«Пять ступеней к мастерству»: региональная система поддержки профессионального становления педагогов СПО

«Пять ступеней к мастерству»: региональная система поддержки профессионального становления педагогов СПО

Номинация: Кадры профессионального образования

Субъект РФ: Республика Марий Эл
Тип практики: Образовательные
Организация:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Марий Эл «Региональный методический центр развития квалификаций».

Ответственное лицо
ФИО: Дудина Ольга Павловна
Должность: старший методист
Тел: 8 (8362) 45-70-57
Email: rmcrk12@mail.ru
Аннотация:

Создана и реализуется в течение 10 лет система профессиональной адаптации и личностного развития молодых педагогов СПО.

Практика аккумулирует успешный опыт обеспечения комплексной поддержки профессионального становления педагогов и на уровне профессиональной образовательной организации, и на уровне региона. Организационным центром является Региональный методический центр развития квалификаций Республики Марий Эл.

Практика может быть интересна региональным методическим службам, решающим задачи привлечения и закрепления молодых педагогов в профессиональных образовательных организациях.

Номинантом представлено описание пяти преемственных этапов профессионального становления молодых педагогов. Для каждого из этапов спроектирована система целеполагания, комплекс ожидаемых результатов, содержание и технологии работы:

  1. выявление профессиональных дефицитов на основании анализа результатов диагностики,
  2. формирование индивидуальных программ развития, участие в работе «Школы молодого педагога»;
  3. освоение дополнительной профессиональной программы «Ступени роста», разработанной с учетом положений профессионального стандарта;
  4. участие в Фестивале начинающих педагогов «Зеленая ФИЕСТА»,
  5. трансляция личного педагогического опыта на площадках различного уровня, в том числе межрегиональных.

Воспроизводимость и тиражируемость практики обеспечивается опорой на традиции, сформированной нормативной и методической базой, представленной в ряде документов: Положение об XI республиканском фестивале молодых педагогов и ученых образовательных организаций «Зеленая фиеста», Положение о межрегиональном конкурсе «Лучший молодой преподаватель учреждений профессионального образования Приволжского федерального округа» и др.

