Система сопровождения профессионального самоопределения «Школа – Колледж – Предприятие».

Система сопровождения профессионального самоопределения «Школа – Колледж – Предприятие».

Номинация: От профессионального выбора к успешной карьере

Субъект РФ: Свердловская область
Тип практики: Образовательные
Организация:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства»
Юридический адрес: 620078, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 117
Руководитель организации:
Ф.И.О: Ольга Владимировна Бурганова
Должность: Директор

Ответственное лицо
ФИО: Елена Николаевна Зенкова
Должность: Заведующий Центром формирования контингента
Тел: 8(343)374-30-15
Email: uksap@mail.ru
Аннотация:

Разработана и внедрена система сопровождения профессионального самоопределения «Школа – Колледж – Предприятие».

Практика представляет собой описание педагогического сопровождения профессионального самоопределения и личностного развития на различных этапах становления квалифицированного специалиста: абитуриент-студент-выпускник-молодой специалист. Для каждого этапа предусмотрены соответствующие его целям направления и методы работы, в том числе технологии маркетинга, рекламы и PR.

Практика представляет интерес для руководителей предприятий, служб занятости, образовательных организаций, организаторов профориентационной деятельности.

Координатором системы сопровождения профессионального самоопределения является созданный в колледже Центр формирования контингента. В структуру Центра входит несколько подразделений: группа нового набора, профориентации и содействия трудоустройству (в т. ч. сектор рекламы) и отдел повышения квалификации.

Описание практики:

Актуальность

Система сопровождения профессионального самоопределения «Школа – Колледж – Предприятие» направлена на преодоление проблем в области профориентации и трудоустройства, таких как: устаревшие формы и методы профориентационной работы, отсутствие у обучающихся мотивации к обучению и необходимых навыков самоопределения на рынке труда и развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства, недостаточная сформированность необходимых общих и профессиональных компетенций, а также отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг.

Практика представляет интерес для руководителей образовательных организаций и предприятий, работников служб занятости, родителей и обучающихся, психологов, организаторов профориентационной деятельности.

Цель и задачи.

Цель практики – обеспечение успешного профессионального самоопределения обучающихся на этапах выбора профессионального образования, сферы профессиональной деятельности, проектирования профессиональной карьеры.

Задачи:

  • организация работы Центра формирования контингента в направлении функционирования и совершенствования системы сопровождения профессионального самоопределения «Школа – Колледж - Предприятие»;
  • организация профориентационной диагностики и консультирования, психологического сопровождения;
  • реализация инновационных подходов в области профессиональной ориентации молодежи, совершенствование форм и методов профориентационной деятельности;
  • организация обучения по дополнительным образовательным программам и обучения с одновременным освоением нескольких видов образовательных программ, повышение конкурентоспособности будущих специалистов;
  • организация деятельности студенческого конструкторского бюро (СКБ) «Расправляя крылья»;
  • организация творческих конкурсов, чемпионатов, ярмарок компетенций, поддержка инновационных проектов творческой молодежи;
  • оказание содействия выпускникам колледжа в адаптации к рынку труда и обеспечение их эффективного трудоустройства.

Средства и способы реализации практики

В колледже реализуется комплексная система профориентации обучающихся (возраст от 12 до 20 лет) – от диагностики сферы интересов и склонностей обучающихся, принятия решения о выборе профессии и определения образовательной траектории, включая основное и дополнительное образование, до выбора места работы и начала профессиональной карьеры.

Реализация комплексной системы сопровождения профессионального самоопределения «Школа – Колледж - Предприятие» возложена на структурное подразделение колледжа – Центр формирования контингента, созданного на базе Ресурсного центра развития программ профессиональной ориентации молодежи, содействия трудоустройству, предпрофильного и профильного обучения Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

В структуру Центра формирования контингента входят: группа нового набора, профориентации и содействия трудоустройству (в т. ч. сектор рекламы и оформления) и отдел повышения квалификации. Штат состоит из работников: заведующего центром формирования контингента, заведующего отделом повышения квалификации, менеджера, профконсультанта, психолога, редактора, дизайнера, секретаря, педагогов дополнительного образования, преподавателей (приложение 1).

