадрового обеспечения внедрения инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия работодателей и образовательных организаций в процессе подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.

    При распределении контрольных цифр приема, определенных Минтрудом России, предпочтение отдается тем организациям/регионам, которые принимают или планируют принять участие в проектах, реализуемые Базовым центром. Ознакомиться с перечнем проектов можно здесь.

    Свернуть
  • Квалификационный экзамен является формой итоговой аттестации, завершающей профессиональное обучение, и включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений (часть 3 статьи 74 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

    Профессиональный экзамен (независимая оценка квалификации) проводится центром оценки квалификаций для подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Профессиональный экзамен состоит из теоретического и практического этапов. Проведение профессионального экзамена осуществляется в соответствии с оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям

    Таким образом, требования к проведению, структура и содержание квалификационного экзамена по программам профессионального обучения полностью совпадают со структурой и содержанием профессионального экзамена независимой оценки квалификации. Это делает возможным применение при проведении квалификационного экзамена оценочных средств, используемых в системе независимой оценки квалификации, а также совмещение процедур независимой оценки квалификации и итоговой аттестации по данным программам.


    Свернуть
  • Сведения о квалификациях, информация о центрах оценки квалификаций (экзаменационных площадках), а также примеры оценочных средств для профессионального экзамена размещены на ресурсе https://nok-nark.ru/.

    Демонстрационный тест по интересующей квалификации можно пройти на ресурсе https://demo.nark.ru.

    Для того, чтобы упростить прохождение теоретического этапа оценки создана платформа «Онлайн-экзамен» (https://ok.nark.ru/). Здесь можно записаться на теоретический этап профессионального экзамена и пройти его онлайн в удобном для вас месте.

    Свернуть
  • В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» квалификация (далее – квалификация по образованию) трактуется как уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

    В Трудовом кодексе Российской Федерации квалификация (далее – профессиональная квалификация) - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции, дается в профессиональном стандарте. Таким образом, если в первом случае говорится о подготовленности к выполнению, то во втором - о способности выполнять, если в первом случае фигурирует только вид профессиональной деятельности (широкое понятие), то во втором речь идет о выполнении конкретной трудовой функции. В определении из Трудового кодекса обращает на себя внимание и указание на опыт работы.

    Отсюда и разные документы. В случае успешного прохождения итоговой (государственной итоговой аттестации выдаются дипломы о среднем профессиональном или высшем образовании (по уровням высшего образования), удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке, свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

    В случае успешного прохождения независимой оценки квалификации выдается свидетельство о квалификации, подтверждающее ее соответствие требованиям профессионального стандарта.


    Свернуть
  • Если ваша организация участвует в проектах, реализуемых Базовым центром, она может обратиться в ближайшие центры повышения квалификации или непосредственно в Базовый центр. В этом случае при наличии контрольных цифр приема стажировка может быть организована за счет средств государственного бюджета.

    При отсутствии контрольных цифр приема или если ваша организация не является участником проектов Базового центра, Вы также может обратиться в ближайшие центры повышения квалификации, на стажировочные площадки или непосредственно в Базовый центр. В этом случае стажировка будет платной образовательной услугой.

    Свернуть
  • В 2020 году Президент России дал поручение о проведении внешней оценки качества подготовки обучающихся по программам высшего образования, в том числе путём проведения профессиональных экзаменов.

    В пилотный проект по применению независимой оценки квалификации в системе высшего образования, практическая реализация которого началась в 2022 году, включились 24 вуза из 16 регионов страны, готовящих кадры для агропромышленного комплекса, наноиндустрии, автомобилестроения, электроэнергетики, финансового рынка, жилищно-коммунального хозяйства, системы образования, а также в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники. Подробнее о проекте можно узнать здесь https://nark.ru/projects/gia-nok/

    Вузы, заинтересованные в получении внешней оценки качества образования, имеют возможность подключиться к проекту в инициативном порядке, достигнув соглашения с советом по профессиональным квалификациям в области профессиональной деятельности, соответствующей реализуемой образовательной программе. Определяющим условием для вхождения в проект является ориентированность программы высшего образования на освоение студентами тех или иных профессиональных квалификаций (см. реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации (https://nok-nark.ru/) и наличие доступной инфраструктуры независимой оценки квалификации.


