Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

Лучшие практики подготовки кадров

Центр сопровождения молодых педагогов «Pro-Движение»

Номинация
От профессионального выбора к успешной карьере
Субъект РФ
г. Санкт-Петербург
Организация
Санкт-Петербургское ГБПОУ «Педагогический колледж №8»
Руководитель
Иванова Людмила Петровна

Директор колледжа

+7 (812) 560-30-94

pedagog8_spb@mail.ru

Ответственное лицо
Архипова Анастасия Андреевна

к.п.н., заместитель директора по инновационному развитию

+7 (960) 251-44-44

anastasia.arhipova@gmail.com

Аннотация:

          В педагогическом колледже на базе Центра «Прo-Движение» реализуется программа сопровождения молодых педагогов, основанная на изучении их актуальных профессиональных запросов и потребностей. В сетевое взаимодействие вовлечены образовательные организации различного типа и уровня, методические центры, заинтересованные профессионалы. Формы работы: наставничество, мастер-классы, имидж-лаборатория, воркшопы, стажировки и др.

Описание практики:

Актуальность

                      Развитие регионального педагогического сообщества является одним из направлений стратегического планирования образования в Российской Федерации. Региональные системы образования характеризуются доступностью и широкой вариативностью услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей; высоким качеством кадрового потенциала; активной инновационной деятельностью; стратегической ориентацией на обновление качества общего образования.Специфика деятельности современного педагога обусловлена рядом социально-экономических факторов, среди которых:

  • Тенденция к динамике демографической ситуации во многих регионах обеспечивает востребованность услуг дошкольного и общего образования, особенно в городах миллионниках. Работа Правительства РФ по созданию дополнительных мест для детей дошкольного и школьного возраста активно продолжается, обеспечивая стабильный запрос федеральных округов на педагогические кадры.
  • Полинациональность населения России. По данным Федеральной службы государственной статистики «на 1 января 2018 года постоянное население России составляет 142 856 536 человек». Национальная структура страны достаточно разнообразна. Согласно результатам переписи населения 2010 года, на территории РФ проживает более 43 национальностей (русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, узбеки, армяне, азербайджанцы, грузины, чеченцы, дагестанцы и т.д.). Повышается востребованность педагогов, способных организовать образовательную деятельность в многонациональном классе или группе детского сада, демонстрирующих умения взаимодействовать и учитывать национальные традиции и ожидании различных народностей, уметь устанавливать межличностные отношения, выстраивать педагогический процесс, ориентируясь на ожидания и потребности родителей – представителей различных национальностей.

  • Создаются условия для образовательной поддержки и сопровождения детей с особыми возможностями здоровья - сохранена и успешно функционирует уникальная сеть специальных образовательных учреждений и классов, в которых детям оказывается комплекс образовательных, реабилитационных и оздоровительных услуг, направленных на социальную адаптацию ребенка в обществе. Одним из наиболее важных и перспективных направлений развития системы образования детей с ОВЗ является инклюзивное образование, в школах создаются «ресурсные классы», обеспечивающие поддержку детей с постепенным их включением в образовательную среду сверстников. Данный факт свидетельствует о необходимости адресной подготовки педагогов к реализации адаптивных образовательных программ, повышения умений решать задачи педагогического взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями, организовывать для таких детей развивающую предметно-пространственную среду.

  • В РФ реализуются государственные программы по развитию региональных систем образования, в рамках которых осуществляется финансовая поддержка учреждений системы общего образования. Благодаря этому детские сады и школы получают возможность закупки дорогостоящего современного оборудования, технических средств обучения, расширяют образовательное пространство, реализуют программы дистанта, что требует подготовки специалистов, обладающих необходимым объемом компетенций реализовывать образовательную деятельность в новых условиях технологичности образовательного пространства региона, применения цифровых образовательных технологий.

  • Анализ возрастной структуры педагогического сообщества, представленный в исследовании авторского коллектива Минского университета (Нижний Новгород), позволяет констатировать острую потребность страны в молодых специалистах. В последние годы наблюдается устойчивый рост количества обучающихся средних профессиональных образовательных организаций и педагогических вузов, несмотря на этот факт для обеспечения оптимального процента молодых специалистов в педагогическом сообществе в настоящий момент в среднем не хватает молодых специалистов в возрасте до 25 лет (процент отклонения от идеального состояния 58%), что позволило бы проводить своевременную ротацию педагогических кадров и закреплению в отрасли молодежи.