Р

абота Центра формирования контингента охватывает ряд направлений, в числе которых:

  • организация деятельности в области профессиональной ориентации молодежи, трудоустройства, дополнительного образования на основе инновационных подходов;
  • развитие сотрудничества и партнерских связей между образовательными организациями среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, работодателями и общественными организациями Свердловской области по профессиональной ориентации молодежи, трудоустройству, организации дополнительного образования;
  • представление общественности и популяризация педагогического опыта в области профессиональной ориентации молодежи и трудоустройства выпускников.

Деятельность ведется согласно Положению о Центре формирования контингента (приложение 2).

Система непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, реализуемого в колледже, включает 4 этапа.

1-й этап «Абитуриент». Самоопределение выпускников общеобразовательной школы, прохождение профориентационной диагностики и тестирования, освоение программ дополнительного образования в колледже, где большое внимание уделяется мотивации профессионального обучения, закладываются основы профессиональных компетенций (получение необходимой информации, прохождение профессиональных проб, осознанный выбор специальности, знакомство с содержанием будущей профессии, подготовка к вступительным испытаниям творческой и (или) профессиональной направленности). Участие обучающихся в олимпиадах профессиональной направленности, конкурсах, чемпионатах с целью ранней профориентации, в том числе по стандартам JuniorSkills.

2-й этап «Студент». Профессиональное самоопределение, в ходе которого происходит профессиональное обучение, в том числе практико-ориентированное развитие личности, осознание соответствия своих способностей и возможностей, карьероориентированная мотивация обучающегося, индивидуальное планирование карьеры. Освоение обучающимися колледжа второй основной образовательной программы СПО, дополнительных образовательных программ - курсов повышения квалификации по специальностям колледжа. Участие в конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства, в том числе по стандартам WorldSkills Russia, участие в конкурсных отборах на получение стипендиальных грантов, учрежденных работодателями.

3-й этап «Выпускник». Получение профессионального образования, определенность в выборе места трудоустройства по полученной специальности (профессии) на основе практико-ориентированного обучения, имитация и визуализация рабочего места, прохождения производственной практики на предприятии, участия в профессиональной деятельности предприятия, прохождения квалификационного экзамена. Подготовка к участию в демонстрационном экзамене по стандартам WorldSkills Russia или по процедуре независимой оценки квалификации (в рамках государственной итоговой аттестации).

4-й этап «Молодой специалист». Определение карьерного пути, консультативная поддержка, помощь в поиске места трудоустройства, повторная профориентационная диагностика и помощь профконсультанта, психолога в первый год трудоустройства. Дальнейшее участие в профориентационных мероприятиях колледжа в качестве специалиста, эксперта, социального партнера.

Интегративный подход в системе позволяет органично соединить элементы воспитательно-образовательного процесса с технологиями маркетинга, рекламы и PR, необходимыми для достижения целей профориентационной работы, привлечь ресурсы структурных подразделений колледжа и предприятий - социальных партнеров.

В систему сопровождения профессионального самоопределения «Школа – Колледж – Предприятие» включены следующие проектные направления.

Направление 1. Познай себя: Я и мир профессий

Проектная идея: развитие диагностико-консультационной деятельности, включающей в себя проведение диагностики профессиональных склонностей, интересов и способностей, оказание консультационной помощи в выборе учебного заведения, профессии, специальности и места работы.

Организовано профориентационное тестирование по трем компьютерным диагностическим комплексам - «Профориентатор», «Профкарьера» и «Профконсультант» (разработка ЦТ «Гуманитарные технологии», г. Москва) для различных групп целевой аудитории: школьников, студентов, выпускников профессиональных образовательных организаций, взрослых людей, с консультацией психолога. Профориентационное тестирование «Склонность к профессии» по методике Климова Е.А. и тест на ориентированность в карьерном росте по методике «Якоря карьеры» переработаны и модернизированы с целью использования на современном оборудовании с применением информационных технологий – информационных киосках и на персональных компьютерах–моноблоках; разработаны новые формы тестирования с применением методики интерактивной системы обучения, опроса и тестирования ActiveExpression.

