«Набирай высоту вместе с нами!»

«Набирай высоту вместе с нами!»

Номинация: От профессионального выбора к успешной карьере

Субъект РФ: Иркутская область
Тип практики: Образовательные
Организация:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области "Иркутский техникум авиастроения и материалообработки"
Юридический адрес: 664002, г. Иркутск, ул. Мира, д.14

Ответственное лицо
ФИО: Сулима Валентина Владимировна
Должность: Заместитель директора по УПР
Тел: 8(3952)32-63-30
Email: pu2@mail.ru
Аннотация:

Разработана и внедрена модель социальной адаптации выпускников и незанятого населения путем реализации «коротких» программ на основе изучения кадровых потребностей работодателей.

Практика содержит описание механизмов взаимодействия техникума со школами, работодателями и населением региона, направлений и форм работы, нацеленных на пропаганду и обучение профессиям, востребованным региональным рынком труда.

Практика представляет интерес для работодателей, испытывающих актуальные кадровые дефициты, профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы различного типа для разных категорий населения.

Реализацию модели осуществляют различные подразделения техникума, в том числе, работу с незанятым взрослым населением - созданный на его базе Многопрофильный центр прикладных квалификаций (МЦПК).

Описание практики:

Актуальность

Привлекательность рабочих профессий, востребованных на профессиональном рынке региона, через разработку и реализацию программ профпроб и программ профессионального обучения, направленных на оказание помощи выпускникам школ и незанятого населения в выборе профессии, создание условий для карьерного роста молодых специалистов.

Экономика Приангарья сегодня остро нуждается в квалифицированных рабочих кадрах. Так, по итогам 2017 г., в Центр занятости г. Иркутска было заявлено 54 тысячи вакансий, из них – 90% на рабочие места. Наиболее востребованными на ближайшую и долгосрочную перспективу будут сварщики, электромонтеры, станочники, рабочие строительных профессий. Например, бетонщику сегодня предлагается сразу три тысячи вакансий, юристу – всего 1/37 долю, поскольку на одно место сегодня претендует 37 специалистов этого профиля. Работодатели вынуждены решать проблему отсутствия необходимых рабочих рук на предприятии за счет привлечения специалистов из других регионов вахтовым методом. При этом, как правило, выпускники школ и их родители выбирают для получения профессионального образования вуз, тратят четыре года на обучение в вузе, чтобы потом никогда не работать по специальности.

Для того чтобы выполнить государственный заказ на подготовку квалифицированных кадров, техникум организует взаимодействие общеобразовательной организации с предприятиями (работодателями), со службою занятости, родителями обучающихся, чтобы показать привлекательность рабочей профессии, помочь самоопределению школьников в выборе профессии, найти свое «место в жизни». Ещё одно решение проблемы связано с разработкой и реализацией «коротких» программ, обеспечивающих эффективное освоение актуальных для работодателей квалификаций, обеспечивающих технологическое развитие и обеспечение адекватной профессиональной адаптации выпускников.

Цель и задачи

Цель практики – содействие социальной адаптации выпускников и незанятого населения путем разработки и реализации «коротких» программ на основе изучения кадровых потребностей работодателей.

Задачи:

  • Развивать систему социального партнерства в сфере профессионального образования;
  • Создавать привлекательность рабочим профессиям среди школьников, чтобы прием в учебное заведение велся на конкурсной основе;
  • Развивать сотрудничество со службой занятости, позиционировать образовательное учреждение на рынке труда.

Средства и способы реализации практики

От профессионального выбора к успешной карьере – долгий и сложный путь. В современных условиях традиционных форм профориентации уже недостаточно. Профтестирование, профдиагностика, экскурсии по учебному заведению в рамках Дня открытых дверей не дают желаемого результата. Годовым планом в техникуме предусмотрены разнообразные формы профориентационной работы с использованием собственной ресурсной базы, а также на базе школы и предприятий – социальных партнеров техникума.

