Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

Лучшие практики подготовки кадров

Институт Наставничества для «Белой металлургии»

Номинация
Наставничество на производстве
Организация
АО «Первоуральский новотрубный завод»
Руководитель

Коваленков Борис Геннадьевич, генеральный директор

info@chelpipe.ru

Ответственное лицо
Смирнов Алексей Андреевич,
руководитель департамента по реализации программы "Будущее белой металлургии"

aleksey.smirnov@chelpipegroup.com

Аннотация:

Практика обеспечивает системное вовлечение наставников в подготовку студентов - практикантов корпоративной образовательной программы «Будущее Белой металлургии»  (ББМ), стажеров и перемещаемых в должности работников инженерного и управленческого состава, рабочих и служащих, проходящих профобучение.

Особенность практики - работа команды наставников, включающей наставника - начальника участка или смены, мастера-инструктора (мастер участка, бригадир), инструктора (рабочий), куратора группы от производства («классный папа», начальник или зам. начальника цеха), за каждым из которых закреплен свой функционал.

Контекстные условия, обеспечивающие эффективность практики - развитое дуальное и целевое обучение.

Практика предусматривает стимулирующие выплаты, выделение средств на обучение наставников, их выезды на конференции, проведение Слета наставников ЧТПЗ. При этом она обеспечивает экономию прямых затрат на обучение студентов в 25%, а эффективность реализации программы повышается на 40%, т.к. работодатель получает гарантии практически 100% трудоустройства выпускников.

Практика будет востребована предприятиями, организующими подготовку кадров совместно с колледжами 

Описание практики:

Актуальность

Решение проблемы экономической эффективности процесса подготовки и динамики показателей трудоустройства выпускников на предприятие потребовало поиска новых инструментов управления реализацией корпоративной образовательной программой «Будущее Белой металлургии» (далее – Программа ББМ).

В 2018 году, проведя анализ результатов оценки качества образования, итогов выпуска и трудоустройства студентов Программа ББМ, а также произведя расчеты экономической эффективности Программы ББМ, руководством Группы ЧТПЗ было принято решение ввести формат договорных отношений со студентами, оговаривающих обоюдную ответственность работодателя и студента за результаты обучения и трудоустройства после выпуска из колледжа. За основу трансформации была взята норма, предусмотренная Постановлением Правительства РФ №302 от 21.03.2019 г. «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования…»

Введение целевого обучения в практику подготовки студентов определило новые подходы к организации структуры управления образовательным процессом, отбору студентов для входа в Программу ББМ, функционированию института наставничества, что существенным образом позволило повысить экономическую эффективность.

Фундаментальные преобразования и развитие института Наставничества, адаптированного к условиям реализации программы дуального образования, позволяют повысить эффективность Программы ББМ через внедрение механизмов целевого обучения.

Цель и задачи

Целью проекта является повышение эффективности реализации корпоративной образовательной Программы ББМ через внедрение механизма целевого обучения и развитие системы наставничества.

Задачи проекта:

1. Модернизация организационно-функциональной системы наставничества.

2. Формирование системы оценки и отбора студентов для входа в программу дуального образования с привлечением наставников - кураторов от производства («классных пап»).

3. Разработка и внедрение локальной нормативной базы целевого обучения студентов.

4. Организация информационной кампании среди студентов и их родителей по реализации системы целевого обучения.

5. Адаптация основных образовательных программ СПО в соответствии с требованиями производства.

6. Формирование пула подготовленных наставников для реализации Программы ББМ.

Средства и способы реализации практики

Практика основана на опыте реализации программы дуального образования, включающего процессы организации наставничества с применением механизма целевого обучения.

Основная цель Программы ББМ – повышение производительности труда через целенаправленное восполнение корпоративного человеческого капитала.

Основные задачи Программы:

1. Создание образовательной среды, позволяющей в процессе обучения формировать требуемые компании компетенции и навыки.

2. Создание и развитие института наставничества для реализации качественного практико-ориентированного обучения.

3. Создание в подразделениях компании критической массы персонала нового поколения, разделяющего ценности Философии Белой Металлургии.

Программа реализуется на двух производственных площадках компании – ПАО «ЧТПЗ» и АО «ПНТЗ» на основе форм сетевого взаимодействия с ГАПОУ СО «Первоуральский металлургический колледж» и ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно - гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева».

Методическая база практики

  • программы и рабочие тетради учебных практик;

  • краткие обучения студентов рабочей профессии в рамках производственной практики: разработка этих программ осуществляется методической службой Департамента по реализации Программы «ББМ» АО «ПНТЗ», затем проводится их экспертиза со стороны производства;

  • комплекты недельных планов по практикам разрабатываются наставниками в цехах при поддержке методической службы;

  • комплекты заданий на смену в соответствии с недельными планами разрабатывает на своем участке мастер-инструктор;

  • дневник практик для студента: документ, где студент ежедневно фиксирует весь объем работ и полученных знаний, выполненных за смену. За каждое выполненное задание инструктор ставит студенту оценки по 5-балльной системе. Наставнику дневник позволяет контролировать прогресс студента и работу инструктора, делает процесс обучения и наставничества прозрачным и подконтрольным.

