Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

Кластерное взаимодействие при подготовке кадров для авиастроения

Номинация
Дуальное и целевое обучение
Год внедрения
2017
Субъект РФ
Ульяновская область
Организация
ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций»
Ответственное лицо
Наталья Николаевна Китаева

Директор

+7(422) 58-02-34, +79021209773

aircol73@bk.ru

Аннотация:

Практика кластерного взаимодействия при подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена для авиастроительной отрасли представляет собой систему мероприятий, направленных на создание условий для участия работодателей в общественном управлении подготовкой кадров на этапах планирования, реализации, оценки качества их подготовки и последующего трудоустройства.

Реализация практики кластерного взаимодействия при подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена для авиастроительной отрасли обусловлена вхождением ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций» в состав Объединенной авиастроительной корпорации, созданной в рамках регионального проекта «Ульяновск – Авиационная столица России», реализуемого с целью повышения конкурентоспособности области, объединения усилий бизнеса, федеральной и региональной власти и создания эффективной системы государственно-частного партнерства.

Реализация данной практики представляет собой комплекс мероприятий: внедрение элементов дуального обучения в процесс подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена; развитие реализуемых в регионе моделей сетевого взаимодействия организаций, входящих в Объединенную авиастроительную корпорацию; совместная реализация основных и дополнительных практико-ориентированных образовательных программ, соответствующих потребностям производства.

В рамках реализации данной практики разработан примерный пакет региональных нормативных документов.

Описание практики:

Актуальность

Данная практика направлена на решение проблемы приведения уровня подготовки квалифицированных специалистов в области авиастроения в соответствие с требованиями работодателя – социального партнера колледжа АО «Авиастар-СП» и рынка труда.

Цель и задачи

Реализация практики кластерного взаимодействия при подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена для авиастроительной отрасли обусловлена вхождением ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций» в состав Объединенной авиастроительной корпорации, созданной в рамках регионального проекта «Ульяновск – авиационная столица России», реализуемого с целью повышения конкурентоспособности области, объединения усилий бизнеса, федеральной и региональной власти и создания эффективной системы государственно-частного партнерства.

Необходимость обращения к кластерному подходу объясняется преимуществами кластера как организационной формы объединения усилий заинтересованных сторон в целях повышения эффективности региональной системы профессионального образования.

Цель – реализация практики кластерного взаимодействия при подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена для авиастроительной отрасли как эффективного механизма государственно-частного партнерства.

Задачи:

  • определение общей цели, состава участников кластера и модели взаимодействия;
  • разработка механизмов взаимодействия между субъектами, которые объединены в кластер для подготовки кадров для авиастроительной отрасли;
  • эффективное использование материально-технических и кадровых ресурсов участников кластера для подготовки высококвалифицированных специалистов.

Средства и способы реализации практики

Внедрение данной практики представляет собой комплекс следующих мероприятий.

Внедрение элементов дуального обучения в процесс подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 23.07.2014 № 780 Ульяновский авиационный колледж получил статус федеральной инновационной площадки по реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» по программе подготовки специалистов среднего звена «Технология машиностроения» и программе подготовки квалифицированных рабочих «Станочник» (металлообработка). В соответствии с данным приказом эксперимент рассчитан на период с 2014 по 2017 гг.

Цель проекта – совершенствование региональной модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, поиск эффективных механизмов государственно-частного партнёрства на основе модели дуального профессионального образования.

Основной принцип дуального обучения – это равная ответственность образовательных организаций и предприятий за качество подготовки кадров. Поэтому в формировании образовательной программы участвуют и преподаватели образовательной организации, и специалисты предприятия.

В рамках проекта студентами экспериментальной группы второго курса по специальности «Технология машиностроения» был пройден профессиональный модуль – ПМ.04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих», сдан экзамен (квалификационный). Аттестационной комиссией АО «Авиастар-СП» студентам присвоены соответствующие разряды по профессии «Оператор станков с программным управлением». При реализации данного модуля применялся принцип дуальности, предусматривающий чередование теоретических занятий и производственного обучения (1 неделя – теоретические занятия, 1 неделя – практическое обучение). Построение рабочего учебного плана на последующих курсах аналогичное.

Производственная практика в ходе проекта реализовывалась через систему наставничества. Во время прохождения преддипломной практики предприятие предоставило студентам оплачиваемые рабочие места.

В процессе реализации проекта представители АО «Авиастар-СП» и ведущие преподаватели колледжа активно взаимодействовали по следующим вопросам:

  • определение тематики курсового и дипломного проектирования;
  • анализ результатов производственной практики и защиты выпускных квалификационных работ;
  • контроль результатов освоения образовательных программ;
  • использование контрольно-оценочных средств, согласованных со специалистами АО «Авиастар-СП».