Формы профориентационной работы, используемые в техникуме


Особое предпочтение в техникуме отдается практикоориентированным формам работы. Так, уже пять лет подряд проходит предметная олимпиада «Чертеж - язык техники». Школьники, участвуя в олимпиаде, имеют возможность соприкоснуться с миром технического черчения, увидеть важность и необходимость владения навыками построения и чтения чертежа в профессии рабочего, технолога, инженера. Ведь без знания чертежа немыслимо современное производство. Подобные олимпиады так же способствуют развитию у учащихся интереса к предмету, повышают техническую грамотность. Каждый год интерес к олимпиаде растет (в 2012-13 уч. г. в олимпиаде участвовало 14 учащихся из 8 школ; в 2016-17 уч. г – уже 33 учащихся из 18 школ).

С 2014 года на базе техникума проходит олимпиада по технологии. Обучающиеся школ г. Иркутска участвуя в олимпиаде, демонстрируют готовность к труду, умение созидать и простых заготовок (кусков древесины) продукцию, широко используемую в быту. На протяжении трёх лет обучающиеся соревновались в изготовлении различных деревянных изделий. Для создания деревянного изделия, обучающиеся должны не только уметь читать чертеж, но сделать и быстро, и аккуратно, соблюдая технологический процесс, что является основой в рабочей среде. Знания, умения, навыки учащихся при выполнении практических работ оценивало жюри, в состав которого вошли социальные партнеры техникума, представители крупных машиностроительных предприятий г. Иркутска: Иркутский авиационный завод – филиал ОАО «Корпорация «Иркут», ОАО «ИркутскНИИХиммаш». Денежные премии победителям и ценные подарки участникам, которые учредили работодатели, порадовали как школьников, так и их педагогов.

Особенно результативной является образовательная деятельность среди школьников по реализации программ предпрофильной подготовки, программ профессиональной подготовки, в ходе которой каждый школьник может «примерить» на себя ту или иную профессию. Более чем десятилетний опыт такой работы существует с МОУ СОШ №49 г. Иркутска.

В этом году, согласно распоряжения Министерства образования Иркутской области № 320-мр от 28 апреля 2017 г «Об областном конкурсе методических разработок» мастера производственного обучения М. Е. Седунова и Д. А. Коломин приняли участие в создании программ профессиональных проб. В номинации «Рабочая программа профессиональных проб» разработчики были удостоены диплома III степени (программы профессиональных проб – см. Приложение 1, Приложение 2).

В ходе профориентационной работы коллектив техникума предлагает школьникам и их педагогам мероприятия различной направленности: спортивные (праздник «Здоровое поколение – здоровой России»), творческие («Минута славы») и др. Имеющаяся ресурсная база, кадровый потенциал, развитая сеть социального партнерства с работодателями помогают не только сделать эти мероприятия интересными, познавательными, но и дают возможность каждому участнику поближе познакомиться с техникумом, почувствовать его атмосферу.

Коллектив техникума старается, чтобы День открытых дверей для школьников стал Днем открытия профессии. В ходе экскурсии по учебным мастерским и лабораториям обязательным явлением стали мастер-классы, организованные педагогами и учащимися. Владение сложными лабораторными программными комплексами токарной и фрезерной обработки металла демонстрируют обучающиеся профессии «Станочник (металлообработка)» под руководством Н. А. Карелиной, преподавателя специальных дисциплин. В кабинете технической механики энергосберегающие технологии в профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования отрасли машиностроения» показывают преподаватель Л. Н Решетнева и ее обучающиеся. Выпускники Л. Н. Решетневой изготавливают рабочие макеты (трансформаторная подстанция, конвейер, подъемник, «умный дом» и др.), которые остаются наглядным пособием для вновь пришедших учиться на эту интереснейшую профессию. В ходе мастер-класса в токарной мастерской особое внимание присутствующих обращается на участок станков с программным управлением. Г. А. Семенихин, мастер производственного обучения по профессии «Станочник (металлообработка)» вместе со своими учениками доказывает, что труд современного рабочего в корне отличается от принятых в обществе стереотипов. Сегодня станочники трудятся на технически сложном оборудовании, для управления которым нужно хорошо знать математику, физику, информатику.

