Профессиональные треки

Профессиональные треки

Номинация: Мы – партнеры

Субъект РФ: Красноярский край
Тип практики: Работодатели
Организация:
Акционерное общество «Красноярский машиностроительный завод» (АО «Красмаш»)
Юридический адрес: 660123, Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, проспект им. газеты Красноярский рабочий, д.29

Ответственное лицо
ФИО: Малиновская Елена Александровна
Должность: Начальник бюро подготовки кадров – заместитель начальника отдела управления персоналом
Тел: +7(391) 2646427
Email: elena112ok@yandex.ru, kras@krasmail.ru

Презентация: Профессиональные треки.ppt [7.41 MB]
Аннотация:

Практика ориентирована на создание условий для выполнения рабочими и специалистами предприятий оборонно-промышленного комплекса производственных и стратегических задач на основе повышения качества подготовки персонала, разработки и внедрения практико-ориентированного подхода в образовательный процесс с учетом динамики производственных процессов.

Практика обеспечивает подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов, владеющих теоретическими знаниями и практическими умениями для работы на высокотехнологичном оборудовании, способных разрабатывать и внедрять технологии для производства современной ракетно-космической техники.

Данная практика взаимодействия с образовательными организациями-партнерами и предприятиями ракетно-космический отрасли может быть транслирована в различных промышленных отраслях.

Предложены актуальные направления развития профессионального потенциала рабочих и инженерных кадров:

  1. Реализация проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края, на основе дуального образования в области машиностроения», предполагающего развитие дуальной модели обучения и разработку моделей компетенции.
  2. Система профориентационной работы, реализуемая в рамках сетевого взаимодействия предприятия с образовательными организациями общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, региональными, краевыми и городскими органами исполнительной власти и общественными организациями.
  3. Совместное проектирование и актуализация основных профессиональных образовательных программ, обеспечивающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии.
  4. Организация всех видов практик в подразделениях предприятия (по рабочим и инженерным специальностям) и проведение стажировок научно-педагогических работников.

Описание практики:

Актуальность

В период модернизации и реконструкции предприятий оборонно-промышленного комплекса с целью разработки и внедрения передовых технологий для производства современной ракетно-космической техники, перспективных видов вооружения важнейшую роль играют формирование компетенций выпускников, отвечающих требованиям высокотехнологичного производства, уменьшение сроков их адаптации в условиях реального производства, а также опережающие технологии повышения квалификации рабочих и специалистов.

Цель и задачи

Цель – создание условий для выполнения рабочими и специалистами предприятий оборонно-промышленного комплекса производственных и стратегических задач на основе повышения качества подготовки персонала, разработки и внедрения практико-ориентированного подхода в образовательный процесс с учетом динамики производственных процессов.

Задачи:

- проведение комплекса профориентационных мероприятий, направленных на позиционирование рабочих профессий и инженерных специальностей предприятия для привлечения «своих» целевых абитуриентов, ориентированных на цели и задачи предприятия;

- разработка и внедрение новых механизмов сотрудничества с образовательными организациями общего, среднего профессионального и высшего образования, включающих в себя участие ведущих специалистов АО «Красноярский машиностроительный завод» в учебном процессе, в разработке оценочных средств для независимой оценки, в разработке образовательных программ;

- сокращение сроков адаптации выпускников на предприятии, повышение мотивации работников к саморазвитию и достижению высоких производственных результатов.

Основные направления развития профессионального потенциала рабочих и инженерных кадров:

1. Система профориентационной работы, реализуемая в АО «Красноярский машиностроительный завод», направлена на краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование. Профориентационная работа реализуется путем сетевого взаимодействия с организациями общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования на основании заключенных Договоров и Соглашений, краевыми и районными администрациями, региональными, краевыми и городскими органами исполнительной власти и общественными организациями.

