Профориентационный конкурс «Я б в рабочие пошёл!»

Профориентационный конкурс «Я б в рабочие пошёл!»

Номинация: От профессионального выбора к успешной карьере

Субъект РФ: Красноярский край
Тип практики: Работодатели
Организация:
Управление корпоративных проектов Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель»

Ответственное лицо
ФИО: Гладкая Наталья Ивановна
Должность: Ведущий специалист УКП, куратор корпоративного проекта «Клуб «Профнавигатор»
Тел: +7 (3919) 258-134
Email: gladkayani@nornik.ru
Аннотация:

Конкурс «Я б в рабочие пошёл!» (далее – Конкурс) решает широкий круг задач, связанных с популяризацией рабочих профессий, знакомством школьников с квалификациями, наиболее востребованными в ПАО «ГМК «Норильский никель» (далее – Компания, «Норникель») и на территории города Норильска, а также с профессиональными образовательными организациями, в которых эти квалификации можно освоить.

Конкурс основан на многостороннем партнерстве органов власти, системы общего и профессионального образования, «якорного» работодателя.

Конкурс проводится в три этапа, которые включают тренинги, экскурсии на предприятия Компании и в учреждения профессионального образования, выполнение практических заданий и профессиональные пробы. В соревнованиях принимают участие команды «смешанного состава», которые объединяют учащихся школ и студентов учреждений профессионального образования. Студенты делятся со школьниками собственным опытом решения проблемы профессионального выбора, знакомят будущих абитуриентов с особенностями обучения в профессиональных образовательных организациях.

Мероприятия Конкурса помогают участникам приобрести знания о востребованных рабочих профессиях, современных требованиях к качествам личности рабочего-профессионала, познакомиться с предприятиями Компании, ее корпоративными ценностями, с «профильными» учреждениями профессионального образования, позволяют соотнести свои способности с требованиями к квалификации.

Практические испытания дают уникальный опыт работы в команде. В профессиональных мастерских конкурсанты получают практические навыки работы с приборами, инструментами, на различных станках, тренажёрах, развивают интерес к изобретательству и моделированию.

Практика может быть интересной для крупных компаний, ориентированных на долгосрочную кадровую политику, раннюю профориентацию, формирование кадрового резерва среди молодёжи, а также поддержку позитивного имиджа Компании на территории присутствия.

Описание практики:

Актуальность

Компания «Норильский никель» является градообразующим предприятием. Осуществляемая Компанией совместно со всеми заинтересованными сторонами профориентационная деятельность помогает смягчать противоречие между объективно существующими потребностями территории в специалистах и профессиональными устремлениями молодёжи, способствует рациональному распределению трудовых ресурсов в Норильском промышленном районе.

«Норникель» заинтересован в подготовке специалистов из числа выпускников общеобразовательных учреждений города Норильска, адаптированных к условиям жизни в районах Крайнего Севера.

Цель и задачи

Основная цель Конкурса: повышение престижа рабочих профессий, формирование мотивации к профессиональному выбору востребованных и перспективных для территории квалификаций в рамках реализации долгосрочной кадровой политики Компании.

Задачи Конкурса:

  • популяризация рабочих профессий,

  • информирование молодёжи о деятельности и перспективах развития Компании «Норникель»;

  • формирование мотивации молодёжи города Норильска к профессиональному становлению, развитию, росту;

  • развитие новых форм сотрудничества общеобразовательных учреждений, учреждений профессионального образования и Компании, обеспечивающих эффективное кадровое воспроизводство.

Средства и способы реализации практики

В профориентационном конкурсе «Я б в рабочие пошёл!» принимают участие обучающиеся 8 - 11 классов образовательных учреждений городов Норильска и Дудинки, а также студенты организаций среднего профессионального образования, которые проводят подготовку специалистов по востребованным в Компании профессиям.