Активно участвуют в профориентации и социальные партнеры техникума – работодатели. Ежегодно планом профориентационной работы со школами предусматривается экскурсия на одно из ведущих предприятий авиационной отрасли Иркутский авиационный завод. Администрация завода помогает в организации экскурсий, предоставляя автобусы и возможность увидеть наукоемкое, высокотехнологичное производство.

В рамках практикума в технике реализуются следующие направления и формы профориентационной работы с учащимися школ и их родителями:

  • пропаганда востребованных рынком труда профессий через проведение различных профориентационных мероприятий (проведение олимпиад со школьниками по технологии, по черчению с привлечением работодателей в качестве жюри и спонсоров мероприятий);
  • определение количества потенциальных абитуриентов по школам, города и района;
  • формирование и развитие интереса к специальностям и рабочим профессиям, предлагаемым техникумом (проведение совместных мероприятий участие в конференциях, конкурсах: «Квест», «Минута славы» и др.);
  • организация дней открытых дверей с целью познакомить выпускников 9-11 классов и их родителей с организацией учебно-воспитательной работы, правилами приёма в техникум; предоставить информацию по подготовке в техникуме специалистов по востребованным на рынке труда специальностям и профессиям;
  • организация профессиональных проб и мастер-классов, которая призвана уточнить образовательный запрос подростка, вызвать интерес к профессии, специальности, побудить потребность к самосовершенствованию (разработаны программы профессиональных проб по профессиям: «Станочник (металлообработка)», «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))» и специальности: «Технология машиностроения»);
  • встречи с выпускниками - профориентационная работа с привлечением обучающихся техникума. Такие обучающиеся направляются в свои бывшие школы, встречаются с «родными» классными руководителями, учителями и с их помощью организуют встречи и концерты для выпускников своих бывших школ. Например, встречи с выступлением поисковиков отряда «Байкал»;
  • экскурсии на предприятия социальных партнеров и организация производственной практики - социальные партнеры обеспечивают прохождение производственной с дальнейшим трудоустройством выпускников (Например, ИАЗ филиал ПАО «Корпорация «Иркут»»). Высококвалифицированные специалисты предприятий ежегодно входят в состав комиссий государственной итоговой аттестации выпускников;
  • распространение листовок, брошюр о техникуме, профессиях и специальностях, издание и переиздание информационно-рекламных материалов (буклетов) для абитуриентов с информацией о техникуме специальностях и профессиональной подготовке;
  • освещение мероприятий, проводимых в техникуме на сайте, в социальных сетях и СМИ - размещение материалов для абитуриентов в электронных и печатных СМИ, публикация статей, заметок о жизни техникума, например, в газете: «Иркутский авиастроитель».

На этапе сопровождения профессионального самоопределения студентов техникума реализуются следующие направления и формы работы:

  • содействие профессиональной и социальной адаптации студентов (направление на производственную практику с последующим трудоустройством); <.li>
  • участие обучающихся техникума во Всероссийской акции «Неделя без турникетов» с целью профессиональной мотивации, социализации и трудоустройства. Так, для обучающихся по профессиям: «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», «Слесарь механосборочных работ». были проведены экскурсии на промышленные предприятия Иркутской области: ООО «ВосСибСтрой» и Ново-Иркутскую ТЭЦ. Для всех студентов техникума независимо от специальности организуются экскурсии на ИАЗ филиал ПАО «Корпорация «Иркут»;

Особое направление работы – подготовка квалифицированных кадров на основе пакета «коротких» программ, составленных с учётом потребностей работодателей в определенных квалификациях. В техникуме функционирует Многопрофильный центр прикладных квалификаций (МЦПК), где без отрыва от основного образовательного процесса можно получить дополнительное образование, направленное на совершенствование системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки рабочих кадров, отвечающих потребностям рынка труда, адаптированных к применению полученных знаний, умений и навыков в условиях производства, обеспечение поддержки компетентностного развития личности. Дополнительное образование реализуется в ходе предоставления техникумом дополнительных образовательных услуг, при помощи освоения основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ с получением дополнительных квалификаций, что без сомнения способствует карьерному росту выпускников техникума и представляет больше возможностей по трудоустройству.