Психолог и профконсультант проводят индивидуальное профконсультирование, выполняющее информационную, диагностическую, формирующую и психологическую функции. Для профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) подготовлен и используется комплекс оборудования и специализированного программного обеспечения на базе библиотечного медиацентра колледжа с возможностью инклюзивного образования для лиц с ОВЗ из числа слепых и слабовидящих.

Для изучения образовательных потребностей различных групп целевой аудитории и прогнозирования развития спектра образовательных программ применяется разработанный маркетинговый инструментарий «Профнавигатор», позволяющий проводить мониторинг параметров приема, профориентационное анкетирование абитуриентов, мониторинг трудоустройства выпускников колледжа.

Направление 2. Профпробы и профигры

Проектная идея: разработка и проведение практико-ориентированных профессиональных проб, мастер-классов и профессиональных игр для обучающихся.

Профессиональные пробы проводятся в форме интерактивных занятий с моделированием элементов конкретного вида профессиональной деятельности. Разработано 12 программ профессиональных проб и мастер-классов, охватывающих все направления подготовки: «Архитектурное проектирование», «Изготовление визитки», «Декоративный натюрморт», «Композиция и цветоведение», «Трехмерное моделирование в архитектуре», «Работа экскаватора», «Азбука гостеприимства», «Измерение горизонтальных и вертикальных углов, определение расстояния, с использованием электронного тахеометра», «Технология обработки космических снимков», «Декорирование», «Моя профессия – строитель!», «Проектирование и изготовление опытного образца элемента образовательной среды».

Ролевая профориентационная игра «Марафон выбора специальностей» проводится для потенциальных абитуриентов колледжа (приложение 3).

Развиваются ценностные установки обучающихся на основе расширения коммуникативного опыта и кругозора за счет проживания ситуаций в игровых проектах и мастер-классах (100% положительных откликов участников).

Реализуется 5 соглашений в области профориентационной деятельности с образовательными организациями Свердловской области (пример соглашения приведен в приложении 4).

Направление 3. Шаг за шагом к накоплению капитала идентичности

Проектная идея: развить систему дополнительного образования в колледже. Расширить спектр дополнительных услуг, обеспечив доступ к профессиональному образованию и обучению всех категорий граждан, в том числе в освоении смежных специальностей; реализация спектра программ дополнительного образования, помощь в накоплении капитала идентичности как совокупности личностных активов, запаса индивидуальных ресурсов, инвестиции в самих себя: то, что мы делаем достаточно хорошо или достаточно долго, чтобы оно стало частью нас.

Колледж реализует программы одновременного параллельного освоения второй основной образовательной программы среднего профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий по 3 специальностям, а также по 6 программам повышения квалификации.

Направление 4. Инжиниринг талантов

Проектная идея: организация деятельности студенческого конструкторского бюро «Расправляя крылья», реализация общеобразовательной программы «Подготовительные курсы по рисунку и композиции», организация творческих конкурсов и олимпиад.

Студенческое конструкторское бюро «Расправляя крылья» организовано на базе колледжа в рамках комплексной региональной программы «Уральская инженерная школа». СКБ объединяет школьников и студентов колледжа для творческой практической деятельности по созданию благоприятной окружающей среды. (Положение о СКБ см. в приложении 5).

В основе деятельности СКБ лежит концепция инженерного образования с моделью «планировать – проектировать – производить – применять». Члены СКБ проектируют и изготавливают опытные образцы, макеты, проводят испытания, создают изделия. Работа в научно-исследовательском коллективе, где наставниками школьников являются и студенты, и преподаватели, развивает коммуникативность, творческий потенциал, учит мыслить, позволяет довести задуманное до внедрения.

Ежегодно для обучающихся средних общеобразовательных школ проводится областная олимпиада по композиции, в том числе с использованием дистанционных технологий, которая является творческим конкурсом, а также отборочным туром для формирования состава СКБ «Расправляя крылья».

Направление 5. Старт Карьеры: Школа эффективного трудоустройства

Проектная идея: организация системы управления карьерой выпускников, развитие сотрудничества и партнерских связей с образовательными учреждениями, работодателями и общественными организациями Свердловской области в области профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи.

Оказание содействия выпускникам колледжа в эффективном трудоустройстве и система управления карьерой выпускников осуществляется посредством развития сотрудничества и партнерских связей с образовательными учреждениями, работодателями и общественными организациями Свердловской области в области профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи. Примером взаимодействия служит практика организации образовательного кластера «СТРОЙкадры» Всероссийского специализированного форума «Expobuild Russia» (см. приложение 6).

Организовано содействие трудоустройству выпускников, включая развитие целевой подготовки, формирование у всех выпускников готовности к профессиональному самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела («Школа – Колледж – Предприятие»). Организовано формирование индивидуальных перспективных планов профессионального развития выпускника (приложение 7). Проводится подбор специалистов по заявкам работодателей (приложение 8).

В постоянном режиме функционируют разделы официального сайта колледжа www.uksap.ru «Содействие занятости студентов и адаптации выпускников», «Выпускнику», организованы занятия по обучению навыкам самопрезентации и оформлению резюме, проводится круглогодичное консультирование по трудоустройству.

Формирование, осуществление и развитие отношений с социальными партнерами в рамках содействия трудоустройству осуществляется по следующим направлениям.
Привлечение специалистов предприятий – социальных партнеров в качестве экспертов при проведении олимпиад и чемпионатов профессионального мастерства.
Совместное участие в деятельности по профессиональной ориентации молодежи и содействию трудоустройству - конференций, форумов, выставок, семинаров, круглых столов по вопросам занятости, трудоустройства и профориентации.
Предоставление оборудованных мест практик для обучающихся, их сопровождение с целью создания режима адаптации на предприятии, изыскание возможностей для последующего трудоустройства выпускников.

Эффективным инструментом содействия выпускникам в трудоустройстве является ярмарка профессиональных компетенций выпускников колледжа. Будущие молодые специалисты строительного производства демонстрируют навыки работы с роботизированной техникой: электронным тахеометром, лазерным нивелиром, цифровым теодолитом, а также выполняют этапы работы в системе автоматизированного проектирования «AutoCAD», в режиме реального производственного процесса осуществляют проектирование и создание объемной детали. На завершающем этапе мероприятия представители предприятий-работодателей формируют предложения по реальному трудоустройству выпускников.

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia и прохождение выпускниками процедуры независимой оценки квалификации с участием представителей предприятий-работодателей является логическим продолжением мероприятий по содействию трудоустройству.

Критерии результативности

Определены критерии результативности:

  • удовлетворенность обучающихся и выпускников образовательных организаций, их родителей полнотой и качеством проведения мероприятий по содействию в профессиональном самоопределении и трудоустройстве с учетом потребностей и возможностей обучающихся, социально-экономической ситуации на рынке труда;
  • сформированность у обучающихся общих и профессиональных компетенций, необходимых для профессионального самоопределения и успешного трудоустройства, повышение общей и профессиональной культуры обучающихся;
  • обновление форм и методов профориентационной работы с применением современных технологий, ее практико-ориентированная направленность; удовлетворенность обучающихся и выпускников колледжа выбранной профессией (специальностью);
  • динамика трудоустройства выпускников по полученной специальности;
  • удовлетворенность предприятий-работодателей качеством подготовки выпускников, адаптированных к современному рынку труда.

Данные о результативности.

На этапе «Абитуриент».

Удовлетворенность обучающихся, родителей демонстрируют результаты маркетинговых исследований: 88 % родителей школьников свидетельствуют о получении исчерпывающей (достаточной) информации о мире профессий; 100 % обучающихся отметили профориентационную диагностику как эффективную форму помощи в осознанном выборе профессии; все участники профессиональных проб, творческих конкурсов и олимпиад отметили их полезность для ранней профориентации.