          Согласно Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28.05.2014 №3241п – П8) обновленные цели системы общего образования усложняют, расширяют традиционные и создают новые требования к качеству профессиональной деятельности педагогических работников, к уровню их подготовки. Это определяет запрос педагогов на программы повышения квалификации, ориентированные на актуальные образовательные потребности, позволяющие оперативно устранить дефициты и обогатить профессиональную компетенцию. Наиболее популярной среди педагогов становится обучение по персонифицированной модели повышения квалификации, в основу которой положен принцип свободного выбора педагогом организации планового повышения квалификации, предусматривающий целевое финансирование обучения каждого работника.

          Важно отметить, что образовательная политика государства ориентирована на педагогические кадры, имеющие высшее образование. Между тем, вузов, реализующих программы педагогической подготовки по России значительно меньше, чем средних профессиональных образовательных организаций. Данный факт требует поиска путей, которые позволили бы выпускникам педагогических колледжей предоставить реальную возможность получения высшего образования и, при сохранении лучших практик подготовки педагогов, создавать условия для развития новых профессиональных качеств, способствовать наращиванию новых мультикомпетенций, ориентированных на решение профессиональных задач в современных условиях реализации профессионального стандарта по направлению «Педагог».

          Таким образом, педагогические колледжи рассматриваются региональными органами управления образования в качестве основного института подготовки кадров для образования дошкольников и младших школьников; изменчивость и вариативность образовательной среды, рост численности возрастных когорт дошкольного и младшего школьного возраста, особая социально-экономическая ситуация регионов постоянно требует улучшения качественных характеристик кадрового потенциала, омоложения кадрового корпуса педагогов и пополнения отрасли квалифицированными педагогическими кадрами, что говорит о необходимости построения региональных систем непрерывного педагогического образования.

          Кроме того, сегодня активно внедряются практики интеграции среднего профессионального и высшего образования в подготовке педагогических кадров. Данный вопрос раскрывается в ведомственной программе «Модернизация педагогического образования в Российской Федерации на 2018-2020 гг.», в решениях объединенного заседания Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки», ФУМО в системе высшего образования по укрупнённой группе специальностей и направлений. В продолжение реализации программы модернизации педагогического образования в 2018-2020 гг. определено стратегическое направление: формирование единого пространства педагогического образования СПО-ВО. В различных субъектах РФ уже есть опыт обеспечения непрерывного профессионального педагогического образования специалистов как за счет интеграции среднего и высшего образования, так и благодаря функционированию центров НПО, образовательных кластеров, центров поддержки молодых специалистов и т.д. (Казань, Нижний Новгород, Хабаровск и др).

Анализ образовательной системы Санкт-Петербурга не выявил организации, обеспечивающие решение вопросов:

  • построение многоканальной системы получения педагогического образования, направленной на стимулирование его непрерывности, вариативности и преемственности, сохранения и удержания в профессии мотивированных к педагогической деятельности лиц;

  • создание нормативно и методологически обоснованной практики реализации индивидуальных профессионально-образовательных траекторий развития педагогов

Таким образом, данные положения актуализируют необходимость создания единого пространства подготовки и поддержки педагога, используя уникальные ресурсы организаций. Успешность его реализации связана с проектированием вариативных профессионально-образовательных траекторий непрерывного педагогического образования выпускника педагогического колледжа, которые обеспечиваются вариативными форматами сетевого взаимодействия: от совместного проектирования программ подготовки, организации и проведения профессиональных проб, учебных и производственных практик, до организации профессиональных конкурсов и событий для будущих и молодых педагогов. (Профессионально-образовательная траектория (трек) - это гибкие образовательные программы, программы персонифицированного обучения, учитывающие вариативный спектр индивидуальных возможностей и потребностей выпускников колледжа, позволяющие ему решить поставленную профессионально-образовательную задачу и достигнуть оптимального результата).

