Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Победитель 2018

Профориентационный конкурс «Я б в рабочие пошёл!»

Номинация
От профессионального выбора к успешной карьере
Год внедрения
2018
Субъект РФ
Красноярский край
Организация
Управление корпоративных проектов Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель»

Аннотация

Конкурс «Я б в рабочие пошёл!» решает широкий круг задач, связанных с популяризацией рабочих профессий, знакомством школьников с квалификациями, наиболее востребованными в ПАО «ГМК «Норильский никель» и на территории города Норильска, а также с профессиональными образовательными организациями, в которых эти квалификации можно освоить.

Практика может быть интересной для крупных компаний, ориентированных на долгосрочную кадровую политику, раннюю профориентацию, формирование кадрового резерва среди молодёжи, а также поддержку позитивного имиджа Компании на территории присутствия. 


 Актуальность

Мероприятия конкурса «Я б в рабочие пошёл!» (далее – Конкурс) помогают участникам приобрести знания о востребованных рабочих профессиях, современных требованиях к качествам личности рабочего-профессионала, познакомиться с предприятиями Компании ПАО «ГМК «Норильский никель» (далее – Компании), ее корпоративными ценностями, с «профильными» учреждениями профессионального образования, позволяют соотнести свои способности с требованиями к квалификации. 

Практические испытания дают уникальный опыт работы в команде. В профессиональных мастерских конкурсанты получают практические навыки работы с приборами, инструментами, на различных станках, тренажёрах, развивают интерес к изобретательству и моделированию.

Регламентированный порядок проведения Конкурса, представленный в Приложении 1, является удобным и понятным инструментом для тиражирования практики


Цель и задачи

Цель:

Повышение престижа рабочих профессий, формирование мотивации к профессиональному выбору востребованных и перспективных для территории квалификаций в рамках реализации долгосрочной кадровой политики Компании.

Задачи:

  1. Популяризация рабочих профессий.

  2. Информирование молодёжи о деятельности и перспективах развития Компании «Норникель».

  3. Формирование мотивации молодёжи города Норильска к профессиональному становлению, развитию, росту.

  4. Развитие новых форм сотрудничества общеобразовательных учреждений, учреждений профессионального образования и Компании, обеспечивающих эффективное кадровое воспроизводство.


Средства и способы реализации практики

Целевая группа Конкурса:

обучающиеся 8–11 классов общеобразовательных организаций;

студенты образовательных организаций среднего профессионального образования.

Состав оргкомитета Конкурса:

  • Управление корпоративных проектов заполярного филиала Компании;

  • Управление общего и дошкольного образования Администрации г. Норильска.

Состав экспертной комиссии Конкурса:

  • представители учреждений профессионального образования;

  • представители Компании;

  • представители Центра занятости населения г. Норильска.

Состав Жюри Конкурса:

  • представители руководства Компании;

  • представители Администрации города Норильска;

  • представители Центра занятости населения г. Норильска.

Функции и порядок работы оргкомитета, экспертной комиссии, жюри Конкурса определены Положением о Конкурсе. 

Структура Конкурса:

Отборочный этап, результатом которого является формирование комбинированных конкурсных команд из колледжа и общеобразовательных школ.  Порядок и принципы отбора кандидатов на участие в Конкурсе представлено в Приложении 1.

Практический этап

Порядок проведения мероприятий Конкурса основан на принципе постепенного «погружения» в профессию: от ознакомительных экскурсий и тренингов к профессиональным пробам. При этом задания практического этапа направлены не только на знакомство с профессиями, но и на сплочение команд, выявление индивидуальных качеств и способностей участников.

Конкурсанты посещают основные горнорудные, металлургические подразделения, а также предприятия обеспечивающего комплекса, знакомятся с производством цветных металлов, технологической цепочкой Компании, встречаются с профессионалами. Экскурсии в профессиональные образовательные организации проходят в форме QR-квеста, в процессе которого школьники знакомятся с аудиториями и учебной базой, выполняют практические задания (сборка электросхем, подбор инструментов для ремонта автомобиля, знакомство горнорудным оборудованием и т.д.).

Цикл мероприятий практического этапа обязательно включает тренинг. В программу тренинга входят мини-лекции, игры-соревнования, групповые дискуссии, работа в малых группах, «мозговой штурм» и другие методы активного обучения. Конкурсанты учатся работать в команде, проявлять лидерские качества, получают представление о базовых ценностях: Надёжность, Ответственность, Профессионализм, Развитие, Сотрудничество, Эффективность - и корпоративной культуре Компании. Тренинги проводятся опытными инструкторами ЧОУ ДПО «Корпоративный университет «Норильский никель».

Профессиональные пробы проходят на базе профессиональных образовательных организаций. По итогам выставляются баллы, идущие в зачёт команд. В рамках Конкурса традиционно проводится профориентационная игра «Что? Где? Когда?» по темам, связанным с деятельностью «Норникеля», историей города Норильска и Компании. Результаты игры идут в командный зачёт.

Творческий этап включает подготовку командами выступлений об учреждениях профессионального образования и выбранных профессиях, рекламных видеороликов профессиональных образовательных организаций.

Финал Конкурса проходит на сцене Дворца культуры Компании. Команды представляют визитную карточку образовательного учреждения, а также рекламный видеоролик о нем. Помимо этого, конкурсанты участвуют в викторине о важнейших профессиях и производстве компании «Норильский никель». По итогам Конкурса все участники получают дипломы и подарки от Компании. Специалисты по профессиональной ориентации школ и преподаватели учреждений профессионального образования, принимавшие активное участие в организации мероприятий Конкурса, награждаются благодарственными письмами и памятными подарками от руководства «Норникеля».

Финансовая модель:

Финансирование Конкурса осуществляется за счет средств учредителя (Компании).


Критерии результативности

  • Число участников Конкурса (динамика по годам).

  • % участников Конкурса, поступивших в профессиональные образовательные организации на профессии (специальности), приоритетные для Компании, от общего числа участников.

  • Удовлетворенность работодателей профессиональными и общими компетенциями выпускников.

  • Повышение эффективности профориентационной работы.


Данные о результативности 

  1. Ежегодное участие более 1000 человек;

  2. Более 50% участников команд из числа школьников поступают в организации профессионального образования. 

  3. Ежегодный 5% рост поступающих на технические специальности как на бюджетные, так и на внебюджетные места.

  4. Снижение срока адаптации студентов первых курсов, прошедших конкурсные испытания.


Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации 

Значимых ограничений и рисков, влияющих на достижение результатов по ключевым задачам практики, не определено.


Алгоритм тиражирования практики

  1. Разработка концепции Конкурса.

  2. Подготовка организационных условий для проведения Конкурса:

  • Утверждение финансовой модели;

  • Утверждение ресурсных источников;

  • Выбор и утверждения площадок проведения Конкурса;

  • Формирование состава оргкомитета Конкурса;

  • Формирование состава экспертной комиссии Конкурса;

  • Формирование состава Жюри Конкурса;

  1. Разработка Положения о Конкурсе.

  2. Разработка программы Конкурса.

  3. Проведение Конкурса.

  4. Подведение итогов Конкурса.


Данные о тиражировании

Данных о тиражировании практики не представлено.



Нормативная и документационная база практики

Учредители