События

16.11.2015
Итоги семинара «Презентация методических рекомендаций для регионов по реализации практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, дальнейшее тиражирование проекта «Дуальное образование»

В рамках Второго Чемпионата WorldSkills Hi-Tech 2015 в Екатеринбурге 1 ноября прошел методический семинар «Презентация методических рекомендаций для регионов по реализации практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, дальнейшее тиражирование проекта «Дуальное образование».

В ходе семинара было отмечено, что с конца 2013 года в ряде российских регионов реализуется проект Агентства стратегических инициатив «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р, предусматривает «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения».

Методические рекомендации по внедрению практико-ориентированной (дуальной) модели обучения разрабатывались с целью раскрыть возможности и ограничения внедрения этой модели на территории Российской Федерации.

Анализ проблем внедрения элементов дуального образования (обучения) в Российской Федерации и подходов к их решению проводился на основе результатов деятельности пилотных регионов-участников проекта Агентства стратегических инициатив, а также проекта Российско-Германской внешнеторговой палаты в Москве по внедрению элементов дуального обучения в Российской Федерации «VETnet».

Главными выводами проведенного анализа являются:

1) дуальная система подразумевает вовлечение в систему профессионального образования организаций работодателя в качестве провайдеров образовательных услуг (с правом приема на обучение по программам СПО в российской терминологии), что в России (как и во многих странах мира) невозможно в силу исторически сложившихся традиций, особенностей законодательства. В связи с этим в тексте Методических рекомендаций используется формулировка «внедрение элементов дуального образования (обучения)»; 2) помимо элементов дуального образования (обучения) существуют другие формы обучения на рабочем месте, использующихся как в России, так и за рубежом в рамках практико-ориентированного профессионального образования. Это организация практики на рабочем месте в рамках образовательной программы; обучение на специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях образовательных организаций (в мастерских, лабораториях, учебных фирмах, на полигонах, в ресурсных центрах и т.д.). 3) как правило, эти формы комбинируются или используются по отдельности в силу специфики направлений подготовки (например, для социльной сферы, сферы услуг, сервиса эффективна форма обучения на специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях образовательных организаций (в мастерских, лабораториях, учебных фирмах, на полигонах, в ресурсных центрах и т.д.); 4) в соответствии с условиями социально-экономического развития современной России эффективным и востребованным оказывается внедрение элементов дуального образования (обучения) с участием крупного бизнеса, что подразумевает повышение его ответственности за результаты обучения и степени вовлеченности в образовательный процесс; 5) для успеха взаимодействия региональной власти, бизнеса и системы профессионального образования необходима организация (структура) – оператор взаимодействия.

Основной задачей Методических рекомендаций является показать особенности внедрения элементов дуального образования (обучения) в субъектах Российской Федерации с участием крупного бизнеса. Необходимо различать «узкий» и «широкий» смыслы понятия «дуальное образование (обучение)», сложившиеся в Российской Федерации. В узком смысле это форма организации, реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое – в организации работодателя. В этом случае происходит совпадение с формой организации практики на рабочем месте в рамках образовательной программы. Эта форма, как правило, подразумевает взаимодействие профессиональной образовательной организации с организацией работодателя и не ведет к изменениям на уровне всего субъекта РФ.

В широком смысле – это инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального образования, профессионального самоопределения, независимой оценки квалификаций, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве. Регулируются взаимоотношения сторон гибкой консенсусной, коллегиальной системой управления. Каждая система влияет на развитие другой и одна без другой не может существовать.

Именно целостностью и одновременно распределенностью функций участников обеспечивается эффективность практико-ориентированной (дуальной) модели обучения.


Материалы

*.ppt
Файл: Итоги семинара Есенина 1 Ноября 2015.ppt (367 Кб)
Загружен: 11.02.2016 15:12:23
*.pptx
Файл: Итоги семинара Головина 1 Ноября 2015.pptx (998.67 Кб)
Загружен: 11.02.2016 15:11:55

Возврат к списку

Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России