Ответы на часто задаваемые вопросы

Какие существуют модели практико-ориентированной подготовки специалистов в СПО?

Отвечая на данный вопрос, условимся, что будем в этом контексте понимать под моделью представление некоторого реального процесса. В нашем случае – образовательного процесса. В этом смысле, модель одна – практико-ориентированного профессионального образования, которое обеспечивает:

  • доступность производственной практики на рабочем месте;
  • отработка во время практики всех видов работ, необходимых для квалификации;
  • создание условий (образовательной среды) для мотивации студента к профессиональной деятельности, приобщение его к корпоративной культуре;
  • качество работы выпускника соответствует требованиям работодателя, позволяет частично окупить затраты работодателя на обучение, а выпускнику - трудоустроиться по профессии, специальности.

Иногда говорят о моделях (во множественном числе), подразумевая на самом деле различия в используемых формах обучения.

Помимо форм обучения (дуальная, целевая), обеспечивающих подготовку кадров для крупных предприятий, крупного бизнеса, важно обратить внимание на возможности вовлечения среднего и малого бизнеса в подготовку кадров. В сфере услуг, гостиничного сервиса, туризма, социальной сферы, как правило, нет «крупных» и финансово состоятельных работодателей. Они неохотно предоставляют места для прохождения практики, но спрос на выпускников по профессиям и специальностям этого сектора достаточно велик. В этом случае выходом становится создание «кампуса» профессиональной образовательной организации или ресурсного центра. Специально оборудованные рабочие места в учебных фирмах, учебных ресторанах, гостиницах, парикмахерских, создание образовательных центров с включением в них дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и т.п. становятся эффективным способом достижения поставленной цели.

Практико-ориентированная модель – это альтернатива базовому профессиональному образованию «внутри» профессиональной образовательной организации, так как требует передачи полномочий в образовательном процессе другим организациям, в том числе, организациям работодателей. Эта модель обязательно носит сетевой характер.

Различают «узкий» и «широкий» смыслы понятия «дуальное образование (обучение)», сложившиеся в Российской Федерации.В узком смысле, дуальное обучение – это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое – в организации работодателя.

Дуальное обучение в узком смысле практически совпадает с формой организации практики на рабочем месте в рамках образовательной программы. Эта форма, как правило, подразумевает взаимодействие профессиональной образовательной организации с организацией работодателя и не ведет к изменениям системы профессионального образования на уровне всего субъекта Российской Федерации.

В широком смысле, дуальное образование – это инфраструктурная региональная модель, работающая в логике практико-ориентированной модели профессионального образования.

Наиболее успешными становятся российские региональные системы, в которых определена организация-координатор взаимодействия, выстроен механизм участия каждой профессиональной образовательной организации в подготовке кадров для определенного развитого в регионе экономического сектора. Опыт кластерной системы с отраслевыми советами является наиболее успешным в этом отношении.

При этом в работе конкретных образовательных организаций могут использоваться разные формы практического обучения, обучения на рабочем месте.

Нормативно-правовое оформление внедрения дуальной модели обучения (образования) требует подготовки соответствующей нормативно-правовой базы на всех уровнях управления:

  • федеральный
  • региональный
  • локальный

Термин «дуальное образование (обучение)» пока что не определен на федеральном уровне и может использоваться профессиональными образовательными организациями, организациями работодателей при условии наличия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации о проведении регионального эксперимента.

Закрепление терминов «дуальное образование (обучение)», «дуальная модель» и т.п. на федеральном уровне ведет к существенным изменениям в системе среднего профессионального образования, прежде всего, принципов финансирования и формирования инфраструктуры, изменению степени ответственности и прав организаций работодателя при реализации образовательного процесса.

