Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

Победитель 2017

Профориентационная программа «День КАМАЗа»

Номинация
От профессионального выбора к успешной карьере
Субъект РФ
Республика Татарстан
Организация
ПАО «КАМАЗ»
Руководитель
Рассказов Станислав Павлович 

Главный специалист по развитию персонала.

rasskazovsp@kamaz.ru

Аннотация

Практика описывает сетевую профориентационную  программу для школьников 1–11 классов, созданную в целях популяризации инженерных и рабочих специальностей, а также привлечения мотивированной молодежи к работе в Компании.

Практика может быть интересна производственным компаниям, органам управления образованием, образовательным организации разного типа и уровня.


Актуальность

Недостаточный престиж рабочих профессий и технических специальностей вузов – стабильное явление, требующее конструктивных совместных решений со стороны образовательных организаций разного типа и уровня, органов исполнительной власти и, конечно, работодателей. 

От правильной организации профориентационной работы зависит приток молодежи в соответствующие образовательные организации на соответствующие специальности, а затем (или сразу) на предприятие. 

Сетевые субъекты: компания, органы управления образованием, образовательные организации.


Цель и задачи

Цель: 

Формирование у школьников готовности к сознательному выбору профессий, востребованных в автомобилестроении и формирование образа ПАО «КАМАЗ» как развивающейся организации, привлекательной для трудоустройства.

Задачи:

  1. Обеспечение согласованного и эффективного взаимодействия муниципальных органов управления образованием, ПАО «КАМАЗ» и образовательных организаций города Набережные Челны в профессиональной ориентации школьников;

  2. Знакомство школьников с профессиями, востребованными в компании и в отрасли автомобилестроения в целом, информирование о специальностях и образовательных организациях, где можно получить данные профессии;

  3. Знакомство школьников, педагогов, родителей с продуктом, технологиями, людьми, корпоративной культурой и историей компании.


Средства и способы реализации практики

Целевые группы – адресаты практики:

  • школьники;

  • родители;

  • администрация и преподаватели школ.

Исполнители профориентационной программы «День КАМАЗа»:

  • Корпоративный университет ПАО «КАМАЗ»;

  • Службы персонала подразделений и организаций группы ПАО «КАМАЗ»;

  • Руководители подразделений группы ПАО «КАМАЗ»;

  • Молодежная организация ПАО «КАМАЗ»;

  • Корпоративные учебные центры ПАО «КАМАЗ»;

  • Образовательные организации дополнительного образования города;

  • Образовательные организации среднего профессионального и высшего образования;

  • Администрация и преподавательский состав общеобразовательных организаций.


 Алгоритм организации

Управление реализацией программы Дней компании и координацию деятельности исполнителей Программы осуществляет Корпоративный университет ПАО «КАМАЗ».

К началу учебного года Корпоративный университет КАМАЗа согласует со школами и с Управлением образования города график проведения «Дней КАМАЗа», закрепляет подразделения/организации группы ПАО «КАМАЗ», ответственных за проведение «Дней КАМАЗа».

Подразделение ПАО «КАМАЗ», ответственное за проведение «Дня КАМАЗа»:

проводит установочные встречи с общеобразовательными организациями, организациями среднего профессионального, высшего, дополнительного образования по наполнению программы и организационным вопросам, разрабатывает план проведения мероприятия;

выпускает внутренний распорядительный документ, где указываются дата, время, ответственные лица и смета затрат на проведение мероприятия.

Пример распоряжения о проведении профориентационного мероприятия «День КАМАЗа» приведен в Приложении 1.

Администрация и преподаватели школы, где состоится «День КАМАЗа», за 2 недели до проведения программы проводят конкурсы рисунков, стихотворений, видеороликов, эссе и т.п. о КАМАЗе и профессиях автомобилестроения, победителей которых награждают призами, предоставленными ПАО «КАМАЗ», в ходе мероприятия. В подготовку вовлечены и родители школьников.

«День КАМАЗа» проводится в назначенный день в школе согласно разработанному плану. Обязательным условием «Дня КАМАЗа» является максимальный охват школьников всех классов и параллелей данным событием, а также обеспечение праздничной, игровой, соревновательной атмосферы. В этот день во двор школы заезжает автотехника КАМАЗ. По возможности организуются мероприятия для родителей.

В рамках программы «Дня КАМАЗа» мероприятия разрабатываются с учетом возрастных особенностей школьников:

1–4 классы

  • конкурсы рисунков, поделок;

  • просмотр презентационных видеороликов;

  • викторина «Что ты знаешь о КАМАЗе?»;

  • тест «Какой я КАМАЗ?»;

  • работа с раскрасками «О КАМАЗе».

 5–6 классы

  • конкурс сочинений;

  • игра «Собери КАМАЗ»;

  • квест «По-КАМАЗовски».

7 класс

  • конкурс стенгазет о КАМАЗе;

  • спортивная эстафета «КАМАЗ-Мастер»;

  • викторина «Что ты знаешь о КАМАЗе»;

  • оригами «Собери КАМАЗ»;

  • профессиональные пробы от АНО «Кванториум».

