Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

Электронное обучение для массовых профессий

Номинация
Цифровая трансформация подготовки кадров
Год внедрения
2017
Субъект РФ
г. Москва
Организация
Главный вычислительный центр – филиал ОАО «Российские железные дороги»
Ответственное лицо
ФИО: Сосин Денис Евгеньевич
Должность: Начальник учебного центра
Тел: +7 (499) 262-17-47
Email: sosin@gvc.rzd.ru

Аннотация

В России термин «техническая учеба» определяется как «периодическое восстановление и непрерывное повышение уровня профессиональных знаний и навыков работников без отрыва от производства». Система дистанционного обучения ОАО «РЖД» позволяет существенно сократить издержки на организацию технической учебы, а также стандартизировать и унифицировать данный процесс. 

Указанное решение является актуальным для всех отраслей, в которых техническая учеба и повышение квалификации рабочих кадров является обязательным и критически важным для бизнеса процессом.


Актуальность практики

Повышение экономической эффективности при условии обеспечения безопасности перевозок – одна из важнейших задач настоящего периода для ОАО «РЖД».

Между тем, существующая проблема нехватки квалифицированных специалистов, высокая текучесть рабочих кадров существенно осложнили решение этой задачи.

Одним из перспективных направлений обеспечения предприятия кадровым составом, отвечающим квалификационным потребностям стало – развитие технологий дистанционного обучения на основе современного образовательного контента. 


Цель и задачи

Цель:

Повышение эффективности бизнес-процессов ОАО «РЖД» за счет своевременного развития кадрового потенциала компании в соответствии с постоянно изменяющимися потребностями отрасли.

Задачи:

1. Создание единой информационной образовательной системы, обеспечивающей реализацию стратегических направлений развития компании в области организации технической учебы, с учетом принципов:

  • прозрачности механизма формирования планов технической учебы с их увязкой с реальной производственной необходимостью и профессиональными дефицитами каждого работника;

  • доступности и экономической эффективности (широкий охват работников при экономии расходов на их командирование);

  • диагностичности и объективности показателей оценки эффективности технической учебы, отражающей реальное положение дел и способствующей повышению прозрачности в ее проведении (как следствие – повышение уровня безопасности).

2. Разработка механизмов стабильного функционирования и наращивания ресурсной базы, обеспечивающей продуктивность и качество технической учебы, включая:

  • создание корпоративных требований к квалификации преподавателей, проводящих техническую учебы;

  • разработку системы мотивации преподавателей и вовлечения работников в процесс самообразования;

  • разработку и реализацию прозрачного адресного механизма финансирования мероприятий, связанных с технической учебой (закупка соответствующих технических средств, УМК и т.д.).

3. Разработка механизма мониторинга развития профессиональных компетенций работников по результатам технической учебы (система обратной связи).


Средства и способы реализации практики

Проект дистанционного обучения в холдинге был инициирован руководством Главного вычислительного центра - филиала ОАО «РЖД» - в 2004 году и изначально был ориентирован исключительно на внутренние потребности самого филиала, которые заключались в повышении квалификации ИТ-специалистов компании. В качестве ИТ-платформы для реализации дистанционного обучения (ДО) было выбрано решение от компании Мираполис, которая и по сегодняшний день занимает существенную часть российского рынка поставщиков платформ ДО. Для поддержания системы было выделено 3 сотрудника со стороны заказчика. Со временем проекты дистанционного обучения стали реализовываться и для других филиалов холдинга. Реализация коротких программ позволила сформировать ключевые процессы (формализация и описание процессов, разработка регламентов, систем мотивации) по организации обучения для функциональных заказчиков (филиалов) и оценить перспективы сокращения издержек компании на организацию обучения в случае масштабирования решения. На данном этапе проекта у системы дистанционного обучения был изменен функциональный заказчик и из ведения филиала она была передана в центральный аппарат, в подчинение департамента управление персоналом.