Руководство Конкурсом осуществляет оргкомитет, в который входят представители УКП и Управления общего и дошкольного образования Администрации г. Норильска. Он выполняет следующие функции:

  • определяет роли всех организаций, задействованных в мероприятиях Конкурса;

  • организовывает работу экспертной комиссии;

  • определяет порядок, форму, место и даты проведения мероприятий Конкурса;

  • формирует состав жюри Конкурса, определяет регламент его работы;

  • организовывает награждение победителей.

Для обеспечения максимальной объективности и квалифицированной оценки участников создаётся экспертная комиссия, в которую входят представители учреждений профессионального образования, Компании, Центра занятости населения г. Норильска. Экспертная комиссия

  • формирует задания для участников;

  • утверждает порядок и процедуру проведения экспертизы материалов и выполнения конкурсных заданий;

  • проводит экспертизу предоставленных материалов и результатов конкурсных работ;

  • формирует состав сборных команд из числа участников отборочного этапа Конкурса.

Оценивает финал Конкурса и определяет победителя жюри, в состав которого входят представители руководства «Норникеля», Администрации города Норильска, Центра занятости населения г. Норильска. Победитель определяется путём суммирования баллов, полученных по итогам практического и творческого этапов.

Финансирует Конкурс его учредитель – Заполярный филиал ПАО «ГМК «Норильский никель».

Распределение полномочий между организациями, участвующими в подготовке и проведении конкурса, приведено в приложении 1.

   Этапы Конкурса:

1. Отборочный этап (внутришкольный и муниципальный) для обучающихся общеобразовательных учреждений г. Норильска и Дудинки.

На этом этапе координаторы профориентационной работы общеобразовательных учреждений выбирают потенциальных участников, готовят заявку, предварительно ознакомив школьников с перечнем востребованных рабочих профессий, которые можно освоить в организациях профессионального образования. Участники готовят презентацию «Моя будущая профессия». При оценивании презентаций учитываются:

  • достижения конкурсанта в различных областях деятельности (увлечения, хобби, внеурочная и внешкольная деятельность, прикладные навыки и др.);

  • аргументация выбора профессии, востребованной в компании «Норникель».

По итогам отборочного этапа формируются команды, в которые входят школьники и студенты «профильных» для Компании организаций среднего профессионального образования. Студенты отбираются в команды по рекомендации администрации колледжей (техникумов) и решению студенческих советов. Далее в течение двух месяцев проводятся командные состязания практического этапа Конкурса.

2. Практический этап.

Задания практического этапа разрабатывают преподаватели и студенты профессиональных образовательных организаций по согласованию с оргкомитетом.

Порядок проведения мероприятий Конкурса основан на принципе постепенного «погружения» в профессию: от ознакомительных экскурсий и тренингов к профессиональным пробам. При этом задания практического этапа направлены не только на знакомство с профессиями, но и на сплочение команд, выявление индивидуальных качеств и способностей участников.

Конкурсанты посещают основные горнорудные, металлургические подразделения, а также предприятия обеспечивающего комплекса, знакомятся с производством цветных металлов, технологической цепочкой Компании, встречаются с профессионалами. Экскурсии в профессиональные образовательные организации проходят в форме QR-квеста, в процессе которого школьники знакомятся с аудиториями и учебной базой, выполняют практические задания (сборка электросхем, подбор инструментов для ремонта автомобиля, знакомство горнорудным оборудованием и т.д.).

Цикл мероприятий практического этапа обязательно включает тренинг. В программу тренинга входят мини-лекции, игры-соревнования, групповые дискуссии, работа в малых группах, «мозговой штурм» и другие методы активного обучения. Конкурсанты учатся работать в команде, проявлять лидерские качества, получают представление о базовых ценностях: Надёжность, Ответственность, Профессионализм, Развитие, Сотрудничество, Эффективность - и корпоративной культуре Компании. Тренинги проводятся опытными инструкторами ЧОУ ДПО «Корпоративный университет «Норильский никель».

