Системный подход к организации дуального обучения как основа обеспечения  высокотехнологичных отраслей промышленности квалифицированными кадрами.

Системный подход к организации дуального обучения как основа обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности квалифицированными кадрами.

Номинация: Мы – партнеры

Субъект РФ: Ярославская область
Тип практики: Образовательные
Организация:
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение "Рыбинский промышленно-экономический колледж"
Юридический адрес: Российская Федерация, 152925, Ярославская обл., г. Рыбинск, ул.9 Мая, д.24.

Ответственное лицо
ФИО: Ольга Авинировна Бажанова
Должность: Заместитель директора по УПР
Тел: (4855) 550-100
Email: olgabazhanova76@gmail.com

Презентация: Презентация РыбПЭК.ppt [3.35 MB]
Аннотация:

Проектная идея - консолидация ресурсов бизнеса, государства и профессиональной образовательной организации для повышения качества профессиональной подготовки обучающихся путём внедрения дуального образования. Основополагающим принципом реализации практики является принцип государственно-частного партнерства.

Практика представляет опыт преодоления организационных и нормативных барьеров между бизнесом и образованием и может быть интересна предприятиям и профессиональным образовательным организациям, заинтересованным в выстраивании взаимовыгодного партнерства в подготовке кадров и обеспечении практикоориентированного образовательного процесса, учитывающего потребности конкретных работодателей.

Систематизированы и представлены результаты сотрудничества ОАО «НПО «Сатурн» и Рыбинского промышленно-экономического колледжа по подготовке специалистов с 2006 по 2017 гг.

По результатам опроса работодателей, удовлетворённость образованием выпускников увеличилась с 68% в 2013 г. до 93% в 2016 г. В колледже также было проведено анкетирование выпускников, удовлетворённость результатами проекта составила 94,5%.


Описание практики:

Актуальность

В «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года», одобренной Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18.07.2013 № ПК-5вн), определены основные пути решения задач профессионального образования на современном этапе. «Решение задачи обеспечения соответствия квалификации выпускников требованиям экономики связано, прежде всего, с развитием механизмов взаимодействия сферы образования и сферы труда при проектировании программ, оценке качества образования (основных компетенций), повышением гибкости в планировании и прогнозировании потребностей в кадрах, а также оперативности в формировании и обновлении программ. Организация образовательного процесса предполагает увеличение объема обучения на рабочем месте, обучении в процессе деятельности, наставничества. Для обеспечения своевременной актуализации содержания образования в соответствии с требованиями рынка труда и практической ориентации обучения получат дальнейшее развитие механизмы государственно-частного партнерства».

В своём выступлении на итоговом заседании Госсовета 23.12.2013 г. В. В. Путин определил значимость изменений существующей системы профессионального образования. «Нужно максимально настроить профессиональное образование на потребности экономики, на решение задач развития как отдельных регионов, так и страны в целом. Бизнес и образовательные учреждения должны наконец иметь широкий набор механизмов сотрудничества, чтобы и будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях, и тот, кто уже трудится, мог повысить свою квалификацию, сменить профессию, если нужно – и сферу деятельности. Подготовка высококвалифицированных рабочих, инженерных кадров для реальной экономики – это не чья-то корпоративная, частная задача, это общенациональная необходимость, одно из главных условий существенного повышения производительности труда, одна из ключевых задач развития».

На протяжении последних лет наблюдается тенденция увеличения «разрыва» между потребностями экономики Ярославской области и предложениями системы образования региональному рынку труда как по структуре рабочей силы (перечню профессий и специальностей), так и по качеству подготовки выпускников. Растет спрос на специалистов в тех сферах экономики, которые в соответствии с региональной кластерной политикой являются стратегическими приоритетами региона. К ним относятся машиностроение (газотурбостроение, дизельное и энергетическое), а также металлообработка.

В настоящее время на территории области сформировался кластер «Газотурбостроение и энергомашиностроение». В соответствии с программой развития кластера, утвержденной Координационным советом при губернаторе Ярославской области, необходимы были условия, которые способны обеспечить производство продукции для предприятий кластера к 2016 году на сумму не менее 500 млн. руб. в год. Одним из существенных рисков программы было недостаточное количество специалистов необходимой квалификации на территории деловой активности кластера.

Основным и активным участником инновационного территориального кластера «Газотурбостроение и энергомашиностроение» является ПАО «ОДК Сатурн». Эта двигателестроительная компания, специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, кораблей Военно-морского флота, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок. На протяжении последних 10 лет на предприятии прошла грандиозная модернизация производственных технологий, благодаря тесному взаимодействию с большим количеством немецких и японских производителей оборудования появились передовые технологии обработки различных типов материалов, тем самым повысились требования к высокотехнологичным рабочим местам. Таким образом, возникла проектная идея - консолидировать ресурсы бизнеса, государства и образовательной организации для повышения качества профессиональной подготовки обучающихся путем внедрения дуального образования.