На данный момент в Российской Федерации отсутствует опыт разработки документов, закрепляющих требования к дуальной модели образования на федеральном уровне, в дальнейшем предполагается обсуждение возможности разработки необходимой нормативно-правовой базы соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Опыт пилотных регионов показывает, что общие рамочные условия организации образовательного процесса с использованием элементов дуального обучения определяются нормативными актами субъекта Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации сложилась своя терминология в рамках проекта, и документы могут иметь различные названия. Как правило, это «Положение о дуальном обучении» (также называется «Положение об организации обучения на рабочем месте»), «Положение о наставничестве», «Положение о базовом предприятии», иногда – «Типовой договор о сетевой форме реализации образовательного процесса», «Типовой ученический договор». Иногда эти договоры составляются сотрудничающими организациями самостоятельно на основе федеральных документов.

Подробнее - см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. – Москва, 2015, С. 14-16 + Приложение 1. Карта нормативных документов модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.

Данный документ размещен на сайтах:

Агентства стратегических инициатив

Министерства образования и науки Российской Федерации

Маяк профессионального образования

Несомненно, можно. Дуальная форма - форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое – в организации работодателя. Организация работодателя в данном случае – общеобразовательные школы и дошкольные образовательные учреждения. Выстроить образовательный процесс в педагогическом колледже возможно таким образом, чтобы уже с 1-2 курса студенты проходили практику рассредоточено (чередуя занятия в колледжей с выполнением видов работ практики в школах и детских садах). Разумеется, необходимо обеспечить методическое сопровождение студентов со стороны педагогов колледжа и организаций, предоставляющих места практики.

Приказом Минобрнауки России от 10.02.2017 № 124 определен порядок перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования. Формируются региональные площадки сетевого взаимодействия на базе межрегиональных центров компетенций (МЦК).

Однако до конца не проработан вопрос о сетевом взаимодействии профессиональной образовательной организацией и организаций работодателя. Данный вопрос обсуждается Советом по профессиональному образованию Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. В частности, есть предложение привести пункт 7 «г» Положения о лицензировании образовательной деятельности в соответствие с частью 1 статьи 15 ФЗ «Об образовании в РФ» (в соответствии с пунктом 7 «г» Положения о лицензировании образовательной деятельности предприятию для организации практического обучения в сетевой форме необходимо получить лицензию на образовательную деятельность. Это противоречит части 1 статьи 15 ФЗ «Об образовании в РФ», допускающей использование в рамках сетевой реализации образовательных программ ресурсов не только нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, но и при необходимости - иных организаций).

Обеспечение целевого набора требует системной работы на уровне региона.

Выбор координатора процесса внедрения и реализации модели дуального образования в регионе является первоочередной и одной из ключевых задач, так как координатор в оперативном режиме обеспечивает успешную реализацию процесса в целом и отвечает за исполнение отдельных его этапов.

Качественное прогнозирование отраслевых и региональных потребностей является одним их ключевых аспектов успешного функционирования дуальной модели образования, так как позволяет определить согласованный региональными представителями власти, предприятиями-работодателями и образовательным сообществом фокус направления подготовки специалистов и в последующем правильно выстроить соответствующие программы подготовки кадров.

Система профориентации направлена на то, чтобы создать почву для пересечения интересов личности, системы образования, работодателя, государства. Профориентация является действенным инструментом своевременного профессионального самоопределения человека, в соответствии с чем должна осуществляться как можно раньше (например, в Германии активная профориентационная работа начинается с 5 класса).

Профориентационная работа является важнейшим фактором, обеспечивающим осмысленный выбор школьниками профессий и специальностей, наиболее перспективных с точки зрения развития региона и обеспечения баланса между результатами прогноза потребности в кадрах и спросом на обучение.

Подробнее - см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. – Москва, 2015, С. 13-33 + кейсы пилотных регионов: Пермский край – С.33; Белгородская область – С.38; Тамбовская область – С. 53; Республика Татарстан – С. 63.