    Свернуть
  • В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляется работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

    Обязательность независимой оценки квалификации для работников возникает только в случае нормативного закрепления требования к наличию документально подтвержденной квалификации в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

    В ряде отраслей – там, где от профессионализма персонала зависят жизни, здоровье и благополучие людей, – независимая оценка квалификации (НОК) уже является обязательной.

    Например, это касается пожарных, специалистов в области сварки; специалистов, проводящих монтаж, эксплуатацию и техническое освидетельствование лифтов, эскалаторов и иных подобных сооружений; специалистов финансового рынка, работающих в аккредитованных Банком России организациях; специалистов строительной отрасли, занимающихся инженерными изысканиями, архитектурно-строительным проектированием, строительством зданий и сооружений.

    Активно обсуждается введение обязательной независимой оценки квалификации специалистов электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства.


    Свернуть
  • Договоры между предприятиями и образовательными организациями о социальном партнерстве давно вошли в практику. Появляются и новые формы, отличающиеся более активным включением работодателей в управление профессиональными образовательными организациями (колледжами).

    Коллегиальная форма управления профессиональной образовательной организацией: появление наряду с наблюдательными советами, обязательными для автономных организаций, управляющих советов, которые могут принимать решения о «портфеле» образовательных программ, источниках финансирования и бюджете, мероприятиях по поддержке трудоустройства студентов и т.п. Однако сегодня в большинстве случаев численность работодателей в таких советах составляет менее 50%. Увеличение доли референтных работодателей и отнесение к компетенции советов вопросов набора, требований к результатам и организации обучения, распределения получаемых средств, развития материально-технической базы позволит бизнесу стать полноправным участником управления колледжем, реально влиять на распределение получаемых средств и развитие материально-технической базы. Решение вопроса возможно путем разработки и утверждения на федеральном уровне типового положения об управляющем совете профессиональной образовательной организации.

    Развитие производственно-образовательных кластеров и создание в их рамках центров непрерывного образования, включающих колледжи и корпоративные университеты, управляющих компаний позволяет объединить ресурсы и более рационально ими управлять, осуществлять развитие различных инструментов практикоориентированного обучения (дуальное обучение, проектное обучение, наставничество и т.д.). Управляющая структура такого партнерства ежегодно формирует количественный и качественный образовательный заказ на подготовку кадров и направляет свои предложения для формирования государственного задания для образовательных организаций. Согласованная кадровая стратегия, единая методология разработки и реализации образовательных программ, интеграция ресурсов предприятий и образовательных организаций позволяют обеспечить качественный рост квалификации выпускников, снижение кадрового дефицита на предприятиях, оперативное удовлетворение кадровых потребностей в связи с изменениями на производстве.

    Развитие сетевой формы реализации образовательных программ. Для мотивации работодателей в реализации сетевых программ сегодня важно создать нормативные правовые условия их привлечения как равноправных участников. Работодатели должны иметь возможность формировать требования к результатам, содержанию и условиям подготовки и утверждать образовательные программы совместно с образовательными организациями, а не рассматриваться только как «организации, обладающие ресурсами». Прежде всего, для этого должны быть установлены специальные лицензионные требования для «обучающих предприятий».

    Формирование и апробация модели образовательно-производственных кластеров и опыта реализации сетевых программ с участием работодателей в настоящее время осуществляется в рамках федерального проекта «Профессионалитет» (http://government.ru/news/44391/).




    Свернуть
  • Для организации обучения по программам Базового центра Вы можете обратиться в ближайший центр повышения квалификации (информацию о них вы можете найти здесь https://bc-nark.ru/levelup/centers/).

    Пройдя по ссылке https://bc-nark.ru/levelup/programs/ вы узнаете о программах обучения и общих подходах к организации повышения квалификации по программам Базового центра.

    Также Вы можете обратиться по электронному адресу: nstudzinskaya@nark.ru и по тел. +7 (495) 966-16-86 (доб.10-01) Студзинская Наталья Евгеньевна.

