Модель сетевого взаимодействия техникума на основе кластерного подхода как условие подготовки квалифицированных специалистов

Модель сетевого взаимодействия техникума на основе кластерного подхода как условие подготовки квалифицированных специалистов

Номинация: Мы – партнеры

Субъект РФ: Челябинская область
Тип практики: Образовательные
Организация:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Первомайский техникум промышленности строительных материалов»
Юридический адрес: 456541 Челябинская обл., Коркинский р, п. Первомайский, ул. Мира, д. 4,

Ответственное лицо
ФИО: Виктория Анатольевна Забанова
Должность: Заместитель директора по УР
Тел: 89090744533
Email: vica.kor@mail.ru

Презентация: Практика ПТПСМ.pptx [18.24 MB]
Аннотация:

Разработана модель сетевого взаимодействия техникума на основе кластерного подхода как условие подготовки квалифицированных специалистов.

Практика обеспечивает создание образовательного кластера как группы связанных между собой заинтересованных организаций и предприятий, осуществляющих целевое интегративное взаимодействие.

Организационно-функциональная модель практики построена на системном внутритехникумовском взаимодействии, взаимодействии техникума с предприятиями города и области, с общеобразовательными организациями, организациями высшего образования и среднего профессионального образования, с государственными структурами муниципального района и поселения.

Практика может быть интересна профессиональным образовательным организациям небольших городов и городских поселений с одним градообразующим предприятием, как пример эффективного взаимодействия всех заинтересованных партнёров по подготовке квалифицированных специалистов.

Техникумом разработана система локальных нормативных актов, договоров и соглашений о сотрудничестве, регулирующих функциональное взаимодействие со всеми вышеперечисленными партнерами.

Описание практики:

Актуальность

Организация сетевого взаимодействия образовательной организации с различными социальными, экономическими и другими институтами на основе кластерного подхода позволяет решить проблему несоответствия профессиональных компетенций, приобретаемых выпускниками в процессе обучения, возросшим требованиям высокотехнологичных предприятий.

Цель и задачи

Целью проекта является создание необходимых условий для подготовки востребованного специалиста на основе сетевого взаимодействия техникума с социальными партнерами. Для достижения поставленной цели нами выделены следующие задачи:

  • Разработка и апробирование модели сетевого взаимодействия в условиях социального партнерства. Проектная идея заключается в создании кластера как группы связанных между собой заинтересованных организаций и предприятий, осуществляющих интегративное взаимодействие.
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности. Проектная идея cоздание подкластера «внутритехникумовская организация», включающeго в себя работу центра социально-трудовой адаптации и профориентации, инновационной площадки по социализации, работу родительского комитета, психологической и методической служб техникума.
  • Ориентация профессионального образования на реальное производство. Проектная идея создание подкластера «взаимодействие техникума с предприятиями города и области».
  • Совершенствование профориентационной работы. Проектная идея создание подкластера «взаимодействие с организациями общего, высшего и дополнительного образования» позволяет выстроить образовательную деятельность, направленную на преемственность между общим и профессиональным образованием и обеспечивающую осуществление непрерывного образования (совместные мероприятия по профориентации, электронный образовательный ресурс «Виртуальные экскурсии в мир профессий»).
  • Создание условий для формирования позитивных социальных компетенций обучающихся. Проектная идея на основе методик профессора С.Г. Молчанова разработать дидактико-методическое обеспечение социализации обучающихся с привлечением государственных структур Коркинского муниципального района и Первомайского поселения (отдел молодежной культуры, политики и спорта, комиссию по делам несовершеннолетних, центр занятости населения).

Средства и способы реализации практики

Этапы реализации

1-й этап. Проектно-организационный

Цель: создание нормативно-правовой, информационной базы реализации практики, формирование готовности педагогов к участию в реализации практики.

Механизмы реализации:

  • разработка нормативной документации;
  • включение педагогов в обсуждение необходимых условий реализации практики, мотивация педагогов на участие в практике;
  • установление договорных отношений с участниками сетевого взаимодействия;
  • разработка дорожной карты реализации практики.

2-й этап. Деятельностный

Цель: апробирование модели сетевого взаимодействия техникума на основе кластерного подхода как условие подготовки квалифицированного специалиста.

Механизмы реализации: периодический контроль, анализ реализации мероприятий, коррекция мероприятий.