Профессиональные пробы проходят на базе профессиональных образовательных организаций. По итогам выставляются баллы, идущие в зачёт команд. В 2016 и 2017 году в практический этап были включены занятия по моделированию прототипов различных приборов и механизмов на базе Станции юных техников г. Норильска. Участникам было предложено не только собрать модели приборов или механизмов, но и дать предложения по их усовершенствованию. Конкурсанты получили опыт работы на деревообрабатывающих станках с различными инструментами и приборами. Результатом стала выставка «Проекты, которые изменят мир». В 2018 году профессиональные пробы проходили по 9 компетенциям: электромонтёр по ремонту электрооборудования, токарь, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, КИПиА, машинист крана, мастер общестроительных работ, сварщик, слесарь по ремонту оборудования, электромонтёр по ремонту линейно-кабельных сооружений. В мероприятии приняли участие порядка 60 школьников.

В рамках Конкурса традиционно проводится профориентационная игра «Что? Где? Когда?» по темам, связанным с деятельностью «Норникеля», историей города Норильска и Компании. Результаты игры идут в командный зачёт.

3. Творческий этап включает подготовку командами выступлений об учреждениях профессионального образования и выбранных профессиях, рекламных видеороликов профессиональных образовательных организаций.

Финал Конкурса проходит на сцене Дворца культуры Компании. Команды представляют визитную карточку образовательного учреждения, а также рекламный видеоролик о нем. Помимо этого, конкурсанты участвуют в викторине о важнейших профессиях и производстве компании «Норильский никель». Оценивает финал компетентное жюри, в которое входят представители руководства Компании и города Норильска, специалисты предприятий «Норникеля».

По итогам Конкурса все участники получают дипломы и подарки от Компании. Специалисты по профессиональной ориентации школ и преподаватели учреждений профессионального образования, принимавшие активное участие в организации мероприятий Конкурса, награждаются благодарственными письмами и памятными подарками от руководства «Норникеля».

Положение о Конкурсе размещено в приложении 1.

Критерии результативности

  • число участников Конкурса (динамика по годам);

  • % участников Конкурса, поступивших в профессиональные образовательные организации на профессии (специальности), приоритетные для Компании, от общего числа участников;

  • удовлетворенность работодателей профессиональными и общими компетенциями выпускников;

  • повышение эффективности профориентационной работы.

Данные результативности

В конкурсе «Я б в рабочие пошёл!» ежегодно участвуют более 1000 человек.

По данным, полученным от администрации профессиональных образовательных организаций, более 50% участников команд из числа школьников поступают в организации профессионального образования. По сведениям, полученным от руководителей учреждений профессионального образования, наблюдается ежегодный 5% рост поступающих на технические специальности как на бюджетные, так и на внебюджетные места.

У студентов первых курсов, прошедших конкурсные испытания, сокращается адаптационный период в профессиональных образовательных организациях, так как они попадают в знакомую обстановку, к знакомым преподавателям, имеют чёткое представление о выбранной профессии и требованиях к обучающимся.

В процессе конкурсных мероприятий не только участники, но и педагоги общеобразовательных учреждений знакомятся с учреждениями профессионального образования и Компанией, что позволяет осуществлять профориентационную деятельность в школах в соответствии с потребностями территории и градообразующего предприятия.

За время проведения Конкурса выработан действенный механизм коммуникации и скоординированы действия субъектов профориентационной деятельности на территории города Норильска: ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» как основного работодателя, организаций профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для Компании, Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска, а также Центра занятости населения г. Норильска. Ежегодно, на стадии обсуждения положения о Конкурсе и разработки конкурсных заданий, а также по итогам конкурса с анализом проведённых мероприятий, проводятся координационные советы с участием всех заинтересованных сторон.

Нормативная и документационная база практики

Положение о профориентационном конкурсе «Я б в рабочие пошел!» (Приложение 1).

Файлы:


Все файлы одним архивом:

Учредители

Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Министерство просвещения
Федерация Независимых Профсоюзов России