Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифтArialTimes New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)СтандартныйСреднийБольшой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Белым по синему

База данных лучших практик

ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В базе данных размещены технологичные модели решения задач подготовки кадров с применением инструментов национальной системы квалификаций и развития взаимодействия бизнеса и образования. 
Это наиболее актуальные и эффективные практики - победители и призеры Всероссийского конкурса, который ежегодно проводит Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минтруда России. В разные годы партнерами конкурса являлись Минпросвещения России, Российский союз промышленников и предпринимателей, рекрутинговое агентство HeadHunter и АНО «Россия – страна возможностей».

Жизненный цикл инновации включает ее зарождение, распространение и рутинизацию.
Лучшие практики - практики развивающиеся. Носители постоянно актуализируют их описания, но, если практика устаревает, заменяется более совершенной и эффективной, она переводится в архив.

Вы можете выбрать заинтересовавшие вас кейсы, а мы готовы оказать консультационно-методическую поддержку инновационного развития вашей организации.

Подробнее о категориях практик, содержащихся в базе Вы можете узнать в брошюре "База данных лучших практик: бери и делай"

Школа юных кулинаров – путеводитель по вкусным мастер-классам

Номинация
От профессионального выбора к успешной карьере
Год внедрения
2017
Субъект РФ
Свердловская область
Организация
ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса»

Аннотация:

Цель проекта – содействие самоопределению детей дошкольного и школьного возраста (в т. ч. для лиц с ОВЗ), имеющих склонности к кулинарному делу. Продвигаемые ценности – творчество, сотворчество, кулинария, интерес, саморазвитие. Реализуется серия мастер-классов, обеспечивающих погружение в профессию и положительное эмоциональное отношение к трудовой деятельности. Наставники – преподаватели, студенты, выпускники, волонтёры. Результат – высокомотивированные абитуриенты и студенты техникума.

Описание практики:

Актуальность

Прежде чем выбирать свою будущую профессию, детям и подросткам необходимо попробовать себя в различных профессиональных сферах. Практика создана для решения проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации детей дошкольного и школьного возраста и помогает им совершить осознанный и самостоятельный профессиональный выбор.

Цель и задачи

Цель: создание образовательной среды, направленной на погружение в профессию и эмоциональное отношение к профессиональному миру, формирование личности, готовой к саморазвитию и личностному самоопределению.

Задачи:

  • создание благоприятных условий для мотивации детей и подростков на получение среднего профессионального образования
  • создание механизмов взаимодействия и координации субъектов, влияющих на все этапы профессионального самоопределения молодежи;
  • реализация индивидуальной траектории развития, направленной на раскрытие талантов детей и подростков;
  • развитие навыков самопрезентации, необходимых для будущей профессиональной деятельности;
  • сохранение имиджа и репутационных позиций техникума на рынке образовательных услуг.

Средства и способы реализации практики

Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, практический и обобщающий.

Подготовительный этап проекта нацелен на подготовку материального оснащения, отбор и создание учебно-методического обеспечения учебного процесса, подбор коллектива педагогов, социальных партнёров, подготовку целевой аудитории к деятельности, включающий предварительное ознакомление с целями и задачами будущей профессиональной деятельности, с условиями деятельности, создание информационного поля проекта, включающего в себя разработку сайта, взаимодействие со СМИ.

Практический этап включает в себя расширение информационного поля, популяризацию рабочих профессий в СМИ, построение устойчивой модели связи между образовательными организациями и предприятиями, предварительная психологическая диагностика личностных характеристик с целью выявления способностей, интересов, мотивов каждого участника; апробация внедрения профессиональных проб для разновозрастных участников, проведение мониторинга успешности внедрения, повышение квалификации педагогов, прохождение стажировки.

Обобщающий этап предполагает анализ проведенных мероприятий и проведением психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление сформированности будущей профессиональной направленности обучающихся, размещение результатов деятельности в рамках реализации проекта в СМИ, публикации на сайтах сети Интернет и методических изданиях.

