Развитие практико-ориентированных технологий обучения как условие повышения качества подготовки кадров для высокотехнологичных производств

Развитие практико-ориентированных технологий обучения как условие повышения качества подготовки кадров для высокотехнологичных производств

Номинация: Мы – партнеры

Субъект РФ: Московская область
Тип практики: Образовательные
Организация:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Красногорский колледж»
Юридический адрес: МО, г. Красногорск, Речная, 7а
Организация:
Публичное акционерное общество «Красногорский завод им С. А. Зверева»
Юридический адрес: МО, г. Красногорск, Речная, 7

Ответственное лицо
ФИО: Дубровская Татьяна Павловна
Должность: Заместитель директора по учебной и инновационной работе
Тел: 8(495)5623096
Email: dubrovskaya@krstc.ru
Аннотация:

Практика представляет опыт подготовки кадров для высокотехнологичных предприятий оборонно-промышленного комплекса на основе технологий дуального обучения в рамках российского законодательства в сфере профессионального образования.

Особенностью образовательной программы стало увеличение доли практического обучения до 65-70 % от общего объема времени на высокотехнологичных рабочих местах предприятия. Содержание программы обновилось на 50%.

В декабре 2013 года ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева»" и Красногорский колледж на договорной основе начали совместную работу по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в области машиностроения, металлообработки, оптического приборостроения на основе элементов дуального обучения, целевого обучения.

На основе государственно-частного партнерства осуществлено освоение и запуск высокотехнологичного учебно-производственного оборудования Многофункционального центра прикладных квалификаций.

Описание практики:<h3></h3>
<h3 style="text-align: justify;"><i>Актуальность практики</i></h3>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Актуальность реализации проекта состояла в формировании современной модели подготовки профессиональных кадров для высокотехнологичных предприятий оборонно-промышленного комплекса и устранении разрыва между требованиями сферы производства и сферы профессионального образования.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Современные требования работодателей к востребованным и перспективным профессиям потребовано от Минобрнауки РФ обновление образовательных стандартов. Специальность "оптик-механик" отнесена приказом Минтруда РФ к наиболее востребованныи и перспективным. Это, а так же модернизация ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», также обосновало актуальность реализации рассматриваемого проекта.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<h3 style="text-align: justify;"><i>Цели и задачи</i></h3>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Более 60 лет насчитывает история социального партнерства ГБПОУ МО «Красногорский колледж» и ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», входящего в настоящее время в состав крупнейшего в стране холдинга оптико-электронной отрасли «Швабе».
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     В структуре холдинга Красногорский завод является головным по выпуску широкого спектра уникальных оптико-электронных приборов для систем и комплексов воздушной, сухопутной, надводной и подводной техники всех родов войск, силовых и экологических ведомств, мониторинга земной поверхности из космоса, системы контроля космического пространства, научных исследований и медицинской диагностики.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     С 2012 года на предприятии активно идет процесс конверсии производства: к 2025 году доля гражданской продукции будет увеличена до 80% от общего дохода предприятия. Так, на 2018 год намечено возрождение производства легендарного фотоаппарата «Зенит» в новой реинкарнации на современной цифровой базе в кооперации с зарубежными фирмами.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     До 2020 года на техническое перевооружение предприятий холдинга запланировано потратить около 50 миллиардов рублей.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Конечной целью данного взаимодействия является своевременное и полное удовлетворение кадровых и компетентностных потребностей ПАО «Красногорский завод им. С.А.Зверева».
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Проектной идеей стало создание современных условий повышения качества подготовки кадров и закрепления выпускников специальносей 12.02.09 «Производство и эксплуатация оптических и оптико-электронных приборов и систем» и 15.02.15 «Технология металлообрабатывающего производства», которые вошли в список наиболее востребованных и перспективных, в соответствии с кадровыми и компетентностными потребностями высокотехнологичных предприятий оборонно-промышленного комплекса на основе развития практико-ориентированных технологий дуального обучения. Сущность данного проекта состоит в разработке, апробации и реализации образовательной программы подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих по специальности 12.02.05 «Оптические и оптико-электронные приборы и системы» на основе модели дуального образования при участии ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева».
