Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

Лучшие практики подготовки кадров

Методический аутсорсинг в СПО

Номинация
Кадры профессионального образования
Субъект РФ
Ростовская область
Организация
ЧОУ ДПО «Донской учебно-методический центр профессионального образования»
Руководитель
Демиденко Лидия Дмитриевна
тел. (863)232-10-12
demidenkold@yandex.ru
Ответственное лицо
Бунковская Зоя Павловна

Методист

+7 (863) 232-10-12

donmetodist@yandex.ru

Аннотация

Разработана и внедряется современная модель методического аутсорсинга в СПО.

Методический аутсорсинг предполагает передачу профессиональными образовательными организациями части работ по информационно-методическому сопровождению образовательного процесса учебно-методическому центру. Проектная идея, положенная в основу практики, представляет собой пример эффективного использования профессионального стандарта, предусматривающего возможности выполнения отдельных обобщенных трудовых функций внешними партнерами.

Практика может быть интересна профессиональным образовательным организациям как инструмент получения пакета качественных информационно- методических услуг при оптимизации кадровой структуры и штатного расписания, финансовых затрат; региональным методическим службам как образец успешного проекта, реализованного частной образовательной организацией.

Актуальность

Обновление содержания и форматов среднего профессионального образования, формирование новых инфраструктурных элементов, развитие современных методов управления образовательными организациями, и, соответственно, непрерывное совершенствование нормативной правовой базы, обусловили необходимость качественного изменения подходов к информационно-методическому обеспечению профессиональных образовательных организаций (ПОО), подготовке педагогических кадров, в том числе методических работников.

Большинство методических работников ПОО имеют педагогическое образование и опыт работы, но не имеют дополнительного профессионального образования в области методической деятельности в профессиональном образовании. Система формирования методического кадрового резерва практически отсутствует.

В этой связи актуальны разработка и реализация аутсорсинговых моделей информационно-методического обеспечения ПОО и современных моделей непрерывной подготовки методических работников в системе дополнительного профессионального образования на основе профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Цель и задачи

Цель: Реализация модели обучения на рабочем месте для профессионального развития и адаптации методических работников профессиональных образовательных организаций в рамках методического аутсорсинга

Задачи:

  • совершенствование модели методического аутсорсинга в условиях цифровизации образования, изменения запросов потребителей, совершенствования нормативной правовой базы;

  • нормативное и организационно-методическое обеспечение реализации модели подготовки методических работников системы среднего профессионального образования;

  • разработка и реализация дополнительных профессиональных программ в области методической деятельности в среднем профессиональном образовании, направленных на профессиональное развитие и адаптацию методических работников.

Средства и способы реализации практики

В переводе с английского термин «outsourcing» означает «внешний источник». Услуги аутсорсинга подразумевают передачу определенных видов или функций производственной деятельности другой организации. В нашем случае образовательные организации передают ДУМЦ ПО часть функций по информационно-методическому обслуживанию, тем самым получая качественную услугу и экономя финансовые средства.

Реализуемый ДУМЦ ПО методический аутсорсинг можно отнести к аутсорсингу управления знаниями, который только начинает развиваться в некоторых странах.

Важно учитывать, что законодательством Российской Федерации оказание услуг по аутсорсингу не регулируется. Процедура привлечения аутсорсера предусматривает заключение соответствующего договора, в котором определяется юридическая ответственность сторон.

Система методического аутсорсинга, которая реализуется с 2010 года, выстроена на основе абонентского обслуживания профессиональных образовательных организаций, в рамках которого они регулярно получают:

  • обзоры нормативных документов и методических материалов;

  • консультационные услуги по вопросам организации образовательного процесса;

  • информационные (однодневные) семинары (вебинары) для различных категорий работников образовательных учреждений;

  • дистанционное участие (выступления, сообщения) представителей учебно-методического центра в работе педагогических, методических советов, совещаний и др;

  • озможность формирования индивидуального заказа на методическую услугу.

