Сотрудничество для достижения качества и успеха

Сотрудничество для достижения качества и успеха

Номинация: Мы – партнеры

Субъект РФ: Иркутская область
Тип практики: Образовательные
Организация:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум» (ГБПОУ ИО ЗЖДТ).
Юридический адрес: 665383 Иркутская область, г. Зима, ул. Кирова, 12

Ответственное лицо
ФИО: Бекетова Оксана Викторовна
Должность: Заместитель директора по учебно-производственной работе
Тел: 89027697839
Email: oksbeket@rambler.ru

Презентация: ГБПОУ ИО ЗЖДТ Инфографика.pptx [377.87 KB]
Аннотация:

«Взращивание» квалифицированного рабочего в «искусственных» условиях мастерских и лабораторий образовательных организаций снижает конкурентоспособность молодых рабочих на рынке труда, затрудняет их успешную адаптацию на производстве. Как включить в образовательную деятельность непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов профессионального образования, максимально сблизить учебную и профессиональную деятельность, чтобы подготовить выпускника, готового с первых дней после трудоустройства включиться в эффективные производственные отношения?

Описание практики:

Актуальность

Отражение требований рынка труда в результатах профессионального образования возможно только в случае интеграции условий, созданных для овладения обучающимися железнодорожными профессиями в техникуме и реальных условий производства, предприятия, на которые выпускники будут трудоустраиваться после окончания учреждения СПО.

Необходимость интеграции обусловлена рядом причин:
материально-техническая база образовательной организации всегда будет отставать от используемых на предприятиях новейших технологий и современного оборудования;
трудности с привлечением высококвалифицированных рабочих с предприятий для осуществления педагогической деятельности в образовательной организации, т.к. у них отсутствует педагогическое образование, а у педагогических работников организации соответственно чаще всего отсутствует опыт работы на реальном производстве;
необходимость гибкого реагирования на постоянно изменяющиеся требования работодателей к результатам подготовки, что вызвано появлением новых производственных технологий и технологическим обновлением отрасли.

Решение проблем находится не только в сфере профессионального образования, но и в создании отлаженного механизма взаимодействия техникума и реального производства. Поэтому в настоящее время актуальной для образовательной организации является реализация образовательных программ совместно с базовыми предприятиями через внедрение практико-ориентированной модели подготовки квалифицированных рабочих кадров для железнодорожных предприятий области. Это целый комплекс необходимых методических, организационно-педагогических, кадровых, нормативно-правовых, информационных и других условий практико-ориентированной модели подготовки рабочих кадров с учетом реальных потребностей железнодорожной отрасли в квалифицированных кадрах, требований профессионального стандарта и предприятий-работодателей.

Цели и задачи

Цель: разработка и внедрение модели практико-ориентированной подготовки кадров для предприятий железнодорожной отрасли с учетом требований профессионального стандарта и предприятий - работодателей.

Задачи:

  • организация и проведение профориентационных мероприятий на муниципальном уровне, мероприятий совместно с работодателями, а также профессиональных проб для школьников;
  • проектирование совместно с представителями предприятия учебного плана, календарного графика учебного процесса, образовательных программ учебных дисциплин и модулей, программ учебной и производственной практики;
  • разработка локальных нормативных актов образовательной организации, регламентирующих внедрение практико-ориентированной модели обучения;
  • организация процедур промежуточного контроля качества реализации программ дуального обучения, в том числе разработка механизмов и инструментов промежуточного контроля качества реализации программ дуального обучения совместно с наставниками и мастерами производственного обучения;
  • организация итоговой государственной аттестации студентов, разработка критериев оценки качества образования выпускников совместно с наставниками и мастерами производственного обучения;
  • обеспечение мониторинга трудоустройства и закрепляемости на рабочем месте.

Средства и способы реализации практики

Организация и проведение профориентационных мероприятий на муниципальном уровне, мероприятий совместно с работодателями, а также профессиональных проб для школьников.