Цель и задачи практики

Целью деятельности Центра является создание уникального пространства сопровождения молодых педагогов, точки ресурсного притяжения для социальных партнеров и субъектов разного уровня и направленности (молодые педагоги, наставники, руководители и сотрудники вузов и организаций СПО; образовательные организации общего и дополнительного образования; издательства; библиотеки; музеи, общественно-профессиональные ассоциации, образовательные фонды и пр.) для обеспечения условий проектирования вариативных профессионально-образовательных треков непрерывного профессионального развития молодого педагога.

Главными задачами работы являются:

1. Поддержка и стимулирование профессиональной карьеры молодого педагога;

2. Создание пространства профессионального общения молодых специалистов через организацию вариативных событий и мероприятий;

3. Организация работы консалтингового кампуса, деятельность которого направлена на реализацию комплексных мониторинговых исследований профессиональных дефицитов, интересов, образовательных запросов и потребностей педагогических работников образовательных организаций, проектирования программ, методик и инструментов выявления и развития профессиональной компетентности молодых специалистов, с возможностью получения индивидуального плана профессионального роста;

4. Создание пространства развития опережающих компетенций, связанных с организацией педагогической деятельности, разработка и реализация smart-программ дополнительного профессионального образования для молодых специалистов системы общего образования;

5. Организация, проведение и участие в работе научных и научно-практических конференций, семинаров, сессий, симпозиумов, конгрессов (Всероссийских и Международных) по актуальным проблемам сопровождения молодого педагога;

6. Подготовка к изданию научных, учебно-методических и других материалов (печатной продукции, пособий, обучающих программ, брошюр, научно-популярной литературы).

Средства и способы реализации практики

Кооперация работы специалистов, включенных в реализацию процесса непрерывного педагогического образования, происходит на базе Центра содействия молодым педагогам «Про-Движение»(структурного подразделения СПБ ГБПОУ «Педагогический колледж № 8»).

Реализация концептуальных идей Центра предполагает широкий охват разных групп потенциальных клиентов, продвижение деятельности как интерактивного образовательно-консультационного центра сопровождения молодых специалистов и их наставников в регионе; центра развития педагогических компетенций работников общего и дополнительного образования.

Центр реализует следующие направления:

1. Консультационно-сопровождающее

2. Маркетингово-экспертное

3. Информационное (подробнее Приложение 1)

Ведущим механизмом организации работы Центра являетсятехнология комплексного сопровождения молодого педагога, которая создаёт возможности для овладения начинающим специалистом способами оказания самопомощи в ситуации профессиональных и личностных затруднений.

Концептуальные основы программы комплексного сопровождения молодых педагогов:

1) Комплексное сопровождение рассматривается как процесс создания условий для успешного профессионального развития и роста молодого педагога на основе оказания упреждающей или актуальной помощи, в соответствии с его профессиональными потребностями и запросами.

2) Важнейшим фактором интеграции молодого педагога в профессию является общественно-профессиональная помощь и поддержка его деятельности в процессе непрерывного образования.

3) Содержание комплексного сопровождения молодого педагога включает в себя: включение его в профессиональную среду, развитие профессиональных связей, внешнюю супервизию и профессиональную поддержку молодых специалистов с целью выработки адекватного самовосприятия и самооценки в профессиональной деятельности.

На основе выделенных подходов цель сопровождения молодого педагога, реализуемая Центром, рассматривается какнепрерывное и вариативное взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, позволяющего создать условия для обеспечения соответствия профессиональной деятельности молодого педагога требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», а также оказание помощи и поддержки в ситуациях профессиональных и личностных затруднений при решении профессиональных задач.

Механизм сопровождения молодого специалиста имеет ряд этапов, которые представлены в Приложении 2.

Применение технологии сопровождения в развитии педагога как субъекта непрерывного профессионального образования дает возможность молодому специалисту научиться выстраивать собственную траекторию профессиональной деятельности, ориентированную на самореализацию в среде образовательной организации (где он работает), и проектировать вариативные модели построения педагогической деятельности с учетом интересов всех субъектов этой образовательной организации. Кроме того, такой подход обеспечивает изменение целевой установки организаций сопровождения педагогов – с унификации обучения на персонификацию.