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Задачи, решаемые в ходе проекта:<br>
     Обеспечить предприятию следующие преимущества:<br>
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<ul style="text-align: justify;">
    <li>качественный рост квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров из числа выпускников колледжа;</li>
    <li>сокращение расходов на доучивание рабочих кадров при подготовке их непосредственно на рабочих местах;</li>
    <li>закрепление на предприятии выпускников колледжа посредством заключения договоров о контрактно-целевой подготовке; </li>
    <li>укрепление корпуса наставников и мастеров производственного обучения. </li>
</ul>
<br>
Обеспечить колледжу следующие преимущества:<br>
<ul style="text-align: justify;">
    <li>установление качественно новых партнерских отношений между колледжем и предприятием на основе взаимной заинтересованности и ответственности. </li>
    <li>повышение инвестиционной привлекательности колледжа, развитие механизмов софинансирования подготовки кадров в рамках государственно - частного партнерства. </li>
    <li>совместное с предприятием освоение и запуск высокотехнологичного учебно-производственного оборудования многофункционального центра прикладных квалификаций. </li>
    <li>повышение качественного потенциала педагогических работников колледжа на основе организации стажировок на предприятии. </li>
    <li>модернизация образовательных программ подготовки кадров на основе профессиональных стандартов. </li>
    <li>совершенствование современной материально – технической базы практической подготовки кадров, отвечающей требованиям предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности. </li>
    <li>развитие механизмов контрактно - целевой подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих. </li>
    <li>повышение мобильности выпускников на основе освоения 2-й, 3-й профессии. </li>
    <li>обеспечение активной социальной поддержки студентов со стороны предприятия: выплаты стипендий, оплаты проезда до места работы и других видов поддержки. </li>
</ul>
<p>
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<h3 style="text-align: justify;"><i>Средства и способы реализации практики</i></h3>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Первым этапом реализации проекта стал мониторинг актуальных и перспективных потребностей предприятия в компетенциях и квалификациях выпускников со средним профессиональным образованием, результаты которого потребовали существенного изменения содержания подготовки кадров в области оптического приборостроения, машиностроения и механообработки.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Современные востребованные и перспективные профессии обусловили обновление Министерством образования и науки РФ обновление образовательных стандартов.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     В 2013 году ГБПОУ МО «Красногорский колледж» возглавил Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО) по разработке новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по УГС 12.00.00 «Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии».
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     В состав ФУМО в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий, специальностей 12.00.00 «Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии», кроме образовательных учреждений, входят представители таких работодателей, как ПАО «Красногорский завод им. С.А.Зверева» департамента подготовки и развития персонала Объединенной ракетно-космическая корпорации ООО РМП «Медтехника», Ассоциации организаций оборонно – промышленного комплекса производителей медицинских изделий и оборудования.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Совместно с ведущими специалистами ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева» были сформированы новая структура и содержание подготовки оптиков для высокотехнологичных и наукоемких производств с учетом требований работодателей в рамках нового ФГОС СПО по специальности 12.02.09 «Производство и эксплуатация оптических и оптико-электронных приборов и систем».
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Основными этапами разработки ФГОС стали:<br>
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<ul style="text-align: justify;">
    <li>изучение действующей нормативной документации, регулирующей вопросы разработки ФГОС СПО; </li>
    <li>изучение и анализ требований работодателей и других сторон, заинтересованных в деятельности образовательной организации, к результатам обучения; </li>
    <li>анализ имеющейся ресурсной базы, требуемой для реализации ФГОС; </li>
    <li>определение целей ФГОС; </li>
    <li>определение конечных результатов обучения (формирование перечня компетенций); </li>
    <li>согласование и утверждение ФГОС. </li>
</ul>
<p>
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Цели ФГОС и конечные результаты обучения формировались непосредственно при обсуждении специалистов конкретного потребителя – ПАО «Красногорский завод им. С.А.Зверева», с учетом его потребностей и материально-технической базы.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     По результатам работы приказом Минобрнауки РФ от 09.12.2016 № 1585 был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт по новой специальности 12.02.09 «Производство и эксплуатация оптических и оптико-электронных приборов и систем».
