С наставниками рядом

С наставниками рядом

Номинация: Мы – партнеры

Субъект РФ: Иркутская область
Тип практики: Образовательные
Организация:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский техникум транспорта и строительства» (ГБПОУ ИО ИТТриС).
Юридический адрес: г. Иркутск, ул. Павла Красильникова, д.54А

Ответственное лицо
ФИО: Татьяна Николаевна Ломакина
Должность: Директор ГБПОУ ИО ИТТриС
Тел: 8(3952) 47-97-67
Email: ittris@mail.ru

Презентация: Презентация.pptx [10.49 MB]
Аннотация:

«Взращивание» квалифицированного рабочего в «искусственных» условиях мастерских и лабораторий образовательных организаций снижает конкурентоспособность молодых рабочих на рынке труда, затрудняет их успешную адаптацию на производстве. Как включить в образовательную деятельность непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов профессионального образования, максимально сблизить учебную и профессиональную деятельность, чтобы подготовить выпускника, готового с первых дней после трудоустройства включиться в эффективные производственные отношения?

В описании практики приведены решения следующих задач:

  • организация и проведение профориентационных мероприятий на муниципальном уровне, мероприятий совместно с работодателями, а также профессиональных проб для школьников;
  • проектирование совместно с представителями предприятия учебного плана, календарного графика учебного процесса, образовательных программ учебных дисциплин и модулей, программ учебной и производственной практики;
  • разработка локальных нормативных актов образовательной организации, регламентирующих внедрение практико-ориентированной модели обучения;
  • организация процедур промежуточного контроля качества реализации программ дуального обучения, в том числе совместно с наставниками и мастерами производственного обучения разработка механизмов и инструментов промежуточного контроля качества реализации программ дуального обучения;
  • организация итоговой государственной аттестации студентов, в том числе совместно с руководством предприятия и наставниками разработка критериев оценки качества образования выпускников;
  • обеспечение мониторинга трудоустройства и закрепляемости на рабочем месте.

Практика может быть интересна работодателям и профессиональным образовательным организациям, заинтересованным в повышении качества подготовки рабочих и специалистов среднего звена.

Описание практики:

Актуальность

Качество подготовки обучающихся напрямую зависит от активности техникума и работодателя при организации учебной и производственной практик. В ходе взаимодействия необходимо решать вопросы отбора и структурирования содержания программ профессиональных модулей (далее – ПМ), программ практик, использования технологии дуального обучения и ранней адаптации обучающихся к условиям производства, организации стажировки педагогических работников на предприятии и работников предприятий-партнеров на базе техникума, трудоустройства обучающихся в период обучения в техникуме по срочным трудовым договорам и закрепления выпускников на рабочих местах.

Новый подход к организации практики обучающихся позволяет укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, способствует решению задачи подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций, повышает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

В ходе апробации новых подходов нами были пересмотрены существующие механизмы взаимодействия с предприятиями-партнерами, проведен аудит многообразия целей и задач деятельности техникума, освоены новые формы сотрудничества, разработаны нестандартные управленческие и технологические решения взаимодействия техникума с предприятиями-партнерами.

Цель и задачи:

Цель практики:

организация взаимодействия техникума и базового предприятия по внедрению элементов дуального обучения в организацию учебной и производственной практик.

Задачи практики:

  • формирование локальной нормативной базы организации практики в технологии дуального обучения;
  • обновление программ ПМ с учетом ресурсов предприятия, ФГОС СПО, профессиональных стандартов и принципов дуального обучения;
  • обеспечение материально-технической базы прохождения практик в соответствии с требованиями ФГОС СПО;
  • организация стажировки педагогических работников на предприятии и дополнительное образование работников предприятий на базе техникума;
  • создание условий для совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, педагогических работников и работодателей.

Технология реализации практики

В основу практики положена идея дуального обучения, основным принципом которого является равная ответственность учебного заведения и предприятий за качество подготовки кадров. Несовершенство законодательной и нормативной системы взаимодействия сфер труда и профессионального образования, сетевой формы взаимодействия техникума с предприятиями партнерами и Центрами компетенций, что в совокупности составляет основные факторы для внедрения дуального обучения в профессиональное образование, позволяет говорить лишь об элементах внедрения данной технологии в учебно-производственный процесс.

Под элементами дуального обучения мы понимаем формирование нормативно-обоснованного сотрудничества с работодателями, предполагающего ответственность сторон за подготовку кадров; участие работодателей в обновлении рабочих программ профессиональных модулей; развитие системы наставничества на производстве; организацию практической части подготовки обучающихся на конкретных рабочих местах (в цехах предприятий, базовых для прохождения практик), а теоретической части – на базе образовательной организации, в том числе, проведение рассредоточенной учебной практики на производстве; независимую оценку результатов обучения.