Ресурсное обеспечение практики

Для запуска Института наставничества в 2017 году потребовались средства предприятия для привлечения внешнего тренера для обучения наставников категорий «наставник» и «мастер-инструктор». В 2018-2019 годах обучение наставников реализуется полностью ресурсами внутренних тренеров и штатных специалистов АО «ПНТЗ» и ПАО «ЧТПЗ».

Стимулирующие выплаты наставников несколько увеличили фонд оплаты труда производственных подразделений. Также, на предприятии имеется небольшой бюджет для поощрительных мероприятий наставников – выезды на конференции, экскурсии, а также на проведение ежегодного «Слета наставников ЧТПЗ».

Дополнительных расходов на реализацию изменений, связанных с внедрением механизма целевого обучения, не потребовалось. К разработке и реализации мероприятий были привлечены сотрудники Департамента по реализации Программы «ББМ» АО «ПНТЗ» и цехов в рамках своих должностных обязанностей.

Процессная модель целевого обучения включает в себя три основных этапа:

1. Этап отбора и заключения целевых договоров со студентами, на основании результатов рейтинговой оценки студентов;

2. Этап обучения студентов;

3. Этап трудоустройства студентов.

Алгоритм реализации практики (Приложение 1) включает в себя 5 основных этапов:

1. Подготовительный этап: формирование локальной нормативной базы целевого обучения.

На данном этапе формируется производственный заказ и основные локальные нормативные документы, регламентирующие процессы заключения целевых договоров, оценки и отбора студентов.

2. Этап информирования заинтересованных сторон.

На втором этапе организована система родительских собраний и студенческих брифингов для информирования потенциальных участников о программах целевого обучения.

3. Отборочный этап 1.

Связан со сбором заявлений от студентов, подготовкой заседания отборочной комиссии и формированием именных карточек студентов, содержащих данные, необходимые для отбора.

4. Отборочный этап 2

Проводится в форме фасилитационной сессии «Супермаркет ББМ», на котором рабочие группы представителей цехов, просматривают карточки студентов и отбирают соответствующую их заказу группу целевиков.

5. Итоги работы отборочной комиссии

Итоги подводятся в формате рабочей сессии и заканчивается утверждением списка целевых студентов по каждому цеху.

Институт наставничества (Приложение 2, 3)

Наставничество – это непрерывно функционирующая система преемственности профессионализма, ответственности и ценностей Компании, способствующая повышению эффективности бизнеса.

Наставник – это человек, обладающий всей полнотой знаний:

  • собственной профессии

  • отрасли и ее истории

  • производства

  • культуры (философии Белой Металлургии), способный передать эти знания ответственно и с любовью.

Категории наставников

  • Наставник (должностной уровень – начальник участка или начальник смены) – осуществляет разработку и согласование планов практики /стажировки, распределение работы, обеспечивает качество подготовки практикантов / стажеров.

  • Мастер-инструктор (должностной уровень – мастер участка, бригадир) – осуществляет разработку, выдачу, проверку и оценку качества выполнения практических заданий практикантом под руководством инструктора.

  • Инструктор (должностной уровень – рабочий) – выдает практические задания, контролирует и оценивает из выполнение практикантами /стажерами/ обучающимися.

  • Куратор группы от производства («Классный папа») (должностной уровень – начальник цеха, заместитель начальница цеха) – следит за успеваемостью и посещаемостью студентов, организует развивающие мероприятия, участвует в родительских собраниях, прививает любовь к компании, является проводником философии Белой Металлургии.

Для каждой категории наставников на производстве в Группе ЧТПЗ разработан профиль (описание компетенций и их требуемые уровни), основанные на корпоративной модели компетенций рабочих, специалистов и руководителей.

Организация работы с наставниками осуществляется в несколько этапов:

1 этап: Отбор

Работники, соответствующие необходимому уровню корпоративной модели компетенций и рекомендованные руководителем подразделения, вносятся в пул наставников.

2 этап: Информирование и вовлечение наставников.

После проведения курса информирования, проводится оценка способностей и личной мотивации работников осуществлять наставничество и заключаются внутренние договоры с наставниками.

3 этап: Распределение студентов

Закрепление студентов за конкретными наставниками. В среднем, на каждого наставника приходится ежегодно до 20 студентов, на мастера-наставника до 6 студентов, на инструктора один-два студента. На одного куратора группы – «классного папу» - приходится, в среднем, 25 студентов (одна академическая группа).

4 этап: Подготовка наставников

Программа обучения наставников состоит из трех (для инструкторов – из четырех) модулей (в зависимости от категории наставников объем модулей в часах был различным), максимальный объем учебного курса составляет 80 часов:

  • Тренинг «Наставник-Лидер»

  • Семинар «Обучение безопасным способам производства»

  • Семинар «Организация практик. Роль наставника»

  • Курс педагогического минимума «Андрагогика» (для инструкторов, в соответствии с лицензионными требованиями по профессиональному

  • обучению).