Основными принципами сопровождения молодого специалиста являются:

  • Индивидуализация программы сопровождения - ориентация на запросы и потребности

  • Гибкость в разработке индивидуальных программ сопровождения, построенных по модульному принципу

  • Динамичность – реагирования на потребности педагога

  • Вариативность и преемственность программы – позволяют решать различные профессиональные задачи педагога

  • Доступность – внедрение в процесс сопровождения информационных и дистанционных средств обучения

  • Прогностичность программы сопровождения определяется перспективами развития региона, стратегии его развития, позволяя реализовывать стратегию опережающей подготовки специалиста

  • Веерный принцип вхождения в обучение (в рамках программы сопровождения) – право человека входить и выходить из системы согласно своим индивидуальным потребностям, желаниям

Ключевым условием реализации Программы выступает привлечение сетевых партнеров. Процесс формирования сетевого партнёрства имеет следующие особенности:

  • к сотрудничеству приглашаются организации, проявляющие интерес к проблеме интеграции молодых педагогов в профессию и имеющие свои взгляды и идеи на повышение эффективности данного процесса, так как необходимо обеспечить главное условие сетевого взаимодействия – ваимозаинтересованность;

  • учитывается наличие у организаций – сетевых партнеров ресурсов: информационных, материально-технических, кадровых, научно-методических, важных для реализации миссии Центра (сопровождение молодого педагога Санкт-Петербурга);

  • мобильность и оперативность образовательной организации в удовлетворении вариативных запросов молодых педагогов – наличие возможности разных форматов коммуникации в рамках сетевого взаимодействия;

  • инициация сетевых событий (конкурсов, ярмарок, конференций, семинаров, мастер-классов, проектов и т.п.), позволяющих осуществить сетевое взаимодействие между образовательными организациями, в центре внимания которых находится молодой педагог, связь событий с наращиванием опыта решения вариативных профессиональных задач.

С начала реализации практики (январь 2015 года) до настоящего моментаключевым сетевым партнером центра является РГПУ им. А.И. Герцена, кроме того, благодаря реализации программы комплексного сопровождения молодых педагогов удалось привлечь представителей ведущих организаций города: ГБОУ ДПО Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, ГБОУ ДППО ЦПКС Информационно-методические центры Адмиралтейского, Московского, Фрунзенского, Кировского, Красносельского и Приморского районов Санкт-Петербурга и др.

Условия реализации практики

Структура деятельности Центра включает в себя 5 кластеров, выделенных в соответствии с задачами его деятельности.

1. Центр разработки и реализации smart-программ повышения профессиональной компетентности молодых педагогов города, целевой аудиторией которого становятся молодые педагоги в возрасте до 35 лет и стажем работы в образовательной организации менее 3-х лет. В Центре разрабатываются и реализуются адресные программы дополнительного профессионального образования, ориентированные на оперативные образовательные запросы молодых специалистов. Проводятся регулярные конкурсы для учреждений дополнительного профессионального образования, реализующие программы ПК молодых педагогов города;

2. Центр мониторинга, осуществляющего комплексную диагностику профессиональных дефицитов, интересов, образовательных запросов и потребностей молодых педагогических работников образовательных организаций, с возможностью получения индивидуального плана профессионального роста. В центре разрабатываются и реализуются программы комплексных исследований образовательных запросов, интересов, потребностей и ожиданий молодых педагогов города;

3. Центр сопровождения молодого педагога в выборе вариативных треков непрерывного профессионального образования. На основании комплексной оценки молодым педагогам предоставляется возможность построения индивидуального профессионально-образовательного маршрута карьерного роста и развития. К работе данного центра активно привлекаются социальные партнеры.

4. Центр развития компетенций современных наставников. Работа данного подразделения Центра включает в себя подготовку наставников для молодых педагогов города, мониторинг лучших практик наставничества молодых специалистов, создание ассоциации наставников для педагогов общего и дополнительного образования, инициирование мероприятий и событий для наставников молодых педагогов города;

5.Центр организации вариативных событий и мероприятий для молодых педагогов города, ориентированных на запросы и интересы молодых специалистов. Работа данного центра предполагает тесное сотрудничество с организациями города.