    Свернуть
  • В рамках реализуемого Базовым центром подготовки кадров АНО НАРК проекта «Квалификация НАСТАВНИК» развиваются две взаимодополняющих модели:

    1. Традиционная модель «Наставник-специалист», когда наставником является работник предприятия.

    2. Модель «Наставник-преподаватель» (является относительно новой и представлена не так масштабно) предполагает повышение квалификации преподавателя или мастера производственного обучения колледжа (техникума) по профессии (специальности), которой он обучает студентов, и его трудоустройство на предприятие на время прохождения ими практики. Становясь работником предприятия, педагог выполняет основную трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором, и дополнительную – является наставником.

    Интерес предприятия к такой схеме обусловлен возможностью подготовки квалифицированных кадров, мотивированных к трудоустройству, и отсутствием необходимости отвлекать для этого постоянных работников. Колледж же решает задачи синхронизации теоретической и практической подготовки, соответствующей требованиям ФГОС и работодателей, организации производственной практики не только для студентов дуального обучения, но и для других обучающихся. Преподаватели и мастера производственного обучения постоянно актуализируют опыт практической деятельности по профессии (специальности), которой они обучают.

    Подробнее об организации наставничества в период практической подготовки студентов в материалах соответствующего раздела: https://bc-nark.ru/projects/kvalifikatsiya-nastavnik/materialy/

    Свернуть
  • Для внедрения независимой оценки квалификации в образовательный процесс необходимы как внешние (наличие территориально доступной инфраструктуры независимой оценки квалификации), так и внутренние (кадровые, материально-технические, информационно-методические, финансовые) условия, а также нормативное закрепление применения инструментов национальной системы квалификаций на локальном уровне.

    Для принятия решения о проведении аттестации обучающихся (выпускников) с применением независимой оценки квалификации необходимо выбрать, по какой профессиональной квалификации (см. https://nok-nark.ru/pk/list/) студенты будут проходить совмещенную оценку, и сравнить требования к результатам освоения программы и ее содержание с требованиями профессионального стандарта к выбранной квалификации. Если они соответствуют друг другу или различия некритичные (можно наверстать за время, оставшееся до экзамена), совмещение возможно.

    Далее необходимо установить взаимодействие с центром оценки квалификаций, согласовать с учредителем совмещение аттестации с профессиональным экзаменом и возможность открытия в колледже экзаменационного центра, подготовить необходимые для этого документы, а также локальные нормативные акты, провести информационно-разъяснительную работу среди родителей, обучающихся и работодателей, организовать подготовку студентов к экзамену. Подробнее см. https://bc-nark.ru/projects/professionalnyy-ekzamen-dlya-studentov/materialy/

    Для популяризации независимой оценки квалификации среди студентов полезно создать на сайте образовательной организации раздел (страницу) с информацией о получаемом образовании, требованиях профессиональных стандартов и ссылками на пробный экзамен по получаемой квалификации (пример можно посмотреть здесь https://xn--j1anmk.xn--p1ai/NSK/NSK%20stud или здесь http://24kst.ru/реализуемые-проекты/национальная-система-квалификаций/).


    Свернуть
  • Должность является первичной структурной единицей организации, предусмотренной штатным расписанием, и характеризуется полномочиями работника на конкретном рабочем месте, то есть кругом его обязанностей, правами и ответственностью. Должность замещается физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям.

    Традиционно понятие «должность» относили к служащим, по отношению к рабочим говорили о профессии. Этот порядок сохранился в Трудовом кодексе Российской Федерации. В профессиональном стандарте указываются возможные наименования должностей и профессий, выполняющих ту или иную обобщенную трудовую функцию.

    Квалификация работника – уровень знаний, умений, навыков и опыта работы, необходимых для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ). Наличие квалификации позволяет работнику занять определенную должность, трудиться эффективно и результативно в рамках функционала, закрепленного трудовым договором.

    В соответствии с действующим трудовым законодательством Российской Федерации работодатель вправе самостоятельно определять названия должностей, специальностей, профессий и указывать соответствующую квалификацию, руководствуясь профессиональными стандартами или квалификационными справочниками.