Профориентационная работа в техникуме организуется Многофункциональным центром прикладных квалификаций (МЦПК), представляющим собой открытую, ориентированную на региональный рынок труда образовательную систему, осуществляющую подготовку кадров для предприятий и организаций различных форм собственности. В Центре осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров по профессиям и специальностям, ориентированным на сферы потребительского рынка, гостеприимства, туризма и предпринимательства (Приложение 1).

В рамках деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций в области потребительского сервиса разработаны образовательные программы по кулинарии («Русская кухня», «Европейская кухня», «Татарская кухня», «Карвинг», «Домашний кондитер»). Сертифицированным экскурсоводом-педагогом ГАПОУ СО КУТТС Кривулько Юлией Евгеньевной разработан экскурсионный маршрут «Сладкий тур: «Кондитер по профессии», в рамках реализации федерального экскурсионно – образовательного проекта «Живые уроки». «Сладкий тур: «Кондитер по профессии» направлен на получение знаний о современной индустрии питания и перспективах ее развития и формирование представлений о профессии «Кондитер». В процессе реализации проекта формируется технологическая культура и проектно-технологическое мышление обучающихся.

Профессиональное самоопределение детей и подростков в МЦПК реализуется через «Школу юного кулинара», где в рамках проектной деятельности создаются условия для самореализации обучающегося в социуме. Деятельность «Школы юного кулинара» ориентирована на взаимодействие с организованными группами детей и подростков разного возраста в рамках дополнительного образования. Потребности формируются по запросу образовательных организаций и отдельных граждан.

Посещая «Школу юных кулинаров», участники кулинарных уроков учатся готовить разнообразные кондитерские изделия: чудо-булочки, пиццу, расписное печенье, слойку с яблоком, полезные творожные кексы, шоколадные конфеты ручной работы и многое другое, позволяющее раскрыть таланты каждого. Пройти профессиональное испытание, которое моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности, помогают лучшие специалисты своего дела-мастера производственного обучения высшей категории, призеры и победители WorldSkills Russia. Учебные занятия проводятся по профессии «Повар, кондитер», где под руководством педагогов нашим юным кулинарам справиться с заданием помогают студенты техникума-волонтеры-профориентаторы. Роль наставников способствует формированию универсальных и профессиональных компетенций студентов. В процессе межличностного взаимодействия выстраиваются коммуникации, наращиваются компетенции и приобретаются так называемые «мягкие навыки» (soft-skills), которые пригодятся им в большинстве жизненных ситуаций. В процессе реализации практики организуется серия мастер-классов, которые в профориентации техникума являются эффективным способом формирования профессионального самоопределения детей и подростков. Мастер-класс рассматривается как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности дошкольников и школьников. Работа по ориентации учащихся на получение профессионального образования в рамках проекта ведется не только с учащимися школ, но и с детьми дошкольного возраста. Участники профпроб забирают с собой не только приготовленные за время мастер-класса кулинарные шедевры, но и заряжаются позитивной энергией и хорошим настроением. Ранняя профориентация нацелена не на конкретную профессию, а на формирование у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру, где ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Раннее трудовое воспитание и поддержка профессионального самоопределения является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

Среди студентов, волонтеров-профориентаторов есть также лица с ограниченными возможностями здоровья, активно вовлеченные в проектную деятельность. Они принимают участие в работе Клуба старшеклассников Школы дистанционного обучения ГБУ СО ЦППМСП «Ресурс». На заседаниях Клуба старшеклассников организуется видеотрансляция по профориентационной тематике «Коммуникации в профессиональной деятельности». Целевой аудиторией являются инвалиды и лица с ОВЗ Свердловской области. К видеотрансляции одновременно подключаются более 100 человек на территории Свердловской области. Педагоги и студент техникума Камышин Вадим, принявшие участие в вебинаре, впервые получили опыт выстраивания коммуникаций с использованием дистанционных образовательных технологий, в режиме видеоконференции.