Данный документ размещен на сайтах:

Агентства стратегических инициатив

Министерства образования и науки Российской Федерации

Маяк профессионального образования

Да, это возможно. Регламентируется договором о сотрудничестве между профессиональной образовательной организацией и организацией работодателей. Одним из пунктов договора является описание условий и порядка осуществления образовательной деятельности в рамках договора, в том числе, распределение между организациями выполняемых ими обязанностей при реализации программы (или ее части), перечень ресурсов, которые будут использоваться каждой организацией в ходе выполнения договора; порядка организации академической мобильности обучающихся, то есть их перехода из одной организации в другую на определенный период времени.

Ответ на вопросы 5 и 6 объединим. Отбор возможен. Как правило, он проводится после первого курса. При этом критерии и процедуры (правила) отбора разрабатываются совместно сотрудничающими организациями (колледжем и предприятием), они должны быть заранее доведены до сведения студентов и их родителей (законных представителей). Отбор может производиться по итогам собеседований или практических заданий (в том числе, и в форме профессиональных проб, например, во время учебной и (или) производственной практики); по результатам обучения на первом курсе.

Опыт такой работы существует в пилотных регионах проекта. Можно посмотреть их кейсы в Методических рекомендациях по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. – Москва, 2015: Пермский край – С.33; Белгородская область – С.38; Тамбовская область – С. 53; Республика Татарстан – С. 63

Данный документ размещен на сайтах:

Агентства стратегических инициатив

Министерства образования и науки Российской Федерации

Маяк профессионального образования

Ответ на вопросы 5 и 6 объединим. Отбор возможен. Как правило, он проводится после первого курса. При этом критерии и процедуры (правила) отбора разрабатываются совместно сотрудничающими организациями (колледжем и предприятием), они должны быть заранее доведены до сведения студентов и их родителей (законных представителей). Отбор может производиться по итогам собеседований или практических заданий (в том числе, и в форме профессиональных проб, например, во время учебной и (или) производственной практики); по результатам обучения на первом курсе.

Опыт такой работы существует в пилотных регионах проекта. Можно посмотреть их кейсы в Методических рекомендациях по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. – Москва, 2015: Пермский край – С.33; Белгородская область – С.38; Тамбовская область – С. 53; Республика Татарстан – С. 63

Данный документ размещен на сайтах:

Агентства стратегических инициатив

Министерства образования и науки Российской Федерации

Маяк профессионального образования

В 2015-16 годах была информация о том, что Агентством стратегических инициатив прорабатывается вопрос внесения изменений в статью 264 Налогового кодекса Российской Федерации. Есть ли какие-либо новости о продвижении данного вопроса?

Обязанности, закрепленной законодательно на федеральном уровне, нет. Этот вопрос может регулироваться на региональном уровне. И, как правило, предприятия платят студентам стипендию, ее размер отличается в разных регионах и устанавливается, обычно, в рамках ученических договоров (см. Приложение 1 к Методическим рекомендациям: Карта нормативных документов модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.

Данный документ размещен на сайтах:

Агентства стратегических инициатив

Министерства образования и науки Российской Федерации

Маяк профессионального образования

31 октября 2016 года законопроект был рассмотрен и одобрен на заседании комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности. 21 ноября 2016 года документ был подписан председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым и направлен на рассмотрение в Госдуму.

С 1 января 2018 года Федеральным законом от 18.07.2017 N 169-ФЗ подпункт 23 пункта 1 статьи 264 излагается в новой редакции.

С принятием поправок расходы на образование будут считаться производственными затратами и перестанут облагаться налогом на прибыль.

Налоговые органы будут признавать эти расходы при условии, если хотя бы один из учащихся после завершения образовательной программы заключит трудовой договор с предприятием на срок не менее одного года.

С текстом поправок можно ознакомиться по ссылке: http://asi.ru/news/61496/

Ответы на вопросы 8, 9 и 10 объединим. Ответы на каждый из этих вопросов зависят от особенностей профессии, специальности. Нельзя указать что-либо единое по каждому из вопросов. Существуют общие принципы и подходы, позволяющие прийти к верному решению.