Описание практики:<h3><i>Актуальность: </i></h3>
<p style="text-align: justify;">
     В настоящее время в профессиональных образовательных организациях (далее – ПОО) стоит проблема привлечения и закрепления молодых педагогов. Начинающие педагоги сталкиваются с трудностями, связанными с их адаптацией в новом коллективе, а также с недостаточной методической подготовкой, отсутствием опыта организации собственной педагогической деятельности, сложностями владения приемами и методами обучения. Все это свидетельствует о том, что необходима система сопровождения адаптации и становления молодых педагогов, не только на уровне профессиональной образовательной организации, но и на уровне региона. <br>
<b>Цель и задачи:</b><br>
<b>Цель</b>: успешная адаптация и профессионально-личностное развитие молодых педагогов профессиональных образовательных организаций. <br>
<b>Задачи: </b>
</p>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<ul style="text-align: justify;">
    <li>создание условий на региональном уровне для профессиональной адаптации молодых педагогов профессиональных образовательных организаций;</li>
    <li>содействие профессиональному росту и личностному развитию молодых педагогов;</li>
    <li>повышение удовлетворенности педагогической деятельностью и развитие потребностей к профессиональному саморазвитию молодых педагогов.</li>
</ul>
<b>
<h3><i>Средства и способы реализации практики:</i></h3>
</b>
<p style="text-align: justify;">
     В Республике Марий Эл в течение 10 лет реализуется региональная система поддержки профессионального становления педагогов СПО «Пять ступеней к мастерству» (Приложение 1 – <a href="http://prof-mayak.ru/upload/iblock/865/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%201%20%20-%20%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C.pdf">Модель региональной системы</a>).<br>
     Организационным центром системы является Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Марий Эл «Региональный методический центр развития квалификаций» (далее – РМЦ РК). <br>
     Региональная система представляет собой взаимосвязанный, взаимообусловленный комплекс базовых элементов, обеспечивающих решение проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов. Молодые педагоги республики в своем профессиональном становлении проходят 5 ступеней, продвигаясь по лестнице мастерства: <br>
<b>1 ступень - мониторинг профессиональных дефицитов молодых педагогов ПОО Республики Марий Эл. </b><br>
     Диагностика уровня профессионально-личностного развития является одним из условий успешности процесса профессиональной адаптации и становления молодых педагогов. В мониторинге принимают участие педагогические работники всех профессиональных образовательных организаций Республики Марий Эл. Мониторинг проводится методическими службами ПОО в электронной форме в программе Excel с применением анкет, разработанных специалистами РМЦ РК (<a href="http://prof-mayak.ru/upload/iblock/3c9/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%202%20-%20%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%20%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B5%D1%82%D1%8B.pdf">Приложение 2</a>). Молодые педагоги, отвечая на вопросы анкеты, оценивают уровень своего профессионально-личностного развития, свою готовность к педагогической деятельности. Подобная профессиональная саморефлексия стимулирует начинающего педагога к самосовершенствованию, повышению уровня своего мастерства, нацеливает на выбор направления профессионального саморазвития. <br>
     В РМЦ РК результаты обрабатываются, систематизируются и анализируются по каждой ПОО и по всей региональной системе СПО в целом. Результаты мониторинга включают социально-демографический анализ, мониторинг профессионально-личностного развития педагогов (удовлетворенность педагогических работников уровнем своей профессиональной подготовки, наличие интереса к инновациям, готовность к освоению новшеств, предпочитаемые формы повышения квалификации и др.), мониторинг профессиональных дефицитов и потребностей в повышении квалификации педагогов (трудности в организации образовательного процесса, проблемные вопросы, интерес к тематике курсов повышения квалификации). <br>
     Большинство педагогов в начале работы в ПОО имеют недостаточный уровень профессионально-личностного развития, так 65% педагогов, приходя на работу в ПОО, имеют средний и низкий уровень самооценки, 60% имеют средний и низкий уровень развития фасилитативных способностей педагога, 26% молодых преподавателей мотивированы на неудачу, 42% имеют средний и низкий уровень сформированности коммуникативных и организаторских умений, 81% - средний и 19% - низкий уровень информационной культуры, 63% - средний и низкий уровень методологической культуры, у 59% на низком и среднем уровне развита способность к самообразованию. Квалификационными дефицитами большинства педагогов являются применение современных образовательных технологий и методик, разработка фондов оценочных средств. <br>
