Мультицентр социальной и трудовой интеграции

Мультицентр социальной и трудовой интеграции

Номинация: Равные возможности

Субъект РФ: Ленинградская область
Тип практики: Образовательные
Организация:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Мультицентр социальной и трудовой интеграции»
Юридический адрес: 188640, Ленинградская область, город Всеволожск, улица Шишканя, дом 4.

Ответственное лицо
ФИО: Бойцов Валентин Николаевич
Должность: специалист по связям с общественностью
Тел: 8-905-289-81-67
Email: smi.mcsutu@yandex.ru

Видео-визитка
Аннотация:

Разработана и внедряется модель нетипового государственного учреждения профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на основе авторских адаптированных образовательных программ профессионального обучения.

Реализация модели обеспечена сформированными эффективными алгоритмами межведомственного взаимодействия (Комитет по образованию, Комитет по труду, Комитет по социальной защите).

Практика может быть интересна региональным органам исполнительной власти как пример успешного решения проблемы социальной и трудовой интеграции инвалидов и людей с ОВЗ; работодателям, создающим рабочие места для лиц с ОВЗ, образовательным организациям, реализующим программы обучения инвалидов и людей с ОВЗ, программы инклюзивного образования.

Мультицентр работает по принципу обучения «под заказ»: принимает заявки от работодателей о наличии вакантных мест для трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ, на основании этой информации формирует учебную группу по профессии. По завершении обучения работодатель принимает выпускника Мультицентра. В соответствии с учебным планом большинство учебных занятий и производственная практика проходят на реальных производственных местах.

С момента открытия Учреждения прошли профессиональное обучение 257 человек, на 01.08.2017 – 86 человек (35% от общего числа обученных) ведут профессиональную деятельность на предприятиях Ленинградской области.

Идея мультидеятельности реализуется за счет не только обучения, но и социализации лиц с ОВЗ. В отделении «Учебное проживание» созданы условия для социальной адаптации обучающихся, приобретения навыков самообслуживания в бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности. В краткосрочной перспективе планируется создание «Агротехнопарка» - комплекса территорий с монопрофильной экономикой, ориентированной на производственную и аграрную отрасли, включающий реабилитационную и жилую инфраструктуру с расширенными параметрами доступной среды.

Номинантом разработаны и апробированы 32 адаптированные образовательные программы профессиональной подготовки, 9 программ адаптационного цикла. Сформированы и постоянно обновляются банки данных: Банк Кандидатов на обучение; Банк потенциальных Работодателей. Разработана должностная инструкция специалиста по взаимодействию с работодателями.

Описание практики:

Актуальность

От общей численности населения региона – (1,8 млн. человек) граждане, имеющие статус инвалида по здоровью, составляют чуть более 8 % – 157 тыс. человек.

Исследование трудоустройства и занятости людей с инвалидностью, проведенное 2015 году благотворительным фондом «Место под солнцем», совместно с комитетами правительства Ленинградской области (труда и занятости, социальной защиты, образования), показало, что в Ленинградской области проживают около 32 000 жителей с инвалидностью в трудоспособном возрасте имеющие рекомендации к трудоустройству. Только 1218 из них состоят на учете в центре занятости. По данным комитета по труду и занятости населения Ленинградской области в 2016 году был трудоустроен 541 житель с инвалидностью, что составляет 1,7 % от 32 000 инвалидов. Одной из главных причин низкого процента трудоустройства инвалидов является отсутствие целостной системы профессиональной подготовки по адаптированным образовательным программам, целевого трудоустройства и последующего сопровождения инвалидов на рабочих местах, что проявляется в отсутствии отработанного межведомственного взаимодействия между образованием, социализацией, трудоустройством и последующим сопровождением работника и работодателя.

Цель и задачи

Цель:
создание модели нетипового государственного учреждения профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ на основе авторских адаптированных образовательных программ профессионального обучения и комплексной подготовки каждого обучающегося. Отработка эффективных алгоритмов меж-ведомственного взаимодействия профильных ведомств (комитет по образованию, комитет по труду, комитет по социальной защите).

