Центр сопровождения молодых педагогов «Pro-Движение».

Центр сопровождения молодых педагогов «Pro-Движение».

Номинация: От профессионального выбора к успешной карьере

Субъект РФ: Санкт-Петербург
Тип практики: Образовательные
Организация:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж №8»
Юридический адрес: 192131 Санкт-Петербург, ул. Ивановская, д.16

Ответственное лицо
ФИО: Анастасия Андреевна Архипова
Должность: заместитель директора по инновационному развитию
Тел: 8(960)2514444
Email: anastasia.arhipova@gmail.com
Аннотация:

Разработана и внедрена программа комплексного (правового, психологического, методического) сопровождения молодых педагогов, основанная на изучении их актуальных профессиональных запросов и потребностей. Практика представляет интерес для образовательных организаций профессионального и высшего образования, осуществляющих подготовку педагогических кадров, а также для общеобразовательных школ, заинтересованных в привлечении и удержании молодых педагогов.

Реализация практики основана на формировании комплекса условий для успешной профессиональной адаптации и интеграции молодых педагогов. Работа осуществляется Центром сопровождения молодых педагогов «Pro-Движение», который выступает связующим звеном между молодыми специалистами и педагогическим сообществом. Практика содержит описание технологии работы Центра «Pro-Движение» и механизмы взаимодействия с сетевыми партнёрами (образовательными организациями различного типа и уровня, методическими центрами, заинтересованными профессионалами) по сопровождению профессионального развития молодых педагогов.

Описание практики:

Актуальность

Способность специалистов качественно решать профессиональные задачи в быстро меняющихся условиях педагогической действительности оказывает непосредственное влияние на качество воспитания, развития и обучения, на успешность процессов социализации и индивидуализации детей. Эффективность педагогической деятельности в значительной степени определяется уровнем подготовки молодых педагогов и успешностью их профессионального развития, качеством сопровождения начинающих специалистов со стороны профессионального сообщества.

Вместе с тем, начиная самостоятельную профессиональную деятельность, многие молодые специалисты сталкиваются с трудностями, среди которых: неготовность решать профессиональные задачи в правовом поле, низкая правовая компетентность; слабая осведомленность о профессиональных возможностях, о стратегиях карьерного роста и профессионального развития; отсутствие возможности профессионального общения с молодыми педагогами. Все это приводит к занижению профессиональной самооценки, искренней убежденности, что «только я столкнулся с подобными трудностями»; возникает неудовлетворенность системой сопровождения молодых педагогов, форматами взаимодействия с опытными коллегами. По мнению начинающих специалистов лекции и уроки, которые предлагают в рамках школ для молодых педагогов и курсов повышения квалификации не позволяют нарастить опыт решения профессиональных задач; отсутствие опыта решения нестандартных ситуаций, которые могут возникнуть в условиях реальной профессиональной деятельности и к которым совершенно не был готов молодой педагог.

Главным запросом начинающих педагогов является наличие специального подразделения: учреждения, центра, клуба, где молодые педагоги могли бы оперативно и эффективно взаимодействовать между собой, осуществлять профессиональное сотрудничество, успешно взаимодействовать с передовым профессиональным сообществом, наращивая опыт решения профессиональных задач.

Это обосновывает важность организации деятельности Педагогического колледжа по поддержке выпускников и молодых специалистов в период вхождения в профессию.

Цель и задачи

Цель практики: обеспечение комплекса условий для успешной профессиональной адаптации и интеграции молодых педагогов посредством создания центра ««Pro - Движение».

Задачи практики:

  • создание программы комплексного (правового, психологического, методического) сопровождения молодого педагога;
  • разработка эффективных форм обучения, стажировки молодых специалистов (наставничество, мастер-классы, имидж- лаборатория, воркшопы и т.п.);
  • разработка проектов и событий, объединяющих специалистов-наставников в работе с молодыми педагогами;
  • создание современного социально-образовательного пространства для молодого специалиста (центр «Pro - Движение»);
  • разработка форматов сетевого сотрудничества образовательных организаций в вопросах поддержки и сопровождения молодых педагогов.

