Новая модель повышения квалификации педагогических работников профессионального обучения, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования

Сетевая модель повышения квалификации педагогов и наставников

АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ И ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА БАЗОВОГО ЦЕНТРА

Сложившаяся система подготовки рабочих кадров сегодня состоит из двух слабо связанных друг с другом секторов: системы СПО и системы корпоративного обучения на производстве.

Система СПО в основном ориентирована на первичную подготовку рабочих по окончании 9 или 11 классов, является общедоступной, при разработке и реализации образовательных программ руководствуется ФГОС. Обучение, как правило, отстает по уровню материально-технического оснащения и кадрового обеспечения от быстро развивающихся производств. При этом система СПО обладает развитой сетью и имеет государственное финансирование. Для нее сегодня остро стоит проблема материально-технического обеспечения практикоориентированного обучения и уровня профильной технологической подготовки педагогических кадров.

Система корпоративного обучения ориентирована в основном на подготовку взрослых рабочих, уже имеющих базовую квалификацию, реализует короткие программы обучения для формирования востребованных на предприятии квалификаций, доступность программ определяется работодателем. Базирование в условиях конкретных производств обеспечивает данной системе высокий уровень материально-технического обеспечения, педагогические кадры и наставники обладают хорошей профильной технологической подготовкой. Как правило, учебные центры предприятий испытываю дефициты в методической и педагогической готовности преподавателей и мастеров производственного обучения, и это становится критичным: подготовка современных рабочих невозможна по схеме «Делай, как я».

В условиях редкой смены технологий и оборудования подготовка рабочих и специалистов среднего звена может осуществляться педагогическими работниками со «стабильными», не требующими изменения или повышения квалификациями. Система СПО сложилась именно в период «стабильности» и уже не отвечает современной динамике развития квалификаций. Многие страны, столкнувшиеся со сходными проблемами, применяют аналоги «дуального обучения»: выносят реализацию практических частей программ непосредственно на производство, мобилизуя в качестве педагогов действующих работников предприятий – наставников. Подготовка наставников, для которых педагогическая деятельность не является основной, как правило, заключается в достаточно коротких курсах психолого-педагогической направленности. Возможная «невостребованность» наставника после окончания подготовки рабочих в нужном количестве практически никак не сказывается на его карьере – он продолжает работать на своем рабочем месте, выполняя свои обычные трудовые функции. Для преподавателей и мастеров производственного обучения педагогическая деятельность является основной, поэтому отсутствие набора обучающихся по соответствующей профессии (специальности) фактически означает их увольнение. Перепрофилирование преподавателя профессионального цикла или мастера требует получения нового образования и приобретения достаточного для преподавания производственного опыта. Конечно, полное изменение профиля крайний случай, чаще речь идет об освоении новых, но близких квалификаций, нового оборудования или технологий. В этом случае вполне достаточно освоения программы повышения квалификации и прохождения стажировки в производственных условиях.

Итак, современная система подготовки рабочих и специалистов среднего звена остро нуждается в педагогах и наставниках, имеющих высокую квалификацию, как педагогическую, так и технологическую. Так же, как для поддержания спортивной формы нужна правильная организация тренировочного и соревновательного процессов, для поддержания высокого уровня квалификации необходима правильная организация курсов повышения квалификации: постоянно обновляемое программно-методическое обеспечение, возможность практического обучения на производстве, выстраивания гибких траекторий непрерывного профессионального образования вне зависимости от пресловутой «наполняемости групп», обеспечение «опережающего обучения», достоверной оценки результатов прохождения курсов.

Вместе с тем сегодня все более ярко проявляется тенденция подмены непрерывного профессионального образования формальным прохождением курсов повышения квалификации один раз в три года, а часто и это требование ФГОС СПО не выполняется. Так, по данным сводного отчета по форме № СПО-1 (2016 год) в целом по Российской Федерации за последние три года прошли повышение квалификации по профилю педагогической деятельности 58,32% мастеров производственного обучения (должно быть 100%). Всего 17,9 % мастеров повышали квалификацию по профилю педагогической деятельности путем стажировки в профильных организациях, и всего 9,5% прошли обучение в области информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время одной из наиболее значимых проблем в подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена является отсутствие управляемой системы организационно-методического обеспечения повышения квалификации педагогов профессионального обучения и СПО. Фактически отсутствуют структуры, готовые осуществлять научно-методическое обеспечение, консультирование организаций, реализующих программы повышения квалификации педагогов профессионального образования и обучения, нет информационной базы образовательных ресурсов. В сложившихся условиях, очевидно, что средства, выделяемые как государством, так и работодателями могут расходоваться неэффективно, что актуализирует необходимость разработки и внедрения новой модели повышения квалификации педагогических работников профессионального образования и обучения (далее – модель повышения квалификации или модель ПК).

