Многофункциональный центр прикладных квалификаций –основа подготовки высококвалифицированных кадров региона.

Многофункциональный центр прикладных квалификаций –основа подготовки высококвалифицированных кадров региона.

Номинация: Мы – партнеры

Субъект РФ: Ханты-Мансийский АО-Югра
Тип практики: Образовательные
Организация:
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Когалымский политехнический колледж»

Ответственное лицо
ФИО: Иоанна Георгиева Енева
Должность: Директор
Тел: 89044812380, 8(34667)21737
Email: eneva1ioanna@yandex.ru, priemnaya@kogpk.ru

Презентация: ПРЕЗЕНТАЦИЯ практика.pptx [4.87 MB]
Аннотация:

В практике представлен механизм создания и функционирования конкурентоспособной системы, обеспечивающей своевременную и высококачественную подготовку и переподготовку кадров для предприятий и организаций различных отраслей экономики Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Уникальность практики заключается в создании многофункционального учебного заведения инновационного типа для реализации процесса непрерывного образования. Обеспечивается возможность освоения новых профессиональных компетенций и квалификаций в течение всего периода трудовой деятельности. Образовательный контент формируется в соответствии с мерами окружной политики в сфере экономики, промышленности, труда и социальной защиты. Одна из важнейших задач предлагаемого проекта - обучение через внедрение инноваций и неразрывную связь процесса обучения с практикой.

Презентуемая практика описывает механизмы, формирующие устойчивые прямые и обратные связи между производителями и потребителями образовательных услуг, включая прогноз потребности в услугах. Данная практика обладает необходимой универсальностью и после соответствующей адаптации может быть рекомендована в качестве модели подготовки кадров и повышения квалификации работников в различных предметных областях деятельности.


Описание практики:

Актуальность:

Необходимость повышения конкурентоспособности бизнеса и роста производительности труда требует комплекса системных решений по развитию кадрового потенциала. Синергетический эффект между производственными предприятиями, организациями и учебными заведениями среднего, высшего, дополнительного профессионального образования - путь к решению крупных и амбициозных проектов. Повышение производительности труда, снижение количества аварий, инцидентов и несчастных случаев на производстве, повышение профессионального уровня работников – это основные задачи, которые могут быть решены созданием многофункционального центра прикладных квалификаций.

Цель и задачи:

Создание, совместно с работодателем, многофункционального учебного заведения инновационного типа, с учетом требований различных отраслей экономики.

Задачи:

Повышение эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния в единую систему, получение положительного результата совместных действий работодателя и образовательной организации.
Высокоэффективная подготовка и переподготовка кадров, с привлечением представителей работодателей, ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения новых трудовых функций и трудовых действий;
Повышение профессиональной квалификации работников предприятий и организаций различных отраслей экономики.
Снижение количества несчастных случаев происходящих с работниками на производстве, снижение количества аварий, повышение производительности труда.
Удовлетворение потребностей организаций Группы «ЛУКОЙЛ», смежных и муниципальных унитарных предприятий ХМАО-Югры в квалифицированных рабочих кадрах.
Развитие трудового кадрового потенциала граждан с учетом потребности регионального рынка труда;

Средства и способы реализации практики:

Реализация проекта осуществляется в партнерстве с правительством ХМАО – Югры, ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» администрацией города Когалыма и образовательными учреждениями городов Когалым, Лангепас, Урай, Покачи.
На состоявшемся 25.10.2013 в Когалыме совещании, было подписано соглашение между правительством ХМАО-Югры в лице губернатора Ханты – Мансийского округа – Югры Н.В. Комаровой и ОАО НК «ЛУКОЙЛ» в лице президента В.Ю. Алекперов на 2014 – 2017 гг.
Во исполнение мероприятий соглашения о сотрудничестве между Правительством ХМАО-Югры и ОАО НК «ЛУКОЙЛ» с 01.01.2014 учебный центр филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» передан в состав БУ «Когалымский политехнический колледж».
Сформирован штат педагогических работников, все педагогические работники прошли обучение по программам повышения квалификации, в том числе в виде стажировки на предприятиях.
Создан, оснащен и введен в эксплуатацию нефтяной полигон для отработки практических навыков в условиях, приближенных к производственным. Ежегодно проводятся модернизация и усиление площадки многофункционального центра прикладных квалификаций (МФЦПК) новым высокотехнологичным оборудованием, также концентрация ресурсов на пилотных площадках с привязкой к ведущим предприятиям города.
Учебные лаборатории и производственные мастерские на 100% оснащены учебным, учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием (макеты, тренажеры- имитаторы, программное обеспечение).
Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты - Мансийского автономного округа – Югры выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности, в том числе и ДПО. В настоящее время МФЦПК реализует 64 программы профессионального обучения и 84 программы повышения квалификаций и прочих программ обучения. Разработана и согласована проектно-сметная документация на строительство кампуса для преподавателей, иногородних слушателей МФЦПК и студентов с целью создания комфортных условий пребывания в период обучения.
Для организации платных дополнительных образовательных услуг колледж ежегодно изучает спрос на данные услуги и определяет предполагаемый контингент слушателей, осуществляет рекламную деятельность.
БУ «Когалымский политехнический колледж» ежегодно расширяет спектр образовательных услуг, в том числе по подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена на основе анализа текущих и перспективных кадровых потребностей Когалыма, с учетом регионального перечня приоритетных профессий и специальностей для подготовки в региональной системе СПО «топ-57», согласующегося с федеральным перечнем перспективных и востребованных на рынке труда Российской Федерации профессий и специальностей.