Необходимо подчеркнуть первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций); преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения. Подробнее об этом можно прочитать по ссылке: http://prof-mayak.ru/training_center/modules/

Разработка (обновление) основной профессиональной образовательной программы должно осуществляться совместно представителями организаций-работодателей и профессиональных образовательных организаций. Разработка или обновление требует создания отдельных рабочих групп, тесно взаимодействующих друг с другом.

Важно соблюдать последовательность шагов алгоритма: от определения результатов освоения образовательной программы к процедурам оценивания и оценочным средствам, только потом – к формированию собственно содержания и структуры программы. Понимание целей (результатов) и способов их проверки дает возможность выстроить программу самым оптимальным способом. При этом формирование структуры программы (состав профессиональных модулей, учебных дисциплин) и ее содержания проводится по принципу «от обратного»: сначала определяются виды работ (практик), входящих в состав модулей, затем состав и содержание МДК по модулям, а затем уже состав и содержание дисциплин. Содержание профессионального модуля должно обеспечивать принцип синхронизации теории и практики, а содержание учебных дисциплин должно «поддерживать», подготавливать освоение модулей. В процессе формирования содержания программ профессиональных модулей и дисциплин происходит перераспределение учебного материала: все специальное, профессионально значимое входит в состав модулей, общепрофессиональные вопросы освещаются в содержании дисциплин. Важно понимать, что все содержание программы должно быть направлено на достижение целей обучения – освоения профессиональных и общих компетенций, определяющих квалификацию выпускников.

Соблюдение алгоритма дает возможность в процессе разработки образовательной программы совместной рабочей группе обсудить условия реализации программы, распределить зоны ответственности за реализацию отдельных элементов программы, что ведет к обоснованному целесообразному построению учебного плана и календарного учебного графика.

Приоритетное значение в построении основной профессиональной образовательной программы с использованием элементов дуальной формы обучения имеет достижение выпускниками квалификации, необходимой работодателю. Это цель сетевого взаимодействия сторон, для обеспечения которой с учетом особенностей производства определяется, какие необходимы педагогические кадры (включая работников предприятий), оборудование, инфраструктура для проведения практик, каким должен быть календарный учебный график, учебный план и содержание составляющих его дисциплин и профессиональных модулей.

Подробнее - см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. – Москва, 2015, С. 17-20 + кейсы пилотных регионов: Пермский край – С.33; Белгородская область – С.38; Тамбовская область – С. 53; Республика Татарстан – С. 63; Кейс АО «ИСС», АО «Красмаш» - С. 73; Кейс ОАО ПНТЗ – С. 85

Данный документ размещен на сайтах:

Агентства стратегических инициатив

Министерства образования и науки Российской Федерации

Маяк профессионального образования

Ответы на вопросы 8, 9 и 10 объединим. Ответы на каждый из этих вопросов зависят от особенностей профессии, специальности. Нельзя указать что-либо единое по каждому из вопросов. Существуют общие принципы и подходы, позволяющие прийти к верному решению.

Необходимо подчеркнуть первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций); преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения. Подробнее об этом можно прочитать по ссылке: http://prof-mayak.ru/training_center/modules/

Разработка (обновление) основной профессиональной образовательной программы должно осуществляться совместно представителями организаций-работодателей и профессиональных образовательных организаций. Разработка или обновление требует создания отдельных рабочих групп, тесно взаимодействующих друг с другом.

Важно соблюдать последовательность шагов алгоритма: от определения результатов освоения образовательной программы к процедурам оценивания и оценочным средствам, только потом – к формированию собственно содержания и структуры программы. Понимание целей (результатов) и способов их проверки дает возможность выстроить программу самым оптимальным способом. При этом формирование структуры программы (состав профессиональных модулей, учебных дисциплин) и ее содержания проводится по принципу «от обратного»: сначала определяются виды работ (практик), входящих в состав модулей, затем состав и содержание МДК по модулям, а затем уже состав и содержание дисциплин. Содержание профессионального модуля должно обеспечивать принцип синхронизации теории и практики, а содержание учебных дисциплин должно «поддерживать», подготавливать освоение модулей. В процессе формирования содержания программ профессиональных модулей и дисциплин происходит перераспределение учебного материала: все специальное, профессионально значимое входит в состав модулей, общепрофессиональные вопросы освещаются в содержании дисциплин. Важно понимать, что все содержание программы должно быть направлено на достижение целей обучения – освоения профессиональных и общих компетенций, определяющих квалификацию выпускников.