К особенностям реализуемой системы методического аутсорсинга можно отнести:

  • комплексность услуги: профессиональным образовательным организациям предоставляются информационные базы нормативных правовых документов; обзоры методических материалов; оказываются консультационные услуги по вопросам организации образовательного процесса; проводятся информационные (однодневные) семинары (вебинары) для различных категорий работников образовательных учреждений; обеспечивается дистанционное участие (выступления, сообщения) представителей ДУМЦ ПО в проведении педагогических, методических советов, совещаний и других мероприятий по тематике информационных семинаров;

  • системность: услуга предоставляется ежемесячно, семинары проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 месяца;

  • высокий профессиональный уровень: услуга выполняется работниками Центра, а также представителями органов управления образованием субъектов Российской Федерации, научными работниками, высококвалифицированными практиками – педагогическими и методическими работниками;

  • непрерывное образование методических работников: методические работники – координаторы проекта обучаются по дополнительной программе повышения квалификации, а затем становятся наставниками или продолжают совершенствовать приобретенные компетенции;

  • доступность: базы данных распространяются по электронной почте, консультирование проводится по телефону, скайпу, в системе ДО, в группе в социальных сетях, очно, письменные ответы по электронной почте; семинары проводятся очно и дистанционно;

  • адресность: конечными потребителями информационно-методических услуг являются руководители, заместители директоров, методические работники, преподаватели, мастера производственного обучения, работники воспитательной службы организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

  • финансовая привлекательность: доступная для каждого образовательного учреждения стоимость услуги, помесячная оплата.

Заинтересованность аутсорсеров в получении услуг поддерживается обновлением содержания и комплектности услуг на основе результатов изучения общественного мнения (онлайн-опросы, интервьюирование, анкетирование). Например, в ноябре 2019 года первоочередными направлениями развития модели методического аутсорсинга (проекта «Абонентское информационно-методическое обслуживание») определено: создание электронного справочного центра для участников, онлайн-приемной для координаторов проекта, формирование базы методических материалов участников и др.

За 10 лет реализации проекта в нем приняли участие более 200 профессиональных образовательных организаций, учебных центров (структурных подразделений предприятий) и организаций ДПО Ростовской области, Краснодарского края, в том числе на постоянной основе (больше 4 лет) - 132 профессиональные образовательные организации. С 2016 года клиентская база проекта расширена за счет образовательных организаций Республики Крым, Ставропольского края, Астраханской области, Волгоградской области, г. Санкт-Петербурга.

Таким образом, можно говорить о сформировавшемся межрегиональном сообществе руководителей и педагогических работников образовательных организаций, оценивших и признавших практическую значимость качественных, системных, своевременных информационно-методических услуг.

Управление проектом на уровне образовательной организации осуществляют координаторы – руководящие и педагогические работники (в большинстве случаев методические работники), назначаемые руководителем ПОО на учебный год.

Координаторы, назначенные впервые, зачисляются на обучение по дополнительной профессиональной программе (ДПП) повышения квалификации в Донской учебно-методический центр профессионального образования.

ДПП реализуется в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий. Очные учебные занятия (информационные семинары, вебинары, проектные сессии, практические занятия и др.) проводятся ежемесячно по актуальной для ПОО тематике. Содержание занятий обновляется ежегодно, в том числе с учетом запроса потребителей образовательных услуг.

Ежемесячно слушатели на своих рабочих местах выполняют следующие задания для самостоятельной работы:

1. Организация корпоративного обучения работников ПОО на основе презентационных и информационных материалов учебных занятий (форму и категорию работников слушатели определяет самостоятельно).

2. Формирование и поддержание в актуальном состоянии базы нормативных правовых документов и методических обзоров, ежемесячно предоставляемых ДУМЦ ПО.

3. Обеспечение доступа педагогических работников к полученной информации с целью организации их самостоятельной работы (снятие так называемых информационных фильтров).

4. Ежемесячное ознакомление руководителей и педагогических работников с актуальными нормативными правовыми документами и методическими материалами.

