База данных лучших практик

Номинация

Субъект РФ

2018
«Шаг в будущее»

Описана эффективно работающая практика социального партнерства профессиональной образовательной организации и якорного работодателя как ключевого условия подготовки востребованных на рынке труда рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Устойчивость практики обеспечивается заинтересованностью и техникума, и предприятия в качественной подготовке выпускников и пониманием эффектов, которые дает объединение ресурсов, необходимых для решения этой задачи.

Практика строится на основе применения как широко распространенных инструментов социального партнерства (заключение договоров, участие представителей бизнеса в коллегиальных органах техникума, разработке и(или) согласовании образовательных программ, профориентационной работе, развитии материально-технической базы, организация стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения на предприятии и т.д.), так и авторских находок (в профориентации акцент сделан на работе среди молодежи и детей работников предприятия, функционирует развитая система наставничества, обучающиеся и педагоги техникума являются членами профсоюзной организации АО «Саянскхимпласт», проводятся конкурсы профессионального мастерства, в которых участвуют команды «работник предприятия и студент(ы)» и т.д.).

Отличительная черта практики – системное и систематическое использование всех названных и иных инструментов взаимодействия бизнеса и образования.

Аннотация
«Шаг в будущее»

Номинация:
Мы – партнеры

Организация:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Химико-технологический техникум г. Саянска»

АО «Саянскхимпласт»

Подробнее...

2018
Профориентационный конкурс «Я б в рабочие пошёл!»

Конкурс «Я б в рабочие пошёл!» (далее – Конкурс) решает широкий круг задач, связанных с популяризацией рабочих профессий, знакомством школьников с квалификациями, наиболее востребованными в ПАО «ГМК «Норильский никель» (далее – Компания, «Норникель») и на территории города Норильска, а также с профессиональными образовательными организациями, в которых эти квалификации можно освоить.

Конкурс основан на многостороннем партнерстве органов власти, системы общего и профессионального образования, «якорного» работодателя.

Конкурс проводится в три этапа, которые включают тренинги, экскурсии на предприятия Компании и в учреждения профессионального образования, выполнение практических заданий и профессиональные пробы. В соревнованиях принимают участие команды «смешанного состава», которые объединяют учащихся школ и студентов учреждений профессионального образования. Студенты делятся со школьниками собственным опытом решения проблемы профессионального выбора, знакомят будущих абитуриентов с особенностями обучения в профессиональных образовательных организациях.

Мероприятия Конкурса помогают участникам приобрести знания о востребованных рабочих профессиях, современных требованиях к качествам личности рабочего-профессионала, познакомиться с предприятиями Компании, ее корпоративными ценностями, с «профильными» учреждениями профессионального образования, позволяют соотнести свои способности с требованиями к квалификации.

Практические испытания дают уникальный опыт работы в команде. В профессиональных мастерских конкурсанты получают практические навыки работы с приборами, инструментами, на различных станках, тренажёрах, развивают интерес к изобретательству и моделированию.

Практика может быть интересной для крупных компаний, ориентированных на долгосрочную кадровую политику, раннюю профориентацию, формирование кадрового резерва среди молодёжи, а также поддержку позитивного имиджа Компании на территории присутствия.

Аннотация
Профориентационный конкурс «Я б в рабочие пошёл!»

Номинация:
От профессионального выбора к успешной карьере

Организация:
Управление корпоративных проектов Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель»

Субъект РФ:  Красноярский край

Подробнее...

2018
Подготовка высококвалифицированных рабочих для горнодобывающих предприятий Компании «Норильский никель»

Разработана и успешно внедрена новая образовательная технология блочно-модульного обучения с использованием тренажеров-симуляторов и реального оборудования для комплексного поэтапного формирования и оценки ключевых профессиональных компетенций у рабочих горных профессий с целью дальнейшей эффективной и безопасной работы в условиях высокотехнологичных производств горнодобывающих предприятий.