Задачи:

  • совершенствование организационной структуры учреждения, разработка нормативно-правового обеспечения деятельности учреждения;
  • отработка «модульного подхода» к разработке программ профессионального обучения инвалидов для расширения перечня актуальных профессий открытого рынка труда;
  • профессиональная диагностика инвалидов с целью выявления их реальных возможностей и потенциала в профессии с учетом группы инвалидности и степени ограничения способности к функциональным нагрузкам;
  • включение в образовательную программу дисциплин адаптационного цикла, развивающих социально значимые навыки (домоводство, основы правовой грамотности, основы финансовой грамотности, социальная адаптация на рынке труда, этика и психология делового общения и др.);
  • целевое обучение и адресное трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ, освоивших программы профессионального обучения; формирование общественного мнения относительно трудящихся инвалидов как конкурентоспособного кадрового ресурса;
  • самореализация молодых инвалидов как равноправных членов общества.

Средства и способы реализации практики

Программа развития Мультицентра социальной и трудовой интеграции для граждан, имеющих статус инвалида или лица с ОВЗ, с их целевым обучением, трудоустройством и последующим сопровождением на рабочем месте является инновационной для большинства регионов России.

Реализация данной идеи предполагает преобразование образовательного учреждения профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в нетиповое межведомственное учреждение с поэтапным развитием в региональный агротехнопарк, предполагающий создание универсальной доступной среды во всех сферах жизнедеятельности граждан с инвалидностью.

ЭТАП 1 (01.05.2014 – 02.09.2015)

Создание в 2015 году государственного профессионального образовательного учреждения, основной целью деятельности которого является целевая профессиональная под-готовка, переподготовка и повышение квалификации инвалидов и лиц с ОВЗ для последующего адресного трудоустройства.

Организация структуры учреждения, подбор кадров, разработка и утверждение локальных нормативных актов учреждения, оборудование учебных классов и учебно-производственных мастерских с обязательной аттестацией рабочих мест для обучающихся, организация учебно-тренировочной деятельности отделения «Учебное проживание», разработка и утверждение адаптированных образовательных программ профессионально-го обучения по профессиям, разработка и утверждение адаптационных программ социально-развивающего цикла, утверждение дополнительных общеразвивающих программ.

Учреждение обучает инвалидов и лиц с ОВЗ по следующим профессиям: уборщик служебных помещений, швея, изготовитель художественных изделий из керамики, изготовитель художественных изделий из бересты, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, обувщик по ремонту обуви, садовник, цветовод, пекарь, официант, мойщик посуды и др.

С момента открытия учреждения прошли профессиональное обучение 257 человек, на 01.08.2017 – 86 человек (35 % от общего числа обученных) ведут профессиональную деятельность на предприятиях Ленинградской области, часть выпускников перешла на следующую ступень образования – среднее профессиональное образование, с остальными продолжают работать специалисты по взаимодействию с работодателями с целью содействия трудоустройству.

Мультицентр принимает заявки от работодателей о наличии вакантных мест для трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ. На основании этой информации учреждение формирует учебную группу по профессии, обучает и адресно трудоустраивает. Работодатель принимает выпускника мультицентра, который за время обучения овладел основными профессиональными навыками, научился ответственно относиться к поручениям, работать в коллективе. Для формирования профессиональных компетенций педагоги учреждения используют практикоориентированный подход. В соответствии с учебным планом большая часть учебных занятий и производственная практика обучающихся проходят на реальных производственных местах. Председателем аттестационной комиссии на итоговом квалификационном экзамене является работодатель или его представитель. Данный подход позволяет подготовить более адаптированных к реальным условиям труда работников.

В целях обеспечения реализации адаптированных образовательных программ профессиональной подготовки в учреждении созданы условия, позволяющие:

  • формировать профессиональные компетенции;
  • проводить индивидуальную работу с обучающимися;
  • работодателям и технологам – участвовать в разработке программ профессионального обучения;
  • использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии;
  • учебно-методическое обеспечение реализуется через использование учебных, методических и дидактических пособий, разработанных педагогами учреждения. Пособия содержат дифференцированные задания для обучающихся с разным уровнем подготовки.

В период обучения в мультицентре слушатели не только осваивают профессию, но и готовятся к самостоятельной жизни. В отделении «Учебное проживание» созданы все условия для социальной адаптации обучающихся, приобретения и развития навыков самообслуживания в бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности.

Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения оказывают помощь обучающимся по различным направлениям: юридическое сопровождение, медицинское, помогают решать социальные проблемы с оформлением льгот и постановкой на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. По окончании обучения выпускники заключают договор о сопровождении в период их адаптации на рабочем месте.