Градообразующей основой города Зимы является железная дорога, представленная одноименной железнодорожной станцией, локомотивным, ремонтным и вагонным депо, а также другими подразделениями ВСЖД филиала ОАО «РЖД». Через станцию проходит значительный объем транзитных грузов и большой транзитный пассажиропоток. Станция принимает, обрабатывает и формирует грузовые составы.

В нашем техникуме 85% студентов обучаются по профессиям железнодорожного профиля. За 84 года в стенах техникума было подготовлено более 15 тысяч специалистов. В настоящее время на двух градообразующих предприятиях города Зимы: сервисном локомотивном депо «Зиминское» филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ТМХ-Сервис» и эксплуатационном локомотивном депо Зима филиала ОАО «РЖД» - работают соответственно 39 и 71 % сотрудников, получивших образование в Зиминском железнодорожном техникуме (приложение 1).

Готовность студентов к профессиональному самоопределению и профессиональная адаптации в условиях производства, позитивно влияет на закрепляемость трудоустроившихся выпускников. С этой целью в техникуме особое внимание уделяется проведению совместных мероприятий. Взаимодействие с работодателями, в том числе с Дорпрофжел ВСЖД филиала ОАО «РЖД» на станции Зима - приоритетное направление в работе Зимиского железнодорожного техникума. Такие совместные мероприятия, как: День пожилого человека, День железнодорожника, Новый год, митинг у мемориала на территории депо, посвященный Дню Победы, День физкультурника, День знаний, встречи с представителями династий железнодорожников, поисковая работа музея - способствуют тесному сотрудничеству техникума с работодателями в одном образовательном и воспитательном пространстве нашей образовательной организации, обеспечивая условия для саморазвития и самореализации студентов техникума (приложение 2).

С целью определения задач воспитательной работы по формированию профессиональных и общих компетенций студентов, поступивших на обучение, коррекция их представлений о профессии в I полугодии ежегодно проводится мониторинг профессиональных склонностей и интересов, жизненных и социальных ценностей студентов 1-го курса, по каждой группе составляется карта интересов.

В техникуме разработана и реализуется программа профессионального самоопределения молодежи «Я – профессионал», в рамках которой ежегодно организуются экскурсии с учетом выбранной профессии, специальности для студентов 1-го, 2-го курсов на предприятия работодателей.

Педагоги техникума являются активными участниками, а также инициаторами и организаторами муниципальных массовых профориентационных мероприятий со школьниками городских образовательных учреждений и воспитанниками дошкольных образовательных учреждений. Так, в последние три года в ноябре – декабре организуются: выступление агитационной бригады студентов техникума в общеобразовательных учреждениях города и Зиминского района, профориентационные часы «Войти в мир профессии» на базе техникума, в апреле проводится день открытых дверей для обучающихся средних школ города и воспитанников ДОУ. В городском празднике «Славим человека труда» приняли участие школьники и воспитанники ДОУ города. Во время проведения экскурсий по техникуму участники экскурсии (в том числе и воспитанники ДОУ) могли пройти «профессиональные пробы», поучаствовать в мастер-классах, проводимых студентами техникума.

Проектирование и реализация совместно с представителями предприятия учебного плана, календарного графика учебного процесса, образовательных программ учебных дисциплин и модулей, программ учебной и производственной практики.

Практико-ориентированная профессиональная подготовка квалифицированных рабочих и специалистов железнодорожного направления в Зиминском железнодорожном техникуме с включением работодателей в деятельность образовательной организации, обеспечивает взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального самоопределения, профессионального образования, оценки профессиональной квалификации, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве, консолидации ресурсов образовательной организации и предприятий-работодателей в реализации учебного плана.