Оценка результативности деятельности проводится по ряду критериев и делится на:

  • Текущую (ежемесячную) оценку;

  • Оценку по итогам периода практик.

Методика материального стимулирования предполагает текущее и итоговое поощрение (после соответствующей оценки и документирования результата) наставников. Чем выше категория наставников, тем больше его оценка и стимулирование зависит от конечного результата – достижение планового уровня квалификации и трудоустройства выпускника.

Критерии результативности

  • Количество студентов, обучающихся по Программе ББМ;

  • Количество наставников отобранных, подготовленных и фактически сопровождающих практическую подготовку студентов ББМ;

  • Количество договоров о целевом обучении;

  • Экономия бюджета Департамента по реализации Программы ББМ;

  • Доля трудоустроенных студентов;

  • Динамика роста эффективности Программы ББМ.

Данные о результативности

1. Общее количество студентов колледжей, обучающихся в 2019-2020 учебном году по Программе ББМ, составляет 1770 человек.

2. Отобрано 888 наставников, 414 из них прошли подготовку, участвуют в наставничестве студентов ББМ 371 человек.

3. Заключено 366 договоров о целевом обучении студентов.

4. Экономия бюджета Департамента по реализации Программы ББМ составила в части прямых затрат на производственное обучение студентов 25%.

5. В целом, эффективность программы повысилась на 40%, т.к. работодатель получил гарантии трудоустройства выпускников практически до 100%.

 

 Нормативная база практики

Локальной нормативной базой Института наставничества, практик и целевого обучения студентов являются следующие документы:

  • Корпоративный Стандарт «Управление системой дуального образования. Требования» № П - СТО 02.2.006 от 16.10.2017 (описывает процессную модель дуального образования, устанавливает требования к участникам, заинтересованным сторонам и процессам дуального образования, включая распределение зон ответственности между предприятием и образовательной организацией);

  • Положение «О наставничестве» П-П 03.2.044 от 31.03.2017 (определяет понятийный аппарат наставничества, функционал категорий наставников и структурных подразделений предприятий, ответственных за реализацию наставничества);

  • Положение «О доплате за наставничество в Обществе» № П – П 03.2.049 от 28.04.2017 (устанавливает критерии результативности наставников по категориям и условия материального стимулирования наставников);

  • Регламент «Организация и проведение практик в Обществе» № П – Р 03.1006 от 31.03.2017 г. (описывает все процессы практик, регламентирует сквозную ответственность участников процесса практик со стороны предприятия и колледжа; содержит методические формы выдачи и оценки заданий, методики сведения данных по результатам практического обучения и обратной связи от наставников по каждому практиканту).

  • Положение «Об обучении студентов ГАПОУ СО «ПМК» в рамках корпоративной образовательной программы «ББМ» № № П - П 03.2.024 от 15.04.2019 г. (описывает механизм целевого обучения студентов, включая условия отбора кандидатов и и порядка заключения договоров целевого обучения) (Приложение 4);

  • Положение «О предоставлении мер социальной поддержки студентам ГАПОУ СО «ПМК», обучающимся в рамках корпоративной образовательной программы «ББМ» № П - П 03.2.072/1 от 30.08.2019 г. (устанавливает виды и нормы материальной поддержки студентам ББМ, заключивших договора целевого обучения).

Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы минимизации (при наличии)

Риск 1: Недостаточная профессиональная подготовка студентов.

Решение: Принято решение заключать договоры целевого обучения со студентами после окончания 1-го курса обучения, по итогам прохождения процедуры рейтингования.

Риск 2: Низкая мотивация студентов

Решение 1: Сформирована система оказания мер социальной поддержки со стороны работодателя предполагает выплату повышенной стипендии лидерам рейтинга, а также всесторонний контроль учебной дисциплины студентов – прогулы и задолженности сразу влияют на рейтинг, со стороны колледжа контроль и корректирующие меры осуществляются классным руководителем и воспитательной службой, а со стороны предприятия – мастерами производственного обучения, наставниками в цехах и «классными папами».

Решение 2. Сформирована система информационно-консультационной поддержки студентов и их родителей

Примеры тиражирования практики

Институт наставничества уже функционирует на площадках АО «ПНТЗ» и ПАО «ЧТПЗ», но механизм целевого обучения пока внедрен только в Первоуральске. В 2020 году планируется внедрение новой методики рейтинга и отбора студентов, а также заключение целевых договоров на площадках реализации Программы ББМ в ПАО «ЧТПЗ» (г. Челябинск) и на ООО «Алнас» (г. Альметьевск, Республика Татарстан – предприятие также входит в Группу ЧТПЗ).

В рамках открытых курсов «Внедрение системы дуального образования для подготовки производственного персонала», реализуемого Центром подготовки персонала АО «ПНТЗ», проводится обучение представителей внешних компаний и образовательных организаций по вопросам внедрения дуального образования, Института наставничества и механизма целевого обучения студентов, Обучающихся по программам СПО.

 



Учредители