ЭТАП 2. Реновация (январь 2017 – декабрь 2017)

(Видеоролик

В настоящий момент проходит 2-й этап реализации проекта – развитие материально технической базы учреждения для создания оптимальных условий деятельности учреждения, получение дополнительных площадей 2974,23 кв. м.

После реконструкции мультицентр будет рассчитан на одновременное учебное проживание 60 человек. По результатам реконструкции в здании разместятся следующие основные группы помещений: входная зона; административные помещения; зона отдыха с бытовыми помещениями; столовая на 60 посадочных мест; медицинский блок; ремесленные мастерские; учебный класс по охране труда; слесарная мастерская; столярная мастерская; мастерская по ремонту инвалидных колясок; тепличные комплексы и ягодный питомник.

Капитальный ремонт морально и технически устаревших помещений здания, реконструкция существующих и строительство новых коммунальных сетей, оснащение вновь созданных мастерских и классов оборудованием, мебелью, наглядными пособиями, создание и оборудование новых рабочих мест для персонала, приведение в соответствие с требованиями законодательства действующей части учреждения, приведение к фактическому соответствию документации на земельный участок и объекты, находящиеся в оперативном управлении учреждения.

Планируемые этапы развития:

ЭТАП 3 (2018). Создание производственного центра интеграции (ПЦИ) – организация на базе учреждения центра моделирования малых форм предприятий с работающими инвалидами в сфере услуг и производства товаров для инвалидов с целью последующего трудоустройства выпускников на собственном производстве.

ЭТАП 4 (2018 – 2021 годы). «Агротехнопарк» – комплекс территорий с моно-профильной экономикой, ориентированной на производственную и аграрную отрасли, включающий реабилитационную и жилую инфраструктуру с расширенными параметрами доступной среды.

Создание «Агротехнопарка» является завершающим этапом развития проекта, на основе наработанного фактического опыта, и решает важнейшие социальные и производственные вопросы развития региона: импортозамещение; организацию новых рабочих мест (в том числе для инвалидов); поддержку малого и среднего бизнеса; обеспечение социально развитой инфраструктурой и доступным жильём, нуждающихся граждан; создание стандартов рабочих мест для инвалидов и отработка параметров доступной среды на производстве.

Результатом стратегического инновационного развития мультицентра явится создание на его базе модели нетипового государственного учреждения профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ; обладающего уникальной базой данных, актуальных обновлений в системе социальной и трудовой интеграции инвалидов.

Критерии результативности

Программа развития государственного автономного профессионального образовательного учреждения Ленинградской области "Мультицентр социальной и трудовой интеграции" разработана в соответствии с федеральными и региональными документами, определяющими приоритетные направления развития профессионального образования для лиц с ОВЗ и инвалидов.

Адаптированные программы профессионального обучения разработаны на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, профессиональных стандартов по профессиям (при наличии) и с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Данные о результативности

  • Разработана комплексная программа развития (Архив, приложение 1 - Программа развития). С 02.09.2015 – по 01.05.2017 – прошли профессиональное обучение 257 человек, на 01.08.2017 – трудоустроено 86 человек. Среди 257 выпускников, 37 человек освоили в учреждении по 2 профессии (включая повышение квалификации), а 2 выпускника прошли обучение и получили свидетельства о профессии рабочего, должности служащего по 3 профессиям.
  • 17 человек из числа всех выпускников после успешного освоения профессии в мультицентре продолжили обучаться в иных учреждениях образования, таких как «Профессиональный реабилитационный лицей», «Кингисеппский колледж технологии и сервиса» и др.
  • Разработаны и апробированы 32 адаптированные образовательные программы профессиональной подготовки (примеры: 19258 «Уборщик служебных помещений», 15398 «Обувщик по ремонту обуви» и другие. Подробнее: мультицентр.com/about/edu/).
  • Разработаны и апробированы 9 программ адаптационного цикла (пример: «Ос-новы правовой грамотности», «Социальная адаптация на рынке труда» и другие. Подробнее: мультицентр.com/about/programms/).
  • Сформированы и постоянно обновляются банки данных:
    банк кандидатов на обучение;
    банк потенциальных работодателей;
    банк преподавателей – привлекаемых специалистов вне штата учреждения;
    банк образовательных программ.
    банк привлекаемых экспертов для рецензирования программ.
  • Созданной в учреждении профдиагностической комиссией проводится профессиональная диагностика инвалидов и лиц с ОВЗ в целях выявления потенциальных способностей к трудовой деятельности с учетом их функциональных ограничений.
  • Создана служба социально-психологического сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными обучениями здоровья для успешной адаптации в период обучения, адаптации на рабочем месте и самостоятельного проживания (педагог-психолог, социальный педагог, юрист, специалист по взаимодействию с работодателями, мастер производственного обучения и др. специалисты учреждения). (Архив, приложение 2 - Должностная инструкция специалиста по взаимодействию с работодателями)
  • 01 сентября 2017 года открыт методологический центр разработки и апробации адаптированных программ профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ

Нормативная база практики.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Рос-сийской Федерации» (ред. от 01.05.2017, с изм. до 29.07.2017 – ст.2, пп.1-3, 5, 8-10; 12-13, 15-29; 31; ст. 73; ст. 79);
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 01.06.2017 – гл. I, ст.1; ст.3.1; ст.4, п.6, п.21; ст.5, п.7; гл.III, ст.9; ст.11.1; гл.IV, ст.14; ст.15, п.6; ст.19-24);
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 29.07.2017) «О занятости населения в Российской Федерации» (о дополнительных гарантиях инвалидов в сфере занятости п.2 ст., 5; ст., 13; п.3 ст., 23; п.1,3 ст., 25);
приказ Минтруда России от 13.06.2017 № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»;
приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;
приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» (ред. от 03.02.2017);
устав государственного автономного профессионального образовательного учреждения Ленинградской области «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» (ред. от 07.04.2017);
Положение о профдиагностической комиссии ГАПОУ ЛО «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» (Архив, приложение 3 - Положение о ПДК);
Положение об отделении "Учебное проживание" ГАПОУ ЛО «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» (Архив, приложение 4 - Положение-об-отделении-Учебное-проживание)
Положение об организации научно-методической работы ГАПОУ ЛО «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» (Архив, приложение 5 - Положение. НМР)
Положение о службе психолого-педагогической поддержки и социальной интеграции ГАПОУ ЛО «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» (Архив, приложение 6 - Положение о службе психолого-педагогической поддержки и социальной интеграции ГАПОУ ЛО МЦ СиТИ)
Дополнительно ознакомиться с ЛНА Мультицентра можно на сайте: мультицентр.com/

Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации

Ограничением для применения нашего опыта может быть отсутствие у педагогических работников образования, соответствующего требованиям профессионального стандарта, утвержденного приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования".

Для улучшения кадрового обеспечения учреждения и повышения профессионального уровня 25 педагогов ГАПОУ ЛО «МЦСиТИ» в марте 2017 г. прошли профессиональную переподготовку в ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки «Педагог профессионального образования».

Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

Опыт создания и функционирования мультицентра подробно описан во Все-российском научно-педагогическом журнале «Педагогический журнал» // Педагогический журнал. 2017. Том 7. № 1А. С. 369 – 379., представлен на международных и региональных конференциях и совещаниях

Новые подходы в коррекционном профессиональном образовании: Мультицентр как учреждение сопровождаемого трудоустройства // Журнал Профессиональное образование. Столица № 1, 2017. С. 25-–27.

Всероссийский семинар-совещание «Общественный мониторинг доступности трудовой занятости для инвалидов», тема «Предложения по совершенствованию трудового законодательства и развитию необходимых инструментов по обеспечению доступности труда для инвалидов, повышению эффективности системы занятости инвалидов в целом на основании опыта» (Санкт-Петербург, 07.09.2017).

Областной педагогический совет «Ленинградская область: от качественного образования к успешной личности», тема «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» (Санкт-Петербург, 22.08.2017).

ХХI Петербургский международный экономический форум – 2017, конференция «Женщина-лидер», тема «Роль женщины в развитии гуманитарного сотрудничества и благотворительной деятельности» (Санкт-Петербург, 31.05.2017).

Круглый стол «Образование для будущего: современные методы обучения и воспитания», тема «Создание среды равных возможностей для обучающихся с особыми образовательными потребностями» (Москва, 12.05.2017).

Конференция «Духовные традиции российского предпринимательства», тема «Благотворительность "в ногу со временем" или основные критерии "полезной благотворительности"» (Санкт-Петербург, 03.12.2016).

Форум малого, среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей Ленинградской области «Энергия возможностей. Стратегия успеха.». тема «Новый кадровый ресурс»(Санкт-Петербург, 13.09.2016) и др.


Файлы:


Все файлы одним архивом:
Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России