Профориентационная работа является частью уровневой подготовки «школьник – абитуриент – студент – специалист» и реализуется для ранней профессионализации через комплекс мероприятий:

- проведение форсайт-сессий

- участие в школах – симпозиумах с решением кейсов задач,

- организация встреч с летчиками-космонавтами,

- организация мероприятий типа «Космосквест» с проведением интерактивных локаций и поощрением рекламной продукцией самых эрудированных участников,

- проектирование и изготовление макетов ракет с выполнением запусков под руководством квалифицированных специалистов предприятия,

- проведение экскурсий в Музей истории и по подразделениям предприятия с элементами неформального общения с рабочими и руководителями предприятия,

- квесты, конкурсы профессионального мастерства, олимпиады и пр.

Данные мероприятия выполняются в соответствии со стратегией ГК «Роскосмос» и планом профориентационной работы АО «Красноярский машиностроительный завод».

Эта деятельность нашла развитие в процессе внедрения новых механизмов сотрудничества с образовательными учреждениями общего, среднего профессионального и высшего образования, таких как создание специализированных классов с углубленным изучением предметов (физики, математики) на площадках базовых организаций – партнеров (гимназии, лицеи), дальнейшем расширении зон сотрудничества. В декабре 2015 года заключено Соглашение о взаимодействии организаций общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования и АО «Красноярский машиностроительный завод» по вопросам профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных учреждений. Участниками Соглашения стали АО «Красноярский машиностроительный завод», ведущие вузы и колледжи региона. В рамках соглашения партнерами проводится конкурс проектных технических работ школьников, выполненных под руководством специалистов предприятия, и открытая защита проектов.

2. Подготовка кадров в рамках целевого обучения с заключением договоров с последующим трудоустройством на предприятии.

Целевая подготовка осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Государственного плана подготовки кадров с высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2016 – 2020 годы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 192. Для информирования обучающихся и их родителей о программах целевого обучения образовательные организации проводят комплекс публичных мероприятий (презентации, экскурсии, встречи, информационные стенды, участие в родительских собраниях и пр.). С целью мотивации и обеспечения социальной поддержки наиболее одаренных студентов реализуется Положение о порядке назначения и выплат целевой и именной стипендий АО «Красноярский машиностроительный завод», действует система онлайн «горячей линии» для студентов и их родителей, в рамках которой в любое время возможно получить консультацию по вопросу поступления, обучения, проводится мониторинг успеваемости студентов с последующим проведением корректирующих мероприятий.

Базовыми партнерами АО «Красноярский машиностроительный завод» являются Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Аэрокосмический колледж, Красноярский техникум промышленного сервиса, Сибирский федеральный университет. За период с 2008 года существенно вырос конкурс на условиях целевого приема, что свидетельствует об осознанном выборе абитуриентов и их родителей в принятии решения об обучении.

3. Совместная деятельность партнеров при проектировании и совершенствовании основных профессиональных образовательных программ, обеспечивающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии: внесение изменений в учебные планы, рабочие программы дисциплин/модулей и другие составляющие основных профессиональных образовательных программ в части развития квалификационных требований с учетом требования производства, профессиональных стандартов и технологий международного чемпионата профессионального мастерства WorldSkills.

4. Организация всех видов практик в подразделениях предприятия (по рабочим и инженерным специальностям).

Реализация практико-ориентированного подхода позволяет улучшить качество подготовки студентов за счет работы и обучения студентов на тренажерах, проведения лабораторных, практических работ на современном оборудовании, работы с программными продуктами и системами, применяющимися непосредственно на предприятии, выполнении курсовых и дипломных проектов. Оплачиваемая практика организуется в подразделениях предприятия в соответствии с Положением об организации практики студентов, Положением об оплате труда руководителям практики, с приказом о прохождении практики, приказом о назначении руководителя практики из числа высококвалифицированных специалистов.

Этапами проведения практики на предприятии являются:

- определение сроков проведения практики и назначение лиц, ответственных
за проведение практики;

- формирование заданий на практику;

- проведение практики;

- подготовка отчетной документации по результатам проведения практики;

- анализ результатов проведения практики и оценка знаний на совместной комиссии.