3-й этап. Рефлексивный

Цель: обобщение положительного опыта

Механизмы реализации:

  • анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в практике;
  • мониторинг эффективности реализации практики;
  • тиражирование результатов деятельности в рамках реализации практики (официальный сайт образовательной организации, публикации методических рекомендаций, разработанных по результатам реализации практики).

Организационная модель

Подготовка квалифицированных специалистов осуществляется в целостной системе, обеспечивающей свое развитие за счет активного использования как внутренних ресурсов, так и возможностей внешней среды, включающей четыре подкластера: внутритехникумовскоее взаимодействие, взаимодействие техникума с предприятиями города и области, взаимодействие техникума с общеобразовательными организациями и организациями высшего и среднего профессионального образования, взаимодействие техникума с государственными структурами муниципального района и поселения.

Первый подкластер представляет собой внутритехникумовскую организацию психолого-педагогических условий, направленных на подготовку специалистов в рамках техникума, и включает в себя работу центра социально-трудовой адаптации и профориентации (приложение 1. Положение о центре), инновационной площадки «Условия формирования позитивных социальных компетенций у обучающихся профессиональной образовательной организации», а также организацию работы с родителями (законными представителями) обучающихся (приложение 2. Положение о родительском комитете).

Второй подкластер – взаимодействие техникума с предприятиями города и области (приложение 3; 4. Пример договора о социальном партнерстве техникума с предприятием), центром занятости населения дает возможность осуществлять практико-ориентированное обучение, учитывать ситуацию на рынке труда и динамику его изменений. С участием социальных партнеров проводится согласование и экспертиза рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей (приложение 5. Порядок согласования рабочих программ дисциплин и профессиональных модулей). Специалисты предприятий привлекаются к участию в государственной итоговой аттестации, проведению курсового и дипломного проектирования, проведении квалификационных экзаменов по профессиональным модулям. На производственной базе проводятся производственная и преддипломная практика, практические занятия. За обучающимися закрепляются наставники на производстве. Совместно разрабатываются и утверждаются локальные нормативные акты, обеспечивающие внедрение практико-ориентированной модели обучения, такие как Положение о производственной практике (приложение 6), Положение о стажировке преподавателей (приложение 7), Положение об экзамене (квалификационном) (приложение 8). С целью повышения квалификации преподаватели проходят стажировки на предприятиях. Рабочие и служащие предприятий-партнеров повышают квалификацию и проходят переподготовку на базе техникума (приложение 9. Программы повышения квалификации, приложение 11 Программа профессиональной переподготовки, приложение 19 Программа профессиональной подготовки). Проводятся совместные тренинги «Эффективное управление», «Командообразующие бизнес-кейсы» для преподавателей, школа развития коммуникативных навыков «Индиго» (приложение 10 Программы тренингов) для студентов. Предприятия участвуют в софинансировании конкурсов, развитии движения WorldSkills и др. Запланировано проведение независимой оценки качества подготовки выпускников: организация демонстрационных экзаменов, оценка качества подготовки в центрах оценки квалификаций, а также разработка электронного образовательного ресурса «Виртуальные экскурсии на производство» (http://p-ptpsm.ru/?page_id=753 – в разработке).

Третий подкластер подразумевает взаимодействие техникума с образовательными организациями.(приложение 14. Договор о сотрудничестве с Управлением образования) (совместные мероприятия по профориентации, электронный образовательный ресурс «Виртуальные экскурсии в мир профессий»). В рамках осуществления сетевого взаимодействия со школами (приложение 16 Пример договора о сотрудничестве со школой) проводятся краткосрочные курсы «3D-моделирование», введение в профессии «Электромеханик», «Сварщик», «Лаборант» и др., совместные научно-практические конференции, квесты, экскурсии, дни профориентации. Студенты получают возможность продолжения обучения по программам высшего образования. В сотрудничестве с ГБУДО ДУМ «Смена» (приложение 15. Договор о сотрудничестве) развивается профессиональное самоопределение студентов, проводятся конкурсы профессионального мастерства.

Четвертый подкластер ориентирован на взаимодействие с государственными структурами Коркинского муниципального района и Первомайского поселения, включая управление образования администрации КМР, отдел молодежной культуры, политики и спорта, комиссии по делам несовершеннолетних, центр занятости населения в рамках работы инновационной площадки «Условия формирования позитивных социальных компетенций у обучающихся профессиональной образовательной организации».

Ресурсы практики

Информационные ресурсы: нормативные документы, единое информационное пространство.