Последовательность действий по внедрению элементов дуального обучения в организацию учебной и производственной практики:
1-й этап – установление договорных отношений между профессиональной образовательной организацией и предприятием (базовым, для прохождения практик); (приложение 1):

  • создание рабочей группы по внедрению элементов дуального обучения в организацию учебной и производственной практик (из числа представителей предприятия и образовательной организации);
  • соотнесение ФГОС СПО, примерных программ, профессиональных стандартов и требований работодателя, зафиксированных в профессиональных стандартах и должностных инструкциях – выделение дополнительных компетенций;
  • внесение изменений в содержание программ профессиональных модулей с учетом ресурсов предприятия и материально-технической базы образовательной организации, принципов практикоориентированного (дуального) обучения;
  • разработка контрольно-оценочных средств (квалификационного экзамена по завершению профессионального модуля);
  • внесение изменений в план учебного процесса, календарный учебный график образовательной организации;
  • организация стажировок педагогических работников техникума на Базовом предприятии;
  • освоение работниками (наставниками) предприятия основ педагогики и психологии через различные формы обучения (ДО, ДПО, а также семинары, мастер-классы, круглые столы, научно-практические конференции).

2-й этап – распределение ответственности между профессиональной образовательной организацией и предприятием по организации и проведению всех видов практик с элементами дуального обучения:
  • составление графика чередования теории и практики;
  • ознакомление работников (наставников) предприятия с перечнем видов работ, не-обходимых для освоения обучающимися в период прохождения практики, отчетной документацией по практике;
  • согласование графика перемещения обучающихся в период прохождения практики по цехам предприятия;

3-й этап – апробация процесса внедрения элементов дуального обучения в организацию прохождения учебной и производственной практик:
организация процесса прохождения практики с апробацией внедряемых элементов дуального обучения.

Учебная практика обучающихся проходит на базовом предприятии и чередуется с теоретическим обучением в техникуме. При этом программа учебной практики мобильна для всех подгрупп обучающихся (всего 4 подгруппы по 6 – 7 человек). Объединение обучающихся в 4 подгруппы обосновано тем, что они проходят практику в 4 цехах, согласно графику перемещений. (приложение 2).

Рассредоточенная форма проведения учебной практики отличается гибкостью и индивидуализацией: в техникуме обучающиеся овладевают основами профессиональной деятельности, на предприятии – закрепляют полученные навыки, согласно календарному графику учебного процесса.

В период учебной практики работодатель производит отбор обучающихся на вакантные места для трудоустройства на период производственной практики.

Производственная практика организуется в производственных подразделениях (цехах) предприятия. Предприятие во время нахождения обучающихся на производстве обеспечивает их средствами обучения и расходными материалами.

проведение квалификационного экзамена на базе предприятия с привлечением работодателей и педагогических работников.

Квалификационный экзамен проводится на базе предприятия независимыми экспертами из числа руководителей предприятия и образовательной организации. В со-став комиссии не входят педагогические работники и наставники от предприятия, ответственные за проведение той или иной практики. Это позволяет оценить уровень подготовки всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, наставников).

Критерии результативности

Результативность внедрения элементов дуального обучения в учебную и производственную практику обучающихся определяется следующими критериями:

  • обновление локальной нормативной базы организации практики в технологии дуального обучения;
  • обновление программ профессиональных модулей с учетом ресурсов предприятия и элементов дуального обучения;
  • трудоустройство обучающихся на предприятии в период обучения;
  • повышение квалификации педагогов, прошедших стажировку на производстве;
  • соответствие материально-технической базы прохождения практик требованиям ФГОС СПО;
  • участие работодателей в учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
  • качество профессиональной подготовки обучающихся.
  • Данные о результативности

    Описанная практика показала следующие результаты.

    1.

    Обновление локальной нормативной базы организации практики с учетом технологии дуального обучения.

    Представляемая практика реализуется в рамках экспериментальной деятельности техникума по развитию системы практико-ориентированной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов железнодорожного направления в среднем профессиональном образовании.

    Локальная нормативная база организации практики с элементами дуального обучения представлена на данном этапе следующими документами:

    • договор о сотрудничестве (по внедрению элементов дуального обучения);
    • договор об организации учебной и производственной практик;
    • приказы предприятия и образовательной организации об организации учебно-производственного процесса с элементами дуального обучения

    2.