Организационная структура Центра представлена в приложении 1

7. Ресурсное обеспечение практики

Кадровые ресурсы. Координацию и организацию работы центра «Прo-Движение» обеспечивают: руководитель и сотрудники, привлечённые представители сетевых партнеров Центра, волонтеры Центра (координационный совет молодых педагогов)

Материально-технические ресурсы: Используется МТБ колледжа и партнерских организаций.

Финансово-экономические ресурсы: Используются средства в рамках общего бюджетного финансирования образовательной организации. Все услуги центра для молодых педагогов города бесплатны.

Информационные ресурсы: представлены на сайте колледжа, сайте центра «Прo-Движение», группах в социальных сетях

8.Критерии результативности

Критерий

Инструмент оценки

Источники данных

Целевые

1.1

Доля молодых педагогов, вовлеченных во взаимодействие и сотрудничество с Центром

Анкетирование

Статистика участия в мероприятиях Центра

Анализ анкетных опросов по удовлетворенности услугами Центра

Анализ регистрационных форм на мероприятия

1.2

Наличие положительных отзывов работодателей о результатах сопровождения и помощи молодому педагогу

Анкетирование

Интервьюирование

Анализ анкет и интервью работодателей

1.3

Наличие у молодых педагогов качественных характеристик, демонстрирующих эффекты сопроводительной деятельности:

повышение качества образовательной деятельности молодых педагогов,

включение молодых специалистов в процессы инновационной педагогической деятельности; проявление профессиональной активности, инициативности,

построение карьерной траектории,

готовность молодых специалистов к дальнейшей профессиональной деятельности; удовлетворенность профессиональной педагогической деятельностью и др.

Написание мотивационных писем, эссе

анкетирование интервьюирование

локальных актов образовательных организаций

статистика участия в программах повышения квалификации и постдипломного образования

Анализ мотивационных писем, эссе, анкет и интервью молодых специалистов

локальные акты образовательных организаций (приказы о создании творческих, инновационных команд и пр)

приказы о зачислении на программы и статистические отчеты комитета по образованию

Процессные

2.1

Степень удовлетворенности участников работой Центра и программами сопроводительной деятельности

Анкетирование удовлетворенности

Анализ удовлетворенности

2.2.

Степень востребованности участниками программы сопроводительных услуг Центра

Анализ листов регистрации

Анализ статистических данных

листы регистрации

Статистика количества обращений

2.3.

Доля представителей социальных партнеров Центра, активно включающихся в реализацию сопроводительной деятельности молодых педагогов

Анализ программ мероприятий и событий

Анализ статистических данных

Программы мероприятий и событий

Договоры о сотрудничестве

2.4

Динамика участников сетевого взаимодействия

2.5

Наличие диагностического инструментария, позволяющего осуществлять мониторинг успешности сопроводительной деятельности

Анализ диагностических инструментов

Диагностические инструменты

2.6.

Наличие методических продуктов, рекомендуемых к использованию в системе сопровождения молодых педагогов

Анализ методических продуктов

Методические продукты

2.7

Положительная динамика сетевых событий (сетевых инициатив) и количества их участников

Анализ планов работы, отчетов о мероприятиях, пост-релизы и пр

Статистика сетевых событий

9. Данные о результативности

          За время работы Центра его услугами в совокупности воспользовались 627 молодых педагогов, принимающих участие как в программе сопровождения, так и в отдельных мероприятиях и событиях Центра. 71 человек, участвующий в программе сопровождения, является выпускниками колледжа. Анализ статистических данных показывает, что большую степень активности в мероприятиях Центра показывают выпускники системы СПО (62%), тем не менее 38 % опрошенных имеют высшее профессиональное образование, 7% - не профильное.

Проверка результативности практики осуществлялась на различных уровнях:

  • на уровне анализа соответствия программы сопровождения научно-методическим требованиям, проведенного экспертами профессионального сообщества;

  • на уровне обобщенного анализа результатов, достигнутых молодыми педагогами; степенью удовлетворенности сопроводительных услуг.

