Аннотация
Конкурс «Я б в рабочие пошёл!» решает широкий круг задач, связанных с популяризацией рабочих профессий, знакомством школьников с квалификациями, наиболее востребованными в ПАО «ГМК «Норильский никель» и на территории города Норильска, а также с профессиональными образовательными организациями, в которых эти квалификации можно освоить.
Практика может быть интересной для крупных компаний, ориентированных на долгосрочную кадровую политику, раннюю профориентацию, формирование кадрового резерва среди молодёжи, а также поддержку позитивного имиджа Компании на территории присутствия.
Актуальность
Мероприятия конкурса «Я б в рабочие пошёл!» (далее – Конкурс) помогают участникам приобрести знания о востребованных рабочих профессиях, современных требованиях к качествам личности рабочего-профессионала, познакомиться с предприятиями Компании ПАО «ГМК «Норильский никель» (далее – Компании), ее корпоративными ценностями, с «профильными» учреждениями профессионального образования, позволяют соотнести свои способности с требованиями к квалификации.
Практические испытания дают уникальный опыт работы в команде. В профессиональных мастерских конкурсанты получают практические навыки работы с приборами, инструментами, на различных станках, тренажёрах, развивают интерес к изобретательству и моделированию.
Регламентированный порядок проведения Конкурса, представленный в Приложении 1, является удобным и понятным инструментом для тиражирования практики
Цель и задачи
Цель:
Повышение престижа рабочих профессий, формирование мотивации к профессиональному выбору востребованных и перспективных для территории квалификаций в рамках реализации долгосрочной кадровой политики Компании.
Задачи:
-
Популяризация рабочих профессий.
-
Информирование молодёжи о деятельности и перспективах развития Компании «Норникель».
-
Формирование мотивации молодёжи города Норильска к профессиональному становлению, развитию, росту.
-
Развитие новых форм сотрудничества общеобразовательных учреждений, учреждений профессионального образования и Компании, обеспечивающих эффективное кадровое воспроизводство.
Средства и способы реализации практики
Целевая группа Конкурса:
обучающиеся 8–11 классов общеобразовательных организаций;
студенты образовательных организаций среднего профессионального образования.
Состав оргкомитета Конкурса:
-
Управление корпоративных проектов заполярного филиала Компании;
-
Управление общего и дошкольного образования Администрации г. Норильска.
Состав экспертной комиссии Конкурса:
-
представители учреждений профессионального образования;
-
представители Компании;
-
представители Центра занятости населения г. Норильска.
Состав Жюри Конкурса:
-
представители руководства Компании;
-
представители Администрации города Норильска;
-
представители Центра занятости населения г. Норильска.
Функции и порядок работы оргкомитета, экспертной комиссии, жюри Конкурса определены Положением о Конкурсе.
Структура Конкурса:
Отборочный этап, результатом которого является формирование комбинированных конкурсных команд из колледжа и общеобразовательных школ. Порядок и принципы отбора кандидатов на участие в Конкурсе представлено в Приложении 1.
Практический этап
Порядок проведения мероприятий Конкурса основан на принципе постепенного «погружения» в профессию: от ознакомительных экскурсий и тренингов к профессиональным пробам. При этом задания практического этапа направлены не только на знакомство с профессиями, но и на сплочение команд, выявление индивидуальных качеств и способностей участников.
Конкурсанты посещают основные горнорудные, металлургические подразделения, а также предприятия обеспечивающего комплекса, знакомятся с производством цветных металлов, технологической цепочкой Компании, встречаются с профессионалами. Экскурсии в профессиональные образовательные организации проходят в форме QR-квеста, в процессе которого школьники знакомятся с аудиториями и учебной базой, выполняют практические задания (сборка электросхем, подбор инструментов для ремонта автомобиля, знакомство горнорудным оборудованием и т.д.).
Цикл мероприятий практического этапа обязательно включает тренинг. В программу тренинга входят мини-лекции, игры-соревнования, групповые дискуссии, работа в малых группах, «мозговой штурм» и другие методы активного обучения. Конкурсанты учатся работать в команде, проявлять лидерские качества, получают представление о базовых ценностях: Надёжность, Ответственность, Профессионализм, Развитие, Сотрудничество, Эффективность - и корпоративной культуре Компании. Тренинги проводятся опытными инструкторами ЧОУ ДПО «Корпоративный университет «Норильский никель».
Профессиональные пробы проходят на базе профессиональных образовательных организаций. По итогам выставляются баллы, идущие в зачёт команд. В рамках Конкурса традиционно проводится профориентационная игра «Что? Где? Когда?» по темам, связанным с деятельностью «Норникеля», историей города Норильска и Компании. Результаты игры идут в командный зачёт.
Творческий этап включает подготовку командами выступлений об учреждениях профессионального образования и выбранных профессиях, рекламных видеороликов профессиональных образовательных организаций.
Финал Конкурса проходит на сцене Дворца культуры Компании. Команды представляют визитную карточку образовательного учреждения, а также рекламный видеоролик о нем. Помимо этого, конкурсанты участвуют в викторине о важнейших профессиях и производстве компании «Норильский никель». По итогам Конкурса все участники получают дипломы и подарки от Компании. Специалисты по профессиональной ориентации школ и преподаватели учреждений профессионального образования, принимавшие активное участие в организации мероприятий Конкурса, награждаются благодарственными письмами и памятными подарками от руководства «Норникеля».
Финансовая модель:
Финансирование Конкурса осуществляется за счет средств учредителя (Компании).
Критерии результативности
-
Число участников Конкурса (динамика по годам).
-
% участников Конкурса, поступивших в профессиональные образовательные организации на профессии (специальности), приоритетные для Компании, от общего числа участников.
-
Удовлетворенность работодателей профессиональными и общими компетенциями выпускников.
-
Повышение эффективности профориентационной работы.
Данные о результативности
-
Ежегодное участие более 1000 человек;
-
Более 50% участников команд из числа школьников поступают в организации профессионального образования.
-
Ежегодный 5% рост поступающих на технические специальности как на бюджетные, так и на внебюджетные места.
-
Снижение срока адаптации студентов первых курсов, прошедших конкурсные испытания.
Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации
Значимых ограничений и рисков, влияющих на достижение результатов по ключевым задачам практики, не определено.
Алгоритм тиражирования практики
-
Разработка концепции Конкурса.
-
Подготовка организационных условий для проведения Конкурса:
-
Утверждение финансовой модели;
-
Утверждение ресурсных источников;
-
Выбор и утверждения площадок проведения Конкурса;
-
Формирование состава оргкомитета Конкурса;
-
Формирование состава экспертной комиссии Конкурса;
-
Формирование состава Жюри Конкурса;
-
Разработка Положения о Конкурсе.
-
Разработка программы Конкурса.
-
Проведение Конкурса.
-
Подведение итогов Конкурса.
Данные о тиражировании
Данных о тиражировании практики не представлено.