В рамках практики партнерами техникума являются:

  • общеобразовательные и дошкольные организации города Каменска-Уральского и Каменского района;
  • ГКУ службы занятости населения Свердловской области «Каменск-Уральский центр занятости»;
  • ГАУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Каменска-Уральского»;
  • ООО «ЭЛИТА Трэвэл»;
  • средства массовой информации города Каменска-Уральского: газеты (общественно-политические): «Каменский рабочий», «Новый компас», «Удача», «Каменская газета»; телекомпании: «РИМ-ТВ»; «ГОНГ»; «Компас-ТВ»;
  • отдел молодежной политики администрации города Каменска-Уральского;
  • городские порталы/сайты (общественно-политического направления): www.kamensk-uralskiy.ru; www.k-uralsk.ru; www.k-ur.ru; www.ku66.ru

В целях внедрения модели профессионального самоопределения детей и подростков в ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» разработана дорожная карта с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечных результатов (Приложение 2).

Для реализации «Школы юных кулинаров» необходимо ресурсное обеспечение:

  • материально-техническое (оснащённые кабинеты и лаборатории, компьютерная техника);
  • финансово-экономическое (предполагает привлечение внебюджетных средств посредством предоставления учащимся и студентам дополнительных образовательных услуг, организации профконсультаций и консультативно-психологической помощи учащимся и студентам);
  • нормативно-правовое (локальные НПА, договоры с партнёрами);
  • организационно-управленческое обеспечение включает в себя расширение сети социальных партнеров ГАПОУ СО «КУТТС» и внедрение в практику профориентационной деятельности современных управленческих технологий в образовательной сфере, а также осуществление мониторинга качества профориентационной подготовки обучающихся.
  • кадровое (формирование мотивации коллектива техникума по осуществлению педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов и школьников);
  • научно-методическое (разработка программ педагогического сопровождения профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития специалистов; технологий проведения профессиональной диагностики с использованием сети Интернет; программ тестирования/анкетирования для различных возрастных категорий учащихся и студентов);
  • информационное (создание единого информационного образовательного пространства для субъектов профориентации; приобретение программного обеспечения для проведения профдиагностики, профконсультирования, профподбора; формирование медиатеки профориентационных ресурсов; актуализация баз данных о направлениях подготовки и специальностях в техникуме).

Информирование общественности о проведенных мастер-классах осуществляется на официальном сайте техникума, печатных и телевизионных СМИ, социальных сетях.

Активная вовлеченность студентов в проведение кулинарных мастер-классов демонстрирует участникам этого мероприятия хороший уровень владения ими профессиональными и социокультурными навыками, что способствует созданию положительного имиджа об образовательной и воспитательной среде техникума.

Единая система мониторинга образовательных потребностей, формирование механизма управления кадровым потенциалом позволит не только оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда, но и прогнозировать ситуацию на нем, и в итоге готовить именно тех специалистов, которые будут востребованы через пять-шесть лет.

Критерии результативности

Количественные:

  • количество мероприятий профориентационной направленности;
  • количество детей и подростков, вовлечённых подростков в мероприятия профориентационной направленности;
  • процентное соотношение участников проектных мероприятий по плану и по факту;
  • количество организаций-партнёров, вовлечённых в реализацию проекта;
  • ориентация выбора выпускников школ в пользу учреждений СПО;
  • количество разработанных и распространённых информационно-методических материалов (буклеты, листовки, рекламные проспекты, обобщение опыта, методические разработки).

