От школьной скамьи до рабочего места в «Росатоме»

От школьной скамьи до рабочего места в «Росатоме»

Номинация: От профессионального выбора к успешной карьере

Субъект РФ: Пензенская область
Тип практики: Работодатели
Организация:
Федеральное государственное унитарное предприятие федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение "Старт" имени М. В. Проценко»
Юридический адрес: Пензенская область, г. Заречный, проспект Мира 1.

Ответственное лицо
ФИО: Наталья Петровна Орешкина
Должность: Начальник отдела подготовки кадров директор учебного центра
Тел: 8 (8412) 232758
Email: opk@startatom.ru
Аннотация:

Разработана и внедрена система профориентационной работы со школьниками 1-11 классов и студентами, обучающимися по программам СПО и ВО.

Практика может быть интересна для крупных компаний, градообразующих промышленных предприятий, заинтересованных в формировании положительной репутации, в привлечении мотивированной молодёжи и создании кадрового резерва.

В рамках практики использованы различные формы работы: заводская олимпиада школьников 4-х, 7-8-х и 9-11-х классов, профориентационные экскурсии на производство, конкурсы профессионального мастерства «Я-мастер!», мероприятие «У мамы с папой на работе» для детей работников предприятия, организация временного трудоустройства обучающихся и производственной практики студентов. Осуществляется комплексное сопровождение молодых специалистов предприятия.

Организаторы практики – Учебный центр и Маркетинговый выставочный центр «ПО «Старт» им. М. В. Проценко»; участники – специалисты производственных цехов, служб главного технолога и главного конструктора, научно-технического отдела, центральной заводской лаборатории, управления ИТ, службы охраны труда и промышленной экологии. Партнёры – Департамент образования, образовательные организации общего, среднего профессионального и высшего образования.

Описание практики:

Актуальность

В настоящее время на ФГУП ФНПЦ «ПО "Старт" им. М. В. Проценко», входящем в Государственную корпорацию «Росатом» (ГК «Росатом»), особо актуальна проблема повышения качества труда исполнителей производственных подразделений. Один из путей решения – формирование и повышение кадрового потенциала. Важным направлением данной работы является поиск новых, эффективных форм профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся.

Цель и задачи

Цель практики: организация ранней эффективной профориентационной работы среди обучающихся в контексте повышения эффективности производства, бездефектного изготовления продукции, снижения затрат на качество на ФГУП ФНПЦ «ПО "Старт" им. М. В. Проценко».

Задачи практики:

  • информирование обучающихся о спектре профессий, представленных на предприятии.
  • формирование положительной репутации работодателя, привлечение квалифицированных специалистов.
  • популяризация востребованных на предприятии рабочих профессий, стимулирование обучающихся к их приобретению.
  • содействие в формировании кадрового резерва предприятия, повышение мотивации обучающихся к производственной деятельности на предприятии.
  • реализация программ адаптации для молодых рабочих и специалистов, принятых на предприятие.

Средства и способы реализации практики

Реализация cтратегических целей ГК «Росатом», получение новых продуктов в атомной отрасли, подразумевает повышение требований к квалификации и развитию персонала. Работники, которые осознанно подошли к выбору профессии, имеют более высокую мотивацию на получение новых знаний и компетенций, на развитие и самосовершенствование. Профессионализм, компетентность и профессионально-трудовая мотивация работников напрямую влияют на качество производимой продукции, влекут за собой снижение затрат на качество.

Основная проектная идея практики – постоянный поиск новых форм и методов профориентационной работы, способствующих эффективному профессиональному самоопределению обучающихся, формированию у них высокой профессионально-трудовой мотивации, привлечению их на предприятие и как следствие повышение качествf производимой продукции.

В основе мероприятий по профессиональной ориентации школьников лежит процесс определения структуры наиболее развитых способностей ребенка с целью последующего выбора будущей профессии. Специалисты ПО «Старт», активно участвуют в реализации данной практики и постоянно отрабатывают инновационные методы и приемы профессиональной ориентации, анализируют результат и готовы в дальнейшем представить полученный опыт коллегам. Слаженная организация мероприятий, работа в единой команде, соблюдение ценностей Росатома, заинтересованность предприятия в привлечении профессионально ориентированных специалистов — перечень некоторых условий, обеспечивающих успешность реализации практики.

При реализации мероприятий практики учитываются основные составляющие современной профориентационной технологии:

  • информирование учащихся о мире профессий, создание образа профессии, привлечение к участию в интерактивных профессиональных пробах;
  • организация конкурсов профессионального мастерства, олимпиад;
  • профориентационные экскурсии, встречи с профессионалами и др.