В МЦПК реализуются:

  • основные программы профессионального обучения по профессиям: «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»; «Электрогазосварщик»;
  • программы ДПО: «Ручная дуговая сварка неплавящимся электродом», «Основы бухгалтерского учета с применением 1С: Предприятия»
  • программы профессиональных проб: «Станочник (металлообработка)» (для ориентации на профессию: «Станочник» и специальность «Технолог машиностроения»); «Волшебный электрод» (для ориентации на профессию «Сварщик»).

Дорожная карта реализации практики «Набирай высоту вместе с нами!» приведена в Приложении 3.

Критерии результативности

  • Положительная динамика в увеличении участников профориентационных мероприятий (охват школьников профориентационными мероприятиями);
  • Конкурс при преступлении в техникум;
  • Результаты участия студентов в конкурсах профессионального мастерства различного уровня;
  • 100% трудоустройство по профессии и закрепляемость выпускников в течение 3 лет на предприятиях региона;
  • Положительные отзывы от работодателей.

Данные о результативности:

  • расширение системы социального партнерства в сфере профессионального образования (например, заключены долгосрочные договоры о сотрудничестве ООО «АНТЦ ВЭМ», ООО «Рус-Инжиниринг», ИАЗ филиала ПАО «НПК «Иркут»», ООО «Оптима», АО ИркутскНИИхиммаш, ООО «Алит-ТМ», ОАО "Иркутский завод сборного железобетона» (ОАО «ИЗС ЖБ»);
  • прием на обучение по программам СПО (подготовка квалифицированных рабочих) ведется на конкурсной основе (в зависимости от образовательной программы, конкурс в 2016 г. составлял от 1 до 1,8 чел. на место, в 2017 – от 1,3 до 2 чел. на место);
  • в 2017 г увеличился прием в МЦПК на обучение по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
  • результаты участия студентов в конкурсах профессионального мастерства приведены в Приложении 4; отзывы работодателей о студентах – в Приложении 5.

Нормативная база практики.

  • Положение о многопрофильном центре прикладных квалификации (Приложение 6).
  • Положение об организации и проведении профориентации (Приложение 7).
  • Положение об организации и проведении внеурочных мероприятий.
  • Положение об организации платных образовательных услуг.
  • Положение об организации образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам.
  • Положение об организации образовательных услуг по основным программам профессионального обучения.
  • Правила приема в многопрофильный центр прикладных квалификаций (Приложение 8)

Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы и минимизации.


Примеры тиражирования практики других в регионах, компаниях, организациях

  • Проведен межрегиональный вебинар по теме «Организационно-методические условия внедрения ФГОС СПО по профессии 15.01.33 Токарь на станках с ЧПУ» (Материалы вебинара см.: http://center-prof38.ru/about/);
  • Международная научно-практическая конференция ФГБОУ ВО ИГУ, «Социально-педагогическое сопровождение личности, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации» 18-19.11.16 ФГБОУ ВО ИГУ (Башарина С. А.)
  • II Международная научно-практическая конференция «Профессиональное развитие педагога», ФГБОУ ВО ИГУ 25-30.04.2017 (Агафонова Я. О.: «Профстандарт педагога: апробация, особенности и перспективы внедрения»);
  • II Международная научно-практическая конференция «Молодежь. Образование. Общество» 18.05.2017 ГАПОУ ИО ИТТриС (Кирилова Л. Г.).

Файлы:


Все файлы одним архивом:
Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России