<b>2 ступень - постановка целевых ориентиров успешной адаптации и профессионального становления, выстраивание индивидуальной траектории успешной адаптации начинающего педагога в профессиональной деятельности, организация наставничества и работы Школы молодого педагога в ПОО.</b><br>
     Вторая ступень реализуется методическими службами профессиональных образовательных организаций. Данные, полученные в результате мониторинга, анализируются в профессиональных образовательных организациях республики по каждому педагогу, определяются целевые ориентиры успешной адаптации и профессионального становления молодых педагогов, меры по преодолению трудностей, назначаются наставники и организуется работа Школы молодого педагога. Педагогов информируют о возможностях освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В соответствии с запросами, потребностями, имеющимися профессиональными дефицитами, а также индивидуальным уровнем профессионально-личностного развития педагогов на базе Регионального методического центра развития квалификаций организуются курсы повышения квалификации, обучающие семинары, профессиональные конкурсы, направленные на формирование и развитие профессиональных компетенций молодых педагогов. <br>
<b>3 ступень - освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации молодых педагогов «Ступени роста».</b><br>
     Приложение 3 - <a href="http://prof-mayak.ru/upload/iblock/414/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%203%20-%20%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%9A%D0%9F%D0%9A%205%20%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B9.pdf>Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации молодых педагогов «Ступени роста».</a> <br>
     Целью программы является развитие методических, педагогических и личностных компетенций слушателей. Содержание и результаты программы сопряжены с трудовыми функциями профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». <br>
     Программа предусматривает изучение двух учебных модулей: модуль 1 «Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса», модуль 2 «Психолого-педагогическая подготовка молодых преподавателей и мастеров производственного обучения». <br>
     Завершающим этапом программы является педагогическая стажировка «Школа развития педагога СПО», которая проводится на стажировочной площадке ГБПОУ Республики Марий Эл «Оршанский многопрофильный колледж имени И.К.Глушкова» (Приложение 4 - <a href=" http:=" " prof-mayak.ru="" upload="" iblock="" ba2="">Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл «О присвоении статуса республиканской инновационной площадки образовательным организациям Республики Марий Эл» №293 от 26.02.13 г.</a>) и на рабочем месте в ПОО под руководством наставника, что обеспечивает практикоориентированность программы. <br>
     По окончании обучения слушатели демонстрируют динамику уровня развития методических, личностных (общепрофессиональных) и предметных компетенций. <br>
<b>4 ступень - участие в Фестивале начинающих педагогов «Зеленая фиеста», конкурсах профессионального мастерства.</b>
    Фестиваль начинающих педагогов «Зеленая фиеста» является самым ярким событием учебного года и проводится с целью содействия профессиональной адаптации, профессиональному и личностному росту молодых педагогов ПОО. <br>
     Фестиваль решает множество важных задач: развитие профессиональных компетенций молодых преподавателей (методической, информационной, аутопсихологической, коммуникативной), возможность для общения и обмена опытом, во время Фестиваля устанавливаются личные, деловые и дружеские контакты, развивается творческий потенциал, у молодых преподавателей снижается напряженность, чувство тревожности, пропадает неуверенность в своих силах и страх в преподавательской деятельности. Фестиваль призван укрепить в сознании молодых преподавателей такие ценности как личность и личное достоинство каждого, свобода, творчество и индивидуальность в познании и самовыражении. <br>
     Учредитель фестиваля - Министерство образования и науки Республики Марий Эл, организаторами Фестиваля являются ГБОУ ДПО Республики Марий Эл «Региональный методический центр развития квалификаций», ГБПОУ Республики Марий Эл «Оршанский многопрофильный колледж имени И.К.Глушкова». <br>
     Первый фестиваль состоялся в 2006 году, в 2010 году он вышел на межрегиональный уровень, ежегодно на «Зеленую фиесту» приезжают педагоги ПОО ПФО: Нижегородской области, Чувашской Республики, Республики Мордовия. В 2015 году фестиваль собрал представителей 14 регионов ПФО. <br>
     На Зеленой Фиесте организуется работа творческих площадок: «Площадь знакомств», «Педагогические Альпы», «Игра-геокешинг «Тезаурус преподавателя», творческая площадка «Домашнее задание». Фестивали носят тематический характер, в 2017 году он прошел под эгидой Года экологии в Российской Федерации. <br>
<i>Приложения:</i><br>
<a href="http://prof-mayak.ru/upload/iblock/24a/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%205%20-%20%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%E2%84%96%20469%20%D0%BE%D1%82%2012.04.2017%20%D0%B3.%D0%9E%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8F%20%D0%97%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%A4%D0%B8%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf">Приложение 5</a> - Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 12 апреля 2017 года №469 «О проведении XII республиканского фестиваля молодых педагогов профессиональных образовательных организаций «Зеленая фиеста» с Положением о XII республиканском фестивале молодых педагогов профессиональных образовательных организаций «Зеленая фиеста»; <br>
<a href="http://prof-mayak.ru/upload/iblock/9c2/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%206%20-%20%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%E2%84%96%20557%D0%BE%D1%82%2015.04.2016%20%D0%B3.%20%D0%9E%20%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%20%D0%97%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%A4%D0%B8%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0.pdf">Приложение 6</a> - Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 15 апреля 2016 года №557 «О проведении XI республиканского фестиваля молодых педагогов и ученых образовательных организаций «Зеленая фиеста»; <br>
<a href="http://prof-mayak.ru/upload/iblock/bfe/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%207%20-%20%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%97%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%A4%D0%B8%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%202016.pdf">Приложение 7</a> - Положение об XI республиканском фестивале молодых педагогов и ученых образовательных организаций «Зеленая фиеста». <br>
     Традиционным в Республике Марий Эл является республиканский конкурс «Лучший молодой преподаватель профессиональной образовательной организации», который позволяет выявить творчески работающих молодых преподавателей, внедряющих инновационные методы и современные педагогические технологии в педагогическую практику. <br>
     В 2013 году Республика Марий Эл выступила инициатором и стала площадкой для проведения межрегионального конкурса «Лучший молодой преподаватель профессиональных образовательных организаций Приволжского федерального округа». <br>
     Учредителями конкурса выступили Исполнительная дирекция Межрегионального совета по профессиональному образованию Приволжского федерального округа и Ассоциация ПОО ПФО, а организатором - ГБОУ ДПО Республики Марий Эл «Региональный методический центр развития квалификаций». <br>
     Конкурс стал для молодых преподавателей ПФО площадкой для знакомства, общения, обмена опытом и знаниями, выявления лучших практик. Участники конкурса признали, что конкурс – это лучший вариант поиска новых, свежих идей в решении задач и проблем, стоящих перед молодыми педагогами. <br>
<i>Приложения: </i> <a href="http://prof-mayak.ru/upload/iblock/838/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%208%20-%20%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B5%20%D0%9B%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D0%9F%D0%A4%D0%9E%202013.pdf">Приложение 8</a> - Положение о межрегиональном конкурсе «Лучший молодой преподаватель учреждений профессионального образования Приволжского федерального округа (утверждено на заседании Межрегионального совета по профессиональному образованию Приволжского федерального округа 21 июня 2013 г.) <br>
<a href="http://prof-mayak.ru/upload/iblock/6c5/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%209%20-%20%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%20%D0%9B%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%202015.pdf">Приложение 9</a> - Положение о межрегиональном конкурсе «Лучший молодой преподаватель профессиональных образовательных организаций Приволжского федерального округа» (утверждено на заседании Межрегионального совета по профессиональному образованию Приволжского федерального округа «26» сентября 2014 г.) (Приложение № 1 к письму Минобрнауки Республики Марий Эл от 11 ноября 2014 г. №8525) <br>
<a href="http://prof-mayak.ru/upload/iblock/bd3/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%2010%20-%20%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%9B%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%202015.pdf">Приложение 10</a> - Сборник материалов II межрегионального конкурса «Лучший молодой преподаватель профессиональных образовательных организаций Приволжского федерального округа - 2015» <br>
<b>5 ступень - обобщение и распространение личного педагогического опыта молодых педагогов на площадках различного уровня: межрегионального, республиканского, внутри ПОО.</b><br>
     Возможность поделиться первым опытом своей работы с коллегами предоставляют конференции, педагогические мастерские, фестивали педагогических идей, мастер-классы и др. Молодые педагоги республики принимают участие в работе республиканских учебно-методических объединений, активно участвуют в научно-практических конференциях: «Система качества профессионального образования в действии», «Глушковские чтения «Гуманизация образовательного пространства: опыт, проблемы, перспективы»», Фестивале педагогов профессиональных образовательных организаций «Профессиональное образование и инновации: идеи, опыт, практика» и др. <br>