Каждое проводимое в рамках практики мероприятие реализуется в три этапа: подготовительный (создание условий для реализации мероприятия, обеспечение взаимодействие с образовательными организациями); основной (реализация мероприятия); обобщающий аналитический (анализ деятельности по реализации мероприятия, обобщение полученных данных).

В реализации каждого профориентационного мероприятия участвует группа специалистов предприятия. При этом используются следующие ресурсы:
- кадровые – специалисты учебного центра, отдела кадров, отдела коммуникаций и корпоративной политики предприятия, производственных цехов, служб главного технолога и главного конструктора, научно-технического отдела, центральной заводской лаборатории, управления информационных технологий, службы охраны труда и промышленной экологии, управления качества, первичной профсоюзной организации ПО «Старт»;
- финансовые – за счет средств предприятия,
- методические – научно-техническая библиотека предприятия.

В рамках социального партнерства ПО «Старт» взаимодействует с департаментом образования города, в структуру которого входят учреждения основного и дополнительного образования, содействующие в организации учащихся для профориентационной работы; учреждения среднего и высшего профессионального образования, студенты которых проходят практику и стажировку на предприятии; учреждения культуры города, направляющие своих воспитанников для участия в профориентационных мероприятиях.

На предприятии используются следующие формы профориентационной работы с различными категориями обучающихся.

Заводская олимпиада школьников

Цель олимпиады – повышение престижа рабочих и инженерных профессий предприятия, привлечение школьников после окончания обучения к работе на ПО «Старт». Каждая олимпиада посвящается определенным событиям, значимым для предприятия, города или страны. В олимпиаду включаются состязания и конкурсы для разных возрастных групп для учащихся: 4-х, 7 – 8-х, 9 – 11-х классов. Основным состязанием олимпиады для старшей возрастной группы является металлообработка. Участники демонстрируют навыки работы на токарном станке и в слесарном деле. ФГУП ФНПЦ «ПО "Старт" им. М.В. Проценко» является единственным предприятием дивизиона «Ядерный оружейный комплекс», где организуется и проводится данное мероприятие. В 2017 году заводская олимпиада школьников проводилась двадцать первый раз, ежегодно в данном мероприятии принимают участие 70 – 75 обучающихся общеобразовательных организаций региона (Положение о заводской олимпиаде школьников приведено в приложении 1).

На протяжении многих лет олимпиада служит поддержкой одаренным школьникам, заставляет ребят готовиться самостоятельно, изучать вопросы, выходящие за рамки школьной программы, и одновременно осваивать профессии, нужные заводу. Олимпиада формирует у ребят не только профессиональные, но и социальные, лидерские качества: здоровое честолюбие, стремление к успеху, умение добиваться высших результатов, уважения со стороны окружающих. В организации и проведении олимпиады ежегодно участвуют в качестве организаторов около 80 работников предприятия (см. график заводской олимпиады – приложение 2). Конкурсные задания по всем дисциплинам готовят специалисты нашего предприятия, имеющие профильное высшее профессиональное образование. Заводская олимпиада школьников вошла в пятерку лучших практик ГК «Росатом» в 2015 году. В приложении 3 приведены публикации о заводской олимпиаде школьников разных лет в корпоративной газете «Старт».

Профориентационные экскурсии на производство

Основная цель организации профориентационных экскурсий в производственные цеха предприятия — знакомство со спектром профессий, представленных на предприятии, их популяризация, реальная демонстрация производственных процессов предприятия. Экскурсии организуются в интерактивной форме: обучающимся предоставляется возможность участия в производственном процессе в игровой форме: участие в демонстрации химических экспериментов в центральной заводской лаборатории; участие в демонстрации процесса плавки и литья металла; участие в непосредственном изготовлении изделий из керамики и пластмассы.

Участие в организации конкурса профессионального мастерства «Я – мастер!»

Цель – содействие в профессиональном самоопределении молодежи, организация профессиональных проб. Благодаря данному конкурсу учащиеся имеют возможность проявить свои знания и умения в таких профессиях, как токарь, фрезеровщик, слесарь механосборочных работ и др. Обучающиеся, студенты участвуют в региональном конкурсе профессионального мастерства в номинациях «Лучший токарь», «Лучший фрезеровщик», «Лучший слесарь механосборочных работ». Положение о конкурсе профессионального мастерства «Я – мастер!» приведено в приложении 4.

