Международное сотрудничество

Российско-германское сотрудничество в сфере профессионального образования
Российско-германское сотрудничество в сфере профессионального образования

Сотрудничество России и Германии в сфере образования имеет глубокие исторические корни и традиции, уходящие в глубь столетий. Если ограничиться только прошлым и нынешним веками, то взаимодействие в сфере профессионального образования насчитывает около семидесяти лет – солидная человеческая жизнь.

Недавно проходил российско-германский год образования, науки и инноваций, который укрепил и развил существующие связи между образовательными учреждениями России и немецкими компаниями, ведущими свою деятельность на территории нашей страны. С 2005 года в рамках Российско-Германской рабочей группы по профессиональному образованию ведется плодотворное сотрудничество, которое уже содействовало установлению взаимного понимания систем профессионального образования обеих стран и обмену опытом, оказав тем самым поддержку общественному и экономическому развитию.

В ноябре 2012 года между нашими странами был подписан Меморандум о намерениях Министерства образования и науки Российской Федерации и научных исследований Федеративной Республики Германия по сотрудничеству в сфере профессионального образования и повышения квалификации. С этого же времени сопровождение деятельности Российско-Германской рабочей группы по профессиональному образованию с российской стороны ведет Федеральный институт развития образования, с немецкой стороны – Федеральный институт профессионального образования.

13 июня 2013 года в Берлине состоялось заседание российско-германской стратегической рабочей группы по сотрудничеству в области экономики и финансов. На нем было подписано совместное заявление о сотрудничестве в сфере подготовки в России профессиональных кадров по техническим специальностям между Агентством стратегических инициатив и Российско-Германской внешнеторговой палатой.

На седьмом заседании Российско-Германской рабочей группы по профессиональному образованию, прошедшем 28 ноября 2013 года в Москве, было решено, что Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Агентство стратегических инициатив, Федеральный институт развития образования, Российско-Германской внешнеторговой палатой, Министерство образования и научных исследований Германии объединят свои усилия и усилия экспертов обеих сторон в совместном российско-германском проекте по подготовке рабочих кадров на основе дуальной системы.

Профессиональное образование – основа конкурентоспособности экономики страны. Так часто мы встречаем эту мысль в современных российских публикациях и документах. Как от идеи перейти к реальности? Профессиональное образование – значит, накрепко связано с миром профессий: рынком труда, организациями работодателей. Единство теории и практики, междисциплинарный, интегрированный подход в основе образовательного процесса, акцент на применении умений и знаний в профессиональной деятельности – вот основные принципы компетентностного подхода, лежащего в основе новых российских образовательных стандартов профессионального образования (ФГОС). Для успеха их реализации необходимо тесное взаимодействие образовательных организаций профессионального образования с работодателем. И такой опыт есть в России, но его пока нельзя назвать общепринятой практикой.

Они очень близки по своим принципам – компетентностный подход и дуальная система, но есть и отличия, которые особенно важно осознать сейчас в нашей стране. Дуальная система строится на инициативе и ответственности предприятий. Обучение организует предприятие с привлечением при необходимости Центров компетенций и профессиональных школ (колледжей в русском понимании). Предприятие заключает договор с учеником (прилагается образец). Предприятие готовит инструкторов-наставников и мастеров (мастер – высшее звание, для этого нужен стаж по профессии не менее 5 лет, курсы повышения квалификации в объеме 90 часов и успешное прохождение экзамена в торгово-промышленной палате или ремесленной палате; звание мастера приравнивается к диплому бакалавра, дает право открывать собственное дело в определенной отрасли, но звание мастера в обязательном порядке требуется для «регулируемых профессий», т.е. тех, в которых существует повышенная опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды. Это 53 профессии из 333 существующих в перечне Германии на сегодня). Образовательные программы и программы подготовки инструкторов и мастеров основаны на регламенте обучения (аналог наших профессиональных стандартов), законе о профессиональном образовании Германии, Директиве о пригодности инструкторов. Экспертные и экзаменационные работы проводят палаты (торгово-промышленные и ремесленные), их называют «компетентные органы». Основная цель обучения по дуальной системе – самостоятельное выполнение профессиональных задач после окончания обучения. Краеугольный камень немецкой дуальной системы – работа с преподавательским корпусом системы профессионального образования, который преимущественно формируется из работников организаций работодателей. «Директива о пригодности инструкторов» определяет ряд требований, например: - разработка содержания обучения (разработка программы и УМК); - обеспечение достижения обучающимся положительных результатов (в том числе условий, которые способствуют успешному обучению и развитию культуры мотивации к деятельности (учебной и профессиональной), обратной связи с обучающимися); - выбор методов и материалов обучения соответственно целевой аудитории и использование их в соответствии с учебной или рабочей ситуацией; - определение потребностей в сотрудничестве с учреждениями-партнерами.

Поддержку обучения инструкторов с методической точки зрения осуществляет Федеральный институт профессионального образования, использующий Интернет-портал FORAUS (дословно: «для мастера»).  Разработаны материалы для дистанционного обучения, оказываются консультационные услуги, проводятся курсы и тренинги, организован форум по обмену опытом между инструкторами и мастерами.

Важной составляющей дуальной системы является координирующая и экспертирующая роль торгово-промышленных и ремесленных палат Германии. Немецкие компании обязаны регистрироваться в палатах и делать взносы, которые идут на обеспечение образовательного процесса. Например, в области строительства существует так называемая касса социального строительства – фонд финансирования социальных нужд отрасли. Компании, ведущие обучение, получают из этого фонда финансовую поддержку. (Справочно: в Берлинской земле 1800 строительных предприятий, но ведут обучение и получают фин.поддержку только 200)

Обучение часто происходит по сетевому принципу: в Центре компетенций (закладываются основы профессии), в профессиональной школе (теоретическое обучение), на предприятии (производственная практика).