Руководят практикой студентов высококвалифицированные работники предприятия, которые обеспечивают приобретение ими профессиональных навыков и умений, позволяют пройти адаптацию в коллективе.

Для контроля полученных знаний и навыков разработан детализированный дневник практики для каждого студента с выдачей индивидуального ежедневного задания.

По окончанию практики по рабочей профессии студенты выполняют пробную квалификационную работу и проходят теоретическую проверку знаний, по результатам которой им присваивается разряд по рабочей профессии. Студенты целевой подготовки проходят практику по индивидуальному плану подготовки с увеличением её сроков до 4 месяцев.

Для успешной адаптации студентов разработан и внедрен курс, включающий в себя тематику, связанную со спецификой организации производства, политики в области качества, экологии, персонала и пр., по итогам которого также проводится оценка знаний, которая является составляющей итоговой оценки по результатам практики.

Дипломное проектирование осуществляется под руководством квалифицированных руководителей и специалистов предприятия по актуальной тематике и заканчивается защитой работы с участие представителей работодателя.

5. Проведение на базе предприятия стажировок научно-педагогических работников вузов по совместно разработанным специализированным программам.

Зачисление на стажировку производится приказом по предприятию. Программа стажировки включает ознакомление с перспективами предприятия, производственными мощностями, новыми технологиями, технической политикой, политикой в области персонала, качества, охраны труда и пр.

6. Участие руководителей и специалистов предприятия в подготовке обучающимися выпускных квалификационных работ в качестве консультантов или руководителей, а также участие в государственной итоговой аттестации. Привлечение специалистов к этой работе закреплено локальными актами (приказами) предприятия и образовательного учреждения.

7. Развитие практико-ориентированной модели обучения путем участия в проекте «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края, на основе дуального образования в области машиностроения». Разработанная модель компетенции, модель «дуальной системы» и результаты её реализации представлены в Методических рекомендациях Агентства Стратегических Инициатив по реализации дуального образования.

8. Реализация Программы развития системы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации (Новые кадры оборонно-промышленного комплекса).

Содержание образовательных программ актуализируется за счет внедрения в вариативную часть учебных модулей, направленных на развитие компетенций, которые требуются современному инженеру, конструктору и рабочему, таких как «Проектирование и производство специальной технологической оснастки, штампов и пресс-форм для деталей и сборочных единиц ракетно-космической техники», «Управление жизненным циклом современных изделий ракетно-космической техники в системах WindChill и ENOVIA», «Проектирование и производство специального осевого режущего инструмента», «Высокопроизводительные и высокоточные методы физико-технической обработки традиционных и специальных материалов РКТ», «Имитационное моделирование, цифровое производство с использованием 3D сканеров и 3D принтеров при проектировании и изготовлении сложных деталей современной ракетно-космической техники» и др.

9. Подготовка студентов с учетом методологии Worldskills и проведение демонстрационного экзамена, участие в конкурсах профессионального мастерства регионального и российского уровней.

Работники предприятия, участвовавшие в чемпионатах Worldskills и занявшие призовые места в конкурсах федерального и российского уровня, являются наставниками молодых рабочих предприятия и студентов.

10. Развитие образовательной инфраструктуры.

Совместно с Сибирским государственным университетом науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева создан научно-образовательный центр «Ракетно-космические технологии», который представляет собой многоуровневую площадку. Деятельность осуществляется на основании Положения и краткосрочных и среднесрочных планов мероприятий в части образовательного, научного проектов и совершенствования инфраструктурной базы. Научно-образовательный центр «Ракетно-космические технологии» состоит из учебного класса и производственного участка. Учебный класс оснащён симуляторами, являющимися реальной копией систем управления, подключёнными к компьютерам. На них студенты и работники Общества получают первые навыки работы с ЧПУ, обучаются прогрессивным методам механической обработки и автоматизированного контроля деталесборочных единиц ракетно-космической техники, бесконтактным методам измерений, современным подходам метрологического обеспечения в производстве изделий ракетно-космической техники и др.