Следует особо отметить, что в связи с модернизацией производства на предприятии стали востребованы специализированные профессии токаря, фрезеровщика, шлифовщика, операторов токарных или фрезерных станков с программным управлением, профессиональные компетенции и квалификации которых не предусмотрены в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.

Актуальность проекта дуального образования состоит в своевременности и необходимости решения стоящих перед системой образования и экономикой региона проблем. Основополагающим принципом реализации проекта является принцип государственно-частного партнерства, который позволяет повысить качество и результативность образования, приблизить уровень подготовки кадров к потребностям отраслей экономики и работодателей, укрепить связи учебного процесса и реального производства, привлечь дополнительные источники финансирования и повысить мотивацию учащихся, популяризировать рабочие специальности.

Цель и задачи

Цель проекта – внедрение элементов дуального образования, основанного на государственно-частном партнёрстве в образовательный процесс, как условие повышения качества профессиональных компетенций выпускников ГПОАУ ЯО «Рыбинский промышленно-экономический колледж», соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности региона.

Задачи проекта:

  • сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая позволит обеспечить соответствие квалификаций выпускников требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности региона и сократит затраты предприятия на доучивание выпускников;
  • создать условия для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся;
  • создать по профессиям «Станочник (металлообработка)», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Контролер станочных и слесарных работ» образовательные программы на основе положений дуального образования, обеспечивающие интеграцию теории и практики в реальных производственных условиях.
  • повысить удовлетворенность полученным профессиональным образованием выпускников и работодателей, прежде всего за счет практического обучения на предприятии и изменения системы обучения.
  • Осуществить трансляцию, распространение и тиражирование практического опыта реализации проекта.

Средства и способы реализации проекта дуального образования

Процесс, обозначенный термином «дуальное образование», используемым в проекте, не является точной копией германской системы дуального образования. Реализуемый в условиях российской действительности: законодательства, опыта и традиций партнерских отношений, он наполнился своим содержанием и спецификой. Но основной принцип сохранен – в процессе профессионального образования соединяются усилия двух участников: образовательной организации и предприятия.

В проекте приняли участие обучающиеся 2-го курса колледжа по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих со сроком обучения 2 года 5 месяцев по профессиям 15.01.25 «Станочник (металлообработка)» и 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». В 2015 году дополнительно была реализована программа профессионального обучения по профессии 15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ» со сроком обучения 5 месяцев для работников ПАО «ОДК-Сатурн».

На начальном этапе реализации проекта совместно с ПАО «ОДК-Сатурн» была определена модель учебного процесса с элементами дуального обучения. (приложение 1). В рамках этой модели взаимодействия теоретическая часть обучения проходит на базе ГПОАУ ЯО РПЭК, она включает в себя получение среднего (полного) общего образования, изучение общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов профессиональных модулей. Также на базе учебных мастерских колледжа частично реализуется учебная практика. Учебную практику проводят мастера производственного обучения колледжа, прошедшие стажировку в Учебном центре НПО «Сатурн». Прежде чем студенты - участники проекта дуального обучения попадут в цеха предприятия для прохождения производственной практики, они проходят практическое обучение на базе Учебного центра ПАО «ОДК-Сатурн». Обучение проводят работники Учебного центра – мастера производственного обучения, имеющие производственный опыт и высокую квалификацию по рабочей профессии. После успешного прохождения промежуточной аттестации, студенты распределяются в соответствии со специализацией в производственные подразделения ПАО «ОДК-Сатурн», где проходят производственную практику под руководством наставников – высококвалифицированных рабочих. Для наставников, участвующих в проекте, дополнительно было организовано психолого-педагогическое и инструктивно-методическое обучение. Также изменен алгоритм организации и контроля прохождения практики: как со стороны учебного заведения, так и со стороны предприятия.

Обучение завершается итоговой аттестацией обучающихся, в рамках которой они выполняют практическую квалификационную работу и письменную работу по описанию технологических процессов. Материалы для итоговой аттестации разрабатываются педагогическими работниками колледжа совместно с представителями Учебного центра НПО «Сатурн». Выполнение практической квалификационной работы – производственного задания на подтверждение приобретенных компетенций и уровня квалификации проводится на рабочем месте практиканта под контролем работников НПО «Сатурн». По компетенциям, не предусмотренным ФГОС, но освоенным в процессе обучения на предприятии, обучающимся выдается свидетельство Учебного центра НПО «Сатурн». Кроме того, рабочей группой проекта разработано Положение о независимой оценке профессиональных компетенций выпускников, на основании которого любой выпускник может получить сертификат по заявленной профессиональной компетенции.