          Результаты исследования показывают, что в большинстве случаев решение об участии в программе сопровождения молодые специалисты принимали самостоятельно (72,4%), что говорит о высокой степени востребованности услуг Центра среди молодых педагогов, активно осуществляющих процесс профессионального саморазвития. Среди основных мотивов молодых педагогов принять участие в программе сопровождения были: наличие профессиональных затруднений и желание найти способы их устранения (57%), интерес, связанный с направленностью и содержанием программы (11%), интерес, вызванный общением с преподавательским составом программ (9%). При этом, 84,5% молодых педагогов принимали участие во всех модулях программы, 72, 4% молодых педагогов высказали высокую степень удовлетворения от участия в программе, отметив, что в целом участие в программных мероприятиях было полезным для их практической деятельности.

          Говоря о содержательной части программы 68% молодых специалистов оценили теоретическую часть в большей степени новой для себя и 93% говорят о новизне полученных практических навыков. К числу основных достоинств программы интеграции молодые специалисты отнесли (возможны множественные выборы ответов): Психологически комфортная атмосфера для молодых педагогов (94%), Содержание программы применимо в практической деятельности (77 %), Интересные и новые форматы работы (64%), Использование современных информационно–коммуникационных технологий в обучении (56%).

          Наибольшим эффектом освоения программы сопровождения молодые специалисты называют повышение профессиональной активности (68%). Этот показатель подтверждают и статистические данные Центра. Так, в 2015-2016 уч. году слушателями программ ПК стали 49 человек, в 2016-2017 учебном году количество обучающихся по программам повышения квалификации возросло до 125 человек. В 2016 году участниками ежегодного городского события, проводимого Центром, - «День карьеры педагога» - стали 67 молодых педагога, в 2017 году в мероприятии приняли участие 383 начинающих специалиста. Волонтерами «День карьеры педагога» (с 2017 г стало программным мероприятием международного Петербургского образовательного форума) выступили 9 человек. 8 молодых специалистов – участников программы сопровождения были приглашены в качестве со-организаторов и ведущих мастер-классов на различные городские площадки. За 2017-2018 учебный год молодые педагоги Центра опубликовали 46 статей; 26 молодых педагогов стали соавторами 6 методических разработок цикла «Профессиональная навигация молодого педагога». Кроме того, 52% респондентов отметили собственную профессиональную успешность (успешное прохождение процедуры аттестации; победы в районных конкурсах профессионального мастерства для молодых специалистов; благодарности от руководителей ОО). Готовность к дальнейшей профессиональной деятельности высказали 81% молодых специалистов (по данным опроса, проводимого в 2015 г, таких ответов было 44%).

          В ходе реализации программы наиболее полезными, по мнению молодых педагогов, для них стала возможность: поддерживать друг друга, делиться опытом, обсуждать трудности профессии, общаться и сотрудничать с опытными коллегами (93%).

          Обратная связь была получена от представителей работодателей. Среди важных эффектов деятельности Центра и полезности для роста и развития молодых педагогов руководители образовательных организаций выделили: общение и обмен опытом с молодыми педагогами – горизонтальное обучение (обучение равного равным), интенсивное наращивание практических навыков и опыта решения профессиональных задач, освоение опережающих умений, обусловленных изменениями практической деятельности, знакомство с лучшим опытом решения педагогических задач, представленным в городе и т.п.

          Представители образовательных организаций также отмечают создание в центре условий для эффективной работы института наставничества: своевременного выявления реальных проблем и профессиональных дефицитов молодых педагогов; проектирования индивидуальных и групповых маршрутов повышения их квалификации; обеспечения взаимодействия выпускников колледжа, молодых педагогов и представителей педагогического сообщества и оказания поддержки молодым в ситуации профессиональных и личностных затруднений.

          В ходе интервью с работодателями был отмечен еще один положительный аспект деятельности центра «Про-Движение» осуществление индивидуальной работы с молодыми педагогами. По мнению экспертов-работодателей, молодой специалист в ходе освоения программы интеграции овладевает навыками: самостоятельности – 42%, вырабатывает профессиональное мировоззрение – 24%, возможность совершенствоваться в своей профессии – 33%, анализирует свои профессиональные возможности – 37%. (приложение 3)

          Таким образом, можно сделать вывод, что молодые педагоги, ставшие участниками профессиональных событий центра «Прo-Движение» видят позитивные изменения в профессиональной интеграции, в целом удовлетворены программой сопровождения и заинтересованы в развитии сотрудничества с профессиональным сообществом города. Также молодые педагоги отмечают возможность реализации индивидуального профессионально-образовательного трека.

Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации

SWOT-АНАЛИЗ ПРАКТИКИ


Положительное влияние (ВОЗМОЖНОСТИ)

Отрицательное влияние (РИСКИ, УГРОЗЫ)

Внутренняя среда ПОУ

Наличие инициативного и компетентного педагогического коллектива

Разная степень методической компетентности участников проекта. Недостаточная квалификация членов команды при появлении новых оперативных задач

Наличие ресурсных возможностей для функционирования Центра как структурного подразделения СПб ГБПОУ ПК №8

Возможное несоблюдение сроков реализации этапов проекта, требующих согласования с вышестоящими организациями

Методическая компетентность и активность педагогического коллектива в обобщении образовательной практики

Загруженность команды проекта другими задачами; изменения в составе команды проекта

Наличие опыта сетевого партнерства с представителями ВО

Внешняя среда ПОУ

Востребованность данного направления работы педагогическим сообществом системы профессионального педагогического образования СПб

Риск изменения нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс непрерывного педагогического образования выпускника СПО

Возможность интеграции имеющегося опыта сетевого партнерства колледжапри внедрении инноваций

Сопротивление проекту:

− Предоставление некорректной информации;

− Намеренное затягивание сроков проекта.

Возможность проведения внешней экспертизы для оценки хода реализации проекта

Перераспределение ресурсов в процессе реализации проекта

Увеличение количества социальных партнёров в рамках деятельности колледжа


Востребованность опыта работы колледжа в системе дополнительного профессионального образования региона.

АНАЛИЗ РИСКОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРАКТИКИ

№ п/п

Наименование риска/возможности

Действия по предупреждению риска/реализации возможности

РИСКИ

1

Сокращение финансирования

Поиск других источников финансирования и привлечение негосударственных организаций и предпринимателей

2

Низкая мотивация участия обучающихся СПО, молодых специалистов

Проведение обучающих семинаров, мастер-классов, продвижение услуг

3

Нехватка квалифицированных кадров

Разработка программ методического сопровождения, обучение педагогов.

Обеспечение взаимодействия между участниками проекта для обмена опытом

4

Слабая мотивация образовательных учреждений в сетевом взаимодействии

Падение интереса к Центру со временем

Создание программы лояльности для партнеров

Изменение концепции, внедрение новых технологий, переподготовка специалистов

ВОЗМОЖНОСТИ

1

Расширение возможностей образовательного пространства СПб ГБПОУ ПК№8

Привлечение к сотрудничеству новых социальных партнеров

Диверсификация услуг Центра

2

Улучшение конкурентоспособности колледжа, укрепление положительного имиджа учреждения

Обеспечение контрольных цифр приема

Алгоритм внедрения практики

Предпосылки внедрения практики.

          Процесс построения системы непрерывного профессионального образования предполагает постоянное обновление содержания и технологий образовательного процесса, учет индивидуализации спроса и возможностей его удовлетворения. Анализ действующих моделей сопровождения профессионального развития педагога показывает, что институты сопровождения и поддержки, осуществляющие повышение квалификации педагогов, находятся в состоянии поиска новых высокоэффективных технологий, методов и форм обучения педагогических кадров. Очевидно, существующие модели управления стратегиями профессионального развития педагогов нуждаются в обновлении и большей ориентации на персонифицированные запросы участников сопровождения.