Подготовка осуществляется в соответствии со следующими видами профессионального обучения:
профессиональная подготовка – получение дополнительных компетенций, необходимых для выполнения функций нового направления профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации;
подготовка новых рабочих – профессиональное обучение лиц, не имевших ранее профессии;
переподготовка рабочих – обучение с целью получения новой профессии с учетом потребности производства;
повышение квалификации работников (руководителей, специалистов, рабочих и служащих) – обучение направленное на последовательное совершенствование и развитие их профессионального мастерства;
обучение вторым профессиям – подготовка рабочих, уже имеющих профессию, с целью получения дополнительной (смежной) профессии.

Критерии результативности

Результативность деятельности МФЦПК БУ «Когалымский политехнический колледж» оценивается по следующим критериям:
А. Положительная динамика качества и эффективности обучения; увеличение количества слушателей, прошедших обучение по различным программам за период с 2014 го по 2016 г., в том числе:

  • влияние обучения на снижение показателей производственного травматизма;
  • востребованность на рынке образовательных услуг региона и субъектов РФ;
  • мониторинг удовлетворенности слушателей образовательными услугами;
  • удовлетворенность организаций региона способностью МФЦПК быстро и гибко реагировать на запросы работодателей, в том числе и на запросы по разработке и реализации новых программ обучения.

Б. Положительная динамика мониторинга удовлетворенности предприятий – заказчиков;
В. Положительная тенденция роста трудоустройства слушателей и студентов колледжа;
Г. Востребованность на рынке образовательных услуг региона и субъектов РФ;
Д. Модернизация материально – технической базы образовательного учреждения за счет притока финансовых средств за образовательные услуги, предоставляемые МФЦПК;
Е. Наличие побед в профессиональных чемпионатах и конкурсах профессионального мастерства;
Ж. Повышение рейтинга образовательной организации.