    Свернуть
  • В качестве стажировочных площадок выступают предприятия и организации Российской Федерации, располагающие современным ресурсами (кадровыми, материально-техническими и др.), использующие в процессе производства современные технологии; профессиональные образовательные организации, организации высшего образования, учебно-производственные центры, многофункциональные центры прикладных квалификаций, ресурсные центры профессионального обучения и иные организации, располагающие необходимыми ресурсами (кадровыми, материально-техническим и др.). Как правило, стажировочные площадки подбираются центрами повышения квалификации или иными организациями, участвующими в реализации образовательных программ Базового центра с использованием сетевой формы.

    Допустимо ли при разработке программ профессионального обучения включать в программу только те профессиональные компетенции, которые необходимы предприятию - заказчику программы?            Состав результатов обучения (профессиональных компетенций, знаний, умений) определяется образовательной организацией во взаимодействии с предприятием - заказчиком программы, регламентируется установленными квалификационными требованиями и (или) профессиональным стандартом. Совокупность результатов обучения должна обеспечивать выполнение всех трудовых функций, составляющих квалификацию.

    Образовательная организация вправе при формировании программы профессионального обучения учесть базовый уровень подготовленности слушателя, его предыдущий профессиональный опыт, подтвержденный документально, и учесть результаты обучения, сформировав индивидуальный учебный план, изменив продолжительность обучения.

    Свернуть
  • Состав результатов обучения (профессиональных компетенций, знаний, умений) определяется образовательной организацией во взаимодействии с предприятием - заказчиком программы, регламентируется установленными квалификационными требованиями и (или) профессиональным стандартом. Совокупность результатов обучения должна обеспечивать выполнение всех трудовых функций, составляющих квалификацию.

    Образовательная организация вправе при формировании программы профессионального обучения учесть базовый уровень подготовленности слушателя, его предыдущий профессиональный опыт, подтвержденный документально, и учесть результаты обучения, сформировав индивидуальный учебный план, изменив продолжительность обучения.

    Свернуть
  • Основная задача независимой оценки квалификации – дать объективную оценку соответствия квалификации работника (соискателя) требованиям профессионального стандарта. Оценка проводится центром оценки квалификаций на основе единых для всей страны оценочных средств, утвержденных отраслевым советом по профессиональным квалификациям. Процедуру регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Свидетельство о квалификации – документ, выдаваемый соискателям, успешно прошедшим профессиональный экзамен, признается на всей территории России. Если экзамен не пройден, выдается заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. Отрицательный результат независимой оценки квалификации не позволяет работодателю уволить работника.

    Аттестация – процедура, упоминаемая в Трудовом кодексе Российской Федерации лишь в связи с увольнением работников. В соответствии со статьей 81 ТК РФ расторжение работодателем трудового договора из-за несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации требует подтверждения данного факта результатами аттестации. В некоторых отраслевых нормативных правовых актах предусмотрена обязательная аттестация работников на соответствие занимаемой должности. В подавляющем же большинстве случаев решение о проведении аттестации и порядок ее проведения определяет работодатель, который должен ознакомить с ним работников в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 68 ТК РФ. По результатам аттестации работодатель может не только уволить, но и повысить работника в должности или увеличить оклад, а также направить на обучение.

    В порядок проведения аттестации может быть включено положение о направлении работников на независимую оценку квалификации как один из этапов аттестации. Это увеличивает объективность и снижает издержки предприятия по оценке и аттестации персонала.

    Свернуть
  • Обновление программ происходит в соответствии с потребностями участников проектов Базового центра и советов по профессиональным квалификациям.

    Свернуть
  • Образовательные организации, самостоятельно разрабатывая образовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы, формируют требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, указанных в приложении к ФГОС СПО.

    Для определения результатов обучения и наполнения вариативной части образовательной программы организации СПО имеют возможность учесть региональные особенности рынка труда и применить иные профессиональные стандарты, рекомендованные работодателем - социальным партнером. В этом случае аргументы относительно применения профессиональных стандартов, не указанных во ФГОС СПО, должны быть приведены в пояснительной записке к образовательной программе.