Аналогично был организован образовательный процесс и для обучающихся по профессии «Станочник (металлообработка)».

Развитие реализуемых в регионе моделей сетевого взаимодействия колледжа с АО «Авиастар-СП» и вузами, входящими в Объединенную авиастроительную корпорацию.

Ключевым партнером ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций» в области авиастроения является АО «Авиастар-СП», входящее в Объединенную авиастроительную корпорацию (приложение 1). Сотрудничество АО «Авиастар-СП» и колледжа направлено на развитие материально-технической базы ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций», кадрового потенциала педагогических работников, в том числе организацию стажировок и программ повышения квалификации по освоению специализированного программного обеспечения для станков с ЧПУ в системе Unigraphics на АО «Авиастар-СП», совместную реализацию проектов, проведение демонстрационных экзаменов по двум компетенциям: «Производственная сборка изделий авиационной техники» и «Обслуживание авиационной техники».

Консолидация ресурсов предприятия и государственных образовательных учреждений.

В ноябре 2013 года между министерством образования и науки Ульяновской области и ведущим работодателем авиастроительной отрасли – АО «Авиастар-СП» было заключено соглашение о взаимодействии по вопросам модернизации региональной системы профессионального образования.

Организация чемпионатов Объединенной авиастроительной корпорации на базе ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций» по стандартам Ворлдскиллс.

С 2016 года на базе ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций» проведено 2 корпоративных чемпионата Объединенной авиастроительной корпорации по 5 компетенциям.

В III корпоративном чемпионате «Объединенной авиастроительной корпорации» по стандартам Ворлдскиллс Россия участвовали 5 учащихся по 5 компетенциям, по компетенции «Обслуживание авиационной техники» студент Максим Гусев занял 3-е место.

Совместная профориентационная работа.

В рамках действующего договора с АО «Авиастар-СП» в соответствии с ежегодно утверждаемым планом проводится совместная профориентационная работа. Учащиеся муниципальных образований Заволжского района г. Ульяновска приглашаются в колледж для знакомства с материально-технической базой, обеспечивающей профессиональную подготовку по профессиям и специальностям, востребованным на АО «Авиастар-СП»; мастера и студенты колледжа проводят мастер-классы, представители предприятия рассказывают о достижениях студентов-выпускников. Проводится экскурсия школьников на предприятие. Новости и успехи колледжа освещаются по сети заводского радиовещания и в газете «Старт», которая выходит на предприятии.

Организация трудоустройства выпускников.

В соответствии с договором о сотрудничестве АО «Авиастар-СП» гарантирует трудоустройство выпускников колледжа по профильным специальностям (приложение 1).

Реализация совместных проектов в сфере развития образовательных технологий путем эффективного использования научного и инновационного потенциала преподавательского состава вузов, ссуза и сотрудников предприятия-партнера.

В апреле 2017 г. заключено соглашение о сотрудничестве с АНО ДО «Центр кластерного развития Ульяновской области» с целью обеспечения развития системы подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями (приложение 2).

Совместная реализация дополнительных образовательных программ по профессиональному обучению и повышению квалификации.

ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций» является региональной стажировочной площадкой повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения с участием Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова и АО «Авиастар-СП» на основе Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве (приложение 3).

На базе колледжа проведено 6 выездных практических занятий в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования совместно с кафедрой стандартизации профессионального и технологического образования Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова.

Проведение данных занятий способствовало созданию условий для обмена творческими идеями, практическим опытом, установлению деловых контактов и взаимовыгодного сотрудничества в области подготовки профессиональных кадров, а также стимулированию профессионального, творческого и личностного роста педагогических кадров колледжа.

Совершенствование и реализация партнерских практико-ориентированных образовательных программ, соответствующих потребностям производства.

Сопряженный совместный анализ ФГОС СПО и профессиональных стандартов позволил дополнить содержание программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практики дидактическими единицами и видами практических работ с учетом требований работодателя. Это способствовало повышению практико-ориентированности образовательных программ и их соответствия принципам дуального обучения, согласно которым 35 % учебного времени отведено на освоение практических умений на практических занятиях в учебных мастерских колледжа и 45 % учебного времени – на прохождение учебной и производственной практики в цехах и отделах предприятия, что в общей сложности составило 80 %.

Критерии результативности

Критериями результативности практики являются:

  • уровень подготовки выпускников;
  • уровень удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников;
  • доля участия работодателей в различных этапах образовательного процесса;
  • уровень развития материально-технической базы;
  • количество реализуемых профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки и повышения квалификации для студентов колледжа и сотрудников предприятия партнера на общей образовательной базе;
  • показатель трудоустройства выпускников.