Наряду с ростом масштаба проекта развивалась и система, которая становилась все более индивидуализированной и ориентированной на потребности компании, развивалась аппаратная платформа решения. В связи с ограничениями, связанными с размером пропускной способности канала сети передачи данных, было принято решение создать распределенную сеть доставки контента. В каждом из регионов был развернут сервер, содержащий зеркальную копию контента центрального сервера, что существенно снизило нагрузку на саму сеть и увеличило скорость доставки учебных и методических материалов конечному пользователю. Указанное решение послужило ключевым стимулом руководству одной из ключевых дирекций холдинга для запуска пилотного проекта по технической учебе. 

Пилотный проект был запущен по всей сети, а именно на 16 дорогах, охватив сотрудников холдинга от Калининграда до Владивостока. Результаты пилотного проекта послужили обоснованием для распространения данного решения в другие дирекции. В 2016 году началась реализация проекта по автоматизации процесса назначения электронных курсов и ведения электронного журнала технической учебы, за счет которого планируется полный отказ от печатных форм журналов и существенное сокращение затрат на организацию технической учебы.

На сегодняшний день система, находящаяся в эксплуатации в Главном вычислительном центре, поддерживается 8 специалистами, обеспечивая ежемесячное обучение более 400 000 человек (1 млн. человеко-курсов).

Инициация проекта обучения проводится функциональным заказчиком. На этапе инициации проекта с заказчиком проводится установочная встреча, на которой определяются ключевые параметры проекта, такие как цели задачи, аудитория, настройки учебных мероприятий в СДО, порядок мониторинга обучения, формы отчетности. По итогам установочной встречи с заказчиком обучения разрабатывается паспорт проекта, в котором описываются характеристики проекта, регламент взаимодействияи план-график реализации проекта. После подписания плана-графика заказчик высылает перечень должностей, подлежащих технической учебе, исходя из которого проводится импорт работников из кадровой системы ОАО «РЖД» в СДО. В свою очередь функциональный заказчик определяет перечень ответственных, которые осуществляют мониторинг обучения. К моменту начала обучения функциональный заказчик также решает вопрос обеспеченности электронным контентом. Подавляющий объем электронных курсов для целей технической учебы разрабатывается в форматах SCORM 2004 и SCORM 1.2. Вопрос разработки электронного образовательного контента находится в зоне ответственности функциональных заказчиков: каждый из них определяет порядок его разработки. В полномочиях ГВЦ остается вопрос приемки (проверка на соответствие стандарту, принятому в холдинге) и установки в систему.

Техническая учеба в ОАО «РЖД» реализуется в формате нескольких видов обучающих мероприятий:

1.      Ежемесячная техническая учеба.

2.      Еженедельные или ежедневные (сменные) инструктажи.

3.     Дополнительные темы (создаются в случае необходимости восполнения пробелов в знаниях при происшествии на транспорте либо иных случаях).

Количество и содержание курсов функционального заказчика определяется планом технической учебы, который ежегодно формируется в каждом из филиалов. При инициации проекта данный план передается в учебный центр ГВЦ, который в соответствии с ним создает учебные мероприятия, регистрирует слушателей и при необходимости прикрепляет электронный контент (в ряде случаев эта функция находится в полномочиях разработчиков).

Далее функциональный заказчик осуществляет мониторинг обучения, самостоятельно без привлечения ГВЦ.

Требования к дистанционным курсам представлены в Приложении 3.

Техническая поддержка системы реализуется в трехуровневом формате:

1-я линий поддержки – сотрудники ГВЦ обрабатывающие обращения пользователей с ролью «слушатель». Обслуживают подавляющее число запросов. При невозможности обработать запрос – он передается на вторую линию поддержки.

2-я линия поддержки – сотрудники учебного центра ГВЦ, осуществляющие поддержку пользователей с ролями отличными от роли «слушатель».

3-й линия поддержки – компания разработчик СДО. При невозможности обработать запрос на одном из предыдущих уровней, либо выявлении ошибки, данные передаются на 3-й уровень.

Нормативная база практики

Распоряжение № 2770-р от 27.11.2015«Об утверждении методики оценки эффективности организации и проведения технической учебы в ОАО «РЖД».