11. Развитие взаимодействия с организациями – партнерами по вопросам повышения квалификации работников предприятия.

Организовано обучение по магистерским программам, разработанным совместно со специалистами Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева и АО «Красноярский машиностроительный завод» с учетом задач развивающегося производства. С участием руководителей и ведущих специалистов предприятия формируется портфель кейсов, учитывающих специфику производства.

Критерии результативности

- Проведение профориентационных мероприятий, направленных на позиционирование рабочих профессий и инженерных специальностей предприятия для привлечения «своих» целевых абитуриентов, ориентированных на цели и задачи предприятия;

- внедрение новых механизмы сотрудничества с образовательными учреждениями общего, профессионального и высшего образования: участие представителей предприятия в учебном процессе;

- сокращение сроков адаптации выпускников на предприятии, повышение мотивации работников к саморазвитию и достижению высоких производственных результатов.

Данные о результативности

1.                  Мотивация на обучение на условиях целевого приема (на инженерные направления) характеризуется осознанным выбором направления подготовки. Фиксируется рост числа желающих обучаться по инженерным направлениям, рост среднего балла ЕГЭ.

2.                  Реализация практико-ориентированного подхода в обучении позволили повысить качество подготовки (повышение успеваемости студентов в процессе обучения).

3.                  Проведенный мониторинг позволяет сделать выводы об уменьшении сроков профессиональной и социальной адаптации. Развитие профессиональных компетенций молодых работников оценивается комиссией по результатам проведения стажировки с выполнением практических задач (самостоятельное выполнение работ через 3-6 месяцев после трудоустройства).

Нормативная база практики

1. План профориентационной работы АО «Красноярский машиностроительный завод».

2. Соглашения о взаимодействии учреждений общего, дополнительного, профессионального образования и работодателя по подготовке обучающихся общеобразовательных учреждений (АО «Красноярский машиностроительный завод», Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, Аэрокосмический колледж СибГАУ, МБОУ ДО «Центр дополнительного образования «Аэрокосмическая школа», МАОУ «Гимназия № 11 имени А.Н. Кулакова», МБОУ «Гимназия № 7», МБОУ «Лицей № 3», МБОУ «Средняя школа № 94», МАОУ «Лицей № 12», МАОУ «Средняя школа № 148», Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева).

3. Договор о сотрудничестве между АО «Красноярский машиностроительный завод» и краевым государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Красноярский техникум промышленного сервиса».

4. Положение о практике студентов ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» в АО «Красноярский машиностроительный завод».

5. Положение об оплате студентам на период прохождения практики в АО «Красноярский машиностроительный завод» и оплате руководства практикой.

6. Приказ о проведении ориентационной программы для вновь принятых работников.

7. Положение о порядке проведения стажировки и материальном стимулировании участников стажировки.

8. Договор о целевом обучении студента по заявке АО «Красноярский машиностроительный завод» в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования.

9. Положение о порядке назначения и выплаты специальных стипендий обучающимся в краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Красноярский техникум промышленного сервиса» в рамках договора о целевом обучении квалифицированных кадров для АО «Красноярский машиностроительный завод».

10. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных кадров.

11. Методические и учебные материалы образовательных организаций – партнеров АО «Красноярский машиностроительный завод»:

– Положение о формах и методах организации учебно-производственного процесса;

– Положение об учебной и производственной практике в рамках дуального образования;

– Положение о системе мониторинга качества обучения студентов по дуальной системе;

– Положение о фонде оценочных средств для проведения рубежного контроля и промежуточной аттестации в рамках дуального образования;

– Положение о порядке организации дуального обучения.

Тиражирование практики

Условия, обеспечивающие устойчивость практики, – это участие в реализации проектов предприятия организаций – партнеров, Министерства образования и науки Красноярского края, Министерства промышленности и торговли Красноярского края, Красноярского регионального объединения Союза Машиностроителей России, предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Тиражирование практики осуществляется на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Файлы:


Все файлы одним архивом: