Профориентационная программа «День КАМАЗа».

Профориентационная программа «День КАМАЗа».

Номинация: От профессионального выбора к успешной карьере

Субъект РФ: Республика Татарстан
Тип практики: Работодатели
Организация:
Публичное акционерное общество «КАМАЗ»
Юридический адрес: 423827 РФ, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проспект Автозаводский, д. 2

Ответственное лицо
ФИО: Екатерина Евгеньевна Жданова
Должность: Специалист Корпоративного университета КАМАЗа
Тел: 8(8552)45-22-27
Email: ZhdanovaEE@kamaz.ru

Видео-визитка
Аннотация:

Разработана и внедрена сетевая профориентационная программа для школьников (1 – 11-х кл.).

Программа нацелена на популяризацию инженерных и рабочих специальностей и привлечение мотивированной молодежи к работе в компании.

Практика может быть интересна крупным компаниям, градообразующим предприятиям, решающим задачи формирования позитивного, социально ориентированного бренда, продвижения программ лояльности, реализующим долгосрочную кадровую политику.

Практика описывает успешный проект по ежегодному проведению масштабного мероприятия «День КАМАЗА», в рамках которого в школах г. Набережные Челны проводятся профессиональные пробы, мастер-классы, конкурсы и соревнования, квесты, игры, формирующие представление о компании, ее продукте, производстве и корпоративной культуре. Программа «Дня КАМАЗА» интегрирует информационно-просветительские задачи с атмосферой праздника, элементами шоу, строится с учетом психолого-педагогических особенностей и потребностей школьников разных возрастов.

Управление программой, разработку концепции и организационно схемы мероприятий осуществляет Корпоративный университет ПАО «КАМАЗ». В организации и проведении мероприятий задействованы сетевые партнеры: общеобразовательные организации, организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования.

В среднем в программе ежегодно принимает участие не менее 15 школ, 14 000 учащихся.


Описание практики:

Актуальность

В настоящее время система профессиональной подготовки разбалансирована по структуре (необоснованный рост объемов высшего профессионального образования по сравнению с начальным и средним, перекосы по специальностям). Сохраняется низкий престиж рабочих профессий и технических специальностей вузов.

В этих условиях вопросы профориентационной работы во многом становятся непосредственной заботой работодателя, т.к. от ее правильной организации зависит приток молодежи в соответствующие учебные заведения на соответствующие специальности, а затем (или сразу) на предприятия.

Управление процессом профориентации со стороны потребителя трудовых ресурсов обоснованно также в связи с тенденцией создания образовательных кластеров – объединений предприятий и образовательных организаций для обеспечения профессиональной подготовки для предприятий.

Цель и задачи

Целью профориентационной программы «День КАМАЗа» является формирование у целевой аудитории:

  • готовности к сознательному выбору востребованных в отрасли автомобилестроения профессий;
  • образа ПАО «КАМАЗ,» как развивающейся организации, привлекательной для трудоустройства.

Задачи программы:

  • обеспечение эффективного взаимодействия ПАО «КАМАЗ» и образовательных организаций города Набережные Челны;
  • ознакомление учащихся образовательных организаций с профессиями, востребованными на предприятии и в отрасли автомобилестроения;
  • реализация комплекса мероприятий по профессиональной ориентации и адаптации к рынку труда учащихся и выпускников образовательных организаций города Набережные Челны.

Целевые группы – адресаты практики:

  • школьники;
  • учащиеся учреждений начального и среднего профессионального образования;
  • студенты образовательных организаций высшего образования;
  • родители;
  • администрация и преподаватели образовательных организаций.

Средства и способы реализации практики

Исполнители профориентационной программы «День КАМАЗа»:

  • Корпоративный университет ПАО «КАМАЗ»;
  • службы персонала подразделений и организаций группы ПАО «КАМАЗ»;
  • руководители подразделений группы ПАО «КАМАЗ»;
  • администрация и преподавательский состав образовательных организаций разного типа и уровня.

Управление реализацией программы, координацию деятельности исполнителей программы осуществляет Корпоративный университет ПАО «КАМАЗ».

В организации и проведении профориентационной программы «День КАМАЗа» задействованы сетевые партнеры: общеобразовательные организации – организации дополнительного образования – профессиональные образовательные организации – образовательные организации высшего образования и работодатель (ПАО «КАМАЗ»).

К началу учебного года Корпоративный университет КАМАЗа готовит график проведения «Дней КАМАЗа» в общеобразовательных организациях. График направляется в Управление образования города и общеобразовательные организации (указанные в графике).

Подразделение/организация ответственная за проведение «Дня КАМАЗа»:

  • проводит установочные совещания с общеобразовательными организациями, организациями профессионального образования и организациями высшего образования по наполнению программы и организационным вопросам, разрабатывает сценарий.
  • Выпускает внутренний распорядительный документ, где указываются дата, время, ответственные лица и смета затрат на проведение мероприятия.

Администрация школы за 2 недели до проведения мероприятия «День КАМАЗа» проводит конкурсы рисунков, стихотворений, видеороликов о КАМАЗе, эссе и пр. (в соответствии со сценарием), победителей которых награждают призами в процессе мероприятия.

Затем после выхода внутреннего распорядительного документа и подготовки сценария мероприятия начинается проведение «Дня КАМАЗа».

После проведения мероприятия ответственное подразделение/организация готовит отчет, выкладывает фото и видеоматериалы, в случае использования нового профориентационного элемента в программе, выкладывает его описание на дистанционный ресурс, для возможности использования в других школах. Запрашивает обратную связь от школы, задействованных партнеров, принимающих участие в программе.

Профориентационная программа «День КАМАЗа» приведена в Приложении 1.

Критерии результативности

  • Наличие реально действующего взаимодействия бизнеса и образования по вопросам профориентации в цепочке: образовательные организации – работодатель.
  • Охват обучающихся различных возрастов мероприятиями в рамках «Дня КАМАЗа».
  • Повышение информированности о КАМАЗе у различных групп населения.
  • Динамика (рост) интереса детей, администрации и преподавателей общеобразовательных организаций г. Набережные Челны к ПАО «КАМАЗ».
  • Тиражируемость и масштабируемость проекта.

Данные о результативности

На сентябрь 2017 г. «День КАМАЗа» прошел:

  • в 19 школах г. Набережные Челны, в которых приняли участие более 18 000 школьников;
  • в Камском Государственном Автомеханическом Техникуме, в котором приняли участие более 1 500 студентов

В 2017 г по сравнению с 2016 г. возросло на 13%:

  • число производственных экскурсий на заводы КАМАЗа учащимися школ;
  • число экскурсий на заводы КАМАЗа в рамках промышленного туризма;
  • число экскурсий преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций.

Программой «День КАМАЗа» охвачены все обучающиеся детского технопарка АНО «Кванториум» (организация дополнительного образования) – 420 детей ежегодно.

Нормативная база практики

Распоряжение о проведении профориентационного мероприятия «День КАМАЗа» (Приложение 2).

Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

Возможно распространение проведения «Дней КАМАЗа» на общеобразовательные школы и профессиональные образовательные организации Тукаевского района Республики Татарстан, других районов РТ, Российской Федерации, где будет заинтересованность, т.к. «КАМАЗ» общероссийское значимое предприятие, имеющее разветвленную дилерскую сеть.

Файлы:


Все файлы одним архивом:
Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России