Участники СКБ приобрели эрудированность и повысили общую культуру – 86 %, приобрели инженерные навыки и навыки в области предпринимательства – 68 %.

Слушатели подготовительных курсов: повысили общетеоретическую подготовку – 71 %, сформировали практические навыки – 85 %, почувствовали готовность к прохождению вступительных испытаний – 96 %.

Спектр образовательных программ расширен за счет двух профессий и двух специальностей из списка наиболее востребованных и актуальных профессий.

На этапе «Студент».

На 8,6% увеличился контингент обучающихся по программам одновременного параллельного освоения второй основной образовательной программы.

32 % обучающихся очной формы обучения осваивают программы одновременного параллельного освоения второй основной образовательной программы или программы повышения квалификации.

Удовлетворенность уровнем подготовки дополнительных образовательных программ: 23 % «очень хорошо», 55 % «скорее хорошо», 8 % «скорее плохо», 0 % «очень плохо».

84 % студентов старших курсов, прошедших тестирование по комплексу «Профкарьера» отметили, что получили помощь в определении пути карьерного развития.

На этапе «Выпускник»

От 92 до 100% выпускников очной формы обучения имеют индивидуальные перспективные планы профессионального развития выпускника.

Более 70% выпускников оценивают свой уровень сформированности навыков трудоустройства как «хороший» и уверены в быстром трудоустройстве.

80 % выпускников расценивают свои шансы на трудоустройство как более высокие в результате освоения второй основной профессиональной программы, остальные 20% выпускников считают, что полученные знания пригодятся в жизни.

На этапе «Молодой специалист»

В первый год после окончания колледжа трудоустраиваются от 68% до 96% выпускников

.

По оценке работодателей, выпускники колледжа обладают уровнем самостоятельности решения профессиональных проблем на 83%, умением применять теоретические знания в практической деятельности – на 70%, готовностью к профессиональной деятельности в целом – на 85%.

По оценке работодателей, результат подготовки выпускников, продемонстрированный при проведении ГИА, «высокий» - у 50% выпускников, «хороший» - у 50% выпускников.

15% выпускников обращается за консультативной поддержкой в первый год трудоустройства.

Нормативная база практики

  • положение о Центре формирования контингента;
  • соглашение в области профориентационной деятельности;
  • положение о студенческом конструкторском бюро «Расправляя крылья».
  • Индивидуальный план профессионального развития выпускника.
  • Заявка на подбор специалиста.
  • Соглашение о социальном партнерстве (приложение 9).
  • Соглашение о сотрудничестве (приложение 10).

Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации

Ограничением для применения представленной практики может служить отсутствие в штате образовательного учреждения психолога, либо лиц с необходимым опытом работы педагогической деятельности.

Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

Система сопровождения профессионального самоопределения «Школа – Колледж – Предприятие» в деятельности Центра формирования контингента неоднократно была представлена при посещении учебного заведения делегациями профессиональных образовательных организаций Свердловской, Курганской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, а также на конференциях и семинарах различных уровней, в деловой программе в рамках проведения региональных олимпиад профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia и JuniorSkills, на Международной промышленной выставке «Иннопром», Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills (WorldSkills Hi–Tech), специализированном форуме «Expobuild Russia», региональном фестивале «Город ТехноТворчества», а также в рамках значимых открытых мероприятий, организованных в колледже.

Практика является открытой для трансляции своего опыта, проведение мероприятий в рамках системы сопровождения профессионального самоопределения «Школа – Колледж – Предприятие» освещается в СМИ: в 2016 – 2017 годах размещено 10 статей в печатных СМИ федерального и регионального уровней, изготовлено 14 художественных видеороликов, в том числе на темы: «Проведение регионального отборочного этапа Национального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью "Абилимпикс" Свердловской области», «Профессиональная викторина» (по мотивам телешоу «Уральская игра»), «Ток-шоу "Хочу работать!"», «Студенческое конструкторское бюро "Расправляя крылья"», «Демонстрационный экзамен по стандартам "WorldSkills Russia"».

Файлы:


Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России