5. Использование информационных баз нормативных документов и методических обзоров в практической работе руководящих работников и педагогов.

ДУМЦ ПО организует тьюторское сопровождение слушателей. Выполненные виды работ слушатели фиксируют в дневнике, где указывают даты, формы организационно-методических и информационных мероприятий, категорию работников. Промежуточная аттестация проводится в форме представления и анализа дневника слушателя. На итоговой аттестации слушатели презентуют итоговые аттестационные работы: отчет (Приложение 1) с отзывом руководителя или заместителя руководителя ПОО.

Качество самостоятельной работы слушателей – координаторов проекта – также оценивается педагогическими работниками ПОО в ходе мониторинга эффективности реализации сетевого проекта «Абонентское информационно-методическое обслуживание».

Особенностью реализуемой нами модели является то, что все слушатели после завершения обучения по ДПП ПК продолжают свое профессиональное развитие по одной из индивидуальных траекторий:

1. Методический работник продолжает выполнять функции координатора проекта (продолжает совершенствовать профессиональные и общие компетенции при тьюторском сопровождении работников ДУМЦ ПО);

2. Методический работник становится наставником, консультантом вновь назначенного координатора проекта – слушателя ДПП повышения квалификации (эти функции он выполняет добровольно, так как в проекте институт наставничества нормативно не закреплен).

Выбор траектории зависит от стратегии развития кадрового потенциала в конкретном ПОО и пожеланий слушателя.

Таким образом, методологической основой реализуемой нами подготовки методических работников на рабочем месте являются системный и проектно-целевой подходы. Модель объединяет в себе элементы модели профессионального развития, ориентирующей слушателя на активность, способность принимать решения и нести ответственность за сделанный выбор и осуществляемые действия, и адаптационной модели, направленной на адаптацию методического работника к условиям работы (функционалу, типу образовательного учреждения и т.п.). Такой подход к организации обучения методистов обеспечивает как совершенствование профессиональных компетенций в области методической деятельности в профессиональном образовании, так и развитие общих компетенций (управленческой, коммуникативной, креативной, рефлексивной и др.), и направлен на повышение имиджа методических работников ПОУ.

Критерии результативности

  • Востребованность (устойчивый спрос у потребителей услуг) реализуемой системы методического аутсорсинга.

  • Количественные показатели обучения по ДПП повышения квалификации методических работников по модели обучения на рабочем месте

  • Соответствие локальных нормативных и организационных документов нормам федерального и регионального законодательства, задачам реализуемой модели.

Данные о результативности

На протяжении 10 лет наблюдается устойчивый спрос на предоставляемые аутсорсинговые услуги. На постоянной основе (больше 4 лет) в проекте участвуют 132 профессиональные образовательные организации.

По дополнительной профессиональной программе в рамках реализации модели обучения методистов на рабочем месте повысили квалификацию 347 представителей методических служб и их резерва. Из прошедших обучение 72 % продолжили профессиональное развитие при тьюторском сопровождении работников ДУМЦ ПО в рамках проекта «Абонентское информационно-методическое обслуживание».

Разработаны формы договора (Приложение 2) на обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в соответствии с приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» и с учетом специфики реализации ДПП; заявления слушателя; личной карточки слушателя, согласия на обработку персональных данных.

Разработана ДПП повышения квалификации для методических работников, содержание теоретических занятий которой обновляется ежегодно в соответствии с тематикой проекта «Абонентское информационно-методическое обслуживание».

Для организации самостоятельной работы слушателей разработаны формы дневника/отчета (Приложение 1). Мониторинг деятельности слушателей осуществляется на основе анализа анкетирования педагогических работников ПОО о качестве проекта (Приложение 3, Приложение 4).