Современная отечественная и зарубежная практика демонстрирует эффективность сетевых моделей организации деятельности, связанную с расширением и рациональным использованием кадровых, методических, информационных, материально-технических и финансовых и других видов ресурсов. Повышением квалификации педагогов профессионального обучения и СПО в нашей стране занимаются десятки организаций, получающих бюджетное финансирование на реализацию соответствующих образовательных программ. Базовый центр не может и не должен подменять их. С одной стороны, его задачи связаны с определением и устранением проблемных зон в системе повышения квалификации педагогов и наставников на производстве: узких мест в законодательстве и подзаконных нормативных правовых актах, научно-методическом обеспечении, организации повышения квалификации. С другой стороны, Базовый центр нацелен на выявление и распространение лучших практик повышения квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения, наставников.

Национальное агентство является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, а также в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификаций» выполняет функции оператора системы независимой оценки. Очевидно, что, организуя повышение квалификации, Базовый центр будет решать задачу внедрения в практику подготовки рабочих кадров профессиональных стандартов, инструментов и методик независимой оценки квалификации обучающихся СПО и профессионального обучения, развития взаимодействия образовательных организаций и работодателей.

Таким образом, Базовый центр ставит перед собой задачу организационно-методического обеспечения формирования и развития системы повышения квалификации педагогов профессионального обучения, СПО, наставников на производстве, ориентированной на продвижение и реализацию государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров, развитие взаимодействия сферы труда и образования, и интегрирующей ресурсы федерального и регионального уровня, работодателей и образовательных организаций.

Для решения этой задачи Базовому центру необходимо:

  • подготовить лидеров изменений, которые смогут на региональном и(или) межрегиональном уровне сформировать современную систему ДПО, решающую задачи кадрового обеспечения развития профессионального обучения и СПО, и включающую:
    • механизмы определения потребности в повышении квалификации педагогов и наставников на производстве;
    • партнерскую сеть организаций, реализующих ДПП, в том числе стажировочных площадок в профильных производственных организациях, организациях – носителях лучших практик подготовки рабочих кадров;
    • горизонтальное взаимодействие участников сети и использование для повышения квалификации кадровых и методических ресурсов Национального агентства и СПК;
  • обеспечить поддержку взаимодействия лидеров изменений с органами исполнительной власти, СПК, ведущими работодателями и объединениями работодателей;
  • сформировать пул общедоступных качественных программ повышения квалификации, разработанных на основе профессиональных стандартов, лучшего отечественного и зарубежного опыта, в т.ч. программ стажировок;
  • подготовить специалистов-экспертов и преподавателей ДПО, компетентных в вопросах применения профессиональных стандартов, отечественного и зарубежного опыта подготовки рабочих кадров; организовать их тьюторское сопровождение в процессе разработки и реализации программ повышения квалификации;
  • обеспечить финансовую поддержку стартапа модели и формирование организационно-экономических механизмов привлечения бюджетных и внебюджетных ресурсов ее дальнейшей реализации.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МОДЕЛИ: КТО И ЧТО ДЕЛАЕТ?

Институциональной основой модели повышения квалификации являются Базовый центр и территориальные центры повышения квалификации, инициирующие обновление практики повышения квалификации педагогов профессионального обучения, СПО, наставников, и координирующие деятельность на региональном (межрегиональном) уровне (далее – территориальные центры ПК или координаторы).