Соблюдение алгоритма дает возможность в процессе разработки образовательной программы совместной рабочей группе обсудить условия реализации программы, распределить зоны ответственности за реализацию отдельных элементов программы, что ведет к обоснованному целесообразному построению учебного плана и календарного учебного графика.

Приоритетное значение в построении основной профессиональной образовательной программы с использованием элементов дуальной формы обучения имеет достижение выпускниками квалификации, необходимой работодателю. Это цель сетевого взаимодействия сторон, для обеспечения которой с учетом особенностей производства определяется, какие необходимы педагогические кадры (включая работников предприятий), оборудование, инфраструктура для проведения практик, каким должен быть календарный учебный график, учебный план и содержание составляющих его дисциплин и профессиональных модулей.

Подробнее - см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. – Москва, 2015, С. 17-20 + кейсы пилотных регионов: Пермский край – С.33; Белгородская область – С.38; Тамбовская область – С. 53; Республика Татарстан – С. 63; Кейс АО «ИСС», АО «Красмаш» - С. 73; Кейс ОАО ПНТЗ – С. 85

Данный документ размещен на сайтах:

Агентства стратегических инициатив

Министерства образования и науки Российской Федерации

Маяк профессионального образования

Эти вопросы взаимосвязаны и ответ начнем со второго вопроса.

Индивидуальный учебный план (ИУП) обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Практико-ориентированное профессиональное образование подразумевает создание условий, обеспечивающих каждому студенту возможность выполнить все виды работ всех видов практик и пройти теоретическое обучение, необходимое для выполнения этих работ в полном объеме. Это всегда очная форма обучения. Правила работы с ИУП определяются Положением об индивидуальном учебном плане студентов. Очевидно, что соответствующие пункты должны быть внесены в Положение о практике. ИУП подразумевает, что мастер производственного обучения или наставник на производстве работает с каждым студентом индивидуально.

Группа студентов не может одновременно работать на конкретном рабочем месте, часто логика подготовки требует освоения разных видов работ на разных рабочих местах. Таким образом, у каждого студента формируется свой график работы на определенном рабочем месте и выполнения связанных с этим рабочим местом работ. Общая программа производственной практики будет пройдена каждым студентом в разном порядке (последовательность цехов, отделов, видов работ и т.д.). Именно этот порядок определяет график перемещения студентов.

Подробнее см. Методика профессионального обучения : учебное пособие / В. И. Блинов [и др.] ; под общ. ред. В. И. Блинова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-05089-9. - Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/BD315CD5-A4BF-4F15-B70E-B4135CB8D9B1

Ответы на вопросы 8, 9 и 10 объединим. Ответы на каждый из этих вопросов зависят от особенностей профессии, специальности. Нельзя указать что-либо единое по каждому из вопросов. Существуют общие принципы и подходы, позволяющие прийти к верному решению.

Необходимо подчеркнуть первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций); преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения. Подробнее об этом можно прочитать по ссылке: http://prof-mayak.ru/training_center/modules/

Разработка (обновление) основной профессиональной образовательной программы должно осуществляться совместно представителями организаций-работодателей и профессиональных образовательных организаций. Разработка или обновление требует создания отдельных рабочих групп, тесно взаимодействующих друг с другом.