    Свернуть
  • В соответствии с приказом Минтруда России от 19.12.2016 № 759н полномочиями центра оценки квалификаций не может быть наделено юридическое лицо, являющееся образовательной организацией и (или) в состав учредителей, которого входят образовательные организации, их союзы (ассоциации, объединения).

    Предприятие, имеющее структурное подразделение – учебный центр, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является организацией, осуществляющей обучение (не образовательной организацией). Таким образом, данное предприятие может получить статус ЦОК, если в состав его учредителей не входят образовательные организации, их союзы (ассоциации, объединения).


    Свернуть
  • В основу разработки содержания дополнительных профессиональных программ Базового центра положены профессиональные стандарты. Программы полностью отвечают требованиям законодательства в сфере образования, в том числе, зафиксированным приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".

    Ознакомиться со структурой программ, разработанных с использованием профессиональных стандартов можно здесь

    Программы содержат полный пакет документов, в том числе учебно-методические материалы для каждого занятия, которые слушатели получают при прохождении курсов.

    Программы могут использоваться и как отдельные программы повышения квалификации, и как модули в составе программ повышения квалификации. Инструкция по созданию многомодульных программ с описанием типовых вариантов размещена здесь.

    Свернуть
  • Требуется ли профильное образование для допуска к независимой оценке квалификации, можно определить по перечню документов для прохождения профессионального экзамена, которые соискатель должен предоставить в центр оценки квалификаций. Познакомиться с перечнем можно, найдя нужную квалификацию в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации (https://nok-nark.ru/) в разделе «Сведения о квалификациях». Если профильное образование необходимо, это будет отражено в требованиях к документам.

    Развитие системы признания квалификаций, полученных в результате неформального образования и опыта работы, – одна из задач национальной системы квалификаций. И в настоящее время советы по профессиональным квалификациям ведут актуализацию требований к документам, необходимым для допуска к профессиональному экзамену, с учетом особенностей той или иной квалификации и возможных путей ее освоения.


    Свернуть
  • Да, каждая разрабатываемая программа проходит экспертизу. С формой экспертного заключения можно ознакомиться здесь.

    Свернуть
  • Если мнения соискателя и специалиста центра оценки квалификаций о профильности образования соискателя и его соответствии требованиям к квалификации не совпали и соискатель доказывает, что по совокупности документов об образовании (основном и дополнительном) он имеет право пройти независимую оценку квалификации, что в этом ситуации соискатель может предпринять? 

    Если соискателю отказано в допуске к профессиональному экзамену по причине несоответствия профиля образования требуемому, он вправе обратиться в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям, наделившего центр оценки квалификаций полномочиями на проведение независимой оценки квалификации (п. 4а приказа Минтруда России от 01.12.2016 № 701н «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, с связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации»).

     

    Свернуть
  • Слушатели, успешно окончившие обучение по программам повышения квалификации Базового центра, получают свидетельство об повышении квалификации установленного образца.

    Свернуть
  • Планируется ли в ближайшее время отмена квалификационных требований, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) по профессиям рабочих и должностям служащих, для которых разработаны профессиональные стандарты? 

    Отмена квалификационных требований, указанных в ЕТКС и ЕКС, уже началась. Так, например, приказом Минтруда России от 09.04.2018 № 215 «О внесении изменений в некоторые выпуски Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» из ЕТКС исключены квалификационные характеристики ряда профессий рабочих (дефектоскопист, газорезчик, сварщик и др.). Процесс замены, по данным Минтруда России, будет происходить постепенно. Однако уже сейчас при наличии профессиональных стандартов и квалификаций, описанных на основе профессиональных стандартов, целесообразно использовать именно их, поскольку эти документы отражают актуальные требования и в соответствии с ТК РФ могут, а в ряде случаев должны обязательно использоваться при определении требований к квалификации (статья 195.3), должностных обязанностей (статья 57), тарификации работ и присвоении тарифных разрядов (статья 143), установлении системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (статья 144).


    Свернуть
  • Дополнительные образовательные программы – программы повышения квалификации, разрабатываемые и реализуемые Базовым центром, могут использоваться и как отдельные программы повышения квалификации, и как модули в составе программ повышения квалификации. Инструкция по созданию многомодульных программ с описанием типовых вариантов размещена здесь.