Базовый центр формирует и апробирует модель, осуществляет ее продвижение, подбирает и организует деятельность территориальных центров ПК, обеспечивает научно-методическое и программно-методическое сопровождение реализации модели. На федеральном уровне он осуществляет взаимодействие по вопросам повышения квалификации педагогов профессионального обучения, СПО, наставников на производстве с федеральными органами исполнительной власти (Минтрудом России, Минобрнауки России), Национальным советом по профессиональным квалификациям при Президенте Российской Федерации (НСПК), советами по профессиональным квалификациям (СПК), Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), иными объединениями и организациями работодателей.

Федеральные органы исполнительной власти, Национальный совет по профессиональным квалификациям при Президенте Российской Федерации (НСПК), обеспечивают общесистемное руководство. Финансирование деятельности Базового центра, в том числе по организации повышения квалификации, осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных источников.

Национальный совет по профессиональным квалификациям при Президенте Российской Федерации (НСПК), советы по профессиональным квалификациям (СПК), Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), иные объединения работодателей всероссийского и регионального уровня, организации-работодатели представляют в формирующейся системе сторону, заинтересованную в повышении квалификации педагогов и наставников как условии качественной подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Функции интегратора в создаваемой системе выполняет Базовый центр: он

  • формирует сеть повышения квалификации, включающую территориальные центры – организаторы повышения квалификации, организации, реализующие ДПП, в том числе стажировочные площадки, актуальные ДПП, информационный ресурс по поддержке повышения квалификации,
  • организационно и методически обеспечивают взаимодействие участников сети,
  • осуществляет финансирование реализации модели на этапе стартапа и формирование организационно-экономических механизмов привлечения бюджетных и внебюджетных ресурсов ее дальнейшей реализации.

Блок – схема функционирования структуры повышения квалификации педагогических работников профессионального обучения, СПО и наставников на производстве приведена на рисунке 1.

Блок-схема модели повышения квалификации педагогических работников профессионального обучения, СПО и ДПО

Рисунок 1 - Блок – схема функционирования структуры повышения квалификации педагогических работников профессионального обучения, СПО и наставников на производстве

На этапе формирования системы повышения квалификации Базовый центр решает задачу отбора территориальных центров ПК. В качестве таких центров могут выступать любые организации, не обязательно образовательные. Не играют особой роли и формы их учредительства. С точки зрения мотивации и компетенции различных структур, функции координаторов могут быть интересны тем, кто реализует программы ДПО для педагогов СПО, осуществляет мониторинг и методическое обеспечение территориальных систем СПО и профессиональных образовательных организаций. Особое место среди таких организаций занимают региональные методические центры национальной системы квалификаций (РМЦ). Они уже активно включены в процессы внедрения профессиональных стандартов, независимой оценки квалификаций, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, мониторинга рынка труда и обеспечения его потребностей в квалифицированных кадрах.

Координация в системе повышения квалификации педагогических работников профессионального обучения, СПО, наставников на производстве – задача долгосрочная, решаемая путем создания сети организаций, занимающихся повышением квалификации педагогических работников. Территориальный центр ПК должен быть заинтересован в ведении данной деятельности.

Основные мотивы:

  • материальная заинтересованность – расширение деятельности, привлечение дополнительных средств, создание дополнительных рабочих мест;
  • повышение конкурентоспособности за счет развития внешних связей, в том числе с Базовым центром на федеральном уровне, с организациями ДПО и предприятиями, на базе которых возможна организация практического обучения педагогических работников по профилю преподаваемых ими курсов и модулей;
  • укрепление позиций в регионе за счет включения в реализацию региональной программы развития образования;
  • расширение собственного информационного пространства за счет включения в информационную сеть Базового центра, получения новых методических разработок, дополнительного продвижения в социальных сетях.

Территориальные центры ПК, в зависимости от их основной деятельности, могут иметь существенные отличия с точки зрения мотивов участия в проекте. Региональные институты повышения квалификации педагогов (институты развития образования) могут быть заинтересованы, прежде всего, в упрочнении своих позиций в регионе и дополнительных внебюджетных доходах. При этом они имеют сложившиеся отношения в системе образования регионов, связи с органами исполнительной власти, профессиональными образовательными организациями. Слабым звеном таких организаций, как правило, является отсутствие опыта профильного технологического повышения квалификации педагогических работников профессионального образования и обучения, сетевой реализации программ, устойчивых связей с бизнес-сообществами, учебными центрами предприятий, ориентация в повышении квалификации на систему СПО при отсутствии интереса к учебным центрам предприятий и использованию ресурса вузов.

