Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

ЦПО: цель – производство – образование

Номинация
Дуальное и целевое обучение
Год внедрения
2017
Субъект РФ
Свердловская область
Организация
Публичное акционерное общество "Северский трубный завод"

Аннотация

Практика описывает комплексное инфраструктурное решение обеспечения производства высококвалифицированными кадрами - единое образовательное пространство: «школа – колледж –вуз – предприятие».

Практика может быть интересна предприятиям, готовым к комплексным, эффективным и смелым шагам навстречу востребованным специалистам.


Актуальность

Поиск нужного специалиста – одна из самых актуальных задач любого предприятия. Локальные решения этой задачи приводят к огромным затратам и не гарантируют нужной эффективности. АО «Северский трубный завод», Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, ГБОУ СО «Полевской многопрофильный техникум им. В.И. Назарова» (далее – Техникум), а позже и несколько школ г. Полевского создали единое образовательное пространство, направленное на удовлетворение потребностей работодателя в высококвалифицированных кадрах. 


Цель и задачи. 

Цель: 

непрерывное обеспечение предприятия высококвалифицированными кадрами, соответствующими актуальным запросам производства.

Задачи:

  1. Формирование организационных условий для создания и развития интегрированной образовательной среды.

  2. Формирование у школьников, студентов и сотрудников предприятия осознанного стремления к получению образования и непрерывному повышению квалификации по рабочим профессиям и специальностям технического профиля.

  3. Организация профориентационной работы со школьниками и профессиональное сопровождение образовательного процесса в старших классах школы.

  4. Внедрение технологий дуального обучения в процессы профессиональной подготовки студентов Техникума.

  5. Организация непрерывного повышения квалификаций персонала предприятий по востребованным профессиям и специальностям.


Средства и способы реализации практики

Базовым организационным решением Практики является создание Центра профессионального образования (далее – ЦПО), в основу которого легло трёхстороннее соглашение между публичным акционерным обществом «Северский трубный завод» (далее – Завод), Министерством образования и молодежной политики Свердловской области и ГБОУ СО «Полевской многопрофильный техникум им. В.И. Назарова». 

Основной посыл Концепции ЦПО - интеграция организационных, материальных, образовательных, кадровых, методических ресурсов для обеспечения полного и непрерывного цикла подготовки востребованных производством специалистов. 

Принципы деятельности ЦПО:

принцип социального партнерства, предполагающий реализацию сотрудничества государственного, некоммерческого и коммерческого секторов;

сетевой принцип организации непрерывного профессионального образования, базирующийся на взаимодействии ключевых партнеров.

принцип непрерывности образования, обеспечивающий переход от одного уровня образования – к другому, от одной образовательной программы - к другой на основе сетевого взаимодействия и реализации преемственных программ различного уровня и направленности;

принцип прозрачности финансовой деятельности, предусматривающий публичность отчетности по направлениям деятельности ЦПО.

Система непрерывного образования ЦПО включает в себя два основных блока подготовки:

Блок 1. Реализация совместных проектов ЦПО с образовательными учреждениями в рамках социального партнерства. 

Взаимодействие осуществляется на всех ступенях образовательной системы.

На уровне дошкольного образования – через организацию экскурсий в музейный комплекс завода «Северская домна» (первое знакомство с заводскими профессиями происходит с помощью просмотра мультфильмов о заводе), организацию конкурсов рисунков «Мой папа – заводчанин», «Мой город и завод», привлечение родителей-заводчан для работы в кружках робототехники и пр.

На уровне общеобразовательной школы - через профориентационную работу, организацию предпрофильного и профильного обучения:

1. С целью формирования у ребят готовности к профессиональному самоопределению, получения опыта практической работы в конкретной области  профессиональной деятельности ежегодно ЦПО организует проведение профессиональных проб по таким профессиям как: инженер, гидравлик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, лаборант химического анализа и др.

2. В рамках реализации комплексной программы «Уральская инженерная школа» и с целью углубленного изучения старшеклассниками предметов инженерно-технического профиля в 2015 году был дан старт пилотному проекту «Профильный информационно-технологический класс». Это совместный проект завода и средней общеобразовательной школы № 18.  