Важно соблюдать последовательность шагов алгоритма: от определения результатов освоения образовательной программы к процедурам оценивания и оценочным средствам, только потом – к формированию собственно содержания и структуры программы. Понимание целей (результатов) и способов их проверки дает возможность выстроить программу самым оптимальным способом. При этом формирование структуры программы (состав профессиональных модулей, учебных дисциплин) и ее содержания проводится по принципу «от обратного»: сначала определяются виды работ (практик), входящих в состав модулей, затем состав и содержание МДК по модулям, а затем уже состав и содержание дисциплин. Содержание профессионального модуля должно обеспечивать принцип синхронизации теории и практики, а содержание учебных дисциплин должно «поддерживать», подготавливать освоение модулей. В процессе формирования содержания программ профессиональных модулей и дисциплин происходит перераспределение учебного материала: все специальное, профессионально значимое входит в состав модулей, общепрофессиональные вопросы освещаются в содержании дисциплин. Важно понимать, что все содержание программы должно быть направлено на достижение целей обучения – освоения профессиональных и общих компетенций, определяющих квалификацию выпускников.

Соблюдение алгоритма дает возможность в процессе разработки образовательной программы совместной рабочей группе обсудить условия реализации программы, распределить зоны ответственности за реализацию отдельных элементов программы, что ведет к обоснованному целесообразному построению учебного плана и календарного учебного графика.

Приоритетное значение в построении основной профессиональной образовательной программы с использованием элементов дуальной формы обучения имеет достижение выпускниками квалификации, необходимой работодателю. Это цель сетевого взаимодействия сторон, для обеспечения которой с учетом особенностей производства определяется, какие необходимы педагогические кадры (включая работников предприятий), оборудование, инфраструктура для проведения практик, каким должен быть календарный учебный график, учебный план и содержание составляющих его дисциплин и профессиональных модулей.

Подробнее - см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. – Москва, 2015, С. 17-20 + кейсы пилотных регионов: Пермский край – С.33; Белгородская область – С.38; Тамбовская область – С. 53; Республика Татарстан – С. 63; Кейс АО «ИСС», АО «Красмаш» - С. 73; Кейс ОАО ПНТЗ – С. 85

Данный документ размещен на сайтах:

Агентства стратегических инициатив

Министерства образования и науки Российской Федерации

Маяк профессионального образования

В методике профессионального обучения различают упражнения для закрепления, проверки правильности выполнения и комплексных работ или последовательного выполнения обучающимися реального производственного задания. Метод упражнений используется на всех этапах обучения — освоение, совершенствование умений. Важное значение имеет последовательность и систематичность в подборе тематики упражнений и подготовка рабочего места. Подбор работ для упражнений должен соответствовать следующим требованиям:

  • работы соответствуют целям (результатам) обучения;
  • они типичны для профессии, специальности;
  • они разнообразны: способствуют применению умений, знаний, развитию компетенций в различных условиях;
  • работы направлены на совершенствование умений, знаний, компетенций, помогают осваивать новые методы деятельности, передовые технологии;
  • время выполнения работ постепенно приближается к реальному, требующемуся в профессиональной деятельности.

В теории и методике профессионального образования и обучения существуют понятия «карта-задание», «письменный инструктаж», «инструкционная карта», «производственная карта». Они использовались в профессиональном образовании и обучении в 1970—1980-х гг., используются и в современной практике многих профессиональных образовательных организаций и отделов технического обучения, учебных центров предприятий. Карты-задания могут использоваться на разных этапах обучения: при объяснении нового, при закреплении материала, для домашнего задания, проведения контрольных самостоятельных работ.

Инструкционная карта описывает алгоритм выполнения трудовой операции, действия. Производственная дает полное представление о том, как выполняется целая ступень работы. На первых порах студенты могут работать с учебными инструкционными картами. Они предусматривают наиболее полную расшифровку всех элементов работы студента.

Карты включают алгоритм действий, указания по их выполнению, перечень необходимых инструментов и материалов, чертежи, эскизы или размеры, требования к контролю своих действий во время работы, критерии оценки продукта деятельности. По сути, это и есть текст задания, которое может получить студент во время промежуточной или итоговой аттестации с заданными показателями и критериями оценки.