Организации ДПО и организации, реализующие программы ДПО, имеют опыт организации повышения квалификации, реализации образовательных программ, методические и преподавательские кадры. При этом велика вероятность, что ведущим мотивом их включения в проект станет получение известных преференций для расширения собственной основной деятельности и получение конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг ДПО. Такая мотивация может существенно ослабить координирующую функцию организации стремлением к наполнению собственного портфеля заказов.

Организации, не ведущие деятельность по реализации ДПП, могут иметь хорошие связи с местными бизнес-сообществами и предприятиями. Трудности здесь могут быть связаны с отсутствием опыта образовательной деятельности, взаимодействия с профессиональными образовательными организациями, а отсутствие лицензии на реализацию дополнительных профессиональных программ приведет, как минимум, к необходимости искать организацию, имеющую такую лицензию для проведения любых курсов, в том числе, не требующих специфического материально-технического оснащения.

При отборе организаций-координаторов в любом случае необходимо проанализировать характер и уровень заинтересованности в ведении данной деятельности, а также способность претендентов выполнять необходимый функционал, продумать схемы финансирования координационной деятельности.

На этапе запуска территориальным центрам ПК, как правило, необходимо получение финансирования от Базового центра, но ориентиром является переход к более автономным схемам финансирования, использованию таких источников как бюджетные средства субъектов Российской Федерации, направляемые на повышение квалификации педагогических работников, реализацию программ развития профессионального образования, средства заинтересованных бизнес-сообществ, собственные внебюджетные средства.

Компетенция координаторов, их имидж и перспективы эффективного взаимодействия с региональными объединениями работодателей и(или) СПК, органами исполнительной власти должны быть подтверждены на этапе отбора письмами поддержки, договорами о совместной деятельности, иными документами. В отдельных случаях, которые являются предпочтительными, региональные объединения работодателей могут выступать в качестве учредителей организаций.

Следующий важный шаг – выявление совместно с организациями-координаторами и СПК мест лучших практик повышения квалификации, обучения на производстве, включая стажировки преподавателей, мастеров производственного обучения и наставников. Предпочтение, конечно, следует отдать тем предприятиям, где функционируют учебные центры профессиональной подготовки, и имеется соответствующий опыт. При этом, приходится констатировать, что многие предприятия ограничивают круг обучающихся своими сотрудниками, следуя логике поддержки конкурентных преимуществ. Это отчасти справедливо, если речь идет о подготовке рабочих кадров других предприятий, но повышение квалификации педагогических кадров, особенно для системы СПО, не является прямым фактором, повышающим риски конкуренции, так как влияет на качество подготовки кадров в целом, в масштабах региона, в чем заинтересовано, в том числе и само это предприятие.

Работа по формированию стажировочных площадок и баз практики не должна ограничиваться лишь теми, которые ведут подготовку по профессиям из списка наиболее востребованных (ТОП-50). В федеральном масштабе интересны все возможные базы, так как предлагаемые профессии могут быть важны для соседних или даже для более дальних регионов. Сеть стажировочных площадок и баз практики не должна ограничиваться одним регионом. Интересы многих крупных компаний и отраслей могут распространяться на более обширные территории, как и география подготовки кадров, в том числе педагогических работников профессионального образования и обучения.

Разработка научно-методического обеспечения реализации программ повышения квалификации педагогических кадров профессионального обучения и образования, наставников на производстве – задача, требующая решений как на региональном, так и на федеральном уровнях. На федеральном уровне целесообразно сформировать методическое обеспечение разработки программ, разработать ДПП, которые могут использоваться как образцы, организовать консультационную поддержку региональных и «отраслевых» разработчиков учебно-программной документации. В отдельных случаях возможно обучение разработчиков в форме дистанционного повышения квалификации.

Ресурс консультационной поддержки должен состоять из постоянно обновляемого информационного массива типа «вопрос-ответ», расположенного в открытом доступе на сайте Базового центра и включающего сервис для передачи-приёма новых вопросов, в том числе индивидуальных, которые авторы не хотели бы видеть в общей базе.

