База данных лучших практик

Номинация

Субъект РФ

2017
Поддержка проектов социального предпринимательства, инициированных людьми с ограниченными возможностями здоровья

Разработана и реализуется комплексная программа поддержки социально-предпринимательских проектов, способствующих трудоустройству инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Практика может быть интересна некоммерческим социально-ориентированным организациям, бизнес-инкубаторам, образовательным организациям, реализующим адаптивные образовательные программы.

Практика представляет собой комплексное консультационное и экспертное сопровождение проекта на всех этапах его создания. На старте проходят курсы повышения квалификации, включающие в себя мастер-классы, выездные мероприятия на действующие производственные площадки, открытые лекции. В ходе курсов слушатели получают навыки «упаковки» проекта, бизнес-планирования и т. д. С полученными на выходе проектами работают индивидуальные кураторы, которые помогают реализовывать проект, привлекать финансирование, продвигать продукцию на рынок. Для доработки проектов организовываются мозговые штурмы, хакатоны и экспертные консультации.

Проект оценивают эксперты, предлагая рекомендации по продвижению на местном, региональном или федеральном уровнях. По результатам экспертизы куратор способствует дальнейшему развитию проекта, составляет дорожную карту развития, помогает организовывать тестирование с фокус-группами и т.д. Тестирование осуществляется на площадках профильных организаций или в специализированных пространствах (например, пространстве ассистивных технологий «Полигон»).

За время реализации практики поддержано более 60 проектов, лидерами которых являются люди с ОВЗ и с инвалидностью. В 20 проектах созданы рабочие места для инвалидов. С 2015 года реализовано 4 бесплатных курса повышения квалификации по вопросам коммерциализации проектов социального предпринимательства, направленных на решение проблем лиц с ОВЗ. Курсы посетили порядка 400 слушателей, более 50 из которых являются инвалидами, проведено свыше 30 лекций и семинаров. Оказано более 2 000 часов профильных консультаций.

Проект был успешно реализован в Москве, после чего тиражирован в Калужскую, Самарскую и Новосибирскую области.

Аннотация

2017
Мультицентр социальной и трудовой интеграции

Разработана и внедряется модель нетипового государственного учреждения профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на основе авторских адаптированных образовательных программ профессионального обучения.

Реализация модели обеспечена сформированными эффективными алгоритмами межведомственного взаимодействия (Комитет по образованию, Комитет по труду, Комитет по социальной защите).

Практика может быть интересна региональным органам исполнительной власти как пример успешного решения проблемы социальной и трудовой интеграции инвалидов и людей с ОВЗ; работодателям, создающим рабочие места для лиц с ОВЗ, образовательным организациям, реализующим программы обучения инвалидов и людей с ОВЗ, программы инклюзивного образования.

Мультицентр работает по принципу обучения «под заказ»: принимает заявки от работодателей о наличии вакантных мест для трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ, на основании этой информации формирует учебную группу по профессии. По завершении обучения работодатель принимает выпускника Мультицентра. В соответствии с учебным планом большинство учебных занятий и производственная практика проходят на реальных производственных местах.

С момента открытия Учреждения прошли профессиональное обучение 257 человек, на 01.08.2017 – 86 человек (35% от общего числа обученных) ведут профессиональную деятельность на предприятиях Ленинградской области.

Идея мультидеятельности реализуется за счет не только обучения, но и социализации лиц с ОВЗ. В отделении «Учебное проживание» созданы условия для социальной адаптации обучающихся, приобретения навыков самообслуживания в бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности. В краткосрочной перспективе планируется создание «Агротехнопарка» - комплекса территорий с монопрофильной экономикой, ориентированной на производственную и аграрную отрасли, включающий реабилитационную и жилую инфраструктуру с расширенными параметрами доступной среды.

Номинантом разработаны и апробированы 32 адаптированные образовательные программы профессиональной подготовки, 9 программ адаптационного цикла. Сформированы и постоянно обновляются банки данных: Банк Кандидатов на обучение; Банк потенциальных Работодателей. Разработана должностная инструкция специалиста по взаимодействию с работодателями.

Аннотация
Мультицентр социальной и трудовой интеграции

Номинация:
Равные возможности

Организация:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Мультицентр социальной и трудовой интеграции»

Субъект РФ:  Ленинградская область

Видео-визитка:  Победитель отбора лучших практик - 2017 в номинации: "Равные возможности". Мультицентр социальной и трудовой интеграции.

Подробнее...

2017
Региональная система квалификационной аттестации обучающихся по программам СПО

Создана и стабильно функционирует региональная система квалификационной аттестации студентов СПО.