<i>Приложения: </i><br>
<a href="http://prof-mayak.ru/upload/iblock/8d1/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%2011-%20%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%20%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%A1%D0%9C%D0%9A%20_2017.pdf>Приложение 11</a> - Положение о VI межрегиональной научно-практической конференции «Система качества профессионального образования в действии» - 2017<br>
<a href=" http:=" " prof-mayak.ru="" upload="" iblock="">Приложение 12</a> - Положение о межрегиональной научно-практической конференции XVI Глушковские чтения «Гуманизация образовательного пространства: опыт, проблемы, перспективы» <br>
<a href="http://prof-mayak.ru/upload/iblock/513/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%2013-%20%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20II%20%D0%A4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%20%D0%9F%D0%9E%D0%9E.pdf">Приложение 13</a> – Программа II Фестиваля педагогов профессиональных образовательных организаций «Профессиональное образование и инновации: идеи, опыт, практика» <br>
     Для реализации практики необходимы следующие ресурсы: <br>
<b>Кадровые:</b> методическая служба региона – сотрудники Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Марий Эл «Региональный методический центр развития квалификаций», сотрудники стажировочной площадки; методические и психологические службы профессиональных образовательных организаций; наставники в ПОО; ученые вузов республики и России и др. <br>
<b>Информационные</b>: сайт Регионального методического центра развития квалификаций, сайт Межрегионального совета профессионального образования Приволжского федерального округа, сайты профессиональных образовательных организаций, информационные письма, объявления, буклеты и брошюры, методические вестники, сборники, баннеры; СМИ: газеты, журналы, радио, телевидение. <br>
<b>Научно-методические</b>: средства мониторинга профессиональных дефицитов; диагностики; анкеты; учебно-методические комплексы дополнительных образовательных программ; методическая библиотека для преподавателя. <br>
<b>Материально-технические</b>: аудитории для занятий, площадки для проведения конкурсов, фестивалей и конференций, транспорт, компьютеры, ноутбук, принтер, ксерокс, видеопроектор, интерактивная доска или экран, фотоаппарат и др. необходимое оборудование, канцелярские товары. <br>
<b>Финансовые</b>: субсидии из бюджета Республики Марий Эл на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг по реализации дополнительных образовательных программ; денежные средства профессиональных образовательных организаций (оргвзносы за участие в конкурсах, фестивалях и пр.); денежные средства спонсоров. <br>
     Представленная система обеспечивает психолого-педагогическую, методическую составляющие профессионально-личностного развития и психологическое сопровождение адаптации молодых педагогов; предусматривает отслеживание уровня повышения профессиональной компетентности молодых педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, профессиональных затруднений; способствует формированию индивидуальной траектории профессионального роста, развитию личностных качеств начинающего педагога, вовлечению молодых педагогов в педагогическое сообщество республики.
</p>
<b>
<h3><i>Критерии результативности</i></h3>
</b>Критериями результативности региональной система поддержки профессионального становления педагогов СПО «Пять ступеней к мастерству» являются: <br>
<p style="text-align: justify;">
</p>
<ul>
    <li>продолжительность процесса адаптации молодых педагогов; </li>
    <li>
    эффективность процесса адаптации молодых педагогов; </li>
    <li>
    сформированность профессиональных компетенций у молодых педагогов; </li>
    <li>
    активность участия молодых педагогов в республиканских мероприятиях (конкурсах, конференциях, фестивалях и пр.); </li>
    <li>
    удовлетворенность молодых педагогов педагогической деятельностью и результатами труда; </li>
    <li>
    закрепляемость молодых педагогов на рабочем месте в профессиональной образовательной организации</li>
</ul>
<p>
</p>
<b>
<h3><i>Данные о результативности</i></h3>
</b>
<p style="text-align: justify;">
     Результатом создания и функционирования в Республике Марий Эл системы поддержки молодых педагогов является достижение положительной динамики основных показателей, характеризующих кадровый состав отрасли: <br>
     Сокращение периода адаптации молодых педагогов на 30% (с трех лет до двух) <i>(источник информации: анкетирование).</i><br>
     Процесс адаптации молодых педагогов проходит более эффективно, что подтверждается: <br>
</p>
<ul style="text-align: justify;">