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Следующим этапом совершенствования подготовки кадров стала разработка примерной основной образовательной программы в соответствии с новым ФГОС 12.02.09 «Производство и эксплуатация оптических и оптико-электронных приборов и систем».
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Проблема при разработке нового образовательного стандарта заключалась в том, что на этом этапе не был разработан и утвержден профессиональный стандарт по данному виду работа, в котором сообщество работодателей формирует основные компетенции специалиста. Отсутствуют и международные стандарты WorldsSkils по оптическому направлению. В связи с этим особое место при разработке ФГОС заняло взаимодействие колледжа непосредственно с основными специалистами ПАО "Красногорский завод им. С.А.Зверева".
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Формами участия ПАО «Красногорский завод им. С.А.Зверева» при разработке ФГОС и ПООП стали:<br>
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<ul style="text-align: justify;">
    <li>участие представителей завода в формировании конечных результатов обучения, в т.ч. определение дополнительных профессиональных компетенций выпускников; </li>
    <li>непосредственное участие представителей завода на этапе разработки рабочих программ дисциплин, модулей, практик и/или других элементов; </li>
    <li>участие представителей завода в процедуре согласования ФГОС и ПООП в целом и/или их отдельных элементов. </li>
</ul>
<p>
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     В ходе практического обучения обеспечено тесное деловое сотрудничество руководителей практики от колледжа и наставников от завода в вопросах организации труда, его оплаты, дисциплины и соблюдения режима внутреннего распорядка, как в цехе, так и в колледже, а также принятие оперативных мер для устранения возникших трудностей.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     На базе ПАО «Красногорский завод им. С.А.Зверева» проводятся не только производственная, преддипломная и иная практика, но и практические занятия теоретических циклов и профессиональных модулей.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Для организации и проведения практики в образовательной организации издается приказ о направлении студентов на практику в производственную организацию и о назначении руководителя практики. ПАО «Красногорский завод им. С.А.Зверева» при поступлении студентов на практику также издает соответствующий приказ об их допуске, поскольку завод имеет оборонно-промышленную направленность. Сложилась практика по назначению руководителей практик с двух сторон: и со стороны образовательной организации, и со стороны работодателя.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Для прохождения практики за каждым обучающимся закрепляется наставник со стороны работодателя из числа высококвалифицированных рабочих и специалистов, который осуществляет непосредственное обучение практиканта на рабочем месте: разрабатывает совместно с руководителем колледжа программу практики, знакомит с технологическим процессом, руководит работой практиканта на тренажере, на производственном оборудовании и др. За Красногорским колледжем закреплено постоянно 6 наставников, которые прошли повышение квалификации в колледже.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Для обеспечения согласования результатов обучения, достигнутых и/или полученных обучающимися в период прохождения практики, с результатами, которые планируется получить в выпускной квалификационной работе (далее – ВКР), траектория обучения выстраивается таким образом, чтобы тематика текущей работы обучающегося являлась продолжением работы, выполненной им на предыдущем этапе, а также чтобы результаты полученные в рамках прохождения производственной и/или преддипломной практики легли в основу ВКР обучающегося.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Важной особенностью проекта является закрепление за студентами конкретных рабочих мест для прохождения практики, подготовки выпускной квалификационной работы и будущего трудоустройства. Отдельные студенты, показавшие отличные знания и умения оформляются на должности на условиях сокращенной рабочей недели с оплатой труда. Примерно треть студентов работают на оплачиваемых рабочих местах на условиях неполной занятости.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Социальный партнер принимает активнейшее и непосредственное участие в проведении государственной итоговой аттестации. По сути, государственная итоговая аттестация является одновременно и актом независимой оценки квалификации выпускника.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Выполнение функций руководителя (консультанта) ВКР дает возможность представителям работодателей напрямую оценить качество подготовки выпускника, в т.ч. его способность решать реальные практические задачи в условиях действующего производства, и, таким образом, не только выявить обучающихся, которые могут быть приглашены после окончания обучения на работу в организацию, но и определить конкретное рабочее место для выпускника в зависимости от продемонстрированных им компетенций.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Итоговая аттестационная комиссия по проведению ГИА практически на 100 % состоит из представителей работодателя, от образовательной организации в комиссии входит всего по одному человеку (и секретарь комиссии).