Реализация практики обеспечивает объективность оценки и сопоставимость результатов освоения образовательных программ в разных профессиональных образовательных организация региона, сближение процедур независимой оценки квалификации и государственной итоговой аттестации, повышение доверия работодателей к качеству подготовки кадров.

Практика может быть интересна региональным органам исполнительной власти как инструмент совершенствования процедур государственного регулирования СПО.

Номинантом предложена система поэтапной оценки квалификации обучающихся колледжей и техникумов с валидацией и официальным признанием результатов, с документальным подтверждением освоенных видов профессиональной деятельности. Стабильное функционирование системы поддерживается благодаря разработанным и закрепленным на региональном уровне нормативным документам, эффективной организационно-управленческой схеме, сформированному и постоянно наращиваемому фонду стандартизированных оценочных средств.

Сформированные в процессе реализации практики организационные механизмы, нормативные и методические документы применяются в 5 регионах.

Аннотация
Региональная система квалификационной аттестации обучающихся по программам СПО

Номинация:
Профессиональные стандарты - инструменты подготовки профессионалов

Организация:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Центр профессионального образования».

Субъект РФ:  Самарская область

Видео-визитка:  Победитель отбора лучших практик-2017 в номинации: "Профессиональные стандарты - инструменты подготовки профессионалов"

Подробнее...

2017
Профориентационная программа «День КАМАЗа»

Разработана и внедрена сетевая профориентационная программа для школьников (1 – 11-х кл.).

Программа нацелена на популяризацию инженерных и рабочих специальностей и привлечение мотивированной молодежи к работе в компании.

Практика может быть интересна крупным компаниям, градообразующим предприятиям, решающим задачи формирования позитивного, социально ориентированного бренда, продвижения программ лояльности, реализующим долгосрочную кадровую политику.

Практика описывает успешный проект по ежегодному проведению масштабного мероприятия «День КАМАЗА», в рамках которого в школах г. Набережные Челны проводятся профессиональные пробы, мастер-классы, конкурсы и соревнования, квесты, игры, формирующие представление о компании, ее продукте, производстве и корпоративной культуре. Программа «Дня КАМАЗА» интегрирует информационно-просветительские задачи с атмосферой праздника, элементами шоу, строится с учетом психолого-педагогических особенностей и потребностей школьников разных возрастов.

Управление программой, разработку концепции и организационно схемы мероприятий осуществляет Корпоративный университет ПАО «КАМАЗ». В организации и проведении мероприятий задействованы сетевые партнеры: общеобразовательные организации, организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования.

В среднем в программе ежегодно принимает участие не менее 15 школ, 14 000 учащихся.


Аннотация
Профориентационная программа «День КАМАЗа»

Номинация:
От профессионального выбора к успешной карьере

Организация:
Публичное акционерное общество «КАМАЗ»

Субъект РФ:  Республика Татарстан

Видео-визитка:  Победитель в номинации "От профессионального выбора к успешной карьере" - 2017. Профориентационная программа публичного акционерного общества «КАМАЗ» "День КАМАЗа".

Подробнее...

2017
Будущее Белой металлургии

Адаптирована к российским условиям и внедрена модель дуального обучения с участием компании-работодателя и профильного колледжа.

Практика представляет опыт преодоления организационных, культурных и нормативных барьеров между бизнесом и образованием.

Практика может быть интересна предприятиям, заинтересованным в расширении партнерства с образовательными организациями и реализации перспективных моделей кадрового воспроизводства.

Внедрение модели дуального обучения обеспечено комплексом нормативной документации, учитывающей особенности российского законодательства в сфере профессионального образования.

На основе государственно-частного партнерства создан образовательный центр, объединивший учебно-лабораторный корпус и учебно-производственный участок. Формирование кадрового ресурса поддерживается целевым обучением и реализацией проекта «Педагоги-стажеры».

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса разрабатывается и обновляется с учетом потребности производства в выпускниках различной квалификации. Частью модели является программа формирования корпоративной культуры и лояльности по отношению к компании, основанная на сопровождении выпускников, включая сотрудничество с подшефной воинской частью и адаптацию выпускников после возвращения из армии.

В период с 2013 по 2017 годы в рамках реализации модели было выпущено 545 дипломированных специалистов и квалифицированных рабочих, из них на Первоуральском новотрубном заводе работают 279 выпускников (45%). С 2017 года модель реализуется на предприятиях группы ЧТПЗ в Челябинске и Артемьевске.

Аннотация
Будущее Белой металлургии

Номинация:
Мы – партнеры

Организация:
АО «Первоуральский новотрубный завод» (Группа ЧПТЗ)

Субъект РФ:  Свердловская область

Видео-визитка:  Победитель в номинации "Мы - партнеры" - 2017. Образовательная программа Группы ЧТПЗ "Будущее Белой металлургии".

Подробнее...