Данные о результативности

С 2014 го по 2016 г. увеличилось количество работников предприятий и организаций, прошедших обучение в МФЦПК более чем на 1000 слушателей. Привлечение представителей работодателей – высококвалифицированных специалистов и руководителей к разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования, вовлечение их процесс обучения студентов и слушателей повлияло на качество образования, так и на достижение более высоких результатов и показателей образовательной организаций в целом. Механизм «обратной связи» и его мониторинг показывает высокую удовлетворенность слушателей качеством образовательных услуг (приложение 1).
Количество несчастных случаев на производстве в организациях, обучающих своих работников в Центре, в статистике производственного травматизма не фигурируют. По данным Департамента труда и занятости населения ХМАО - Югры МФЦПК занимает 5 место в округе по количеству обученных по программе: «Обучение по охране труда работников организаций» (приложение 2). Ежегодно увеличивается количество заключенных договоров на оказание платных образовательных услуг (приложение3). В настоящее время Центр реализует 64 программы профессионального обучения и 84 программы повышения квалификаций и прочих программ обучения (приложение 4, 5).
Результаты анализа и оценки деятельности МФЦПК доводятся до всех работников колледжа и МФЦПК на ежегодном отчетном собрании, с целью дальнейшего совершенствования его работы. На основании анализа МФЦПК разрабатывает план мероприятий по совершенствованию учебной и методической деятельности.
Тенденция повышения удовлетворенности работодателями как работой колледжа в целом, так и работой МФЦПК (приложение 6, 7).
Увеличение доли студентов колледжа и слушателей Центра, вовлеченных в производственную и профориентационную практики на базе лучших предприятий города и округа. Увеличение доли студентов и слушателей, имеющих высокую внутреннюю мотивацию на работу по избранной специальности, а также доли трудоустроенных в организации и на предприятия города по полученной специальности или рабочей профессии (приложение 8).
За период с 2014 го по 2017 г. ежегодное увеличивается количество договоров о сотрудничестве с различными предприятиями и организациями округа по различным направлениям деятельности, в том числе, в связи с вступлением в действие с 01.01.2017 ФЗ № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций», заключен договор с Центром оценки квалификаций об организации и обеспечении проведения практического этапа профессионального экзамена работников ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» (приложение 9,10).
Ежегодно модернизируется и укрепляется материально техническая база колледжа (мастерские, учебный нефтяной полигон, лаборатории, учебные аудиторий) и на сегодняшний день материально-техническая база на 100% соответствует требованиям ФГОС СПО и требованиям профессиональных стандартов (базовых квалификаций) нефтегазового комплекса (ссылка на публичный доклад, раздел 2).
Студенты колледжа впервые одержали победу в региональном этапе чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в презентационной компетенции «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», два года подряд являются призерами и победителями окружных олимпиад и конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций по профессии «Оператор по добыче нефти, газа и газового конденсата» (приложение 11,12).
С 2014 г. стало традицией проводить на базе колледжа конкурсы профессионального мастерства по профессиям нефтегазовой отрасли среди работников ПАО «ЛУКОЙЛ», ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», ЗСРУ «ЛУКОЙЛ - Энергосети», образовательных организаций ХМАО-Югры, ЯНАО, специалистов по охране труда.
Положительная динамика мониторинга эффективности работы образовательных учреждений СПО ХМАО – Югры БУ «Когалымский политехнический колледж» (с 13-го на 6-е место в рейтинге) (приложение 13).

Нормативная база практики:

  • Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» об учебных центрах профессиональной квалификации»;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  • Федеральный закон от 30.12.2006 № 275 «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;
  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 307 «О праве объединений работодателей участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»;
  • Федеральный закон от 08.05.2010 № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
  • постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  • приказ Министерства образования и науки РФ от 02.07.2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

Возможность тиражирования практики в Российской Федерации.

Практика внедрения модели создания и работы Многофункционального центра прикладных квалификаций как основы подготовки высококвалифицированных кадров пригодна для тиражирования в различных регионах и отраслях экономики России. Для успешного тиражирования практики необходимо выстраивание следующих систем:
системы мониторинга кадровой потребности в соответствии с долгосрочными планами развития экономики региона и отдельных предприятий;
создание нормативных условий кооперации между крупными, средними и мелкими предприятиями, органами власти и профессиональными образовательными организациями в процессе разработки программ обучения, формирование и материально-ресурсное оснащение центров подготовки кадров;
обеспечение непрерывного механизма содействия процессам обучения и трудоустройства граждан (создание комплексного набора инструментов и мероприятий по их реализации).
Возможность использования данной практики и ее актуальность подтверждаются сотрудничеством с организациями в Ямало-Ненецком автономном округе, Москве и Тюмени, среди которых:

  • Московский институт нефтегазового бизнеса – оказание услуг по повышению квалификации по программе: «Нефтегазовые технологии и эффективное управление» (договоры от 16.02.2015 г., НТ/01/02-15, от 13.04.2015 № 13/4-1, от 25.01.2015 КП0000-194 от 09.10.2015 г., КП 0000153 от 10.02.2016 г., № 4/2016 от 08.04.2016 № 11);
  • Тюменский государственный нефтегазовый университет (Институт дополнительного образования) – образовательные услуги по реализации программы дополнительного профессионального образования: «Химическая технология органических веществ» (договор от 18.02.2015 № 01-2015);
  • общество с ограниченной ответственностью «Лукойл – Западная Сибирь» - оказание возмездных услуг по подготовке кадров (договор от 01.01.2014 № 13С5048);
  • БУ «Урайский политехнический колледж», БУ «Лангепасский политехнический колледж» – договор о сотрудничестве: обучение по единым программам предприятий ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» в городах Покачи, Лангепас, Урай, Когалым (договор о сотрудничестве от 02.02.2015)


Файлы:


Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России