Разработка сервиса консультационной поддержки и базы данных учебно-программных материалов должны стать основой создаваемого информационного ресурса для хранения, актуализации и распространения информации о ходе реализации проекта, размещения открытых данных об участниках. О конфигурации информационного ресурса речь пойдет далее.

На этапе функционирования и развития системы повышения квалификации основная деятельность Базового центра может быть структурирована по следующим основным направлениям:

- планирование функционирования и развития системы;

- организационная поддержка территориальных сетей повышения квалификации, проведение мероприятий по расширению сети, обеспечивающему доступность услуг;

- методическая поддержка территориальных сетей повышения квалификации;

- консультационная поддержка территориальных сетей повышения квалификации;

- информационная поддержка территориальных сетей повышения квалификации;

- контроль выполнения планов, мониторинг результативности системы.

Организационная поддержка направлена на оказание помощи территориальным центрам ПК в решении задач обеспечения деятельности региональных сетей повышения квалификации, в том числе установлении юридически оформленных отношений с региональными органами исполнительной власти, объединениями работодателей, организациями-работодателями, СПК, организациями ДПО и т.д. Для этого Базовый центр использует различные формы поддержки: от письменных обращений к потенциальным партнерам, до непосредственного участия сотрудников в переговорах на месте. Важной составляющей является участие Базового центра в событиях регионального и межрегионального и федерального масштаба, продвижение создаваемой модели повышения квалификации, территориальных центров и их деятельности.

К данному направлению деятельности также относится организация курсов повышения квалификации «по заказам» СПК, работодателей, профессиональных образовательных организаций, обратившихся в Базовый центр. В этом случае Базовый центр подбирает и согласует с заказчиком территориальные центры повышения квалификации, стажировочные площадки или базы практики, организует их взаимодействие. Заказчик в свою очередь может предложить использовать известные ему ресурсы, тем самым расширяя сеть территориального центра ПК. Аналогичным образом обстоит ситуация с организацией на базе территориальных центров курсов повышения квалификации в рамках субсидии, направляемой Базовому центру.

Методическая поддержка осуществляется путем привлечения экспертов территориальных центров к разработке и обсуждению программно-методических и иных материалов (таким образом одновременно с разработкой происходит обучение в деятельности), обеспечения доступа участников сети к методическим материалам, находящимся в распоряжении Базового центра.

Консультационная поддержка включает:

- консультирование территориальных центров ПК по организационным вопросам;

- консультирование организаций, реализующих программы повышения квалификации, по каналам информационной системы БЦ;

- консультирование организаций, осуществляющих подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена, в том числе предприятий, по вопросам повышения квалификации педагогов и наставников, прежде всего, связанным с выбором провайдера образовательных услуг.

Информационная поддержка направлена на решение 2 основных задач:

- РR поддержка, формирование позитивного имиджа проекта, территориальных центров ПК, стажировочных площадок и баз практики;

- предоставление фактической и методической информации о программах повышения квалификации педагогических работников профессионального образования и обучения, наставников на производстве.

Основная миссия территориальных центров ПК на этапе функционирования и развития системы заключается в организационной и методической поддержке сети организаций, реализующих соответствующие программы.

Первый шаг – анализ потребности в повышении квалификации педагогических работников профессионального обучения, СПО, наставников на производстве. Данные могут быть получены непосредственно от организаций, осуществляющих подготовку рабочих кадров, но информация из данного источника не может быть полной, ее необходимо сопоставить с данными о дефицитах кадрового обеспечения от объединений работодателей, крупных работодателей, о кадровых потребностях перспективных инвестиционных проектов, реализуемых при поддержке органов исполнительной власти регионов. Сведения также могут быть получены от СПК, занимающихся вопросами кадрового обеспечения соответствующих отраслей, региональных служб занятости, реализующих программы профессиональной подготовки и опережающего обучения безработных граждан.

Второй шаг – сбор данных об организациях, реализующих программы ДПО, готовых осуществлять повышение квалификации педагогических работников профессионального образования и обучения, в том числе стажировки технологической направленности по профилю обучения студентов и слушателей, поиск потенциальных баз практик.

Третий шаг – формирование краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планов реализации программ повышения квалификации педагогов и наставников в логике формирования «портфелей заказов».

Четвертый шаг – логистические расчеты распределения заказа.