2017
Методический аутсорсинг в СПО

Разработана и внедряется современная модель методического аутсорсинга в СПО.

Методический аутсорсинг предполагает передачу профессиональными образовательными организациями части работ по информационно-методическому сопровождению образовательного процесса учебно-методическому центру. Проектная идея, положенная в основу практики, представляет собой пример эффективного использования профессионального стандарта, предусматривающего возможности выполнения отдельных обобщенных трудовых функций внешними партнерами.

Практика может быть интересна профессиональным образовательным организациям как инструмент получения пакета качественных методических услуг при оптимизации кадровой структуры и штатного расписания; региональным методическим службам как образец успешного проекта, реализованного частной образовательной организацией.

Система методического аутсорсинга выстроена на основе абонентского обслуживания профессиональных образовательных организаций, в рамках которого они регулярно получают

  • обзоры нормативных документов и методических материалов;
  • консультационные услуги по вопросам организации образовательного процесса;
  • информационные (однодневные) семинары для различных категорий работников образовательных учреждений;
  • дистанционное участие (выступления, сообщения) представителей учебно-методического центра в проведении педагогических, методических советов, совещаний и др;
  • возможность формирования индивидуального заказа на методическую услугу.

За 7 лет реализации проекта в нем приняли участие 179 профессиональных образовательных организаций, учебных центров (структурных подразделений предприятий) и организаций ДПО Ростовской области, Краснодарского края, в том числе на постоянной основе (больше 4 лет) - 122 профессиональные образовательные организации. С 2016 года клиентская база проекта расширена за счет образовательных организаций Республики Крым, Ставропольского края, Чеченской Республики, Астраханской области.

Аннотация
Методический аутсорсинг в СПО

Номинация:
Кадры профессионального образования

Организация:
Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Донской учебно-методический центр профессионального образования»

Субъект РФ:  Ростовская область

Видео-визитка:  Победитель отбора лучших практик - 2017 в номинации: «Кадры профессионального образования». ЧОУ ДПО «Донской учебно-методический центр профессионального образования» (г. Ростов-на-Дону). Практика: Методический аутсорсинг в СПО.

Подробнее...

2017
Электронные средства обучения. Система внедрения в масштабах компании

Создан и постоянно обновляется фонд (библиотека) электронных средств обучения (ЭСО).

Практика обеспечивает формирование, хранение и тиражирование современных ЭСО, организацию обучения рабочих в соответствии с производственными потребностями, в кратчайшие сроки, в безопасных условиях, без остановки технологических процессов.

Практика интересна для учебных центров крупных компаний и образовательных организаций, обеспечивающих подготовку по профессиям и специальностям нефтегазового комплекса.

Функционирование и развитие фонда ЭСО обеспечивается применением эффективной организационной схемы, включающей поэтапное выполнение ряда действий:

  • определение номенклатуры ЭСО с учетом внешний условий (изменения в законодательстве, в технологиях, оборудовании) и внутреннего заказа (потребности дочерних предприятий, филиалов, структурных предприятий);
  • централизованная разработка ЭСО с привлечением наиболее квалифицированных экспертов;
  • разработка единого классификатора ЭСО, сопровожденного аннотациями к учебным курсам и опцией формирования онлайн-заказа,
  • создание удаленного портала для расширения доступа к фонду ЭСО.
  • обеспечение «обратной связи» и оперативного реагирования на всех этапах формирования фонда ЭСО.

Номинантом разработано более 1800 электронных средств по 75 % всех профессий Группы Газпром. Система внедрена не только в 74 дочерних обществах и организациях ПАО «Газпром», но и в зарубежных компаниях: ТОО «ДУИТ-телеком» (Казахстан), АО «Интергаз Центральная Азия», ООО «Газпром трансгаз Беларусь», ООО «Газпром Кыргызстан».

Аннотация
Электронные средства обучения. Система внедрения в масштабах компании

Номинация:
Электронное образование для поколения NEXT

Организация:
Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Отраслевой научно-исследовательский учебно-тренажерный центр Газпрома» Российская Федерация

Субъект РФ:  Калининградская область

Подробнее...

2017
Электронное обучение для массовых профессий

Разработана и внедрена централизованная автоматизированная система корпоративного обучения рабочих (корпоративный образовательный портал).

Преимуществом системы является единство подходов к целям, содержанию и оценке качества обучения сотрудников холдинга, гибкий учебный график, снижение затрат на реализацию учебных курсов.

Практика может быть интересна для крупных компаний как модель, обеспечивающая массовое обучение (до 400 000 человек в года); для организаций, осуществляющих подготовку в области железнодорожного транспорта, заинтересованных в получении актуального отраслевого образовательного контента и развитии дистанционного обучения.