Ограничения для применения опыта, риски, механизмы минимизации рисков

Ограничение:

Низкий уровень информационной культуры профессиональных образовательных организаций, нежелание руководителей ПОО передавать часть функций на аутсорсинг

Решение:

Проведение открытых, показательных мероприятий, пробных рассылок, бонусных акций, обсуждение актуальных вопросов в социальных сетях, интернет-сайтах и др.

Ограничение:

Высокая трудоемкость реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации методических работников по модели обучения на рабочем месте: необходимость систематического обновления содержания ДПП (в том числе в период обучения), рассредоточенный, длительный период оказания услуг, комплексная оценка самостоятельной работы слушателей в коллективе ПОО.

Решение: формирование команды высококвалифицированных педагогических работников, модераторов, тьюторов для реализации ДПП ПК

Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

Практика была представлена:

  • в  марте 2015 г. на видеоконференции «Образовательные инициативы России: результаты деятельности экспериментальных площадок Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»;

  • в ноябре 2017 г. в рамках деловой программы IV Национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологических отраслей промышленности по методике WorldSkills (WorldSkills Hi-Tech), г. Екатеринбург;

  • в ноябре 2017 г. на XI Международном конгрессе-выставке «Образование без границ - 2017» в рамках экспертной дискуссии «От профессионального стандарта до профессионального экзамена», г. Москва;

  • в сентябре 2018 г. на дискуссионной площадке «Профессиональная траектория подготовки рабочих кадров и специалистов: роль социальных партнёров в развитии рынка труда Ростовской области», организованной Союзом работодателей Ростовской области и Союзом Организаций Профсоюзов «Федерация Профсоюзов Ростовской области», г. Ростов-на-Дону

  • в октябре 2018 г. на бенчмаркинг-семинарах с дистанционным участием «Эффективные модели подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена: от стратегических ориентиров к проектным решениям» (Ростовская обл., Астраханская обл., Волгоградская обл., Краснодарский, Ставропольский край, Республика Крым);

  • в ноябре 2019 года  в рамках проведения круглого стола с дистанционным участием «Развитие лучших практик подготовки кадров в Ростовской области и Краснодарском крае»;

  • практика представлена в сборнике информационно-методических материалов по популяризации рабочих профессий (подготовлен Базовым центром АНО НАРК совместно ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда», 2017 г.)

  • в 2017 году практика стала победителем конкурса лучших практик подготовки рабочих кадров в номинации «Кадры профессионального образования» и представлена на сайте Базового центра АНО НАРК.

Алгоритм внедрения практики

Условия (предпосылки), необходимые для внедрения практики:

  • наличие организаций, готовых передать часть функций по информационно-методическому обеспечению на аутсорсинг;

  • наличие предложений на рынке образовательных услуг по проектному (пакетному) решению информационных потребностей организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Этапы внедрения:

Организационный этап

  • маркетинговые исследования информационных потребностей образовательных организаций региона, территории, округа; уровня и качества подготовки педагогических, в том числе методических работников; рынка образовательных услуг;

  • разработка модели системы методического аутсорсинга, ее нормативного и организационного обеспечения;

  • информационное продвижение разработанной модели на рынке образовательных услуг;

  • установление договорных отношений с аутсорсерами

Этап реализации

  • адаптация комплектности предлагаемых услуг к запросам аутсорсеров, определение инвариантных и вариативных элементов;

  • назначение координаторов проекта (в большинстве своем методических работников и их резерва) в образовательных организациях, определение их функционала;

  • разработка ДПП ПК для методических работников – координаторов проекта с учетом модели обучения на рабочем месте;

  • организация содержательной работы в проекте, тьюторского сопровождения координаторов проекта – слушателей ДПП ПК;

  • ежегодный мониторинг эффективности проекта, в том числе работы координаторов – слушателей ДПП ПК (анкетирование, интервьюирование руководителей и педагогических работников; презентация отчетов координаторов и др.)

Этап развития практики

  • периодическое обновлением содержания и комплектности услуг на основе результатов изучения общественного мнения (онлайн-опросы, интервьюирование, анкетирование, маркетинговых исследований и др.)

Учредители