Средства и способы реализации практики

Качество сопровождения молодых педагогов во многом зависит от опыта деятельности учреждения, обеспечивающего цели сопровождения. Образовательный ландшафт колледжа позволяет ему организовать деятельность специального структурного подразделения, миссия которого состоит в обеспечении благоприятных условий для успешного профессионального развития молодого специалиста, создании единого профессионального пространства. Особые возможности педагогического колледжа позволяют: обеспечить взаимодействие выпускников колледжа, молодых педагогов и представителей педагогического сообщества; выявить реальные проблемы и профессиональные дефициты молодого педагога; создать событийную площадку (реальную и виртуальную) для молодых; воплотить реальную работу института наставничества; расширить функции ДПО, создавая индивидуальные и групповые маршруты повышения квалификации (формальное образование) и широкие возможности неформального и информального образования

Разработанная технология комплексного сопровождения молодого педагога создаёт возможности для овладения начинающим специалистом способами оказания самопомощи в ситуации профессиональных и личностных затруднений, связанных с решением педагогических задач, для эффективного использования ресурсов профессионального развития, а также для развития его продуктивного взаимодействия с профессиональным сообществом.

Концептуальные основы программы комплексного сопровождения молодых педагогов:

  1. комплексное сопровождение рассматривается как процесс создания условий для успешного профессионального развития и роста молодого педагога на основе оказания упреждающей или актуальной помощи, в соответствии с его профессиональными потребностями и запросами;
  2. важнейшим фактором интеграции молодого педагога в профессию является общественно-профессиональная помощь и поддержка его деятельности в процессе непрерывного образования;
  3. содержание комплексного сопровождения молодого педагога подразумевает включение его в профессиональную среду, развитие профессиональных связей, внешнюю супервизию и профессиональную поддержку молодых специалистов с целью выработки адекватного самовосприятия и самооценки в профессиональной деятельности;

На основе выделенных подходов была сформулирована цель сопровождения молодого педагога, реализуемая центром «Pro-Движение»; создание условий для обеспечения соответствия профессиональной деятельности молодого педагога требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и оказание ему помощи и поддержки в ситуациях профессиональных и личностных затруднений при решении профессиональных задач.

Механизмы реализации цели:

  • создание единого образовательно-профессионального пространства сопровождения молодых педагогов;
  • создание полноценных условий гибкого и результативного наращивания профессиональной компетентности молодого педагога;
  • развитие форм сетевого сотрудничества образовательных и социокультурных организаций с центром «Pro-Движение» в вопросах поддержки, методической помощи молодым педагогам.

Центр «Pro-Движение» выступает связующим звеном между молодыми специалистами и педагогическим сообществом, объединяя усилия различных сетевых партнеров колледжа с учреждениями общего, дошкольного и дополнительного образования, используя уникальные ресурсы организаций для повышения качества сопровождения профессионального развития молодых педагогов. Эффективность решения поставленной задачи обеспечена путем создания специальной программы сопровождения молодых педагогов, где учитывается вариативность форматов сетевого взаимодействия системы СПО с работодателями: от совместного проектирования программ подготовки, организации и проведения профессиональных проб, учебных и производственных практик, до организации профессиональных конкурсов и событий для будущих и молодых педагогов. Программа комплексного сопровождения молодого педагога представлена в приложении 1.

Содержание модулей программы комплексного сопровождения молодых педагогов определялось, исходя из актуальных запросов и профессиональных дефицитов молодых специалистов. Двухлетний опыт апробации программы показал, что наиболее востребованными модулями у молодых педагогов являются:

  • модуль «Эффективная карьера», позволяющий молодому специалисту погрузиться в секреты построения карьерной траектории.
  • модуль «Правовой навигатор», ориентированный на повышение правовой компетентности молодого педагога.
  • модуль «Мир профессии», направленный на обогащение профессиональной компетентности начинающего специалиста.

Ключевое условие реализации программы – создание единого образовательного пространства сопровождения с привлечением ресурсов сетевых партнеров центра. Процесс формирования сетевого партнёрства имеет следующие особенности:

  • к сотрудничеству приглашаются организации, проявляющие интерес к проблеме интеграции молодых педагогов в профессию и имеющие свои взгляды и идеи на повышение эффективности данного процесса и идеи в этой области так как необходимо обеспечить главное условие сетевого взаимодействия – ваимозаинтересованность;
  • учитывается наличие у организаций – сетевых партнеров ресурсов: информационных, материально-технических, кадровых, научно-методических, важных для реализации миссии Центра (сопровождение молодого педагога Санкт-Петербурга);
  • мобильность и оперативность образовательной организации в удовлетворении вариативных запросов молодых педагогов – наличие возможности разных форматов коммуникации в рамках сетевого взаимодействия;
  • инициация сетевых событий (конкурсов, ярмарок, конференций, семинаров, мастер-классов, проектов и т.п.), позволяющих осуществить сетевое взаимодействие между образовательными организациями, в центре внимания которых находится молодой педагог, связь событий с наращиванием опыта решения вариативных профессиональных задач.