Централизованное администрирование системы обеспечивает Департамент управления персоналом. Разработка учебных курсов ведется с учетом корпоративных стандартов качества подготовки рабочих; конкретных заказов, поступающих от филиалов; потребностей отдельных работников.

Для преподавателей предусмотрено постоянное консультационное сопровождение, площадки для обмена опытом.

Автоматизированный мониторинг качества прохождения обучения сотрудниками позволяет проводить своевременную и обоснованную актуализацию содержания учебных курсов.

Доступность и масштабы применения системы обеспечены за счет компьютеризация рабочих мест и формирования распределенной сети доставки контента во все филиалы компании.

Аннотация
Электронное обучение для массовых профессий

Номинация:
Электронное образование для поколения NEXT

Организация:
Главный вычислительный центр – филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Субъект РФ:  Москва

Подробнее...

2017
Цифровая образовательная среда колледжа

Разработана и внедрена комплексная система цифровизации всех бизнес-процессов профессиональной образовательной организации.

Результатом реализации практики стало создание сетевого виртуального пространства взаимодействия участников образовательного процесса.

Практика может быть интересна профессиональным образовательным организациям и учебным центрам предприятий как инструмент оптимизации управления образовательным процессом за счет автоматизации деятельности структурных подразделений, введения электронного документооборота, формирования современных электронных образовательных ресурсов и виртуальных технологий сетевого взаимодействия. Номинантом создан информационный ресурс (ИС «Студент»), прошедший регистрацию в Реестре программ для ЭВМ Федеральной службы по интеллектуальной собственности, (Свидетельство о государственной регистрации № 2015610256 от 12.01.15г. (http://gboupsk.ru/images/docs/patents/student.jpg). Он представляет собой интеграцию учебных модулей, соответствующих функционалу подразделений и основным бизнес-процессам колледжа: «Электронная приемная комиссия», «Электронный деканат», «Электронный методический кабинет», «Электронный образовательный контент» и др.

ИС обеспечивает не только внутренние процессы колледжа, но и взаимодействие с внешними партнерами. Через модуль «Ресурсы бизнеса» предприятия предоставляют авторизованный доступ к корпоративной нормативной и методической базе, специализированному программному обеспечению, базе проектов и другим ресурсам, не представляющим коммерческой тайны. В цифровую образовательную среду включены также специализированные сервисные структуры: базовые кафедры и ресурсные информационно-методические центры, территориально расположенные на производственных базах бизнес-партнеров, оснащенные техническими средствами доступа к ИС колледжа.

Эффективное взаимодействие пользователей системы реализуется за счет коммуникативного сервиса: электронная почта, чат, форум. Сервисное обслуживание пользователей реализовано посредством горячей линии. Для введения ИС в действие были модернизированы рабочие места преподавателей, мастеров производственного обучения, тьюторов, оснащены ноутбуками, интерактивными досками, мультимедийными проекторами. Масштаб применения практики характеризует создание при Перевозском строительном колледже межрегионального образовательного консорциума, объединившего 22 участника – профессиональные образовательные организации из 10 регионов РФ и профессиональные сообщества строительной отрасли.

Аннотация
Цифровая образовательная среда колледжа

Номинация:
Электронное образование для поколения NEXT

Организация:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Перевозский строительный колледж»

Субъект РФ:  Нижегородская область

Подробнее...

2017
Современные стандарты для российского строительства

Разработана и внедрена модель поэтапной интеграции требований российских и международных профессиональных стандартов в образовательные программы.

Реализация практики основана на долгосрочном партнерстве сферы образования и профессионального сообщества, позволяет формировать четкий заказ на подготовку квалифицированных кадров, отвечающих требованиям современного рынка труда.

Практика может быть интересна советам по профессиональным квалификациям, федеральным учебно-методическим объединениям как пример эффективного сотрудничества в области совершенствования системы подготовки кадров.

Практика содержит описание полного цикла разработки образовательного контента в соответствии с требованиями к квалификации: формирование экспертной группы из представителей образовательных организаций и работодателей - разработка профессиональных стандартов с учетом российского и зарубежного опыта – проектирование на их основе образовательных стандартов и программ – создание оценочного инструментария для независимой оценки квалификации с возможностью его адаптации для процедур государственной итоговой аттестации. На каждом последующем шаге оцениваются результаты предыдущего.

В рамках реализации практики введена новая профессия в сфере строительства, разработано 4 профессиональных стандарта, 2 ФГОС СПО, профессиональные модули образовательных программ

Аннотация
Современные стандарты для российского строительства

Номинация:
Профессиональные стандарты - инструменты подготовки профессионалов

Организация:
Общество с ограниченной ответственностью «КНАУФ ГИПС»

Субъект РФ:  Московская область

Подробнее...