Весь цикл практики представляет собой процесс непрерывного формирования, развития и совершенствования профессиональных компетенций, где начальным этапом является теоретическая подготовка слушателей, затем формируются профессиональные умения и навыки путем их отработки на имитационно-тренажерных комплексах и оборудовании в условиях реального производства, заключительный этап - оценка сформированных компетенций.

Данная уникальная практика (учебный подземный полигон – единственная учебно-производственная площадка подобного рода на территории РФ) может представлять интерес для профессиональных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, учреждений СПО, ВО, ведущих подготовку и переподготовку рабочих и специалистов горных профессий, а также для компаний, осуществляющих разработку месторождений полезных ископаемых. Общие идеи и принципы, положенные в основу практики, применимы в системе подготовки кадров для сложных производств.

Устойчивость функционирования практики обусловлена ежегодной потребностью основного работодателя – Компании «Норникель» в профессиональном обучении рабочих горных профессий с применением современных обучающих технологий и сложного дорогостоящего оборудования.

Среднее количество ежегодно проходящих подготовку, переподготовку и оценку компетенций рабочих по профессиям бурильщик шпуров, машинист погрузочно-доставочной (ПДМ), подземной самоходной машины (ПСМ) составляет около 250 человек.

Аннотация
Подготовка высококвалифицированных рабочих для горнодобывающих предприятий Компании «Норильский никель»

Номинация:
От профессионального выбора к успешной карьере

Организация:
Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Корпоративный университет «Норильский никель»

Субъект РФ:  Красноярский край

Подробнее...

2018
Наставничество – ключ к профессионализму

Практика представляет опыт работы курского филиала ФГУП «Почта России» по организации наставничества на производстве. Координацию деятельности наставников осуществляет служба по управлению персоналом. Система наставничества регламентируется соответствующим локальным нормативным актом – «Положением о наставничестве».
В описании практики приведены требования, предъявляемые к наставникам и критерии их отбора, номенклатура обязанностей наставника, перечень выполняемых им функций, основные методы обучения (инструктирование, демонстрация действий и поведения). В задачи наставника входит не только отработка профессиональных навыков, но и формирование ценностей корпоративной культуры, ключевых компетенций, необходимых для работы в клиентоориентированном бизнесе.

Особое внимание номинант уделяет описанию формы постоянной «обратной связи» между наставником и практикантами. Для того чтобы избежать прямой критики студентов и оперативно реагировать на ошибки, было предложено использовать электронную доску визуализации результативности деятельности обучающихся. Электронная доска визуализации фиксирует показатели работы не только практикантам, но и постоянных работников, за счет чего студенты, с одной стороны, ощущают себя равноправными работниками, с другой, - в условиях конкуренции и соревновательности стремятся к улучшению своих результатов.

Применение системы наставничества позволяет студентам в короткие сроки привыкнуть к производственной обстановке, условиям труда, правилам поведения и внутреннему распорядку организации, существенно сокращает адаптационный период. Практика может быть интересна работодателям, заинтересованным в адресной подготовке специалистов с учетом интересов, потребностей, корпоративной культуры организации.

Аннотация
Наставничество – ключ к профессионализму

Номинация:
Кадры профессионального образования

Организация:
ОБПОУ «Курский техникум связи»

УФПС Курской области – филиал ФГУП «Почта России»

Субъект РФ:  Курская область

Подробнее...

2017
Поддержка проектов социального предпринимательства в сфере разработки ассистивных технологий и устройств, включая проекты, инициированные людьми с ограниченными возможностями здоровья

Разработана и реализуется комплексная программа поддержки социально-предпринимательских проектов, способствующих трудоустройству инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Практика может быть интересна некоммерческим социально-ориентированным организациям, бизнес-инкубаторам, образовательным организациям, реализующим адаптивные образовательные программы.

Практика представляет собой комплексное консультационное и экспертное сопровождение проекта на всех этапах его создания. На старте проходят курсы повышения квалификации, включающие в себя мастер-классы, выездные мероприятия на действующие производственные площадки, открытые лекции. В ходе курсов слушатели получают навыки «упаковки» проекта, бизнес-планирования и т. д. С полученными на выходе проектами работают индивидуальные кураторы, которые помогают реализовывать проект, привлекать финансирование, продвигать продукцию на рынок. Для доработки проектов организовываются мозговые штурмы, хакатоны и экспертные консультации.