    <li>снижением процента ухода молодых педагогов из ПОО с 15% в 2013 году до 5% в 2016 году (источник информации: отчеты методических служб);</li>
    <li>увеличением доли молодых педагогов, прошедших аттестацию в целях установления квалификационной категории (2015 г. – 12,6% от общего количества аттестованных; 2016г. – 27,3%; 1-е полугодие 2017г. – 25,8%) (источник информации: приказы Министерства образования и науки Республики Марий Эл).</li>
</ul>
Положительная динамика сформированности профессиональных компетенций у молодых педагогов (рост уровня компетенций по 4-х балльной шкале: предметных с 2,5 до 3; личностных (общепрофессиональных) с 2 до 3; методических с 0,5 до 3) (источник информации: анкетирование). <br>
Рост участия молодых педагогов в республиканских конкурсах профессионального мастерства с 7% в 2013 г. до 15% в 2016 г. (источник информации: итоговые приказы Министерства образования и науки Республики Марий Эл). <br>
Увеличение доли молодых педагогов, удовлетворенных педагогической деятельностью и результатами труда с 65% в 2013 г. до 93% в 2017 г. (источник информации: анкетирование). <br>
Увеличение доли молодых педагогов в возрасте до 35 лет с 12,9% в 2013 году до 17,3% в 2017 году (источник информации: данные ФСН № СПО-1).
<p>
</p>
<b>
<h3><i>Нормативная база практики</i></h3>
</b>Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
<p style="text-align: justify;">
     Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. N 349-р «Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг.»;<br>
     Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;<br>
     Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»;<br>
     Методические рекомендации по актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования;Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.12.2016 N 06-1719 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования»)
</p>
<b>
<h3><i>Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы и минимизации</i></h3>
</b>Созданная в Республике Марий Эл региональная система поддержки профессионального становления молодых педагогов СПО «Пять ступеней к мастерству» может быть внедрена в практику деятельности региональных методических служб и методических служб ПОО. Опыт Республики Марий Эл может быть взят за основу как взаимосвязанный, взаимообусловленный комплекс базовых элементов системы, так и в качестве отдельных мероприятий. <br>
<p style="text-align: justify;">
     Ограничений для применения нет. Риск, который может возникнуть при внедрении практики, это невостребованность дополнительной профессиональной программы повышения квалификации молодых педагогических работников «Ступени роста» в определенный год из-за отсутствия вновь прибывших молодых педагогов в профессиональных образовательных организациях. <br>
     Также необходимо иметь в виду, что данная практика поддержки молодых педагогов не застывшая, а постоянно развивающаяся система, все элементы которой требуют ежегодного обновления, актуализации под происходящие изменения в системе образования и производстве.
</p>
<b><i>
<h3>Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях</h3>
</i></b>
<p style="text-align: justify;">
     Опыт Республики Марий Эл по проведению конкурсов профессионального мастерства «Лучший молодой преподаватель» позволил создать в регионе площадку для проведения межрегионального конкурса «Лучший молодой преподаватель профессиональных образовательных организаций Приволжского федерального округа» и провести конкурсы в 2013 и 2015 гг. Описание опыта проведения межрегионального конкурса «Лучший молодой преподаватель профессиональных образовательных организаций Приволжского федерального округа» представлено на сайте Межрегионального совета профессионального образования Приволжского федерального округа в виде сборников и видеофильмов (ссылка <a href="http://mspopfo.nmcpo12.ru:8082/конкурсы_/">http://mspopfo.nmcpo12.ru:8082/конкурсы</a>).<br>
</p>
<p style="text-align: justify;">
     Практика Республики Марий Эл по развитию конкурсного движения описана в статье «Конкурсное движение как средство повышения профессионального мастерства педагогов» в журнале «Среднее профессиональное образование» №5, 2015 (с.41-44) (ссылка <a href="http://www.portalspo.ru/journal/images/Journals/2015/SPO_5_2015.pdf">http://www.portalspo.ru/journal</a>) <br>
     Опыт Республики Марий Эл в области повышения квалификации педагогических кадров СПО был обобщен на XV Межрегиональном образовательном форуме «Образование. Наука. Карьера» в рамках Круглого стола «Модели подготовки и реализации педагогических кадров для системы СПО» и представлен на сайте Межрегионального совета профессионального образования Приволжского федерального округа в виде презентации (ссылка <a href="https://drive.google.com/file/d/0BwGxjj7ucuu9d3FVMk9fTkZBQ2s/view"> https://drive.google.com/file/d/0BwGxjj7ucuu9d3FVMk9fTkZBQ2s/view</a>).
</p>
<p>
</p>
<p>
</p>

Файлы:


Все файлы одним архивом:
Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России