Подробнее см. Методика профессионального обучения : учебное пособие / В. И. Блинов [и др.] ; под общ. ред. В. И. Блинова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-05089-9. - Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/BD315CD5-A4BF-4F15-B70E-B4135CB8D9B1

Ответы на вопросы 11 и 12 объединим. Промежуточная аттестация студентов носит «плавающий» характер. Экзамен проходит после завершения профессионального модуля. Возможны варианты проведения процедуры экзамена (по принципу «здесь и сейчас»; защита проекта; защита и (или) экспертная оценка портфолио студента). Ее выбор зависит от специфики профессии, специальности и конкретного профессионального модуля. Необходимо провести анализ необходимых условий и ресурсов для проведения экзамена. Подробнее см. по ссылке: http://prof-mayak.ru/training_center/teacher/literature/114/

Теоретические и практические задания для аттестации по профессиональному модулю, для оценки результатов обучения составляет совместная рабочая группа экспертов от профессиональной образовательной организации и организации работодателей.

Практическая часть экзамена может проходить в рамках производственной практики. При этом необходимо обеспечить экспертную оценку выполнения студентом определенного задания с оформлением соответствующего протокола, который войдет в состав портфолио студента. В экзаменационную комиссию входят представители профессиональной образовательной организации (именно она несет ответственность за организацию аттестации), представители организации работодателей. Желательно предусмотреть «эффект независимости» - включить в состав комиссии преподавателей, мастеров производственного обучения колледжа и наставников на производстве, которые не обучали именно этих студентов.

Подробнее см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. – Москва, 2015, С. 23-25

Данный документ размещен на сайтах:

Агентства стратегических инициатив

Министерства образования и науки Российской Федерации

Маяк профессионального образования

Ответы на вопросы 11 и 12 объединим. Промежуточная аттестация студентов носит «плавающий» характер. Экзамен проходит после завершения профессионального модуля. Возможны варианты проведения процедуры экзамена (по принципу «здесь и сейчас»; защита проекта; защита и (или) экспертная оценка портфолио студента). Ее выбор зависит от специфики профессии, специальности и конкретного профессионального модуля. Необходимо провести анализ необходимых условий и ресурсов для проведения экзамена. Подробнее см. по ссылке: http://prof-mayak.ru/training_center/teacher/literature/114/

Теоретические и практические задания для аттестации по профессиональному модулю, для оценки результатов обучения составляет совместная рабочая группа экспертов от профессиональной образовательной организации и организации работодателей.

Практическая часть экзамена может проходить в рамках производственной практики. При этом необходимо обеспечить экспертную оценку выполнения студентом определенного задания с оформлением соответствующего протокола, который войдет в состав портфолио студента. В экзаменационную комиссию входят представители профессиональной образовательной организации (именно она несет ответственность за организацию аттестации), представители организации работодателей. Желательно предусмотреть «эффект независимости» - включить в состав комиссии преподавателей, мастеров производственного обучения колледжа и наставников на производстве, которые не обучали именно этих студентов.

Подробнее см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. – Москва, 2015, С. 23-25

Данный документ размещен на сайтах:

Агентства стратегических инициатив

Министерства образования и науки Российской Федерации

Маяк профессионального образования

Очевидно, принципиальным отличием является два аспекта. Первое – тематика курсовых, дипломных связана с конкретными технологическими, производственными процессами, видами работ конкретного предприятия и программами профессиональных модулей ОПОП. Тематика разрабатывается совместно профессиональной образовательной организацией и организацией работодателя.

Руководство курсовыми и дипломными работами осуществляется как преподавателями колледжа, так и работниками (наставниками) предприятий. Защита также проходит при комиссии, в состав которой входят представители обеих организаций, при этом должны быть приглашены независимые (не обучавшие и не руководившие работами, проектами) эксперты.

Все особенности организации этой работы закрепляются локальными нормативными правовыми актами образовательной организации.