Проект оценивают эксперты, предлагая рекомендации по продвижению на местном, региональном или федеральном уровнях. По результатам экспертизы куратор способствует дальнейшему развитию проекта, составляет дорожную карту развития, помогает организовывать тестирование с фокус-группами и т.д. Тестирование осуществляется на площадках профильных организаций или в специализированных пространствах (например, пространстве ассистивных технологий «Полигон»).

За время реализации практики поддержано более 60 проектов, лидерами которых являются люди с ОВЗ. В 21 проекте созданы рабочие места для инвалидов. С 2015 года реализовано 8 бесплатных курсов повышения квалификации по вопросам коммерциализации проектов социального предпринимательства, направленных на решение проблем лиц с ОВЗ. Курсы посетили более 500 слушателей, более 60 из которых являются инвалидами, проведено свыше 80 лекций и семинаров. Оказано более 7 000 часов профильных консультаций.

Проект был успешно реализован в Москве, после чего тиражирован в Санкт-Петербург, Калужскую, Самарскую, Пензенскую и Новосибирскую области.

Аннотация

2017
Мультицентр социальной и трудовой интеграции

ГАПОУ ЛО «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» - инновационное образовательное учреждение, открывшееся в сентябре 2015 года, создано в рамках партнерства СО НКО и правительства Ленинградской области. Мультицентр обеспечивает комплексную профессиональную подготовку Работников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам профессионального обучения по профессиям рабочих и служащих, не требующих высокой квалификации. Используемые площади 1350 кв.м.

Аннотация
Мультицентр социальной и трудовой интеграции

Номинация:
Равные возможности

Организация:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Мультицентр социальной и трудовой интеграции»

Субъект РФ:  Ленинградская область

Видео-визитка:  Победитель отбора лучших практик - 2017 в номинации: "Равные возможности". Мультицентр социальной и трудовой интеграции.

Подробнее...

2017
Региональная система квалификационной аттестации обучающихся по программам СПО

Региональная система квалификационной аттестации по профессиональным модулям образовательных программ СПО решает проблемы сближения системы подготовки кадров с требованиями Национальной системы квалификаций  РФ, создает условия для непрерывного практико-ориентированного профессионального образования и наращивания квалификаций рабочих и специалистов среднего звена в целях кадрового обеспечения развития региона, формирует необходимые предпосылки для реализации сетевых образовательных программ СПО.

Аннотация
Региональная система квалификационной аттестации обучающихся по программам СПО

Номинация:
Профессиональные стандарты - инструменты подготовки профессионалов

Организация:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Центр профессионального образования».

Субъект РФ:  Самарская область

Видео-визитка:  Победитель отбора лучших практик-2017 в номинации: "Профессиональные стандарты - инструменты подготовки профессионалов"

Подробнее...

2017
Профориентационная программа «День КАМАЗа»

Сетевая профориентационная программа для школьников (1-11 кл.) нацелена на популяризацию инженерных и рабочих специальностей и привлечение мотивированной молодежи к работе в Компании. Сетевые субъекты: подразделения Компании, органы управления образованием, образовательные организации разного типа и уровня. Формы работы: профессиональные пробы, мастер-классы, конкурсы и соревнования, квесты, игры и др., формирующие представление о Компании, ее продукте, производстве и корпоративной культуре.

Аннотация
Профориентационная программа «День КАМАЗа»

Номинация:
От профессионального выбора к успешной карьере

Организация:
Публичное акционерное общество «КАМАЗ»

Субъект РФ:  Республика Татарстан

Видео-визитка:  Победитель в номинации "От профессионального выбора к успешной карьере" - 2017. Профориентационная программа публичного акционерного общества «КАМАЗ» "День КАМАЗа".

Подробнее...