8–9  классы

  • мастер-классы и профессиональные пробы от колледжей и подразделений/организаций ПАО «КАМАЗ»;

  • конкурс видеороликов о КАМАЗе;

  • профориентационные тесты.

10–11  классы

  • мастер-классы и профессиональные пробы от ВУЗов и подразделений/организаций ПАО «КАМАЗ»;

  • конкурс видеороликов о КАМАЗе;

  • профориентационные тесты.

Пример программы проведения «Дня КАМАЗа» приведен в Приложении 2.

Пример расписания «Дня КАМАЗа» приведен в Приложении 3.

После проведения «Дня КАМАЗа» ответственное лицо от подразделения/организации ПАО «КАМАЗ» готовит отчет, выкладывает фото и видеоматериалы на общекорпоративном портале в разделе, открытом для служб персонала компании, в случае использования нового элемента готовит его подробное описание для возможности использования в будущем другими исполнителями при разработке сценария активностей «Дня КАМАЗа» для другой школы или для других профориентационных программ, запрашивает обратную связь от школы, задействованных партнеров.

Корпоративный университет КАМАЗа после «Дня КАМАЗа» в оперативном порядке, а также в конце учебного года анализирует проведение «Дней КАМАЗа» и разрабатывает рекомендации по улучшению организационных и содержательных моментов данной практики.


Развитие практики

 На базе опыта проведения «Дней КАМАЗа» в школах, по инициативе ПАО «КАМАЗ», начиная с 2017 года, «День КАМАЗа» проводится также в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования города.

Программа «День КАМАЗа» в образовательных организациях профессионального образования, имея свою специфику, сохранила свою философию – концентрация мероприятий, посвященных компании, в рамках одного дня; позитивная праздничная атмосфера, соревновательный дух. К специфике практики применительно к образовательным организациям профессионального образования можно отнести акцент на связь изучаемых предметов и их востребованности на производстве, экскурсии, встречи и мастер-классы с экспертами предприятия и специалистами служб персонала.

Пример рабочей маршрутной карты «Дня КАМАЗа» в колледже приведен в Приложении 4.

 Также в 2019 г., в год 50-летия КАМАЗа, «Дни КАМАЗа» были проведены в детском оздоровительном лагере «Саулык» г. Набережные Челны.   

К сожалению, крайне сложная эпидемиологическая обстановка 2020 года потребовала приостановки проведения мероприятий «Дня КАМАЗа», но на сегодняшний день Компания набирает обороты и организовала проведение уже третьего «Дня КАМАЗа». 

На сегодняшний день ПАО «КАМАЗ» осуществляет сотрудничество со всеми школами города на основе позитивного опыта взаимодействия по проведению «Дня КАМАЗа», с включением таким форм, как экскурсии, мастер-классы, профессиональные пробы в корпоративных учебных центрах ПАО «КАМАЗ» и непосредственно на производстве, участие в родительских собраниях, дни открытых дверей в ПАО «КАМАЗ» для родителей и педагогов и т.п.

Нормативная база практики

Положение о Центре формирования контингента.

Соглашение в области профориентационной деятельности.

Положение о студенческом конструкторском бюро «Расправляя крылья».

Индивидуальный план профессионального развития выпускника.

Заявка на подбор специалиста.

Соглашение о социальном партнерстве.

Соглашение о сотрудничестве.


 Критерии результативности

Критерии:

  • Участие подразделений ПАО «КАМАЗ» и образовательных организаций города в «Днях КАМАЗа»

  • Охват школ и школьников мероприятиями в рамках «Дня КАМАЗа»

  • Охват школьников, администрации и педагогов, родителей дополнительными мероприятиями от/с участием ПАО «КАМАЗ».


Данные о результативности 

 Профориентационная программа «День КАМАЗа» в школах города Набережные Челны реализуется с 2016 года. С 2016 по настоящий момент «День КАМАЗа» был проведен в 60 образовательных организациях из них 51 мероприятие проведено в школах (охват школ – более 2/3), 2 – в колледжах (КГАМТ, НПК), 2 – в ВУЗе (НЧФ КНИТУ им. А.Н. Туполева-КАИ). 2 мероприятия «День КАМАЗа» проведены в оздоровительном комплексе «Саулык». Статистика проведения мероприятия в период 2016-2021 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1

Количество мероприятий «День КАМАЗа» 2016-2021 гг.


Общий охват учащихся в рамках профориентационного мероприятия «День КАМАЗа» составил 56310 человек (таблица 2).

Таблица 2

Охват учащихся образовательных организаций в рамках профориентационного мероприятия «День КАМАЗа»


В подготовке и проведении «Дня КАМАЗа» были задействованы 12 подразделений и дочерних предприятий ПАО «КАМАЗ». 