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Значительно повышается уровень мотивации обучения студентов, гарантируется будущее трудоустройство и специальные условия социальной поддержки студентов и выпускников колледжа, заключение трехсторонних договоров о контрактно-целевой подготовке. Совместно с ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева» был разработан и утвержден типовой трехсторонний договор о целевой контрактной подготовке студентов колледжа, в соответствии с которым обеспечивается практическая часть обучения на заводе, дополнительные стипендии и дальнейшее трудоустройство.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Следует отметить, что процедура заключения контрактно-целевых договоров начинается еще на стадии поступления абитуриента в колледж. Кадровые службы приглашают абитуриентов на собеседование, по итогам которого наиболее перспективным претендентам выдается направление на обучение от завода. Юридически данное направление на результаты конкурса при поступлении не влияет, и в последующем получившие направление студенты уже на первом курсе заключают контрактно-целевой договор с заводом. Образец договора прилагается.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     В настоящее время из 112 студентов, обучающихся по специальности 12.02.05 «Оптические и оптико-электронные приборы и системы», 29 человек заключили договоры целевой подготовки. Еще 21 договор находится в стадии согласования.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     В соответствии с договором студентам выплачивается стипендия от 3 до 5 тыс. руб. Ежегодно студенту, добившемуся высоких результатов в освоении специальности, выплачивается премия имени бывшего генерального конструктора ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева» В.В. Некрасова, размер которой превышает 130 тыс. руб.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     На выпускников колледжа, работающих на предприятии, распространяются все социальные льготы и меры материальной поддержки, включая период службы в Вооруженных силах России, в рамках специально разработанной Программы поддержки молодых специалистов ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева».
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     С целью расширения мобильности выпускников и создания условий для освоения нескольких технологических переделов производственного цикла студенты колледжа получают профессии оптика-полировщика, оптика-шлифовщика, оптика-механика и другие, востребованные производством.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Важнейшую роль в обеспечении соответствия квалификаций выпускников требованиям ФГОС, работодателей, обучающихся и других заинтересованных в деятельности образовательной организации сторон играет уровень квалификации ее педагогических работников.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Основными направлениями обучения педагогических работников образовательных организаций являются: <br>
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<ul style="text-align: justify;">
    <li>обучение по профилю преподаваемой дисциплины (модуля),</li>
    <li>повышение педагогического мастерства,</li>
    <li>освоение новых информационных технологий и технологий обучения.</li>
</ul>
<p>
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Алгоритм внедрения проекта включает на каждом этапе следующие виды действий (мероприятий): <br>
     1. Подготовительный этап. <br>
     1.1. Выявление текущих и прогнозных потребностей предприятий – социальных партнеров в квалифицированных кадрах и определение потенциальных возможностей профессиональной образовательной организации в подготовке кадров востребованных квалификаций и компетенций. <br>
     1.2. Заключение договора государственно-частного партнерства между профессиональной образовательной организацией и предприятием – социальным партнером о совместном участии в обучении студентов на основе элементов дуальной системы профессионального образования. <br>
     1.3. Подготовка приказа ПОО об организации дуального обучения, назначении ответственных исполнителей, утверждении плана мероприятий по организации дуального обучения. <br>
     1.4. Создание рабочей (экспертной) группы из числа административных и педагогических работников ПОО по организации дуального обучения. <br>
     1.5. Изучение лучшего отечественного и международного опыта реализации дуальной модели профессионального образования. <br>
     1.6. Подготовка локальных актов и нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию и проведение дуального обучения. <br>
     1.7. Разработка программы дуального обучения или актуализация основной профессиональной образовательной программы с учетом требований дуальной модели профессионального образования при непосредственном участии представителей работодателей и согласование ее с социальными партнерами. При разработке программы дуального обучения должны быть учтены требования профессиональных стандартов и возможности сетевой формы реализации образовательной программы. <br>
     1.8. Разработка и согласование с социальным партнером годового календарного графика, сроков проведения дуального обучения, списочного состава обучающихся. <br>
