Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

«Время работать вместе!»

Номинация
Дуальное и целевое обучение
Год внедрения
2017
Субъект РФ
Тюменская область
Организация
ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса» - Межрегиональный центр компетенций в области искусства, дизайна и сферы услуг
Руководитель
Ф.И.О: Галанина Марина Алексеевна
Должность: ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса»
Тел: +7 (3452) 204-171, +7 (3452) 200-703
E-mail: GalaninaMA@mck72.ru
Ответственное лицо
ФИО: Бочанова Наталья Владимировна
Должность: Заместитель директора ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса», Руководитель Учебного центра Межрегионального центра компетенций в области искусства, дизайна и сферы услуг
Тел: +7 (912) 998-24-47
Email: BochanovaNV@mck72.ru

Аннотация

Практика описывает комплексный проектный подход к управлению профессиональной образовательной программой, ориентированный на получение конечного «продукта» – готового специалиста, удовлетворяющего современным и перспективным требованиям рынка труда.

Практика может быть успешно апробирована и тиражирована профессиональными образовательными организациями, имеющими тесную партнерскую связь с заинтересованными работодателями.


Актуальность

В современных условиях работодателю необходим специалист, обладающий профессиональными компетенциями в своей области, способный при необходимости стать держателем/исполнителем смежных процессов, обладающий метакомпетенциями, в том числе высокомобильный, стрессоустойчивый, способный быстро адаптироваться к коллективу, новой технике и технологиям, принимать самостоятельные решения, имеющий потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии.

Редизайн существующих образовательных программ не является решением данной проблемы. Необходим комплексный проектный подход к формированию и реализации профессиональной образовательной программы, основанный на бизнес-процессах, и ориентированный на получение конечного «продукта» – готового специалиста, удовлетворяющего всем запросам работодателя, как текущим, так и перспективным, способный, при необходимости адаптироваться в любых условиях изменений экономической ситуации в регионе.

Учитывая один из главных признаков «нового» общества – экспоненциально нарастающие темпы  изменений, в 2021 году становится все более актуальным проектирование такой образовательной программы, которая способна мобильно реагировать на внешние вызовы и  включать «подвижные» элементы структуры программы, что дает возможность поставить обучающегося в условия непрерывного выбора  содержания своей образовательной  траектории, а работодателю дает возможность оперативно получать «продукт» на свой текущий и перспективный запрос. Такой образовательной программой становится программа, спроектированная на основе принципов индивидуализации профессионального образования.

Практика подробно описывает механизм и технологию проектного подхода к планированию и реализации образовательных программ (этапы проектирования, механизмы взаимодействия партнеров, а также алгоритмы реализации профессиональной образовательной программы, направленной на подготовку специалистов, удовлетворяющих перспективным запросам рынка труда).

Цель и задачи

Цель:

 подготовка кадров для Индустрии гостеприимства Тюменской области, удовлетворяющих текущим и перспективным запросам регионального рынка труда.

Задачи:

  1. Создать механизм проектирования и реализации основной профессиональной образовательной программы, обеспечивающей удовлетворение текущих и перспективных запросов работодателей.

  2. Обеспечить условия реализации основной профессиональной образовательной программы.

  3. Апробировать и тиражировать опыт проектного подхода к реализации основной профессиональной образовательной программы.

  4. Апробировать и тиражировать принципы индивидуализации профессионального образования при проектировании и реализации основной образовательной программы СПО.


Средства и способы реализации практики

В рамках реализации федерального проекта «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» была разработана модель опережающей подготовки кадров для индустрии гостеприимства на примере совместного проекта Межрегионального центра компетенций в области искусства, дизайна и сферы услуг и Некоммерческого партнерства «Ассоциация гостеприимства Тюменской области» «Время работать вместе!». 

Также в 2020 – 2021 учебном году Практика стала частью нового регионального проекта – «Индивидуализация профессионального образования в Тюменской области» и была дополнена инструментами формирования индивидуальных образовательных траекторий, обучающихся на основе непрерывного персонального выбора содержания своего образования.   

Инструментом создания принципиально новой образовательной программы явился проектный подход на основе реверсной технологии: выстраивание стратегии подготовки специалиста от запланированного результата.

Краткий алгоритм проектирования программы на основе реверсной технологии можно сформулировать, отвечая последовательно на вопросы:

Что хотим получить? (компетентностная модель специалиста)

Как это можно оценить? (Проектирование методов и способов оценки)

Как это будем формировать? (теория, практика, методы, технологии, внеклассные мероприятия, конкурсное обучение и др.)

Что для этого необходимо? (условия обеспечения, включая: техносферу, кадры, учебно-методическое обеспечение и др.)

Рассматривая образовательную программу как проект, мы можем комплексно подойти к формированию конечных результатов обучения, т.е. образовательная программа сегодня это:

- основная профессиональная образовательная программа (ОПОП), включающая обязательную и вариативную часть; вариативная часть содержит избыточное количество предлагаемых к выбору элементов, имеет возможность оперативного внесения дополнительных предложений к выбору;

- мобильный пакет дополнительных программ (программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ), обеспечивающих «доквалификацию» специалистов под перспективные запросы работодателя и обеспечивающих формирование сквозных компетенций (Приложение 1);

- стратегия применяемых производственных и педагогических технологий (Приложение 2);

- пакет внеучебных мероприятий, направленных на развитие метакомпетенций;

- модель конкурсного (чемпионатного) обучения (Приложение 3).

Такой подход к содержанию обучения позволяет сформировать набор компетенций, востребованных работодателем как на текущий момент, так и на перспективу.


Этапы проектирования программы

Этап 1. Формирование требований к конечному результату (компетентностная модель специалиста).

В целях формирования актуального содержания образовательных программ, базирующегося на требованиях нормативных документов и перспективных запросах ключевых заказчиков кадров, получил распространение формат проектно-аналитических сессий (далее - ПАС) с участием преподавателей МЦК, руководителей и специалистов предприятий-партнеров, представителей профессиональных ассоциаций, органов исполнительной власти, экспертов Ворлдскиллс.  

В ходе дискуссии формулируются требования работодателей к результатам обучения, исходя как из текущего запроса, так и на перспективу, с учетом запросов инвестиционных проектов и мировых трендов развития отрасли.

Представители предприятий-партнеров, профессиональных ассоциаций формулируют требования к дополнительным видам деятельности, профессиональным компетенциям, оперативно дополняют требования при необходимости. Алгоритм формирования требований к компетенциям будущего специалиста представлен в Приложении 4.

Этап 2. Проектирование основной профессиональной образовательной программы

Дополнительные требования работодателей к компетенциям, квалификациям и видам деятельности находят отражения в пакете предложений по реализации дополнительных программ, элективных курсов, других частей ООП.

С учетом запросов ключевых заказчиков кадров на специалистов с сформированными метакомпетенциями, формируются предложения по структуре и содержанию внеклассных мероприятий, программы развития конкурсного движения.

Таким образом, формируется образовательная программа, которая имеет ряд отличий от традиционной:

  • она рассматривает выпускника в формате «продукта», наделенного определенными качествами, а реализацию программы подготовки – в формате проекта, нацеленного на получение качественного «продукта»;

  • она отлична по своей структуре, так как является комплексной и дополнительно к комплекту документации ОПОП включает пакет предложений по программам ДПО, внеклассным мероприятиям;

  • ее содержание отвечает требованиям современного рынка труда и его перспективным запросам;

  • она учитывает международные требования;

  • она предусматривает и дает возможность формирования индивидуальных образовательных траекторий, обучающихся;

  • она мобильна;

  • она формирует не только необходимые общие и профессиональные компетенции, но и заявленные в требованиях работодателей и учитывающие мировые тренды сквозные и метакомпетенции.  

Этап 3. Обеспечение условий реализации программы

3.1. Изменение инфраструктуры.

А) Организация технологической площадки. 

С этой целью при содействии и спонсорской поддержке предприятий – ключевых партнеров МЦК - Ресторанного холдинга «Максим» и управляющей компании «Восток» были построены и оборудованы имитационно-моделирующие лаборатории «Учебный отель» и «Учебный ресторан». В 2021 году будет сдана Мастерская, построенная на средства федерального гранта и софинансируемая работодателями.

Б) Формирование пространства коммуникаций.

В) Формирование информационной образовательной среды.

Для реализации данной задачи стало необходимым приобретение платформы электронного обучения и ее наполнение актуальным содержанием. (контент, визуализирующий профессиональную деятельность, в том числе мастер-классы профессионалов, фрагменты технологического производственного цикла, атмосферу соревнований).

В 2020-2021 году была создана цифровая платформа, посредством которой автоматизирована процедура выбора индивидуальных образовательных траекторий и формирования планов, учебных групп, агрегация ресурсов под программу, базы ресурсов, актуальные вакансии и др. (Приложение 5).