В рамках подготовки и проведения «Дней КАМАЗа» были задействованы партнеры ПАО «КАМАЗ» в сфере образования:

  • Камский государственный автомеханический техникум им. Б.В. Васильева;

  • Набережночелнинский политехнический колледж;

  • Технический колледж им. В.Д. Поташова;

  • Камский строительный колледж;

  • Набережночелнинский институт Казанского федерального университета;

  • Филиал в городе Набережные Челны Казанского государственного технического университета им. Туполева;

  • АНО Детский технопарк «Кванториум»;

  • АНО «Университет талантов»;

  • ЧОУ ДПО «Международный институт техники, технологии и управления».


Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации 

Практика применима для крупных авторитетных компаний или нескольких компаний, вступивших во взаимодействие для реализации Практики. В случае сотрудничества нескольких компаний, возможны варианты, когда одна компания берет на себя роль координатора или эта роль выполняется по очереди.

Необходимым условием для внедрения практики является поддержка органов управления образованием и добрая воля руководства образовательных организаций, где планируется проведение мероприятия. Поддержка органов управления образования выражается в помощи в информировании, решении организационных вопросов, связанных со взаимодействием со школами. В случае, если руководство школы не готово, мероприятие не проводится. Как правило, по мере готовности, школа впоследствии сама инициирует проведение события, в т.ч. ориентируясь на отзывы руководителей школ, в которых мероприятие состоялось.

В случае с ПАО «КАМАЗ» ориентир – на полный охват школ города «Днями КАМАЗа». Это связано в том числе с масштабом компании, многообразием профессий, подготовкой к юбилею компании. Но другая компания может выбрать вариант точечного предложения проведения Дня компании для конкретных школ, исходя из анализа трудоустройства в компанию выпускников вузов и колледжей, а в колледжи и вузы – из школ (поняв, из каких школ идет наибольший поток кандидатов на трудоустройство в компанию).

Практика – гибкая и настраиваемая, в зависимости от сочетания организационных, человеческих и материальных ресурсов к моменту проведения мероприятия. Один элемент программы проведения может быть заменен другим, элементы программы могут обновляться. Главное в программе – не столько следование шаблону, сколько творчество и атмосфера события. Один из главных результатов дня – довольные лица школьников и положительная ассоциация с компанией, организовавшей данное событие, возникший или развиваемый интерес к компании, ее людям и к образовательным партнерам компании.

Практика будет масштабной и легко реализуемой, если в проведении Дней компании будут участвовать не одни и те же люди, а как можно больше разных профессионалов от компании будет вовлечено в процесс. С одной стороны, это позволит равномернее распределить нагрузку в организации мероприятия, с другой стороны, широкое вовлечение сотрудников формирует в подразделениях компании понимание важности работы с подрастающим поколением, создает сеть контактов для будущих стажировок учащихся и студентов образовательных организаций профессионального образования на предприятии.

Большой эффект дает также участие в программе не только преподавателей, мастеров производственного обучения от организаций профессионального образования, но и учащихся и студентов СПО и ВО, которые выступают ролевыми моделями для школьников, своим примером увлеченности выбранной профессией и уважения к своему колледжу/вузу формируют интерес школьников к профессии и конкретному учебному заведению.

Для организаторов программы Дня компании Корпоративный университет КАМАЗа создает и поддерживает базу типовых решений программы и отдельных профориентационных активностей на портале компании с обеспечением доступа к методикам их проведения специалистам служб персонала подразделений/организаций ПАО «КАМАЗ».

На проведение «Дней КАМАЗа» компания выделяет целевые средства, которые закладываются в бюджет Корпоративного университета КАМАЗа на статью «Дни КАМАЗа». Средства предназначены на рекламно-сувенирную и рекламно-полиграфическую продукцию, организационно-методическое сопровождение мероприятия. Однако, если у организаторов не будет возможности финансирования призов и других наград, могут быть использованы разнообразные формы нематериального поощрения и малобюджетные призы, которые также отлично «работают» для данной практики.


Алгоритм внедрения практики

  1. Заручиться поддержкой органов управления образованием и партнеров в сфере образования по проведению Дня компании.

  2. Определить пилотную школу и договориться с ее руководством о проведении Дня компании (инициативный руководитель – важное условие).

  3. Совместно с партнерами из сферы образования определить активности с учетом возрастных групп школьников и разработать пилотный сценарий проведения мероприятия.

  4. Совместно со школой разработать подготовительные мероприятия со школьниками, реализуемые самой школой, а также расписание и место проведения активностей пилотного Дня компании по возрастным группам школьников.

  5. Провести пилотное мероприятие.

  6. С учетом опыта пилотного мероприятия разработать типовую программу Дня компании.

  7. Создать пополняемую базу знаний по профориентационным активностям для исполнителей программы.

  8. По мере проведения Дней компании в конкретных школах определять дальнейшие шаги с данными школами по профориентации школьников, по работе с педагогами и родителями.


Данные о тиражировании

Практика «День КАМАЗа» получила широкое распространение как с точки зрения развития партнерской сети в системе образования, так и ее «географии» - во всех регионах присутствия компании.


Учредители