Таблица 1. Направления деятельности работодателя по реализации проекта.


Дорожная карта реализации проекта представлена в приложении 2.

Критерии результативности

Оценка эффективности проекта была проведена по следующим критериям результативности:

  • увеличение количества выпускников, получивших по результатам государственной итоговой аттестации повышенный разряд по профессии;
  • увеличение количества выпускников, получивших дополнительные сертификаты о профессиональной компетенции от предприятия;
  • увеличение количества выпускников, трудоустроенных на предприятие на основании предложений работодателей;
  • увеличение удовлетворенности выпускников полученным образованием;
  • увеличение удовлетворенности работодателей квалификацией выпускников;
  • наличие базы компетентных данных наставников на предприятии;
  • наличие педагогических работников колледжа, прошедших стажировку в условиях современного производства.

Данные о результативности

В проект дуального обучения в 2014 году были отобраны и заключили ученические договоры с предприятием 17 обучающихся по профессии «Станочник (металлообработка)» 2-го курса и 18 человек по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» 2-го курса. В 2015 году в проект дуального обучения вошла группа работников ПАО «ОДК-Сатурн», обучающаяся по краткосрочной программе профессионального обучения профессии «Контролер станочных и слесарных работ» в количестве 15 человек.

По результатам государственной итоговой аттестации в 2016 году:
- по профессии «Станочник широкого профиля» получили повышенный разряд 6 человек (46 %), получили базовый разряд 7 человек (54 %), 6 выпускников, показавших хорошие результаты производственной практики по модулю «Работа на станках с программным управлением», дополнительно получили удостоверение ПАО «ОДК - Сатурн» о присвоении квалификации «Оператор токарных станков с ПУ». На предприятие были трудоустроены 9 выпускников, из них по профессиям: «Оператор станков с программным управлением» – 4 человека, «Токарь» - 3 человека, «Фрезеровщик» - 2 человека.
- по профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» получили повышенный разряд 10 человек (62,5 %), получили базовый разряд 6 человек (37,5 %). На предприятие были трудоустроены 6 выпускников на штатные должности электриков.
- по профессии «Контролёр станочных и слесарных работ» получили повышенный разряд 8 человек (53%), получили базовый разряд 7 человек (47%). Так как группа формировалась из работников предприятия – все остались работать в ПАО «ОДК - Сатурн», в штатных должностях контролеров и контрольных мастеров.

По результатам опроса работодателей, удовлетворённость образованием выпускников увеличилась с 68 % в 2013 г. до 93 % в 2016 г. (данные 2016 г. на основании экспертизы проекта дуального образования Агентством стратегических инициатив и Академией МА Transworld HH Гамбург, Германия). В колледже также было проведено анкетирование выпускников с целью выяснения удовлетворенности полученным образованием. Удовлетворённость обучающихся результатами проекта составила 94,5%. В анкетах, которые заполнили выпускники, отмечена хорошая организация проекта, высокая квалификация педагогов и наставников, стимулирующие выплаты и гарантированное трудоустройство.

Кроме того, в результате реализации проекта, была сформирована база наставников предприятия, которые прошли специальный курс обучения педагогической направленности. А педагогические работники Рыбинского промышленно-экономического колледжа (2 мастера производственного обучения и 2 преподавателя) прошли стажировку в модернизированных подразделениях предприятия.

Нормативная база практики

Настоящий проект дуального обучения был реализован на основе Соглашения о взаимодействии по реализации проекта между Ярославской областью, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и Российско-Германская Внешнеторговая палата.

Для реализации проекта в 2014 году приказом директора ГПОАУ ЯО «Рыбинский промышленно-экономический колледж» была создана рабочая группа, в состав которой вошли педагогические и руководящие работники колледжа, а также представители Учебного центра «ПАО «ОДК-Сатурн». Рабочей группой были разработаны нормативные документы по реализации проекта:
-соглашение о взаимодействии по реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования»
http://pl32.edu.yar.ru/dualnoe_obrazovanie/soglashenie_o_setevom_vzaimodeystvii.PDF:
- Положение о наставничестве при обучении студентов - практикантов профессиональных учебных заведений в подразделениях ПАО «ОДК-Сатурн»; http://pl32.edu.yar.ru/dualnoe_obrazovanie/polozhenie_o_nastavnichestve.PDF;
-ученический договор между Работодателем и студентом об организации профессионального обучения с элементами дуального образования https://drive.google.com/viewerng/viewer?url=http%3A%2F%2Fpl32.edu.yar.ru%2Fdualnoe_obrazovanie%2Fforma_uchenicheskogo_dogovo;
- инструкция «Организация практики студентов учебных заведений на ПАО «ОДК-Сатурн»;
- Положение об оплате за время прохождения практики студентов учебных заведений в подразделениях ПАО «ОДК-Сатурн»;
- Положение об адаптации учеников, практикантов и производственных рабочих со стажем работы до 1 года.