Кадровые ресурсы: мотивированные педагоги.

Организационные ресурсы: управленческие решения, руководство предметно-цикловыми комиссиями, руководство работой центра социально-трудовой адаптации и профориентации.

Материально-технические ресурсы: компьютерные классы, включая мобильный, АРМ преподавателей; кабинеты, оснащенные компьютерной и мультимедийной техникой; интерактивные доски, дидактические материалы и цифровые образовательные продукты.

Финансовые ресурсы: бюджетные и внебюджетные источники.

Критерии результативности

  • Разработанная модель сетевого взаимодействия техникума с социальными партнерами на основе кластерного подхода.
  • Сокращение периода адаптации первокурсников.
  • Повышение процента трудоустройства выпускников техникума.
  • Повышение удовлетворенности студентов качеством практического обучения.
  • Совершенствование образовательных ресурсов техникума.
  • Результативное участие в движении WorldsSkills.
  • Обеспечение непрерывности образования.
  • Выполнение контрольных цифр приема.
  • Удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников.
  • Разработанное дидактико-методическое обеспечение социализации обучающихся.
  • Повышение уровня социализации обучающихся.
  • Данные о результативности

    • Разработана и внедряется модель сетевого взаимодействия техникума с социальными партнерами на основе кластерного подхода.
    • Сокращен адаптационный период первокурсников: по результатам сравнительного психолого-педагогического анализа, включающего наблюдение, анкетирование и опрос студентов, в 2016 – 2017 уч. году адаптационный период первокурсников, поступивших из школ-социальных партнеров, сократился на 32 %.
    • Повышение процента трудоустройства выпускников по данным ежегодного мониторинга.
    • Повышение удовлетворенности студентов качеством практического обучения: по результатам опроса увеличение числа положительных отзывов с 58 % в 2014 году до 74 % в 2017 году.
    • Увеличение софинансирования образования со стороны предприятий – социальных партнеров: софинансирование на приобретение оборудования возросло с 12 % в 2014 году до 25% в 2017 году. (приложение 13).
    • Проведение на базе техникума областной олимпиады по системам автоматизированного проектирования (САПР), проведение на базе техникума отборочного регионального этапа WorldSkills по компетенции «Лабораторной химический анализ», ежегодное участие обучающихся в профессиональных конкурсах WorldSkills, «Абилимпикс», призовые места в конкурсах: 1-е место в САПР (2016), 2-е место в WorldSkills по компетенции «Лабораторной химический анализ» (2016), 3-е место в «Абилимпикс» (2016) приложение 20.
    • Увеличение числа выпускников техникума, поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования: по результатам мониторинга центра содействия трудоустройству выпускников – с 5 % в 2014 году до 7 % в 2016 году, 8 % выпускников планировали поступать в вузы 2017 году.
    • Повышение удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников: по результатам опроса увеличение доли положительных оценок с 63% в 2014 году до 86% в 2016 году.
    • Повышение качества производственной практики на рабочих местах предприятий: увеличение предоставленных предприятиями рабочих мест с 68 % в 2014 – 2015 уч. Году до 91 % в 2016 – 2017 уч. году.
    • Разработаны дидактические материалы для обеспечения социализации обучающихся.
    • Наблюдается положительная динамика уровня социализации обучающихся в 2016 – 2017 уч. г. на 8 %.

    Нормативная база практики

    • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
    • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
    • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы».
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 – 2020 годы».
    • Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.
    • Профессиональные стандарты.
    • Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП».
    • Программа развития ГБПОУ Первомайский техникум промышленности строительных материалов» на 2015-2017 годы.
    • Положение о профориентационной работе в ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов».
    • Положение о Центре социально-трудовой адаптации и профориентации на базе ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов».
    • Положение о производственной (профессиональной) практике студентов ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов».
    • Положение о стажировке преподавателей дисциплин и модулей профессионального цикла ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов».
    • Договоры о сотрудничестве.

    Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях

    Выступление директора ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов» Е. П. Ковязиной на III Арктическом образовательном форуме в Салехард с докладом по практико-ориентированному обучению (февраль, 2017г.).

    Статья в научно-практическом журнале ГБУ ДПО ЧИРПО «Инновационное развитие профессионального образования» №2 (14), июнь, 2017г. «Из опыта взаимодействия ГБПОУ "Первомайский техникум промышленности строительных материалов" с крупными инвесторами».

Файлы:


Все файлы одним архивом:
Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России