Координационно-методологический совет по проекту «Развитие дистанционного обучения в ОАО «РЖД» (распоряжение ОАО «РЖД» от 24.09.2015 № 2311р).

Концепция развития дистанционных образовательных технологий и системы дистанционного обучения в ОАО «РЖД» (утверждено 30.11.2015 № 507).

Система дистанционного обучения ОАО «РЖД». Требования к дистанционным курсам от 13 августа 2007 года.

Формы регламентов взаимодействия и плана-графика реализации проекта (Приложение 1, 2).


Критерии результативности

  • Стоимость обучения.

  • Объем обучения (количество человеко-курсов).

  • Успеваемость слушателей (в т.ч. уровень остаточных знаний).

  • Процент снижения происшествий на транспорте.

  • Объем сэкономленных средств за счет сокращения затрат на ликвидацию последствий происшествий на транспорте.

  • Объем сэкономленных средств за счет реализации программ в дистанционной форме.


Данные о результативности

  1. В системе дистанционного обучения ОАО «РЖД» реализовано более 10 346 000 человеко-курсов (при 400 000 зарегистрированных в системе), из которых 90% реализовано по направлению технической учебы, обеспечивающей повышение безопасности на транспорте. Расходы на дистанционное обучение в среднем сокращены в несколько раз. Временные затраты слушателей на прохождение обучения сводятся к изучению материала по гибкому графику, выбираемому ими в рамках времени выделенного на прохождение курса. Также сократилось и время, затрачиваемое ответственным за обучение на подготовку и анализ итогов обучения.

  2. Одним из критериев, отражающих эффективность обучения, служит уровень остаточных знаний, который измеряется в промежутке от одного до трех месяцев после завершения обучения. В нашей компании измерение уровня знаний проводится при помощи модуля электронного тестирования. Дистанционное обучение позволило уйти от формализма, которое существовало при очном обучении. Ответственные просто заполняли журналы технической учебы без проведения реального обучения.

  3. Производственные показатели Октябрьской дирекции тяги. В результате внедрения дистанционной формы в Октябрьской дирекции тяги улучшились производственные показатели, влияющие на состояние безопасности движения поездов на 60%.

  4. Снижение по уровню отказов составило 26 %.

  5. Статистика по отказам представлена в таблице 1.

  6. По итогам работы достигнуто снижение ОТС на 18, 5%


Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при  внедрении и механизмы их минимизации 

Определенным ограничением для трансляции является «заточенность» практики на специфику деятельности ОАО «РЖД» и существующие корпоративные регламенты. Вместе с тем, используемые организационно-технические подходы, методические решения и информационно-технологические средства могут быть использованы в других системах корпоративного обучения.


Алгоритм внедрения практики

1. Создание единой информационной образовательной системы.

2. Разработка механизмов стабильного функционирования и наращивания ресурсной базы, обеспечивающей продуктивность и качество технической учебы, включая:

  • создание корпоративных требований к квалификации преподавателей, проводящих техническую учебы;

  • разработка системы мотивации преподавателей и вовлечения работников в процесс самообразования;

  • разработка и реализацию прозрачного адресного механизма финансирования мероприятий, связанных с технической учебой (закупка соответствующих технических средств, УМК и т.д.).

3. Разработка механизма мониторинга развития профессиональных компетенций работников по результатам технической учебы (система обратной связи).


Данные о тиражировании

Указанная практика тиражирована на следующие филиалы ОАО «РЖД» (все регионы):

1.    Центральная дирекция тяги (110 тыс. чел.);

2.    Центральная дирекция инфраструктуры (200 тыс. чел.);

3.    Центральная дирекция моторовагонного хозяйства (8 тыс. чел.);

4.    Центральная дирекция фирменного транспортного обслуживания (8 тыс. чел.);

5.    Центральная дирекция пассажирских благоустройств (8 тыс. чел.);

6.    Центральная дирекция движения (40 тыс. чел.).



Нормативная и документационная база практики

Учредители