2017
Будущее Белой металлургии

Адаптирована к российским условиям и внедрена модель дуального обучения с участием компании-работодателя и профильного колледжа.

Практика представляет опыт преодоления организационных, культурных и нормативных барьеров между бизнесом и образованием.

Практика может быть интересна предприятиям, заинтересованным в расширении партнерства с образовательными организациями и реализации перспективных моделей кадрового воспроизводства.

Внедрение модели дуального обучения обеспечено комплексом нормативной документации, учитывающей особенности российского законодательства в сфере профессионального образования.

На основе государственно-частного партнерства создан образовательный центр, объединивший учебно-лабораторный корпус и учебно-производственный участок. Формирование кадрового ресурса поддерживается целевым обучением и реализацией проекта «Педагоги-стажеры».

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса разрабатывается и обновляется с учетом потребности производства в выпускниках различной квалификации. Частью модели является программа формирования корпоративной культуры и лояльности по отношению к компании, основанная на сопровождении выпускников, включая сотрудничество с подшефной воинской частью и адаптацию выпускников после возвращения из армии.

В период с 2013 по 2017 годы в рамках реализации модели было выпущено 545 дипломированных специалистов и квалифицированных рабочих, из них на Первоуральском новотрубном заводе работают 279 выпускников (45%). С 2017 года модель реализуется на предприятиях группы ЧТПЗ в Челябинске и Артемьевске.

Аннотация
Будущее Белой металлургии

Номинация:
Мы – партнеры

Организация:
АО «Первоуральский новотрубный завод» (Группа ЧПТЗ)

Субъект РФ:  Свердловская область

Видео-визитка:  Победитель в номинации "Мы - партнеры" - 2017. Образовательная программа Группы ЧТПЗ "Будущее Белой металлургии".

Подробнее...

2017
Методический аутсорсинг в СПО

Разработана и внедряется современная модель методического аутсорсинга в СПО.

Методический аутсорсинг предполагает передачу профессиональными образовательными организациями части работ по информационно-методическому сопровождению образовательного процесса учебно-методическому центру. Проектная идея, положенная в основу практики, представляет собой пример эффективного использования профессионального стандарта, предусматривающего возможности выполнения отдельных обобщенных трудовых функций внешними партнерами.

Практика может быть интересна профессиональным образовательным организациям как инструмент получения пакета качественных методических услуг при оптимизации кадровой структуры и штатного расписания; региональным методическим службам как образец успешного проекта, реализованного частной образовательной организацией.

Система методического аутсорсинга выстроена на основе абонентского обслуживания профессиональных образовательных организаций, в рамках которого они регулярно получают:

  • обзоры нормативных документов и методических материалов;
  • консультационные услуги по вопросам организации образовательного процесса;
  • информационные (однодневные) семинары для различных категорий работников образовательных учреждений;
  • дистанционное участие (выступления, сообщения) представителей учебно-методического центра в проведении педагогических, методических советов, совещаний и др;
  • возможность формирования индивидуального заказа на методическую услугу.

За 7 лет реализации проекта в нем приняли участие 179 профессиональных образовательных организаций, учебных центров (структурных подразделений предприятий) и организаций ДПО Ростовской области, Краснодарского края, в том числе на постоянной основе (больше 4 лет) - 122 профессиональные образовательные организации. С 2016 года клиентская база проекта расширена за счет образовательных организаций Республики Крым, Ставропольского края, Чеченской Республики, Астраханской области.

Аннотация
Методический аутсорсинг в СПО

Номинация:
Кадры профессионального образования

Организация:
Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Донской учебно-методический центр профессионального образования»

Субъект РФ:  Ростовская область

Видео-визитка:  Победитель отбора лучших практик - 2017 в номинации: «Кадры профессионального образования». ЧОУ ДПО «Донской учебно-методический центр профессионального образования» (г. Ростов-на-Дону). Практика: Методический аутсорсинг в СПО.

Подробнее...


Учредители

Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Министерство просвещения
Федерация Независимых Профсоюзов России