Социальное партнерство успешно развивается не только с такими крупными предприятиями, как эксплуатационное локомотивное депо Зима структурного подразделения дирекции тяги филиала ОАО РЖД, сервисные локомотивные депо «Зиминское», «Братское», «Вихоревское» филиала «Восточно - Сибирский», ООО «ТМХ - Сервис», ОАО «Саянскхимпласт» железнодорожный цех, ОАО «Вагонная ремонтная компания-3», но и другими организациями различных форм собственности. Взаимодействие техникума с партнерами по различным направлениям деятельности начиналось с построения совместных перспективных планов деятельности, которые сегодня подкреплены официальными долгосрочными договорами (приложение 3).

В настоящее время работодатели участвуют в разработке и экспертизе образовательных программ с возможностью корректировки содержания и продолжительности дисциплин, МДК, учебной и производственной практики в рамках, установленных ФГОС СПО, с учетом деятельности своего предприятия (приложение 4). При разработке вариативной части образовательной программы по профессиям СПО общее учебное время обязательной учебной нагрузки в учебном плане распределяется с учетом мнения работодателей. Учебная нагрузка используется для формирования дополнительных компетенций, умений и знаний таких, как: умение принимать и готовить локомотивы (по видам) к рейсу и сдавать их после рейса, обеспечивать меры безопасности при движении локомотива по перегону, при производстве работы в зимнее время, осуществлять и планирование, и организацию производственных работ в нестандартных ситуациях и других. По предложению партнеров в вариативную часть введены учебные дисциплины: «Безопасность движения на ж/д транспорте», «Регламент переговоров», «Электрические схемы на подвижном составе», «Электробезопасность на железнодорожном транспорте» (приложение 5).

В соответствии с заключенными договорами техникум эффективно использует в образовательной деятельности материальную базу и кадровый потенциал партнеров. Материальная база эксплуатационного локомотивного депо Зима структурного подразделения Дирекции тяги филиала ОАО «РЖД» - это современные тренажеры, обеспечивающие отработку навыков по ПМ.02 «Управление и техническая эксплуатация локомотива под руководством машиниста». Материальная база сервисного локомотивного депо «Зиминское» - включает полигоны, цеха, участки, отдельные рабочие места, оснащенные необходимым оборудованием, инвентарем, где студенты совершенствуют профессиональные компетенции по техническому обслуживанию и ремонту локомотива (приложение 6).

Кадровая политика – один из приоритетов деятельности техникума. Гарантией качества образования является преподаватель. Недостаток в техникуме педагогических кадров, обладающих опытом профессиональной деятельности на современных предприятиях решается путем привлечения к преподавательской деятельности специалистов базовых предприятий. Положительная тенденция последних лет – преподавание общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей работниками предприятий – социальных партнеров. Среди них: инженер по охране труда СЛД «Зиминское» филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ТМХ-Сервис», Т. В. Новикова; дежурный по станции Зима Суховского центра организации работы железнодорожных станций структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции, Р. Ф. Даутов; машинист ССПС эксплуатационного локомотивного депо Зима филиала ОАО «РЖД», О. В. Камальдинов; машинист электровоза, Н. В. Непомнящих, машинист - инструктор, А. Г. Смородинов (приложение 7).

В свою очередь мастера производственного обучения и преподаватели общепрофессиональных дисциплин знакомятся с внедряемыми новыми производственными технологиями, приобретают навыки работы на современном оборудовании при посещении предприятий, участии в производственных совещаниях, деловых встречах (приложение 8).

Важным звеном в подготовке высококлассного специалиста является производственная практика. Зачисление на производственную практику студентов техникума в отделе кадров железнодорожных предприятий осуществляется при наличии заключения председателя врачебной комиссии и результатов психофизиологического обследования НУЗ «Узловая поликлиника на ст. Зима «ОАО РЖД»» (приложение 9). Работа на железнодорожных предприятиях сложная и тяжелая, поэтому студенты должны обладать идеальным здоровьем. Подготовительный этап перед производственной практикой для каждого студента индивидуальный, здесь определяется профессиональная пригодность каждого студента (приложение 10). После прохождения медицинского и психофизиологического обследования заключается договор между образовательной организацией и предприятием о производственной практике студента, в котором оговорены условия и сроки прохождения практики. Приказом по предприятию за студентом закрепляется наставник, подготовка наставников ведется планомерно. Они знакомятся с основной образовательной программой, изучают программу производственной практики, для них проводятся инструктивно-методические совещания.