Пятый шаг – организационное обеспечение заключения договоров на повышение квалификации педагогов.

Деятельность организаций-координаторов по обеспечению реализации программ повышения квалификации педагогов СПО может производиться как за счет средств, выделяемых Базовым центром на подготовку по актуальным вопросам, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, так и за счет региональных субвенций.

В последнем случае необходимо учитывать, что во многих регионах Российской Федерации сложилась малоэффективная практика передачи финансирования в рамках субвенций на повышение квалификации педагогов СПО «штатным институтам» региональных министерств и департаментов образования. В результате предлагаются образовательные услуги, не в полной мере отвечающие реальным потребностям. Как правило, учет результатов повышения квалификации ведется в часах и удостоверениях о прохождении курсов, без учета их профиля и востребованности. Из года в год предлагаются вариации одних и тех же программ с условным названием «новые технологии образования». Профильная и технологическая квалификация преподавателей и мастеров производственного обучения остается без повышения.

Вне зоны внимания региональных органов исполнительной власти оказалась и профессионально-общественная аккредитация программ повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, хотя действующим Федеральным Законом об образовании это предусмотрено.

Организации-координаторы могут оказать существенное влияние на прогрессивное изменение сложившейся ситуации, путем участия в формировании заказа на повышение квалификации педагогов профессионального образования и обучения, совместно с региональными органами исполнительной власти и объединениями работодателей.

В целях повышения престижности программ, реализуемых участниками проекта, возможна инициация Базовым центром процедур их профессионально-общественной аккредитации.

Заказ на повышение квалификации педагогических работников не может быть массовым. Ожидается ситуация, в которой придется работать с малыми группами или даже с персональными программами, что существенно снижает коммерческую привлекательность данных программ, повышая их стоимость. Организационное обеспечение реализации программ требует привлечения всех заинтересованных организаций в целях привлечения дополнительного финансирования.

Шестой шаг – методическое обеспечение разработки и реализации программ повышения квалификации. Организация-координатор не является простым «транслятором» примерных программ и программно-методических материалов, разрабатываемых в БЦ. В рамках реализации данного шага необходимо сформировать региональную команду методистов-консультантов, которые готовы подключаться к разработке программ повышения квалификации вместе с преподавателями ДПО. Оплату работы методистов-консультантов целесообразно закладывать в сметы на разработку и реализацию конкретных программ.

Седьмой шаг – реализация мероприятий по информационному обеспечению проекта: сбор и оформление данных для информационной системы БЦ; трансляция полезной информации организациям-партнерам; организация обсуждения организационных, научно-методических методических, практических и прочих проблем и решений в режиме вебинаров и семинаров для разных категорий участников.

Восьмой шаг – разработка и реализация системы мониторинга процесса реализации и результатов проекта в целях сбора информации, необходимой для принятия корректирующих и перспективных решений.

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ: ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ?

Основным принципом определения направленности (профиля) программ повышения квалификации педагогов профессионального образования и обучения, наставников на производстве является их влияние на качество подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Следуя данному принципу, программы можно разделить на два основных класса: педагогической направленности и профильно-технологической направленности. Программы педагогической направленности, как правило, ориентированы на педагогических работников и наставников обладающих достаточным для осуществления обучения образованием и уровнем профильной квалификации, но не имеющих педагогической подготовки или нуждающихся в ее совершенствовании в связи с появлением новых задач, изменением условий педагогической деятельности. Для данной категории педагогических работников целесообразно организовывать повышение квалификации по относительно коротким (20 – 50 часов) практикоориентированным программам психолого-педагогической и(или) методической подготовки с учетом их жизненного и производственного опыта. Важно, чтобы содержание таких программ не было излишне теоретизированным, базировалось на решении конкретных педагогических задач, распространенных в практике. Типичными примерами актуальных ДПП методической направленности являются программы, обучающие применению цифровых технологий, электронных учебно-методических комплектов и образовательных ресурсов, разработке образовательных программ на основе профессиональных стандартов, использованию инструментария и процедур независимой оценки квалификаций при проведении промежуточной и итоговой аттестации.

Программы профильно-технологической направленности представлены следующим спектром возможных содержательных решений. Во-первых, программы, направленные на освоение новой квалификации. Объем таких программ может быть весьма значительным – от 200 часов (1 месяц стажировки), а итоговая аттестация проводится в форме профессионального экзамена в профильном центре оценки квалификации (ЦОК). Слушатель получает при успешной аттестации и удостоверение о повышении квалификации, и свидетельство о квалификации, которое вносится Национальным агентством в реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации.

Во-вторых, программы, ориентированные на освоение или совершенствование отдельных компетенций. Здесь целесообразны программы средней продолжительности – до 100 часов. В результате освоения слушатель получает удостоверение о повышении квалификации.

Применимы и короткие программы. Например, для преподавателей теоретических курсов общепрофессиональной или профессиональной направленности, которым необходимо знакомство с новыми материалами, оборудованием, актуализировать знания и умения в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологии. Такие программы могут реализовываться в объеме от 16 часов с выдачей удостоверения о повышении квалификации.

Вторым принципом формирования перечня актуальных и перспективных программ является их опережающий характер, поскольку подготовка педагогов профессионального образования и обучения, наставников должна предварять введение новых программ и технологий подготовки самих рабочих кадров.

Третьим принципом является принцип практикоориентированности. Принцип практикоориентированности не регламентирует соотношение «теории и практики», их баланс определяется задачами конкретной программы. При этом результатом освоения программы всегда является готовность к решению конкретных профессиональных задач, качественному выполнению трудовых функций.

Важным в реализации практикоориентированных программ является обучение на конкретных рабочих местах. Как правило, это достигается сетевыми формами организации, когда частью программы является стажировка (практика) на рабочем месте: на производстве, если речь идет о технологической подготовке, в образовательной организации, если осуществляется педагогическая подготовка. При этом, даже если программа реализуется в форме стажировки, ее структура, как правило, содержит и теоретическую, и практическую часть.

В большинстве случаев сетевая организация предусматривает раздельное изучение теории и освоения практических приемов работы. Для инженерно-педагогических кадров базой теоретического обучения могут быть ведущие кафедры университетов, организации среднего профессионального образования, научные организации и т.д. Практическое обучение должно быть организовано непосредственно на рабочих местах, соответствующих квалификации, либо в исключительных случаях, на тренажерах и в аналогичных имитирующих средах.

Четвертый принцип – модульное построение программ. Его реализация позволяет строить индивидуальные образовательные траектории. Под модулем в практикоориентированных программах понимается ее завершенная, обеспечивающая освоение обучающимся конкретной трудовой функции или на комплекса знаний и умений, совершенствующих имеющуюся компетенцию. В ходе реализации модуля предусматривается три основные части: теоретическая часть, практическая часть и оценка квалификации, либо усовершенствованной компетенции (комплекса знаний и умений).

Система требований к результатам освоения программ повышения квалификации педагогов профессионального образования и обучения и их оценке включает в себя:

-     соответствие утвержденным профессиональным стандартам;

-     оценку результатов в соответствии с процедурами и содержанием независимой оценки квалификаций при получении педагогами той или иной квалификации и использование элементов (моделирование содержания и процедуры) независимой оценки при освоении или совершенствовании отдельных компетенций.

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ: КАК ВЫСТРОИТЬ СИСТЕМУ?

Реализация программ повышения квалификации в рамках рассматриваемой модели должна быть направлена на решение задач развития профессионального обучения и СПО, обеспечение подготовки кадров современным требованиям работодателей. Необходимо исключить хаотичность, действующей системы, которая возникает от того, что работник, реализуя свое право на повышение квалификации, может выбирать программу исключительно из перечня, предлагаемого местным институтом повышения квалификации. Фактически возможность выбора ограничивается неким перечнем с одной стороны и пожеланиями работника с другой. Перечень программ ограничен психолого-педагогическими и методическими курсами, так как институты повышения квалификации в основном ориентированы на обучение учителей общеобразовательной школы. Об учете кадровых потребностей производств и перспективных инвестиционных проектов в субъектах РФ речь вообще не идет.