Организация профориентационных мероприятий на базе Маркетингово-выставочного комплекса (МВК) предприятия

МВК – структурное подразделение предприятия, одним из видов деятельности которого является профориентационная работа по следующим направлениям:

  • профессиональная пропаганда и социальная реклама – изготовление и демонстрация видеофильмов, видеороликов, пропагандирующих работу предприятия, основных видов продукции предприятия, его социальную политику;
  • экскурсионно-музейная деятельность – МВК имеет собственный музей, куда организуются экскурсии. Уникальность музея состоит в том, что в нем представлены все виды производимой продукции, в актуальной и доступной форме освещена история развития предприятия, перспективные направления работы;
  • встречи с профессионалами, ветеранами отрасли для обучающихся;
  • тематические выставки работ художников, творческих людей;
  • дни открытых дверей, где все желающие могут посетить музей градообразующего предприятия;
  • мероприятие «У мамы с папой на работе» для детей работников предприятия, нацеленное на поддержание и развитие трудовых династий.

Участие в мероприятиях, организованных отраслью (ГК «Росатом»):
«Школа Росатома». http://www.startatom.ru/press-tsentr/news

Организация производственной практики для студентов региона. Для студентов вузов и профессиональных образовательных организаций региона на предприятии организуется практика. Приказы и положения о проведении практики приведены в приложении 5 и приложении 6.

Организация временного трудоустройства обучающихся. Предприятие ежегодно принимает на работуболее 100 школьников, которые не только трудятся на заводе, но и осваивают различные профессии.

Сопровождение молодых специалистов предприятия. Уже профессионально сориентированные молодые работники на предприятии проходят ряд этапов сопровождения: наставничество; дистанционное обучение по курсу «Введение в атомную отрасль»; участие в Дне молодого работника. Кроме того, на предприятии работает самостоятельный общественный орган совет молодых работников, основные функции которого: привлекать и закреплять молодых работников на предприятии, содействовать их карьерному росту, повышению профессионального уровня.

Стажировка выпускников вузов.

Годичная циклограмма практики
«От школьной скамьи до рабочего места в "Росатоме"»


Критерии результативности

  • увеличение количества обучающихся, имеющих осознанный выбор профессии, связанной с профилем предприятия;
  • динамика приема на работу на предприятие специалистов с профильным образованием;
  • повышение профессионального уровня работников предприятия;
  • эффективное сопровождение молодых специалистов на предприятии;
  • увеличение доли молодых работников предприятия.

Данные о результативности

Предприятие во взаимодействии с департаментом образования города Заречного ежегодно отслеживает процент выпускников, поступающих в учебные заведения, обучающие профессиям и специальностям, востребованных на предприятии: 2013 год – 26,5 %; 2014 год – 30,1 %; 2015 – 36,2 %; 2016 год – 41,3 %. Таким образом, количество обучающихся, профессионально сориентированных на трудоустройство на предприятие, имеет положительную динамику.

По данным 2016 года, 90 % рабочих и специалистов принимаются с базовым профессиональным образованием. В 2016 году показатель «Увеличение доли молодых работников предприятия» составил 35 %.

Нормативная правовая база практики

Положение о заводской олимпиаде школьников.
график проведения заводской олимпиады.
Положение о производственной (профессиональной) практике студентов и учащихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования на ФГУП ФНПЦ «ПО "Старт" им. М.В Проценко» (утверждено Приказом по предприятию от 31.12.2008 № 1291);
Положение об организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на ФГУП ФНПЦ «ПО "Старт" им. М.В Проценко» (введено в действие приказом по предприятию от 14.12.2012 № 671).

Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации

Несмотря на устойчивость реализуемой практики, существуют ограничения, связанные с положением предприятия на территории закрытого административно-территориального образования. Это сказывается на возможности участвовать в профориентационных мероприятиях обучающихся, находящихся рядом с городом, но не имеющих возможности в него попасть. Молодые специалисты, привлеченные для работы на предприятии, имеют возможность работать и проживать в городе.

Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

Представлены результаты практики по направлению «Ранняя профориентация школьников, продвижение рабочих и инженерных профессий», доклад по теме «Профориентационная работа на ФГУП ФНПЦ «ПО "Старт" им. М.В Проценко» на II чемпионате профессионального мастерства по методике WorldSkills Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» «AtomSkills – 2017» (Екатеринбург, 19 – 23 июня 2017 года).
Информация о, используемых формах практики регулярно транслируется в системе городов Росатома (Заречный, Снежинск, Глазов, Трехгорный, Саров и др.).
Практика освещается в местных и региональных СМИ, а также числе в сети «Интернет» ( http://www.startatom.ru/press-tsentr).

Файлы:


Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России