При ответе на данный вопрос нужно обратить внимание на следующее. На предприятии должен быть создан учебный центр (производственно-учебное подразделение). В этом подразделении работают разные по своему функционалу и уровню педагогической подготовки сотрудники. Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников. Можно разделить наставников на тех, кто непосредственно обучает и тех, кто организовывает процесс обучения, взаимодействует с другими организациями, в том числе образовательными.

Наставник-организатор обучения на предприятии может проводить вводные занятия, практические занятия, аналогичные занятиям в колледже, с группой студентов (10-15), а затем они расходятся по рабочим местам, где у каждого из них есть свой наставник. Это идеальный вариант. Если это невозможно, то желательный вариант – 2-3 студента на одного наставника. При этом педагогическая и методическая подготовка таких наставников минимальна (базовая). С ними также взаимодействует наставник-организатор и помогает грамотно организовать обучение студентов.

Какое обучение (повышение квалификации) проходят наставники, преподаватели образовательного центра, мастера производственного обучения? Рекомендуемые программы.

Поскольку на федеральном уровне нет документа, закрепляющего такие требования и меры, в каждом из пилотных регионов и на разных предприятиях эти вопросы решаются по-своему. В рамках проекта на основе обсуждения с экспертами-участниками проекта был подготовлен проект документа «Типовое положение о наставничестве», который дает ответ на данный вопрос с точки зрения лучших практик проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

Подробнее - см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. – Москва, 2015, С. 110-113

Данный документ размещен на сайтах:

Агентства стратегических инициатив

Министерства образования и науки Российской Федерации

Маяк профессионального образования

Как показывает практика, предприятия испытывают трудности в выборе методик отбора наставников, их обучения основам психологии, педагогики и андрагогики. Персоналу предприятий сложно ориентироваться в требованиях ФГОС СПО в части разработки учебно-методических комплексов для практического обучения, оценочных средств. В этом случае кадровый потенциал профессиональных образовательных организаций в лице преподавателей, методистов, руководителей структурных подразделений может оказать помощь предприятиям в формировании системы наставничества. Примером такой деятельности является деятельность ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж».

Подробнее с опытом работы колледжа можно познакомиться в публикации Формирование системы наставничества для предприятий Ассоциации «Уралпищепром / В. В. Вертиль, Е.Н. Байдало // Под общ. ред. В.И. Кондрух, Екатеринбург: Редакционно-издательский отдел ГАПОУ СО «ЕЭТК», издание третье, дополненное, 2017.

Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников, как следствие – о различиях требований к уровню образования.

Деятельность наставника не ограничивается только подготовкой рабочих. Она необходима для техников и технологов, инженеров и т.д. Обучать возможно не только определенным действиям, операциям на рабочем месте, но и исследовательской, проектной, конструкторской деятельности.

Однако говоря о психолого-педагогической и методической составляющей подготовки наставника, можно выделить компетенции, в равной степени необходимые всем, как и педагогическим кадрам колледжей. Среди них: компетенции в области педагогического проектирования; создания практикоориентированной образовательной среды; сопровождения профессионального самоопределения студентов; формирования и оценивания компетенций; организации самостоятельной работы студентов; обеспечение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. В программе подготовки наставников можно выделить пять основных разделов:

1. Профессиональное обучение: цель и средства ее достижения

2. Оценивание результатов освоения профессиональной деятельности

3. Проектирование профессионального обучения

4. Организация и ведение профессионального обучения

5. Документирование процесса и результатов деятельности мастера производственного обучения и наставника на производстве.

В начале 2017 года в издательстве «Юрайт» вышло учебное пособие Методика профессионального обучения : учебное пособие / В. И. Блинов [и др.] ; под общ. ред. В. И. Блинова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-05089-9. - Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/BD315CD5-A4BF-4F15-B70E-B4135CB8D9B1

Учебное пособие включает в себя все вышеуказанные разделы и может быть использовано при подготовке наставников.

Учредители

Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России