    Свернуть
  • Методические программы Базового центра могут реализовываться с использованием дистанционных технологий, материалы к ним разработаны и размещены в системе дистанционного обучения Национального агентства развития квалификаций. По вопросам дистанционного обучения обращаться к ведущему специалисту Базового центра Наталье Евгеньевне Студзинской (nstudzinskaya@nark.ru).

    Свернуть
  • В текстах программ, размещенных на данном сайте (https://bc-nark.ru/levelup/programs/), указывается возможность применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Как правило, в таком случае используются не только ДОТ, но и система электронного обучения (СЭО).

    Свернуть
  • Перечень реализуемых программ (https://bc-nark.ru/levelup/programs/), необходимость разработки новых или актуализации имеющихся определяет Базовый центр подготовки кадров, проводя консультации и опираясь на информацию от участников реализации проектов по внедрению инструментов национальной системы квалификаций и развитию взаимодействия бизнеса и образования, советов по профессиональным квалификациям, региональных методических центров, Академии развития квалификаций и иных экспертов. Он же организует разработку программ с участием тех или иных вышеперечисленных организаций и структур, а также проводит распределение контрольных цифр приема в рамках установленной Минтрудом квоты.

    Все вопросы заключения договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, документационного обмена и организации процесса обучения ведет Академия развития квалификаций.

    Также представители Базового центра и(или) Академии развития квалификаций участвуют в проведении итоговой аттестации.

    Свернуть
  • В состав комиссии входят: председатель, члены комиссии 1-3 человека, секретарь. В число членов комиссии обязательно включается преподаватель курса, а также представитель Базового центра и организации-участника сетевой формы реализации образовательной программы. Как правило, в состав комиссии включаются и представители работодателей (особенно, если речь о программе стажировки) и иных внешних экспертов.

    Свернуть
  • Безусловно, добавление еще одной составляющей оценки так или иначе усложняет процедуру аттестации, но при этом мы получаем комплексное представление о сформированности компетенций, востребованных в той или иной профессиональной деятельности.

    Проводить оценку общих компетенций целесообразно преимущественно через организацию практической деятельности. Это обеспечит возможность непосредственного в режиме «здесь и сейчас» наблюдения за проявлением общих компетенций, их влиянием на эффективность деятельности.

      При этом возможны два варианта:

    - для оценки общих компетенций могут быть разработаны новые задания, сфокусированные на проявлении именно общих компетенций;

    - использование уже имеющихся заданий, направленных на оценку профессиональных компетенций (например – задания НОК) с включением в них новых критериев оценки, которые покажут нам развитие общих компетенций.

    В том и другом пути есть свои плюсы, минусы и нюансы, и в рамках реализации проекта «Компетенции XXI века» мы апробируем различные подходы.

    Подробнее о рамке общих компетенций и предлагаемой методике разработки средств для их оценки в материалах соответствующего раздела: https://bc-nark.ru/projects/kompetentsii-xxi-veka/materialy/

    Свернуть
  • Профессиональное образование в современных условиях не может развиваться как закрытая система, без учета запроса, формируемого работодателями. Противоречие между требованиями бизнеса и содержанием образовательных программ – одна из причин снижения качества подготовки кадров. Очевидно, что диалог между сферой образования и сферой труда должен строиться на основе четких взаимных обязательств.

    В последние годы благодаря изменениям в национальной системе квалификаций сложились механизмы, позволяющие снять недопонимание между работодателями и системой образования. Создание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, появление советов по профессиональным квалификациям, наделенных полномочиями по развитию квалификаций в определенных секторах экономики, упрощают задачу формирования заказа для сферы образования. Выражая консолидированную позицию профессионального сообщества, советы по профессиональным квалификациям устанавливают требования к содержанию и результатам подготовки кадров через профессиональные стандарты, описания квалификаций и их независимую оценку. Поскольку профессиональные стандарты – это документы национального уровня, их можно использовать как эталон, рамку, задающую дизайн и контент профессиональных образовательных программ. Благодаря профессиональным стандартам работодатели получают реальную возможность влиять на качество подготовки кадров: законодательно закреплено требование разработки федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов.