С начала реализации практики (январь 2015 года) до настоящего момента благодаря реализации программы комплексного сопровождения молодых педагогов Колледжу удалось создать единое образовательно-профессиональное пространство сопровождения молодых педагогов – центр «Pro-Движение». В реализации программы принимают участие представители ведущих организаций города, ставших партнерами центра «Pro-Движение»: ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена, ГБОУ ДПО Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, ЧОУ ВО «Институт специальной педагогики и психологии», ГБОУ ДППО ЦПКС Информационно-методические центры Адмиралтейского, Московского, Фрунзенского, Кировского, Красносельского и Приморского районов Санкт-Петербурга, заключены договоры о сетевом сотрудничестве с 21 учреждением дошкольного образования, с 11 учреждениями общего образования.

Этапы организации работы центра:

  • организационно-подготовительный этап: создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей работу центра, разработка локальных актов, выявление потенциальных сетевых партнеров для создания образовательно-профессионального пространства сопровождения молодого педагога, ресурсное обеспечение работы Центра (кадровые, материально-технические, информационные, финансовые ресурсы), разработка структуры и содержания сайта Центра.
  • аналитико-диагностический этап: разработка диагностического пакета и выявление актуальных запросов молодых педагогов (диагностика профессиональных затруднений и потенциальных профессионально-личностных интересов). Осуществление мониторинга рынка образовательных и методических услуг для молодых педагогов.
  • консультативно-проектировочный этап: обсуждение возможных вариантов решения ситуаций затруднения/развития, построение маршрута сопровождения, разработка вариативных программ сопровождения молодых педагогов, их ресурсное обеспечение, координация деятельности различных специалистов в процессе реализации программы комплексного сопровождения
  • Деятельностный этап: реализация программ сопровождения, консультативная, развивающая и обучающая работа специалистов и партнеров центра, позиционирование услуг центра.
  • аналитико-рефлексивный этап: оценка эффективности сопровождающей деятельности, внешняя экспертиза качества реализации программ, изучение удовлетворенности потребителей и партнеров Центра

Организационная структура Центра


Ресурсное обеспечение практики.

Кадровые ресурсы. Координацию и организацию работы центра «Pro-Движение» обеспечивают: руководитель и 4 сотрудника, привлечённые представители сетевых партнеров центра, волонтеры центра (координационный совет молодых педагогов target="blank">http://xn----jtbybegep7a.xn--p1ai/o-nas/koordinaczionnyij-sovet/)

Материально-технические ресурсы: используется МТБ колледжа и партнерских организаций.

Финансово-экономические ресурсы: используются средства в рамках общего бюджетного финансирования образовательной организации. Все услуги центра для молодых педагогов города бесплатны.

Информационные ресурсы: представлены на сайте колледжа (http://www.pedagog8.ru/college/oedk/meropr), сайте центра «Pro-Движение» (http;//www.про-центр.рф), группах в социальных сетях (https://vk.com/young_teacher_spb, https://twitter.com/pro_dvig, https://www.instagram.com/young_teacher_spb/)

Опыт сопроводительной деятельности, которую реализует Колледж посредством деятельности центра «Pro-Движение», дает ряд преимуществ для развития организации: в частности, в построение партнерских связей с образовательным пространством города, с учреждениями, которых интересует аналогичная проблематика; курировании выпускников колледжа, оказании разносторонней помощи в построении позитивного профессионального имиджа молодого специалиста; стимулировании к профессиональному развитию педагогов колледжа, повышении квалификации (разработка методических материалов, готовых к использованию методических продуктов), обогащении профессиональной компетентности и др.