     1.9. Консультирование и профессиональная ориентация потенциальных участников системы дуального обучения. Согласование с социальным партнером и заключение ученических договоров о дуальном обучении между обучающимися и предприятием, регистрация и организация хранения ученических договоров. <br>
     1.10. Назначение руководителей дуального обучения в каждой учебной группе из числа преподавателей или мастеров производственного обучения. <br>
     1.11. Закрепление наставника (ов) за каждой учебной группой (группой студентов) из числа наиболее квалифицированных специалистов или рабочих. <br>
     1.12. Разработка и реализация совместных программ повышения квалификации педагогических работников ПОО и наставников предприятия. Проведение стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения на предприятии. <br>
     1.13. Повышение квалификации и переподготовка наставников и мастеров производственного обучения предприятия по психолого-педагогической тематике. <br>
     1.14. Обновление учебно-материальной базы проведения обучения студентов ПОО на основе элементов дуальной модели профессионального образования. <br>
     1.15. Разработка учебно-методического обеспечения, оценочных средств и процедур оценивания в период промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на основе элементов дуальной модели профессионального образования. <br>
     1.16. Информационное обеспечение обучения студентов ПОО на основе элементов дуального модели профессионального образования.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     2. Практический (внедренческий) этап: <br>
     2.1 Издание приказа о направлении студентов на предприятие для обучения на основе элементов дуальной модели профессионального образования. <br>
     2.2 Организация обучения студентов ПОО на основе элементов дуальной модели профессионального образования в соответствии с положением и порядком организации дуального обучения. <br>
     2.3 Организация промежуточных и итоговых оценочных процедур. Проведение независимой оценки компетенций и квалификации выпускников. Мониторинг качества дуального обучения. <br>
     2.4 Организация участия студентов в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства. <br>
     2.5 Обеспечение трудоустройства выпускников. Мониторинг профессионального и карьерного роста выпускников профессиональной образовательной организации. <br>
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     3. Аналитический этап: <br>
     3.1 Проведение мониторинга выполнения программы и календарного графика дуального обучения. Подготовка аналитических и отчетных материалов о ходе и результатах дуального обучения. Проведение анкетирования и тестирования: «ПОО – предприятие», «студенты – наставники». <br>
     3.2 Обсуждение промежуточных итогов на заседаниях педагогического или методического советов, проведение совещаний с участием представителей работодателей и подготовка предложений и рекомендаций по совершенствованию организации дуального обучения на предприятии. <br>
     3.3 Информационное сопровождение реализации программы дуального обучения на сайте профессиональной образовательной организации.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<h3 style="text-align: justify;"><i>Критерии результативности</i></h3>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<ul style="text-align: justify;">
    <li>подготовка кадров, максимально соответствующих требованиям работодателей, 100 %-е трудоустройство выпускников по полученной специальности; </li>
    <li>повышение уровня самореализации обучающихся в условиях рыночной экономики; </li>
    <li>создание дополнительных возможностей повышения эффективности подготовки кадров высшей квалификации, ; </li>
    <li>обеспечение взаимосвязи, взаимопроникновения и взаимовлияния различных систем (наука и образование, наука и производство), приводящее к качественным изменениям в профессиональном образовании. </li>
</ul>
<p>
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<h3 style="text-align: justify;"><i>Данные о результативности</i></h3>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Реализация проекта позволила последовательно на всех этапах обучения производить настройку системы подготовки специалистов на количественные и качественные параметры и потребности реального высокотехнологичного производства с целью обеспечения его квалифицированными кадрами.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Важно отметить, что все проекты осуществлялись на условиях софинансирования со стороны ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», что позволило создать современную учебно-производственную базу практического обучения студентов как в колледже, так и на предприятии.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     За период реализации проекта 2014 – 2017 гг. ПАО «Красногорский завод им. С.А.Зверева» вложило в образовательный процесс около 25,0 млн. руб. Средства расходовались на: <br>
     стипендии студентам, заключившим договоры ЦКП;<br>
     выплату ежегодной стипендии им. В.В. Некрасова, лучшему студенту колледжа; <br>
     оплату труда руководителей практики студентов;<br>
     финансирование организации практики студентов (содержание двух учебных полигонов).