    Увеличение доли обновленных и согласованных с работодателями программ ПМ с учетом ФГОС СПО, примерных программ, профессиональных стандартов и ресурсов предприятия в том числе, элементов дуального обучения.

    В 2015 году было согласовано с работодателями 11 ПМ железнодорожного направления: 2 – по профессии «машинист локомотива», 4 – по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», 4 – по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)»)

    В 2016 году ПМ стало 13, за счет вариативной части были введены 2 программы ПМ, согласованные с работодателями: по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», и по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)»).

    В 2017 году дополнительно к существующему ПМ.01 по профессии 23.01.09 «Машинист локомотива» разработан и согласован ПМ.01 с учетом элементов дуального обучения. Всего с работодателями согласовано 14 программ ПМ.

    3.

    Увеличение количества работодателей, участвующих в разработке рабочих программ ПМ.

    Практика показала, что работодатели занимают активную позицию и проявляют заинтересованность в вопросах проектирования ПМ.

    Количество работодателей, участвующих в разработке рабочих программ ПМ на этапе проектирования существенно выросло.

    Так, в 2015 году в разработке рабочих программ ПМ приняли участие 3 пред-приятия (3 работодателя из числа руководящего персонала).

    В 2016 году 4 предприятия (4 работодателя из числа руководящего персонала).

    В 2017 году 6 предприятий (6 работодателей из числа руководящего персонала, 4 мастера цеха, главный технолог). Динамика участия работодателей в разработке про-грамм профессиональных модулей (железнодорожного направления) представлена в приложении 3 на рисунке 1.

    Использование кадровых ресурсов предприятия.

    Под кадровым обеспечением СПО мы понимаем целенаправленную деятельность по формированию квалифицированного кадрового потенциала, способного подготовить конкурентоспособных выпускников конкретного образовательного учреждения. Дефицит педагогических работников для преподавания дисциплин железнодорожного профиля, руководителей практики решен путем привлечения в техникум специалистов предприятия, принятых по совместительству.

    В 2016 году был принят 1 преподаватель профессионального цикла, в 2017 году 2 преподавателя профессионального цикла и 1 мастер производственного обучения. Таким образом, динамика трудоустройства специалистов предприятия растет.

    Возникшую проблему, связанную с отсутствием педагогического образования, техникум решил путем организации курсов повышения квалификации.

    Использование материально-технических ресурсов предприятия.

    В техникуме 100 %-е материально-техническое обеспечение в соответствии с ФГОС СПО за счет проведения практики на реальных рабочих местах предприятия.

    Трудоустройство обучающихся по срочным договорам на этапе обучения в период производственной практики

    Работодатель производит отбор обучающихся на вакантные места в период учебной практики. В разные периоды на должность «Слесарь по ремонту подвижного состава» на период производственной практики было трудоустроено:
    в 2015 году - 3 обучающихся (12 % от общей численности группы из 25 человек);
    в 2016 году - 6 обучающихся (24 %);
    в 2017 году - 15 обучающихся (60 %).

    В приложении 3 на рисунке 2 представлена динамика трудоустройства обучающихся в период производственной практики.

    Качество профессиональной подготовки обучающихся.

    Освоение обучающимися ПМ при прохождении учебной и производственной практики с элементами дуального обучения повысило качество профессиональной подготовки обучающихся. Об этом свидетельствуют результаты проведенных квалификационных экзаменов, где работодатель рекомендует присвоение разряда обучающимся, наиболее успешно освоившим программу ПМ. Сравнительные результаты освоения обучающимися (на примере ПМ.01 по профессии 23.01.09 «Машинист локомотива») представ-лены в приложении 3 на рисунке 3.

    Участие обучающихся в исследовательской и проектной деятельности совместно с работодателями. Ссылка, Ссылка

    Участие работодателей в мероприятиях, направленных на развитие системы профессионального образования в Иркутской области. Ссылка, Ссылка

    Проведение международной научно-практической конференции «Молодежь. Образование. Общество» с участием работодателей. Ссылка

    Нормативная база практики:

    • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
    • Трудовой кодекс РФ
    • ФГОС СПО
    • профессиональные стандарты
    • приказ Министерства образования и науки РФ от 18.04.2013 № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями);
    • Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 – 2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3.04.2015 № 349-р)

    Тиражирование практики

    Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции «Молодежь. Образование. Общество» 2 мая 2017 г. – Иркутск: изд-во ООО «СИДПО», 2017 г. (размещен в научной электронной библиотеке elibraru.ru и зарегистрирован в наукометрической базе РИНЦ)

Файлы:


Все файлы одним архивом:
Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России