Основные предпосылки инициации практики:

  • Возрастают профессиональные требования к уровню подготовки педагога – отсутствуют механизмы получения высшего образования выпускниками колледжа на основе освоения преемственных программ

  • Органы управления образованием ориентированы на удержание и закрепление в профессии молодых педагогов - отсутствует система поддержки карьерной траектории педагогов

  • Приоритетом образования становится поддержка педагогически талантливой молодежи - отсутствует система выявления (тестирования) и профориентации выпускников школ

  • Мониторинг педагогических запросов на форматы повышения квалификации свидетельствуют о необходимости персонификации образовательных потребностей педагогов – отсутствуют: региональный центр НПО, образовательная онлайн платформа поддержки профессионального развития педагогов, система межпоколенческого взаимодействия педагогов

  • Продолжает сохраняться монополия государства на управление деятельностью учреждений дополнительного профессионального образования (с точки зрения финансирования и содержательного наполнения), в этом смысле теряется сущностная особенность системы сопровождения, которая должна ориентироваться не на государственный заказ, а на запросы, потребности, профессиональные дефициты и возможности молодых педагогов, позволяя специалисту наращивать и обогащать профессиональную компетентность;

  • Несмотря на то, что во многих региональных системах повышения квалификации педагогов действует персонифицированная модель, все же главным субъектом в образовательном процессе выступает преподаватель курса (программы), который определяет концептуальные линии программы, ее цели и задачи, образовательные результаты и содержательные блоки, темы, образовательные модули. Такая модель затрудняет сопровождение молодого педагога, вызывает сложности при построении стратегии его профессионального роста, сам процесс делает унифицированным и формальным. Кроме того, эпизодичность учебы, направленность на «массовый педагогический опыт», слабая ориентация на целостность и индивидуальность развития компетентности молодого педагога и слабая связь между профессиональной компетентностью педагога и возможностями его карьерного роста не предоставляют педагогу необходимых условий для построения индивидуальной образовательной траектории.

Решаемая проблема:

          Создание единого регионального системы профессионально-образовательного пространства сопровождения молодых педагогов посредством внедрения стратегий сетевого взаимодействия и оказание помощи в персонифицированном управлении образовательными и профессиональными маршрутамиспециалиста

          Данные положения легли в основу представляемой практики сопровождения молодого специалиста Центра «Про-Движение». Главное, что определяет успех данного направления работы Центра – это качественное изменение целей сопроводительной деятельности. Реализация стратегии профессионального обучения в течение всей жизни предполагает расширение возможностей, способов и форм освоения профессиональных квалификаций в рамках построения системы непрерывного профессионального образования педагога. И это дает возможность образовательным учреждениям, заинтересованным в реализации дополнительных профессиональных образовательных программ, осуществлять этот процесс гибко и с учетом инновационных подходов к образованию.

Возможности и эффективность внедрения практики.

При внедрении практики в региональную образовательную систему можно ожидать следующих эффектов:

Со стороны молодых педагогов:

  • Улучшение эмоционального настроя начинающих педагогов за счет возможности профессионального общения с коллегами

  • Повышение степени профессиональной активности и инициативности МП

  • Интенсивный темп развития профессиональной карьеры молодых педагогов за счет быстрого и адресного включения в процессы повышения квалификации и обогащения профессиональной компетентности;

  • Обретение молодыми педагогами профессиональной уверенности за счет поддержки профессионалов-наставников в решении новых или нестандартных ситуаций;

Со стороны работодателей:

  • Интенсивность механизмов адаптации и интеграции молодых специалистов в педагогической профессии;

  • Получение оперативной информации о профессиональных запросах, ожиданиях, возможностях молодых педагогов с целью создания благоприятных условий для профессионального развития внутри образовательной организации;

  • Увеличение доли молодых педагогов, активно включенных в процесс профессиональной самопрезентации: участие в профессиональных конкурсах, имеющих публикации, выступающих на профессионально-ориентированных событиях и мероприятиях и т.п.;

Со стороны региональной системы образования:

  • Облегчение функционирования единого профессионального пространства молодых педагогов

  • Облегчение профессионального сотрудничества молодых педагогов с профессиональным сообществом города;

  • Интенсивное закрепление молодых педагогов в профессии

  • Создание системы непрерывного профессионального образования молодых педагогов, интенсивность процесса соответствия профессиональных компетенций молодых педагогов запросам образовательной системы региона;

  • Объединение лучших образовательных организаций региона для создания единого пространства сопровождения молодых педагогов.

Примерный план мероприятий по внедрению практики.

Включает 3 этапа: подготовительный, этап реализации и этап презентации результатов внедрения практики, их описание представлено в приложении 4.


Учредители