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Особенностью образовательной программы, реализуемой на основе элементов дуальной системы, стало увеличение доли практического обучения на высокотехнологичных рабочих местах предприятия до 65-70 % от общего объема времени. Содержание программы обновилось на 50 %.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Лабораторно-практические работы, а также учебная и производственная практика были перенесены непосредственно на рабочие места предприятия под руководством мастеров и наставников ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева».
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Оптический и механический участки, оснащенные современным учебно-производственным оборудованием, объединены в учебно-производственный полигон предприятия, где под руководством опытных наставников студенты осваивают несколько производственных переделов. На основании соглашения о разграничении полномочий между предприятием и колледжем по обеспечению образовательного процесса, все оборудование предоставляется колледжу в безвозмездное пользование и используется с привлечением наставников из числа штатных работников предприятия. В рамках проекта созданы 43 новых ученических места в лабораториях и мастерских колледжа, на учебных полигонах и площадках предприятия. Перечень оборудования и учебных полигонов прилагается (<a href="http://prof-mayak.ru/upload/iblock/cdd/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%201.doc">приложение 1</a>).
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Внедрено в учебный процесс 25 единиц тренажеров – имитаторов сложного технологического оборудования и созданы новые лаборатории.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     В 1,3 раза возросла доля выпускников трудоустроившихся на предприятие, сократились затраты времени на их адаптацию и доучивание на рабочих местах.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Повысилась мобильность выпускников благодаря созданию условий для освоения нескольких технологических переделов производственного цикла и получения 2-й профессии, востребованной высокотехнологичным производством.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<h3 style="text-align: justify;"><i>Нормативная правовая база практики</i></h3>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     При реализации проекта колледж руководствовался следующей нормативной базой: <br>
     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 № 2730 ФЗ<br>
     План мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.07.2014 № 1250-р.<br>
     Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 – 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 №349-р.. <br>
     Соглашение о взаимодействии в 2014-2016 гг. между правительством Московской области и автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» от 29.01.2014 об участии Московской области в реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования»; <br>
     приказ министерства образования Московской области от 03.02.2014 № 348 «Об организации деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных министерству образования Московской области, по реализации проекта "Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования". <br>
     Для реализации проекта была актуализирована и разработана локальная нормативны база. Перечень обновленных локальных актов прилагается (<a href="http://prof-mayak.ru/upload/iblock/18d/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%202.doc">приложение 2</a>). <br>
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<h3 style="text-align: justify;"><i>Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации</i></h3>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Проект реализуется более трех лет и предполагается, реализация его на постоянной основе, как единственно правильный подход к подготовке кадров высокой квалификации.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Этому способствуют сложившиеся условия: <br>
     - непосредственная близость расположения единственного заказчика квалифицированных кадров от образовательной организации - ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева»; <br>
     - системный постоянный контакт служб завода с сотрудниками колледжа на всех уровнях подготовки кадров - начиная с руководства заканчивая мастерами производственного обучения и мастерами завода; <br>
     - исторически сложившиеся связи завода и колледжа; <br>
     - систематические совместные научно-исследовательские разработки; <br>