В ходе реализации проекта учебные планы остались в рамках действующих ФГОС СПО. Увеличение объема практического и производственного обучения осуществлялось путем корректировки программ профессиональных модулей – увеличением количества часов на лабораторные и практические занятия, увеличением количества часов производственной практики за счет вариативной части учебных планов.

Кроме того было скорректировано содержание образовательных программ соответствии с требованиями работодателей, а так как одной из задач проекта было организовать подготовку участников для чемпионатов «WorldSkills Russia», то в содержание ОПОП были включены требования технических регламентов по компетенциям «Токарные и фрезерные работы на станках с ЧПУ» и «Электромонтажные работы».

Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации

В начале реализации проекта были определены основные риски проекта и пути их минимизации.

Таблица 2. Основные риски реализации проекта и пути их минимизации.


При реализации направлений работы по минимизации рисков, особых проблем у ГПОАУ ЯО «Рыбинский промышленно-экономический колледж» и ОАО ПАО «ОДК-Сатурн» не возникло. Однако следует отметить, что ПАО «ОДК-Сатурн» является крупным предприятием, базовой компанией и координатором Инновационного Ттерриториального кластера «Газотурбостроение и энергомашиностроение» в Ярославском регионе и способен финансировать подобные проекты. Проблемы скорее возникают на предприятиях малого и среднего бизнеса: подбор и обучение наставников, стимулирование студентов и преподавателей, финансовая помощь в оснащении материально-технической базы учебных заведений. Кроме того, поскольку такие предприятия могут трудоустроить 1-2 специалистов, возникают проблемы с корректировкой содержания ОПОП. Данные проблемы можно решить, используя опыт Германии, привлекая в профессиональное образование торгово-промышленные палаты или другие сообщества работодателей.

Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

Опыт реализации проекта представлен:

  • в методическом пособии «Дуальное образование в Ярославской области: организационный этап», Ярославль, 2014 г.;
  • в материалах Международного форума «Евразийский образовательный диалог» Ярославль, 2015 г.;
  • в материалах Международного технологического форума «Инновации. Технологии. Производство», Рыбинск, 2015 г.;
  • в материалах межрегионального семинара «Инновационные механизмы развития региональной системы профессионального образования», дискуссионной площадки «Эффективные практики дуального образования, развитие механизмов частно-государственного партнерства в системе профессионального образования», Ярославль 2015 г.

Благодаря информационной поддержке и транслированию результатов проекта в колледж стали обращаться работодатели, которые готовы участвовать в подобных проектах. Так, 19 октября 2015 г. было заключено соглашение о дуальном обучении с ОАО «ОДК – Газовые турбины», а 2 февраля 2016 г. с ООО «АДИЯР».

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» продолжает тиражирование опыта подготовки кадров по дуальной модели обучения на предприятия. С сентября 2016 года началось обучение по дуальной модели группы студентов для АО «НПЦ «Газотурбостроение «Салют». В настоящее время по дуальной модели обучаются студенты в Ярославской области для ПАО «ОДК-Сатурн», в Пермском крае для ОАО «Пермский моторный завод», в Самарской области для ОАО «Кузнецов».

Проект получил своё продолжение и в развитии отношений партнёрства с ПАО «ОДК-Сатурн». В наблюдательный совет образовательной организации вошёл представитель предприятия. С 2016 года Рыбинский промышленно-экономический колледж и ПАО «ОДК - Сатурн» являются участниками проекта по реализации Регионального стандарта по новой профессии из топ-50 15.01.32 «Оператор станков с программным управлением». Представители предприятия совместно с колледжем активно участвовали в профориентационной работе и с 1 сентября 2017 года 24 студента данной профессии обучаются на основании ученических договоров с ПАО «ОДК - Сатурн».

В настоящее время по дуальной модели в колледже обучается 45 человек: 18 человек по профессии 15.01.25 «Станочник (металлообработка)», 3 человека по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», 24 человека по профессии 15.01.32 «Оператор станков с программным управлением».

приложение 1.
Модель учебного процесса при дуальном обучении.


приложение 2.

План мероприятий (дорожная карта)
ГОУ СПО ЯО Рыбинского промышленно-экономического колледжа «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования в Ярославской области» на 2013-2016 г.г.

Файлы:


Учредители

Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России