3.2. Обеспечение кадровых условий реализации программы

При реализации проектного подхода была разработана программа кадрового обеспечения:

А) Произведена расстановка и распределение функций:

назначены руководители образовательных программ;

отобраны преподаватели, мастера производственного обучения, наставники на производстве, руководители практики от предприятия;

обучены эксперты по проведению демонстрационного экзамена. 

Б) Проведен аудит компетенций преподавателей. В ходе аудита сложилась карта недостающих компетенций преподавателей в связи с расширением функций. На основе карты спроектирована система «доквалификации» преподавателей.

В) Разработаны корпоративные регламенты работы преподавателей, включающие общие требования, порядок, содержание деятельности педагога, а также унифицированные формы, макеты и шаблоны необходимой документации. 

Этап 4. Формирование стратегии реализации образовательной программы

4.1. Стратегия реализации образовательной программы

На данном этапе был сформирован проект-визуализация образовательной программы, в котором обозначены основные блоки программы (элементы учебного плана), способы и место их реализации, необходимые ресурсы. Затем модель дополнена вариативным пакетом дополнительных программ, востребованных работодателем, необходимыми элементами независимой оценки квалификации выпускника. (Приложение 6).

Данная модель предполагает множество вариантов проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, которые могут «собрать» необходимый пакет программ, обеспечивающих «доквалификацию» под заказ работодателя (Приложение 7).

Расширение структуры сетевого партнерства

В рамках проекта была спланирована и проделана работа по привлечению новых партнеров – работодателей. Сегодня среди работодателей, активно принимающих участие в образовательном процессе 150 предприятий-партнеров МЦК.

Внеучебная деятельность в стратегии формирования метакомпетенций.

Для реализации запросов работодателей на сформированные метакомпетенции в техникуме действует программа по вовлечению студентов в мероприятия внеучебной деятельности.

Обязательным условием для каждого студента является участие в программах:

«Продвижение», волонтерская деятельность или социальное проектирование, творчество, спорт, конкурсное движение профессионального мастерства, корпоративных мероприятиях работодателей. Правильный выбор форм и методов реализации данной программы позволяет не только решать поставленные программой задачи, но и развивать у студентов – участников мероприятий коммуникативные компетенции, предпринимательские навыки, формировать ответственность за результаты работы команды. 

Участие в социальных проектах, волонтерском движении, проектах «Уроки технологии для школьников», «Здоровый завтрак первоклассника» в качестве авторов, преподавателей, ведущих мастер-классов, модераторов позволяет развивать лидерские качества и умение работать в команде, стрессоустойчивость, клиентоориентированность при выполнении работы, креативность при поиске решения нестандартных ситуаций.

4.2. Технологии и формы организации образовательного процесса

4.2.2. Дуальное обучение

В рамках дуальной модели обучения студенты проходят лабораторно-практические занятия и все виды практики на предприятиях, принимают участие в корпоративных мероприятиях: программах обучения, фестивалях, конкурсах профессионального мастерства, социальных проектах, реализуемых Ассоциацией гостеприимства.

Благодаря политике «полного включения», студенты уже за время обучения становятся полноправными членами коллектива, знают производство, знакомы с корпоративными стандартами и корпоративной культурой. 

4.2.3. Современные производственные технологии

Формирование умений использования новейших производственных технологий реализуется:

-    на производственной практике на предприятиях;

- на лабораторно-практических занятиях, где преподаватели и мастера производственного обучения транслируют навыки, полученные в ходе стажировок на предприятиях, обучения на курсах повышения квалификации, реализации программ по обмену опытом; 

-   на обучающих мастер-классах специалистов предприятий, «звезд» компетенций, экспертов Ворлдскиллс;

 - на программах ДПО.

4.2.4. Современные педагогические технологии

При реализации проектного подхода к обучению преимущество получают практикоориентированные технологии, имитирующие профессиональную деятельность и использование корпоративных практик обучения персонала предприятий отрасли. 

Этап 5. Оценка достижения образовательных результатов

В оценке достижений образовательных результатов руководствуемся принципами объективности (независимые эксперты, объективные показатели, средства и методы оценки).

Независимость экспертов достигается привлечением сторонних специалистов, объективность показателей и средств оценки – использование апробированных на практике и разработанных экспертами оценочных материалов. Объективность методов оценки достигается выполнением профессиональных видов деятельности в режиме «здесь и сейчас». В полной мере этим критериям соответствуют процедура независимой оценки квалификаций, демонстрационный экзамен.

Этап 6. Трудоустройство

Для организации трудоустройства выпускников МЦК и координации взаимодействия с работодателями по вопросу кадрового обеспечения создан Центр содействия трудоустройству выпускников (далее – ЦСТВ). 

Основными задачами ЦСТВ являются:

  • сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для обучающихся и выпускников;

  • сбор, обобщение, анализ и предоставление обучающимся информации о состоянии и тенденциях рынка труда, о требованиях, предъявляемых к соискателю рабочего места, с целью обеспечения максимальной возможности их трудоустройства;

  • проведение организационных мероприятий (ярмарок вакансий, дней карьеры, презентаций предприятий и организаций работодателей);

  • формирование банка данных вакансий на основе запроса работодателей отрасли;

  • социально-правовое просвещение и информирование при планировании стратегии профессиональной карьеры.

  • ведение статистического учета трудоустройства выпускников.  

Ключевым партнером при взаимодействии с ЦСТВ является Ассоциация гостеприимства Тюменской области.

Такой формат взаимодействия позволяет добиваться высокого процента трудоустройства выпускников по специальности (83–87% ежегодно).

Корпоративная культура

Важным моментом подготовки специалистов для отрасли гостеприимства становится формирование корпоративной культуры. С этой целью МЦК разработан бренд-бук, включающий единый стиль одежды, оформления пространства, документации и др.).

Такие меры направлены на формирование у будущих специалистов привычки придерживаться корпоративных правил поведения, ношения фирменной одежды, продвижения бренда своего предприятия.


Критерии результативности

  • Увеличение востребованности выпускников, в том числе достижение доли трудоустроенных выпускников не менее 70%).

  • Увеличение практико-ориентированности образовательных программ, в том числе, не менее 30% лабораторно-практических занятий проводятся на производстве, не менее 20% педагогов – специалисты сферы труда.

  • Рост качества образования по результатам независимой оценки, в том числе доля выпускников, достигших уровня профессионализма по стандартам Ворлдскиллс – не менее 70 %. 


Данные о результативности 

  1. Соответствие качества подготовки квалифицированных кадров для индустрии гостеприимства требованиям ФГОС, профессиональных стандартов и регламентов Ворлдскиллс и отвечающих предъявляемым требованиям региональных работодателей.

  2. Развитие государственно-частного партнерства и привлечение ресурсов бизнеса для реализации подготовки специалистов, включая:

  • кадровые ресурсы (20% преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения, 100 наставников на производстве, 35% экспертов чемпионатов и конкурсов профессионального мастерства – специалисты отрасли);

  • материально-технические ресурсы (реализация 32% практических и лабораторных занятий на производстве, спонсорская поддержка предприятий Ассоциации путем предоставления оборудования, инвентаря, расходных материалов для проведения демонстрационных экзаменов, чемпионатов и конкурсов профессионального мастерства);

  • финансовые ресурсы (в 2016 году ООО УК «Восток» разработан проект и построена учебная гостиница МЦК, включая учебный гостиничный номер, лобби-бар, ресепшн, ООО ХК «Максим» - разработан проект и построен учебный ресторан МЦК, включая бар и банкетный зал, в 2018 году – спонсорская помощь в проекте дооснащения сложным лабораторным оборудованием Учебной кухни ресторана), в 2020 – 2021 году – софинансирование проекта Мастерских по наиболее перспективным компетенциям в рамках федерального гранта).

  1. Развитие системы независимой оценки качества образования. (проведение процедур независимой оценки с привлечением специалистов Ассоциации: с 2013 года – организация и проведение независимой сертификации квалификации выпускников, с 2016 году – профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, с 2017–демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс, с 2019 – рост количества экспертов Ворлдскиллс из числа представителей сферы труда).


Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации 

Значимых ограничений и рисков, влияющих на достижение результатов по ключевым задачам практики, не определено.

Алгоритм внедрения практики

Этап 1. Формирование требований к конечному результату (компетентностная модель специалиста).

Этап 2. Проектирование основной профессиональной образовательной программы

Этап 3. Обеспечение условий реализации программы

  • Изменение инфраструктуры.

  • Обеспечение кадровых условий реализации программы

Этап 4. Формирование стратегии реализации образовательной программы

  • Разработка стратегии реализации образовательной программы

  • Выбор технологий и форм организации образовательного процесса

  • Организация дуального обучения

Внедрение современных производственных технологий

Внедрение современных педагогических технологий

Этап 5. Оценка достижения образовательных результатов

Этап 6. Трудоустройство


Данные о тиражировании

В настоящее время практика тиражирована в профессиональных образовательных организация Тюменской области. 

В части проектирования образовательных программ на основе индивидуализации профессионального образования 12 профессиональных образовательных организаций Тюменской области апробируют практику в рамках региональной площадки проекта.



Учредители