     - участие представителей завода в учебном процессе и т.д.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     К сожалению, имеются и ограничения в применении сложившейся практики на другие направления подготовки выпускников. Это обусловлено, прежде всего, тем, что по остальным направлениям подготовки, как правило, колледж имеет не одного, а нескольких социальных партнеров для которых ведется подготовка кадров, причем эти социальные партнеры относятся главным образом к среднему и малому бизнесу. Тем не менее, элементы дуальной системы и выработанные механизмы подготовки кадров реализуются в колледже и по другим направлениям.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Несмотря на положительный опыт реализации проекта, существуют и риски, которые могут пагубно отразиться на дальнейшей реализации проекта. Можно выделить следующие проблемы:<br>
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<ul style="text-align: justify;">
    <li>отсутствие механизмов софинансирования образовательных программ подготовки кадров для предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности в рамках государственно-частного партнерства. <br>
</li>
    <li>В настоящее время в Государственной Думе РФ рассматриваются предложения по изменению законодательства в части предоставления налоговых преференций для хозяйствующих субъектов, участвующих в образовательном процессе;</li>
    <li>недостаточное научно-методическое обеспечение дуальной системы, механизмов реализации сетевых программ практического обучения, в том числе на базовых кафедрах. Решение этой проблемы также состоит в изменении законодательной и подзаконной нормативной базы;</li>
    <li>отсутствие реального инструмента вовлечения работодателей в образовательный процесс</li>
    <li>В большинстве своем вовлечение работодателей осуществляется лишь посредством давно сложившихся экономических связей. Вновь созданный малый и средний бизнес слабо ориентируется в вопросах участия в образовательном процессе. Необходимы региональные координаторы, способные объединить все усилия и всех контрагентов на одной площадке. </li>
    <li>непрозрачность и неоднозначность схемы стыковки требований профессиональных стандартов и ФГОС</li>
    <li>Разработка профессиональных стандартов и разработка федеральных образовательных стандартов ведутся на разных площадках: первое - под координацией Министерства труда и социальной защиты РФ, второе - под координацией Министерства образования и науки РФ. Координацию общей работы взял на себя Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Однако, этот орган имеет общественный статус, в то время, как здесь нужны координационные меры со стороны государственных органов. Не случайно, поставлен вопрос о необходимости формирования методических центров при Минобрнауке, которые смогли статус объединить усилия с точки зрения методологического подхода;</li>
    <li>низкий уровень мотивированности работодателя при заключении договоров целевого обучения</li>
    <li>Экономическая нестабильность хозяйствующих субъектов, иногда непонимание выгоды вложений, сдерживает их на заключение договоров о целевой подготовки. Особенно эта проблема заметна в отношении малого и среднего бизнеса;</li>
    <li>слабая материально техническая база практической подготовки кадров образовательных организаций, не отвечающая требованиям предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности</li>
    <li>Решением проблемы стало бы привлечение материально-технической базы работодателей, что фактически и происходило при реализации нашего проекта. Также создаются региональные центры компетенций, где будет сосредотачиваться современная и обновленная материально-техническая база. Но все эти вопросы требуют дополнительной правоустанавливающей поддержки. </li>
</ul>
<p>
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Типовой план-график прилагается (<a href="http://prof-mayak.ru/upload/iblock/14f/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%203.doc">приложение 3</a>).
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<h3 style="text-align: justify;"><i>Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях</i></h3>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Полученный опыт позволил начать подготовку по специальности «Технология металлообрабатывающего производства» появилась возможность освоения новой профессии «оператор станков с программным управлением», также входящей в список наиболее востребованных.
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Опыт ГБПОУ МО «Красногорский колледж» по внедрению элементов дуального обучения был обобщен и представлен в «Методических рекомендациях по применению лучших практик элементов дуальной модели профессионального образования, полученных в ходе пилотного проекта по дуальному образованию, профессиональными образовательными организациями Московской области».
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Кроме того, опыт тиражируется и освещается на различных конференциях, в научно-исследовательских работах, научных изданиях и т.д. Перечень прилагается (<a href="http://prof-mayak.ru/upload/iblock/74a/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%204.doc">приложение 4</a>).
</p>

Файлы:


Учредители

Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России