    Образовательные организации сферы профессионального образования не могут не испытывать влияния процессов становления национальной системы квалификаций и должны осуществлять управление качеством образовательного процесса с использованием инструментов национальной системы квалификаций.

    Для внедрения инструментов национальной системы квалификаций необходимо решить следующие задачи:

    освоить основные технологические приемы учета требований профессиональных стандартов при формировании образовательных программ;

    провести аудит внутренней системы оценки качества образования и образовательных результатов и определить противоречия между существующей системой управления и внешними механизмами независимой оценки;

    сформировать внутреннюю систему оценки качества образовательных результатов с учетом инструментов независимой оценки квалификации;

    апробировать подход сопряжения аттестационных процессов и независимой оценки квалификации;

    сформировать информационные поля и потоки, позволяющие консолидировать информацию о соответствии качества образовательных программ критериям профессионально-общественной аккредитации.

    Для реализации указанных задач необходимы кадровые, материально-технические, информационно-методические условия, а также нормативное правовое закрепление применения инструментов национальной системы квалификаций на локальном уровне.


    Свернуть
  • При отсутствии профессионального стандарта для определения образовательных результатов и содержания профессионального модуля по освоению профессии рабочего, должности служащего следует руководствоваться соответствующими квалификационными справочниками, должностными регламентами либо иными нормативными правовыми актами, содержащими квалификационные требования.

    Если разработка профессионального стандарта по данному виду профессиональной деятельности актуальна, можно обратиться в совет по профессиональным квалификациям с соответствующим предложением и(или) провести разработку на инициативной основе.

     

    Свернуть
  • При подаче документов на независимую оценку квалификации встречаются дипломы с незаконченным высшим образованием. К какой категории специалистов их следует относить? Возможен ли допуск к НОК специалиста с незаконченным высшим образованием, если в требованиях к квалификации установлено наличие среднего профессионального образования? Возможен ли допуск к НОК специалиста с незаконченным высшим образованием, если в требованиях к квалификации установлено наличие высшего образования?

    В настоящий момент понятие «незаконченное (неполное) высшее образование» Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не установлено.

    Для прохождения профессионального экзамена в системе независимой оценки квалификаций соискатель предоставляет в центр оценки квалификаций документы, информация о которых содержится в реестре сведений для проведения независимой оценки квалификации (п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»).

    Перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующей квалификации и подтверждающих наличие у соискателя соответствующего образования и (или) прохождения обучения, и (или) опыта работы, и (или) допуска к работе, определен в описании квалификации.

    Таким образом, указанные выше виды документов, подтверждающие факт обучения на программах высшего образования, не являются основанием для допуска к независимой оценке квалификаций при наличии в описании квалификации требований к наличию высшего образования. Для установления соответствия «незаконченного» или «неполного» высшего образования среднему профессиональному образованию нормативных оснований нет.

    В то же время с учетом опыта применения профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации советы по профессиональным квалификациям могут пересмотреть требования к документам, необходимым для допуска к профессиональному экзамену по той или иной квалификации. Это откроет возможность для подтверждения квалификаций, полученных неформальным путем.


    Свернуть
  • Процедура установления соответствия образования и квалификации потенциального работника, претендующего на вакантную должностную позицию или вакансию по профессии рабочего, требованиям профессионального стандарта закрепляется в локальных нормативных актах, регламентирующих правила и процедуры набора и отбора персонала (штатное расписание, должностные и рабочие (производственные) инструкции работников, трудовые договоры, коллективный договор, правила трудового распорядка, положение о порядке применения профессиональных стандартов, документы, содержащие критерии отбора кандидатов на замещение вакантных должностей).

    Процедура установления соответствия образования и квалификации работника, состоящего в трудовых отношениях, требованиям профессионального стандарта, возможные последствия для работника в случае обнаружения квалификационных дефицитов также должны быть закреплены в локальных нормативных актах (положение об обучении, положение об аттестации, порядок применения независимой оценки квалификации).

     

    Свернуть
  • В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации «необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель».

    Более того, «подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

    В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности».

    Свернуть

Учредители