В 2019 году осуществлен уже второй выпуск 11 профильного класса и состоялся новый набор в информационно-технологический класс, а в 2020 году - набор в класс естественно-научного направления. 

3.  В 2017 году был дан старт ежегодному проекту «Инженерно-техническое образование для старшеклассников». Это совместный проект Завода и Политехнического лицея № 21 «Эрудит»».

Принцип работы со школьниками - вовлечение в образовательный процесс специалистов завода - профессионалов своего дела, обладающих высоким уровнем развития профессиональных компетенций. 

Заводские преподаватели делают занятия для школьников интересными, разнообразными и полезными, соединив теорию и практику, наглядно демонстрируют принципы и законы, лежащие в основе технических дисциплин, вызывают интерес обучающихся к техническому образованию, инженерным дисциплинам. В рамках этих проектов школьники углубленно изучают такие дисциплины как: информатика, черчение, физика, химия.

Так, например, на занятиях по физике школьники изучают цепи постоянного и переменного тока, соединяют на учебных стендах элементы электрической цепи, проводят измерения приборами и сравнивают их с расчётами, демонстрируют свойства полупроводниковых элементов в различных соединениях, диодов, светодиодов, изучают принципы работы гидравлических устройств и систем. В рамках занятий по черчению школьники выполняют чертеж детали на кульмане, знакомятся с профессиональной системой «Компас», 3D моделированием детали и сборки, формированием чертежа из модели. За период обучения в информационно-технологическом классе школьники осваивают курс подготовки по профессии «Оператор ЭВМ».

В 2019г. на базе ЦПО проходили занятия по подготовке школьников к участию в региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (JuniorSkillsRussia) в Свердловской области. Подготовка велась по следующим компетенциям:

  • «Электромонтажные работы»;

  • «Инженерная дизайн CAD»;

  • «Токарные работы на станках с ЧПУ»

  • «Мехатроника»

  • «Гидравлика».

Также для обучающихся школ в рамках сетевого взаимодействия функционируют технические кружки.

На уровне среднего профессионального и высшего образования - через реализацию программ дуального обучения.

Сотрудничество Завода, организаций среднего профессионального образования и высшего образования реализуется на основе договоров о социальном партнерстве.

Завод организует учебную, производственную и преддипломную практики для студентов техникумов и высших учебных заведений на ключевых участках производства, где студенты перенимают навыки работы на конкретных станках и оборудовании. С цехами предприятия ежегодно согласовываются профессии и специальности, для которых возможна организация прохождения практики. 

Согласно договору о социальном партнерстве студентам на период прохождения практики предоставляются оснащенные рабочие места, средства индивидуальной защиты, опытные наставники. 

Каждый год Завод принимает на учебную, производственную и преддипломную практику более 700 студентов колледжей, техникумов, вузов Свердловской области по следующим профессиям и специальностям:

  • техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования;

  • монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования;

  • обработка металлов давлением;

  • оператор трубного производства;

  • контролер в производстве черных металлов;

  • машинист крана;

  • автоматические системы управления;

  • сварочное производство.

Кроме организации практики, взаимодействие с учреждениями высшего образования реализуется через организацию экскурсий для студентов, участие преподавателей вузов в проведении заводских молодежных научно-практических конференций, лекций, семинаров и консультаций.

В целях повышения качества подготовки рабочая группа, состоящая из представителей Техникума и отдела организации обучения Завода, актуализировала программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям среднего профессионального образования (техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, оператор трубного производства, сварочное производство и пр.) на соответствие требованиям действующих профессиональных стандартов. 

Блок 2. Развитие и обучение персонала предприятия в рамках формирования единой системы компетенций персонала.

Развитие и повышение квалификации персонала предприятия носит системный и планомерный характер.

Главной задачей в данном блоке является обеспечение соответствия квалификации персонала компании стратегическим целям производств. 

Формирование профессиональной готовности персонала носит опережающий характер.

На постоянной основе проводится обучение рабочих вторым профессиям, в соответствии с потребностью производства, тем самым оптимизируя и повышая эффективность квалификационного ресурса Завода. 