Организационная схема реализации программ повышения квалификации педагогических работников профессионального образования и обучения выстраивается на принципиально других основаниях. Пунктирно организационная цепочка выглядит следующим образом: сбор и обобщение данных о кадровых потребностях производств – сбор и анализ информации об организациях, участвующих в кадровом обеспечении, их педагогическом кадровом потенциале, выявление дефицитов (по количеству и направленности) – формирования «портфелей заказов» на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу – выявление организаций ДПО и баз практики, где возможно организовать повышение квалификации педагогов – отбор организаций ДПО по признаку готовности – определения источников финансирования и распределение «портфеля заказов» – программно-методическое обеспечение разработки и реализации программ – мониторинг процесса и результатов реализации программ.

Особенностью схемы реализации программ повышения квалификации педагогических работников профессионального образования и обучения является то, что региональные прогнозы кадровой потребности производств являются весьма ориентировочными и при планировании требуются существенные уточнения. Для запуска проекта целесообразно отработать элементы планирования на нескольких наиболее развитых отраслях и территориях, опираясь в большей степени на информацию о дефицитах в компетенциях педагогов, получаемую от организаций СПО и ДПО.

Другая особенность – финансирование программ. В государственных техникумах и колледжах повышение квалификации оплачивается из регионального бюджета либо из внебюджетных средств организации. В первом случае механизмы персонифицированного финансирования в отечественной практике фактически не работают, а суммы, выделяемые на обучение, не позволяют организовать полноценную профильно-технологическую стажировку. Отсюда актуализируется необходимость поиска внебюджетных ресурсов. Наиболее эффективно она решается при наличии у образовательных организаций системы устойчивого взаимодействия с организациями-работодателями. И развитие такого взаимодействия – задача не только самих образовательных организаций. Необходимы системные меры, инициируемые на региональном уровне территориальными центрами повышения квалификации на федеральном уровне - Национальным агентством.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС БАЗОВОГО ЦЕНТРА:
КТО ВЛАДЕЕТ ИНФОРМАЦИЕЙ, ТОТ ВЛАДЕЕТ МИРОМ

Информационный ресурс Базового центра по поддержке повышения квалификации педагогов СПО и наставников на производстве – площадка для коммуникации и консультационно-методический сервис.

В открытом доступе на сайте Базового центра (http://bc-nark.ru/) размещаются:

-     информация о территориальных центрах ПК, включая их описание, планы деятельности, перечни программ, реализуемых совместно с Базовым центром и самостоятельно, данные о партнёрской сети, в том числе стажировочных площадках, контактную информацию;

-     информация о стажировочных площадках, входящих в сеть повышения квалификации Базового центра – характеристика условий и программ стажировки

-     перечни и аннотации программ повышения квалификации педагогов профессионального образования и обучения, наставников на производстве. Ресурс предназначен для территориальных центров ПК, региональных методических центров, иных организаций партнерской сети Базового центра, которые получат доступ ко всем имеющимся разработкам. Интересен он будет и другим пользователям, которые смогут использовать ресурс для поиска необходимых программ и курсов повышения квалификации;

-     база данных лучших практик подготовки рабочих кадров, включающая описания практик, необходимые для тиражирования, и контактную информацию.

Все базы данных оснащаются перекрестными гиперссылками и поисковыми системами, позволяющими найти нужную практику, программу, территориальный центр ПК или стажировочную площадку в том или ином федеральном округе или субъекте Российской Федерации, той или иной направленности. В целях визуализации используются видеоряд или видеоролик об организации, программе, практике.

Часть сайта с ограниченным доступом включает систему личных кабинетов для подачи заявки на включение в базу данных лучших практик и создания описания практики, работы консультантов и экспертов в процессе их отбора. Личные кабинеты имеют и территориальные центры ПК. Они позволяют размещать и актуализировать информацию о центре и стажировочных площадках, проводимых мероприятиях, планах работы, обеспечивают коммуникацию в сети повышения квалификации.

Кроме этого, информационный ресурс включает медиатеку: видеотеку и библиотеку информационно-методических, проблемных и аналитических материалов по вопросам подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Данные материалы могут использоваться как на курсах повышения квалификации, так и самостоятельно.

Сервисы консультационной и методической поддержки предоставляют возможность задать вопрос и получить на него ответ, сориентироваться в мероприятиях, проводимых Базовым центром и его партнерами и получить свежую информацию (новостная лента), познакомиться с ответами на наиболее часто задаваемые вопросы.