Данные о результативности

  • повышение качества подготовки выпускников в области авиастроения;
  • повышение удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников;
  • участие работодателей во всех этапах образовательного процесса:
  • согласование основных профессиональных образовательных программ, реализуемых в колледже в области авиастроения;
  • включение в учебный процесс специалистов предприятия с целью оценки профессиональных и общих компетенций выпускников колледжа в качестве руководителей дипломных проектов и председателей выпускных экзаменационных комиссий, экспертов демонстрационного экзамена по компетенциям «Производственная сборка изделий авиационной техники» и «Обслуживание авиационной техники»;
  • гарантированный приём студентов на все виды производственной практики;
  • увеличение количества тем курсовых и дипломных проектов по реальной производственной тематике, предложенной специалистами предприятия;
  • совместное обучение студентов мастерами производственного обучения колледжа и специалистами АО «Авиастар-СП» в период учебной и производственной практик,
  • организация наставничества в периоды производственной практики и на начальных этапах самостоятельной работы;
  • развитие материально-технической базы:
  • в ноябре 2013 года в соответствии с соглашением о взаимодействии между министерством образования и науки Ульяновской и ведущим работодателем авиастроительной отрасли – ЗАО «Авиастар-СП» объем софинансирования на 2014 – 2015 годы со стороны данного предприятия составил 11 млн руб. (6 млн рублей в 2014 году и 5 млн рублей в 2015 году), данные средства были направлены на модернизацию учебно-материальной базы ОГБОУ СПО «Ульяновский авиационный колледж»:
  • созданы 2 учебных класса на площадке АО «Авиастар-СП», оснащенных специальным программным обеспечением, позволяющих моделировать производственные техпроцессы;
  • оборудован Учебно-лабораторный комплекс САD/САМ-технологий для моделирования узлов и деталей при проведении учебных практик и практических занятий на базе ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций»;
  • использование студентами колледжа нормативной, технологической и конструкторской документации, прикладного программного обеспечения, применяемого на предприятии;
  • увеличение количества реализуемых профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки и повышения квалификации для студентов колледжа и сотрудников предприятия партнера на общей образовательной базе; организация стажировок преподавательского состава на базе предприятия – социального партнера; в течение 2013-2016 гг. прошли стажировку более 60 педагогических работников колледжа;
  • минимизация затрат на адаптацию молодых специалистов на рабочих местах предприятия;
  • повышение эффективности профориентационной работы, обеспечивающей более качественный набор абитуриентов на авиастроительные специальности; развитие и популяризация системы среднего профессионального образования;
  • рост показателей трудоустройства выпускников колледжа на предприятия авиастроительной отрасли: ежегодно выпускники колледжа трудоустраиваются на АО «Авиастар-СП»: по профессии «Станочник (металлообработка)» – 100 %, по специальности «Производство летательных аппаратов» – 80 %. Для выпускников на предприятии действует Программа поддержки молодых специалистов.

Нормативно-правовая база практики

В рамках реализации данной практики разработан примерный Пакет региональных нормативных документов (положений), который с 01.09.2014 утвержден руководителями профессиональных образовательных организаций и предприятий социальных партнеров АО «Авиастар-СП».

Данный пакет включает следующие документы:

  • Порядок организации взаимодействия профессиональных образовательных организаций и хозяйствующих субъектов различных форм собственности Ульяновской области по вопросам подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в условиях дуального обучения;
  • Соглашение о взаимодействии предприятия и профессиональной образовательной организации по реализации образовательных программ среднего профессионального образования в условиях дуального обучения (приложение 4);
  • Положение о мастере-инструкторе предприятия (приложение 5);
  • Положение о совместном отраслевом методическом совете предприятия и профессиональной образовательной организации в условиях дуального обучения (приложение 6);
  • Положение о производственной практике обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования в условиях дуального обучения (приложение 7).

Риски и ограничения

В ходе реализации данной практики ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций» столкнулось с некоторыми трудностями: недостаточная активность и заинтересованность профессиональных и бизнес сообществ в реализации данной практики в регионе, формальное отношение работодателей к созданию успешного кейса деятельности института наставничества на производстве, институционально не создана система независимой оценки качества и оценки квалификации в регионе.

Несмотря на возникшие трудности, внедрение описанной практики позволило организовать модель практико-ориентированного обучения и может рассматриваться как действенный инструмент повышения качества подготовки выпускников для предприятия-работодателя.

Учредители