Для повышения экономической эффективности производства предприятия используются и внедряются лучшие мировые практики в области бережливого производства («Лин шесть Сигма» – повышение качества продукции и снижение потерь производства;«5S+1»–организация рабочего места;«TPM» – всеобщее управление оборудованием;«SMED» –быстрая переналадка).

Обучение по данному направлению проводится силами бизнес-тренеров, являющихся сотрудниками предприятия.

С целью подготовки управленческого резерва, обмена передовым опытом, обеспечения опережающего обучения, реализации инвестиционных проектов для ведущих специалистов Завода организуются стажировки на предприятиях Российского дивизиона ПАО «Трубная металлургическая компания».  Такая практика обеспечивает формирование согласованных подходов к работникам компании, формирование мобильной профессиональной позиции, дает возможность коллегиально принимать решения по оперативным и стратегическим целям развития бизнеса.

Для обеспечения преемственности и развития управленческих кадров на Заводе, как и в компании в целом, ведется непрерывная профессиональная подготовка в рамках корпоративной программы «Эффективный руководитель». Обучение проводится по 10 управленческим компетенциям. Программа носит комплексный характер, ориентирована на реальную отработку практических компетенций в процессе обучения, позволяет провести комплексную оценку и определить индивидуальные зоны роста. 

На базе Завода также регулярно проводятся олимпиады и конкурсы профессионального мастерства заводского, городского и областного уровней, научно-практические конференции для молодых работников предприятия с участием школьников и студентов техникумов, вузов. 

Также организуется подготовка на оборудовании, установленном в ЦПО, работников завода и учащихся техникума к национальному чемпионату сквозных рабочих профессий WorldSkills, к конкурсам лучших по профессии и других. Участие в данных мероприятиях позволяет оценить уровень развитых компетенций сотрудников предприятия и потенциальных работников и при необходимости выстроить дальнейшую индивидуальную подготовку.

Информационное сопровождение и продвижение практики ЦПО происходит посредством освещения мероприятий в местных и региональных СМИ, также через размещение информации на сайтах АО «Северский трубный завод» и ПАО «Трубная металлургическая компания»:

https://vk.com/stzcpo

https://stz.tmk-group.ru/sever_personal

http://www.obltv.ru/news/education/na-baze-severskogo-trubnogo-zavoda-otkrylsya-tsentr-professionalnogo-obrazovaniya/

http://www.trainings.ru/events/news/?id=18902

http://channel11.ru/index.php/obrazovanie/item/1311-unikalnyj-uchebnyj-tsentr

http://channel11.ru/index.php/prom-polevskoy/item/2215-korporativnyj-universitet-tmk

https://yadi.sk/d/BcAOvlk93Mi7ZS


Нормативная база практики

Концепция взаимодействия Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и предприятий ОАО «Трубная металлургическая компания», расположенных в Свердловской области (2011г.).

Трехстороннее соглашение о взаимодействии между Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, ГБОУ СО «Полевской многопрофильный техникум им. В.И. Назарова»» и ОАО «Северский трубный завод» (2012г.). 

Кадровая политика ПАО «ТМК».

Концепция развития Центра профессионального образования на 2015 – 2018 годы.

Программа развития политехнического образования и технического творчества в образовательных организациях Полевского городского округа в рамках комплексной государственной программы «Инженерная школа Урала» на 2015 – 2020 годы.

Приказ Управляющего директора ПАО «Северский трубный завод» от 22.05.2012 № 141 «О разработке системы профориентационного просвещения учащихся образовательных учреждений Полевского городского округа в цехах завода».

Приказ Управляющего директора АО «Северский трубный завод» от 29.10.2020 № 491 «О реализации проекта «Инженерно-техническое образование для старшеклассников».

Программа «Информационно-технологический профильный класс как форма реализации программы «Уральская инженерная школа» (совместный проект МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» и ПАО «Северский трубный завод»).

Положение о персональной Директорской стипендии ПАО «Северский трубный завод».

Приказ Управляющего директора АО «Северский трубный завод» от 16.11.2020 № 103-10/178«О реализации проекта «Естественно-научное образование для старшеклассников».