Стало традиционным для техникума и его партнеров ежегодно проводить круглые столы, на которых обсуждаются вопросы взаимодействия для повышения качества подготовки выпускников, оценки их конкурентоспособности на рынке труда и определения факторов, отвечающих за карьерное продвижение выпускников (приложение 11). Уровень удовлетворенности работодателей теоретической и практической подготовкой выпускников определяется по результатам анкетирования мастеров, руководителей структурных подразделений и предприятий. На таких встречах работодатели непосредственно участвуют в выработке решений выявленных проблем. При необходимости вносятся коррективы в модель интеграции производственной и образовательной сфер (приложение 12).

Разработка локальных нормативных актов образовательной организации, регламентирующих внедрение практико-ориентированной модели обучения;

Выстроенная система взаимодействия с социальными партнерами привела к необходимости пересмотра локальных нормативных актов техникума по организации образовательной деятельности. В настоящее время разработаны и апробируются следующие локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие внедрение практико-ориентированной модели обучения: Положение о порядке организации и проведении практико-ориентированного обучения в ГБПОУ ИО ЗЖДТ, Положение о наставничестве на предприятиях, реализующих мероприятия по организации и проведению практико-ориентированного обучения студентов ГБПОУ ИО ЗЖДТ, Положение о стажировке педагогов ГБПОУ ИО ЗЖДТ в рамках практико-ориентированного обучения.

Взаимодействие с социальными партнерами строится на основании долгосрочных договоров, заключенных с предприятиями СЛД филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ТМХ-Сервис», эксплуатационным локомотивным депо Зима филиала ОАО «РЖД». Выход обучающихся на практику оформляется приказом по техникуму. Перед выходом на производственную практику в каждой группе проводится организационное собрание, на котором разъясняются цели и задачи практики, каждому обучающемуся выдается дневник, содержащий задание, программу практики, бланки отчетов, методические рекомендации по их ведению, аттестационный лист и производственную характеристику, выдаются методические рекомендации по ведению учетно-отчетной документации.

Организация процедур промежуточного контроля качества реализации программ дуального обучения, в том числе совместно с наставниками и мастерами производственного обучения разработка механизмов и инструментов промежуточного контроля качества реализации программ дуального обучения;

Сегодня наши партнеры – работодатели имеют возможность и желание контролировать качество подготовки выпускников, участвуют в организации и оценке результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения производственной практики. Так, ежегодно комиссией сервисного локомотивного депо «Зиминское» филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ТМХ-Сервис» проводятся квалификационные экзамены, в рамках которых студенты Зиминского железнодорожного техникума выполняют выпускную практическую квалификационную работу. Результатом данной работы является присвоение квалификации - Слесарь по ремонту подвижного состава и соответствующего разряда. Все фиксируется в протоколе заседания квалификационной комиссии (приложение № 13).

Организация итоговой государственной аттестации студентов, в том числе разработка критериев оценки качества образования выпускников совместно с руководством предприятий и наставниками.

Оценка качества подготовки выпускников техникума работодателями осуществляется во время проведения государственной итоговой аттестации. В состав государственной экзаменационной комиссии входят не менее двух представителей социальных партнеров, один из которых возглавляет комиссию. Каждый председатель государственной экзаменационной комиссии делает анализ, в котором отражаются характеристика общего уровня подготовки выпускников, анализ результатов ГИА, недостатки в подготовке обучающихся, выводы и предложения. Работодатели через своих специалистов участвуют в сопровождении студента при написании письменной экзаменационной работой, участвуют в рецензировании ПЭР, тематика которых сопряжена с деятельностью предприятия и основана на результатах прохождения производственной практики.