Критерии результативности:

-наличие у молодых педагогов качественных характеристик, демонстрирующих эффекты сопроводительной деятельности: повышение качества образовательной деятельности молодых педагогов, включение молодых специалистов в процессы инновационной педагогической деятельности; проявление профессиональной активности, инициативности, построение карьерной траектории, готовность молодых специалистов к дальнейшей профессиональной деятельности; удовлетворенность профессиональной педагогической деятельностью и др..
-наличие положительных отзывов работодателей о результатах сопровождения и помощи молодому педагогу.
-степень удовлетворенности участников работой Центра и программами сопроводительной деятельности.
-степень востребованности участниками программы сопроводительных услуг Центра.
-доля молодых педагогов, вовлеченных во взаимодействие и сотрудничество с Центром.
-доля представителей социальных партнеров Центра, активно включающихся в реализацию сопроводительной деятельности молодых педагогов.
-динамика участников сетевого взаимодействия.
-положительная динамика сетевых событий (сетевых инициатив) и количества их участников.
-активность использования ресурсов сетевых партнёров при решении задач Центра
-частота и стабильность размещения информационно-методических материалов на сайте Центра.
-наличие диагностического инструментария, позволяющего осуществлять мониторинг успешности сопроводительной деятельности.
-наличие методических продуктов, рекомендуемых к использованию в системе сопровождения молодых педагогов.
-наличие НПА, обеспечивающих процесс сопровождения и сетевое сотрудничество организаций.
-наличие примеров тиражирования опыта.
-положительная динамика публикаций, обобщающих опыт работы.

Данные о результативности

За время работы центра его услугами в совокупности воспользовались 627 молодых педагогов, принимающих участие как в программе сопровождения, так и в отдельных мероприятиях и событиях центра. 53 человека, участвующих в программе сопровождения, являются выпускниками нашего колледжа. Анализ статистических данных показывает, что большую степень активности в мероприятиях центра показывают выпускники системы СПО (62 %), в то же время 38 % опрошенных имеют высшее профессиональное образование, 7% - не профильное.

В мониторинге удовлетворенности услугами центра приняли участие 213 молодых специалистов. Так, 52% респондентов отметили собственную профессиональную успешность (успешное прохождение процедуры аттестации; победы в районных конкурсах профессионального мастерства для молодых специалистов; благодарности от руководителей ОО). На вопрос «Изменилась ли интенсивность выполнения Ваших профессиональных функций?» 26% ответили положительно, большинство респондентов такую динамику связывают с овладением приемами тайм-менеджмента, образовательными технологиями. 73% отметили эмоциональную комфортность и удовлетворенность осуществляемой профессиональной деятельности (по данным первичной диагностики почти 62% отмечали эмоциональную напряженность на работе, наиболее тревожными ситуациями для молодых специалистов было общение с администрацией ОО и родителями воспитанников). Готовность к дальнейшей профессиональной деятельности высказали 81% молодых специалистов (по данным опроса, проводимого в 2015 г, таких ответов было 44%).

Наибольшим эффектом освоения программы сопровождения молодые специалисты называют повышение профессиональной активности (68%), этот показатель подтверждают и статистические данные центра. Так, в 2015 – 2016 учебном году слушателями программ ПК стали 49 человек, в 2016-2017 учебном году количество обучающихся по программам повышения квалификации возросло до 125 человек. В 2016 году участниками ежегодного городского события, проводимого центром, – «Деня карьеры педагога» - стали 67 молодых педагогов, в 2017 году в мероприятии приняли участие 383 начинающих специалиста. Волонтерами «Деня карьеры педагога» (в 2017 г онстал программным мероприятием Международного петербургского образовательного форума) выступили 9 человек. 8 молодых специалистов – участников программы сопровождения были приглашены в качестве соорганизаторов и ведущих мастер-классов на различные городские площадки. За 2016 – 2017 учебный год молодые педагоги центра опубликовали 46 статей; 26 молодых педагогов стали соавторами 6 методических разработок цикла «Профессиональная навигация молодого педагога».

Нормативная правовая база практики

-Положение о центре интеграции молодых педагогов в профессию «Pro-Движение», см. приложение 2.
-Положение о сетевом взаимодействии образовательных организаций в рамках реализации программы сопровождения интеграции молодых педагогов в профессию (проект), см. приложение 3.
-Договор о сетевой форме реализации программы сопровождения между образовательными организациями.
-Положение об организации городского координационного совета педагогов-представителей образовательных организаций Санкт-Петербурга и педагогов колледжа (приложение 4).
-Положение об организации стажировки.
-Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (приложение 5. Пример дополнительной профессиональной программы).
-Положение о сайте центра интеграции молодых педагогов в профессию «Pro-Движение» (приложение 6).
-Проекты, Программы сетевых событий (Пакет материалов по подготовке и реализации Дня карьеры педагога (приложение 7), программные материалы проектировочного семинара (приложение 8, приложение 9), информационный блокнот научно-практической конференции (приложение 10).

Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации

Файлы:


Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России