Ежегодные приказы Управляющего директора АО «Северский трубный завод» об организации практики.

С нормативными документами можно ознакомиться по запросу.


Критерии результативности

  • Количество школьников, принявших участие в профориентационных мероприятиях.

  • Количество профориентационных мероприятий для школьников.

  • Количество студентов Техникума, прошедших производственную практику на базе ЦПО.

  • Динамика численности выпускников учреждений основного и среднего общего образования, обучающихся по специальностям и рабочим профессиям технического профиля.

  • Доля студентов техникумов и вузов, обучающихся в системе дуального образования по рабочим профессиям технического профиля и инженерным специальностям.


Данные о результативности

  1. Динамика численности выпускников учреждений основного и среднего общего образования, обучающихся по специальностям и рабочим профессиям технического профиля составила: 26 % в 2015году, 37 % в 2020 году.

  2. Доля студентов техникумов и вузов, обучающихся в системе дуального образования по рабочим профессиям технического профиля составила 90 %, по инженерным специальностям – 70 %.

  3. В период 2019-2020 гг. было организовано более 40 экскурсий для школьников на завод (370 человек ознакомились с работой цехов и структурных подразделений завода). 

  4. Более 1800 школьников прошли обучение по сетевым программам. 

  5. Сотрудниками завода проведено 86 уроков в школах по 13 производственным темам, 36 углубленных занятий на базе ЦПО по предметам; физика, информатика, черчение.

  6. Для 43 школьников СОШ ПГО на территории АО «СТЗ» было проведено 5 профессиональных проб. 

  7. На итоговой аттестации 9 выпускников профильных классов (56%) вошли в рейтинг «высокобалльников» по техническим и естественнонаучным предметам: математика, физика, информатика. Десять выпускников (62,5%) из числа обучающихся «Профильного информационно-технологического класса» поступили в ВУЗы на технические специальности.

  8. Каждый год АО «Северский трубный завод» принимает на учебную, производственную и преддипломную практику более 700 студентов колледжей, техникумов, вузов Свердловской области по различным направлениям.

  9. За 2019-2020 г.г. Завод принял на производственную практику 632 чел., из них 224 обучающихся 1 курса и 408 учащихся 2-4 курсов Техникума. 

  10. За 2020 г.3 229 сотрудников завода прошли обучение по различным направлениям подготовки.


Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации 

Значимых ограничений и рисков, влияющих на достижение результатов по ключевым задачам практики, не определено.


Алгоритм внедрения практики

Блок 1. Реализация совместных проектов ЦПО с образовательными учреждениями в рамках социального партнерства.

  1. Организация работы с дошкольниками. 

  2. Организация профориентационной работы, предпрофильного и профильного обучения школьников.

  3. Организация дуального обучения совместно с организациями среднего профессионального образования и высшего образования:

  • Заключение договоров о социальном партнерстве;

  • Согласование количества и виды профессий, специальностей, для которых возможна организация прохождения практики. 

  • Актуализация образовательных программ.

  • Организация производственной и преддипломной практики для студентов техникумов и высших учебных заведений;

  • Организация взаимодействие с учреждениями высшего образования и проведение экскурсий для студентов, участие преподавателей вузов в проведении заводских молодежных научно-практических конференций, лекций, семинаров и консультаций.

 Блок 2. Развитие и обучение персонала предприятия в рамках формирования единой системы компетенций персонала.

  1. Подготовка внутреннего тренерского ресурса.

  2. Организация и реализация обучения персонала предприятия вторым рабочим профессиям.

  3. Внедрение лучшей мировой практики в области бережливого производства 

  4. Организация стажировок.

  5. Реализация корпоративных программ повышения квалификации управленческого резерва.  

  6. Организация олимпиад и конкурсов профессионального мастерства. 

  7. Организация информационного сопровождения и продвижения практики.


Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

Подобные практики успешно внедрены и реализованы в рамках Корпоративного Университета ПАО «Трубная металлургическая компания» на заводах, входящих в состав компании: в городах Таганрог, Волжский и Каменск-Уральский Свердловской области.



Учредители