События
21.09.2015
18 сентября 2015 года в Санкт-Петербурге прошла II Международная конференция «ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (среднее профессиональное образование)

Темой одной из секций стало обучение на рабочем месте. В работе секции приняли участие представители Казахстана, Финляндии, Эстонии, Узбекистана. Российской Федерации.

В ходе обсуждения было отмечено, что понятие «обучение на рабочем» месте стало популярным в последние годы в Европе и мире как наиболее эффективная форма профессионального образования и обучения, позволяющая достичь двоякой цели – обеспечение трудоустройства граждан, в том числе молодежи, и повышение экономической конкурентоспособности страны.

В европейской практике в современности развиваются три основные модели обучения на рабочем месте: ученичество на предприятии; организация практики на рабочем месте в рамках образовательной программы; обучение на специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях образовательных организаций (в мастерских, лабораториях, учебных фирмах, на полигонах, в ресурсных центрах и т.д.). Возможны разнообразные формы: ученичество, стажерство, волонтерство и т.д. Существует проблема терминологии, одни и те же термины в разных странах могут обозначать разные понятия. Процессы интернационализации профессионального образования помогают больше узнать друг о друге, обменяться опытом и идеями, в том числе и по вопросам организации обучения на рабочем месте.

Взаимодействие сфер труда и профессионального образования – естественный и необходимый процесс для экономического роста любой страны. Система профессионального образования в современности не может не быть открытой внешнему социально-экономическому заказу, построенной на принципах менеджмента качества провайдеров обучения и образования.

Модель ученичества на предприятии хорошо развита в Австрии и Германии и известна как дуальная система. Эта модель подразумевает вовлечение в систему профессионального образования организаций работодателя в качестве провайдеров образовательных услуг. Этим она принципиально отличается от двух других.

В практике профессионального образования Казахстана. Эстонии, Финляндии не существует ни одна модель в чистом виде. Модели комбинируются.

В Казахстане используется модель «Технопарка» - на базе образовательной организации создаются необходимые лаборатории, мастерские, полигоны и т.д., где студенты проводят 65 % времени обучения.

Профессор Барабанер Х.З. (Эстония) отметил необходимость возрождения практико ориентированного высшего образования по модели технических или технологических институтов, где студенты могли получить рабочую профессию, квалификацию специалиста среднего звена и инженера, что существенно повышало качество квалификации выпускников.

Особый интерес вызвало выступление директора профессионального колледжа г Каину (Финляндия) господина Раймо Сивонена. С 2015 года модернизация системы профессионального образования Финляндии подразумевает переход на подход Learning Outcomes и систему зачетных единиц. Колледжи формируют для студентов индивидуальные учебные планы, предусматривающие 6-7 месяцев практики на рабочем месте. Студенты могут работать и обучаться в колледже дистанционно. Центральным вопросом является анализ условий для обучения. Колледж отвечает за подбор педагогических кадров и материально-техническое обеспечения образовательного процесса как внутри колледжа, так и на предприятиях, в компаниях. Содержание образовательных программ отбирается в соответствии особенностями профессиональной деятельности на основе базовых учебных планов, утвержденных на федеральном уровне. Программа должна обеспечить выпускнику начальную квалификацию, которую он может развить в дальнейшем благодаря гибкой системе непрерывного образования (LLL).

В России, несмотря на популярность термина «дуальное обучение» в результате участия ряда регионов в системном проекте АСИ «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», сосуществуют все три модели обучения на рабочем месте. Это проиллюстрировали выступления представителей системы СПО г. Санкт-Петербурга и ленинградской области.

Был отмечен ряд проблем:

- не всегда высокая мотивация организаций работодателей к обучению студентов на рабочем месте; - проблема повышения ответственности организаций работодателей за обучение студентов; - необходимость развития практико ориентированных методов и форм обучения (метод проектов, деловых игр, решения рабочих задач) в российских колледжах в периоды теоретического обучения.

В то же время, сложилось понимание, что уровень образования и профессиональная квалификация – взаимодополняющие, но разные вещи. Профессиональная образовательная организация не в состоянии в одиночку реализовать образовательную программу. Необходима сетевая форма с участием организаций работодателей.

Наиболее эффективной является инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального образования, профессионального самоопределения, независимой оценки квалификаций, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве. Регулируются взаимоотношения сторон гибкой консенсусной, коллегиальной системой управления через наблюдательный или координационный совет при первом лице субъекта РФ. Создаются отраслевые советы, позволяющие организациям работодателей и профессиональным образовательным организациям взаимодействовать на всех уровнях организации и реализации образовательного процесса. На секции свой опыт построения такой модели представила Бучек Альбина Александровна, начальник управления профессионального образования и науки департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области.

По итогам обсуждения участники отметили необходимость более внимательного изучения опыта друг друга, необходимость стажировок представителей системы СПО разных субъектов Российской Федерации в пилотные регионы, участвующие в проекте АСИ.

Как старт такой инициативы, было решено дать информацию о конференции в Белгородской области, планирующуюся на 30 октября 2015 года, в разделе календарь мероприятий на сайте www.prof-mayak.ru

Также была определена возможность получения консультаций в Центре профессионального образования ФИРО через электронную почту сайта: cpo-firo@yandex.ru


Возврат к списку

 
comments powered by Disqus

Учредители

Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России