Качественные:

  • увеличение доли мотивированных абитуриентов техникума;
  • положительный резонанс в городе и повышение социального статуса техникума;
  • создание сети организаций-партнёров по выбранному направлению деятельности;
  • повышение престижа рабочих профессий и увеличение конкурса при поступлении абитуриентов;
  • заинтересованность работодателей в выпускниках техникума;
  • отзыв о мероприятиях проекта, освещение на сайте техникума, публикации; действующая модель профессионального самоопределения детей и подростков, реализующая актуальные задачи для развития экономики города и региона.

Данные о результативности

В период с 2017 года по 2018 год наблюдается увеличение количества участников тематических мастер-классов, что отражает рост востребованности практики.

В рамках реализации федерального экскурсионно-образовательного проекта «Живые уроки» в мастер-классах приняли участие 157 человек. В различные форматы профориентационной практики были вовлечены более 600 обучающихся города Каменска-Уральского.

В результате реализации проекта сохраняется увеличение конкурса при поступлении на профессию «Повар, кондитер» и специальность «Поварское и кондитерское дело». Увеличилось количество победителей и призеров различных конкурсов профессиональной направленности среди обучающихся техникума, в том числе обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Нормативная база практики

  • Положение о Многофункциональном центре прикладных квалификаций ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» (Приложение 1).
  • Дорожная карта реализации проекта (Приложение 2).
  • Учебно-методическая разработка по организации мастер-класса «Креативные подходы к изготовлению конфет ручной работы» (Приложение 3).
  • Методическая разработка мастер-класса по оформлению пряников с элементами духовно-нравственного воспитания «Праздник к нам приходит» (Приложение 4).
  • Методическая разработка профессиональных проб «Приготовление детской фигурной сдобы из дрожжевого теста (Приложение 5).
  • Учебно-методическая разработка по организации мастер-класса «Конфеты ручной работы ручной работы».
  • Учебно-методическая разработка по организации мастер-класса «Пасхальное песочное печенье».
  • Учебно-методическая разработка по организации мастер-класса «Фигурная сдоба».
  • Учебно-методическая разработка по организации мастер-класса «Слойка с яблоками».
  • Учебно-методическая разработка по организации мастер-класса «Творожный кекс».
  • Учебно-методическая разработка по организации мастер-класса «Турбинка».
  • Учебно-методическая разработка по организации мастер-класса «Лепешка диетическая».
  • Программа дополнительного образования «Русская кухня».
  • Программа дополнительного образования «Европейская кухня».
  • Программа дополнительного образования «Домашний кондитер».
  • Программа дополнительного образования «Официант».
  • Программа дополнительного образования «Карвинг».
  • Спецификация мастер-классов (Приложение 6).

Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

Разработанная практика является универсальной и может масштабироваться по направлениям деятельности в различных отраслях.

В 2015 году в журнале «Профессиональное образование и рынок труда» №№ 8-9-10/2015, г. Екатеринбург опубликованы следующие статьи: «Профориентация с детского сада» (Бубнова, В.А.), «Профессиональное становление студентов в соответствии с требованиями стандартов WorldSkills» (Калиева, К.А., Стенина, О.Н.)

Обобщение опыта и публикация материалов практики представлена в методических рекомендациях, сборниках докладов и в приложении к ежемесячному, теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование» № 5, 2017. В 2018 году в журнале «Платформа-навигатор: развитие карьеры» № 2(5)2018 опубликована статья: Калиева, К. А. Школа юных кулинаров-путеводитель по вкусным мастер-классам.

В декабре 2016 года ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» присвоен статус региональной инновационной площадки «Инновационно-образовательный кластер «Профессиональное самоопределение детей и подростков».

В марте 2017, 2018 гг. данная практика была представлена на региональной конференции с участием образовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области, имеющих статус региональной инновационной площадки в Свердловской области.

В 2018 году в рамках Деловой программы открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в г.Тюмени состоялась экспертная сессия «Модели взаимодействия ПОО с предприятиями и организациями реального сектора экономики». На площадке лучших практик был представлен опыт профориентационной работы в ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» через Многофункциональный центр прикладных квалификаций

Учредители