В феврале 2015 года прошел конкурс профессионального мастерства «Именные стипендии Молодежного парламента» среди студентов Зиминского железнодорожного техникума по профессиям «Помощник машиниста» и «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава». Оценивало конкурс жюри в состав которого входили: председатель – заместитель начальника ВСЖД - филиала ОАО «РЖД»,Алексей Алексеевич Боровиков; зам. председателя - председателя Законодательного собрания Людмила Михайловна Берлина, Иркутской области, заместитель министра образования Иркутской области, Александр Александрович Русанов; председатель Молодежного парламента при Законодательном собрании Иркутской области, Андрей Александрович Фоменко, а также работодатели и мастера производственного обучения Зиминского железнодорожного техникума. Победители конкурса получили стипендии в размере семь, пять и три тысячи рублей за первое, второе и третье место соответственно по каждой профессии. (приложение 14).

Критерии результативности

Учебно-методическая обеспеченность практико-ориентированной модели обучения (показатели: доля образовательных программ учебных дисциплин и модулей, обновленных с учетом профессиональных стандартов и потребностей работодателей к общему числу программ).

Кадровая обеспеченность практико-ориентированной модели обучения (показатели: удельный вес преподавателей, мастеров производственного обучения из числа действующих работников профильных предприятий, организаций, трудоустроенных по совместительству, в общей численности педагогических работников; доля штатных преподавателей и мастеров производственного обучения с опытом работы на предприятиях и в организациях не менее 5 лет со сроком давности не более 3 лет в общей численности штатных преподавателей и мастеров производственного обучения)

Нормативно-правовая обеспеченность практико-ориентированной модели обучения (показатели: количество локальных нормативных актов, разработанных с учетом практико-ориентированной модели обучения).

Качество подготовки по программам СПО, реализуемым в практико-ориентированной модели обучения (показатели: удельный вес выпускников, обучавшихся по программам СПО по практико-ориентированной модели обучения, получивших на итоговой аттестации оценку «отлично», в общей численности выпускников, обучавшихся по программам СПО по практико-ориентированной модели обучения; удельный вес выпускников, завершивших обучение по образовательным программам железнодорожного профиля, трудоустроившихся в течение одного года после завершения обучения, в общей численности выпускников, завершивших обучение по образовательным программам СПО).

Качество профориентационной работы (показатели: средний балл аттестата студентов, принятых на обучение по очной форме по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих для железнодорожной отрасли; количество программ профессиональных проб по железнодорожным профессиям; удельный вес обучающихся 8-11 классов, принявших участие в профориентационных мероприятиях, в общей численности обучающихся 8-11 классов школ г. Зима и Зиминского района; удельный вес школьников, поступивших на обучение по профессиям железнодорожного профиля в общей численности школьников прошедших обучение по программам профпроб; количество работодателей, вовлеченных в профориентационные процессы).

Данные о результативности

Председателями ГЭК отмечается, что уровень полученных и продемонстрированных на защите ВКР общих и профессиональных компетенций, практических навыков соответствует присваиваемым квалификациям (приложение 15).

Таблица 1. Удельный вес выпускников, получивших на итоговой аттестации оценку «отлично»

Выстроенная практика взаимодействия с социальными партнерами - предприятиями железнодорожного транспорта, положительно сказывается на уровне подготовки выпускников, что подтверждают результаты ГИА. В отзывах предприятий и организаций, где работают выпускники техникума, отмечается хороший уровень их подготовки, соответствующий требованиям, предъявляемым к современному специалисту. (приложение 16).

Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации

Использование нашей практики образовательными организациями, ведущими подготовку специалистов для предприятий малого бизнеса, будет осуществить сложнее.

  • многие работодатели даже и не слышали о практико-ориентированном (дуальном) обучении;
  • работодатели, особенно небольшие предприятия, не заинтересованы в реализации не только практико-ориентированного (дуального) обучения, но и любого обучения на производстве.

Файлы:


Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России