Программу обучения формирует гильдия, экспертизу программа проходит с специальной структуре (координационном совете), где представлены все заинтересованные стороны – работодатели и их ассоциации, торгово-промышленные и ремесленные палаты, профсоюзы, образовательные организации, министерства: образования и научных исследования, экономики, труда, мастера и обучающиеся.

Координационный совет утверждает изменения в рамочных учебных планах и профессиональных стандартах (регламентах обучения по профессиям), утверждает новые профессии (квалификации). Структура голосования: 8 голосов от каждой социальной группы (профсоюзы, министерства, регионы), решение принимают консенсусно.

Дуальная система позволяет совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в профессиональной школе, остальные время — на предприятии. В рамках дуальной системы можно приобрести одну из 333 официально признанных государством профессий. Программа обычно рассчитана на три года и завершается экзаменом на основе принципов независимости и объективности. Комиссию формируют палаты, в нее входят представители предприятия, профессиональной школы, самих палат. Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах по поиску и подбору работников. Участие в подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда (так называемом HR-бренде компании). При этом за ним остается право выбора, и оно само решает, организовывать ли у себя обучение. Для молодых людей Германии дуальное обучение — это возможность рано приобрести самостоятельность. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания им гарантировано рабочее место. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность. Основная нагрузка в области профессионального образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд. евро ежегодно. Эта сумма больше той, в какую обходится государству содержание вузов. Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему профессиональных школ. Главная же функция государства — координация и обеспечение законодательной базы. На федеральном уровне в Германии принят Закон «О профессиональном образовании» (далее – закон), «Ремесленное уложение», «Директива о пригодности инструкторов», которые регулируют взаимоотношения учащегося с предприятием и образовательным учреждением. Закон этот также определяет, какие предприятия могут участвовать в программе (из 3,6 млн предприятий Германии в программе профессионального обучения задействовано 500 тыс.). Согласно Закону, положения о подготовке специалистов принимаются организациями работодателей и работников наемного труда, затем вводятся в действие на федеральном уровне компетентным министром (как правило, министром экономики). Министерство труда в свою очередь разрабатывает «Положение об обучении», регламентирующее экзаменационные требования. Общая идеология сотрудничества определяется Федеральным институтом профессионального образования. На уровне федеральных земель действует Постоянная конференция их министров образования. Каждое из земельных министерств осуществляет контроль за деятельностью всех профессиональных школ на своей территории, разрабатывает типовые положения, отвечает за обеспечение их преподавательскими кадрами и за содержание учебных программ. Кроме того, к его компетенции относится правовой контроль и сотрудничество с региональными палатами по вопросам профессионального обучения. В задачи этих палат входит контроль наличия на предприятиях необходимых условий для обучения учеников, а также создание экзаменационных комиссий.


В стране обеспечивается единое образовательное пространство при возможности регионов решать свои специфические задачи в сфере профессионально-технической подготовки кадров.


Основными институциональными органами в системе подготовки кадров для промышленности по-прежнему остаются ассоциации промышленников, Федеральное министерство образования и научных исследований ФРГ, Федеральное министерство экономики и технологий ФРГ, земельные министерства и ведомства. Одним из относительно новых инструментов решения актуальных проблем стали Центры компетенций. Они реализуют разнообразные направления деятельности:


- исследование потребностей рынка труда (спроса на программы профессионального обучения, подготовки, переподготовки кадров);
- профессиональное обучение;
- повышение квалификации, переподготовка;
- профориентация.


Центры компетенций позволяют облегчить нагрузку малого и среднего бизнеса по подготовке кадров за счет интеграции ресурсов, не уменьшать объемы подготовки в кризисные периоды, когда происходит сокращение рабочих мест, готовить школьников к выбору профессии, осваивать новое оборудование и технологии. Компании (особенно мелкие и средние предприятия и фирмы) не в состоянии обеспечить профессиональное обучение, которое охватывает весь спектр необходимых им практических квалификаций. Эту задачу и решают центры компетенций, расположенные во всех крупных промышленных регионах страны. В зависимости от потребностей региона они могут быть узко специализированными или многопрофильными.


Формирование учебного плана осуществляется на основе заказов предприятий. Контингент обучающихся составляют выпускники общеобразовательных школ, безработные, состоящие на бирже труда, ушедшие в отставку военнослужащие. Независимо от принадлежности к одной из этих категорий, любой потенциальный студент должен сначала подать заявку в фирму-работодатель, пройти там собеседование, заключить договор на обучение. В центрах студенты проходят практическое обучение, теоретический курс они осваивают в профессиональных школах.


Финансирование центров компетенций осуществляется за счет налоговых поступлений от фирм-работодателей (70%), из средств земельных и федерального бюджета (30%). На закупку нового оборудования центры 75% средств получают от фирм (возможно, в форме поставок самого оборудования) и 25% — из земельных и федерального бюджетов.


Финансирование центров компетенций осуществляется за счет налоговых поступлений от фирм-работодателей (70%), из средств земельных и федерального бюджета (30%). На закупку нового оборудования центры 75% средств получают от фирм (возможно, в форме поставок самого оборудования) и 25% — из земельных и федерального бюджетов. Педагогические кадры (инструкторы) должны постоянно совершенствовать качество своей деятельности. Они регулярно проходят повышение квалификации через освоение специализированных курсов и стажировку на предприятиях, для которых центр компетенций готовит персонал. Повышение квалификации обеспечивают эксперты, имеющие соответствующую лицензию на такой вид деятельности.

(Есенина Е. Ю., Факторович А. А.,
Центр профессионального образования ФИРО)


Возврат к списку

Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России