Методический аутсорсинг в СПО

Методический аутсорсинг в СПО

Номинация: Кадры профессионального образования

Субъект РФ: Ростовская область
Тип практики: Образовательные
Организация:
Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Донской учебно-методический центр профессионального образования»
Юридический адрес: 344018 Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Мечникова, 130

Ответственное лицо
ФИО: Бунковская Зоя Павловна
Должность: методист
Тел: 8(863)2321012
Email: donmetodist@yandex.ru

Видео-визитка
Аннотация:

Разработана и внедряется современная модель методического аутсорсинга в СПО.

Методический аутсорсинг предполагает передачу профессиональными образовательными организациями части работ по информационно-методическому сопровождению образовательного процесса учебно-методическому центру. Проектная идея, положенная в основу практики, представляет собой пример эффективного использования профессионального стандарта, предусматривающего возможности выполнения отдельных обобщенных трудовых функций внешними партнерами.

Практика может быть интересна профессиональным образовательным организациям как инструмент получения пакета качественных методических услуг при оптимизации кадровой структуры и штатного расписания; региональным методическим службам как образец успешного проекта, реализованного частной образовательной организацией.

Система методического аутсорсинга выстроена на основе абонентского обслуживания профессиональных образовательных организаций, в рамках которого они регулярно получают

  • обзоры нормативных документов и методических материалов;
  • консультационные услуги по вопросам организации образовательного процесса;
  • информационные (однодневные) семинары для различных категорий работников образовательных учреждений;
  • дистанционное участие (выступления, сообщения) представителей учебно-методического центра в проведении педагогических, методических советов, совещаний и др;
  • возможность формирования индивидуального заказа на методическую услугу.

За 7 лет реализации проекта в нем приняли участие 179 профессиональных образовательных организаций, учебных центров (структурных подразделений предприятий) и организаций ДПО Ростовской области, Краснодарского края, в том числе на постоянной основе (больше 4 лет) - 122 профессиональные образовательные организации. С 2016 года клиентская база проекта расширена за счет образовательных организаций Республики Крым, Ставропольского края, Чеченской Республики, Астраханской области.

Описание практики:

Актуальность

Модернизация системы образования, обновление содержания среднего профессионального образования, непрерывное совершенствование нормативной правовой базы обусловили необходимость качественного изменения подготовки педагогических кадров, в том числе методических работников профессиональных образовательных организаций (ПОО).
Большинство методических работников ПОО имеют педагогическое образование и опыт работы, но не имеют дополнительного профессионального образования в области методической деятельности в профессиональном образовании. Система формирования методического кадрового резерва практически отсутствует.
В этой связи актуальны разработка и реализация моделей непрерывной подготовки методических работников в системе дополнительного профессионального образования на основе профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Цель и задачи

Цель: Реализация модели обучения на рабочем месте для профессионального развития и адаптации методических работников профессиональных образовательных организаций
Задачи:
  • разработка современной практико-ориентированной модели подготовки методических работников системы среднего профессионального образования;
  • нормативное и организационное обеспечение реализации модели подготовки методических работников системы среднего профессионального образования;
  • разработка и реализация дополнительных профессиональных программ в области методической деятельности в среднем профессиональном образовании, направленных на профессиональное развитие методических работников.

Условия, организационная модель, ресурсы реализации практики.

Представляемая модель обучения методических работников на рабочем месте разработана в рамках проекта «Абонентское информационно-методическое обслуживание», который ДУМЦ ПО реализует с 1 сентября 2010 года. К особенностям проекта можно отнести:

  • комплексность услуги: профессиональным образовательным организациям предоставляются информационные базы нормативных правовых документов; обзоры методических материалов; оказываются консультационные услуги по вопросам организации образовательного процесса; проводятся информационные (однодневные) семинары для различных категорий работников образовательных учреждений; обеспечивается дистанционное участие (выступления, сообщения) представителей ДУМЦ ПО в проведении педагогических, методических советов, совещаний и других мероприятий по тематике информационных семинаров;
  • системность: услуга предоставляется ежемесячно, семинары проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 месяца;
  • высокий профессиональный уровень: услуга выполняется работниками Центра, а также представителями органов управления образованием субъектов Российской Федерации, научными работниками, высококвалифицированными практиками – педагогическими и методическими работниками;
  • непрерывное образование методических работников: методические работники – координаторы проекта обучаются по дополнительной программе повышения квалификации, а затем становятся наставниками или продолжают совершенствовать приобретенные компетенции;
  • доступность: базы данных распространяются по электронной почте, консультирование проводится по телефону, скайпу, в ДУМЦ ПО (по предварительной договоренности), письменные ответы даются по электронной почте; семинары проводятся очно и дистанционно;
  • адресность: конечными потребителями информационно-методических услуг являются руководители, заместители директоров, методические работники, преподаватели, мастера производственного обучения, работники воспитательной службы организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • финансовая привлекательность: доступная для каждого образовательного учреждения стоимость услуги, помесячная оплата.

Проект реализуется на основе методического аутсорсинга.  В переводе с английского термин «outsourcing» означает «внешний источник». Услуги аутсорсинга подразумевают передачу определенных видов или функций производственной деятельности другой организации. В нашем случае образовательные организации передают ДУМЦ ПО часть функций по информационно-методическому обслуживанию, тем самым получая качественную услугу и экономя финансовые средства.

Реализуемый нами методический аутсорсинг можно отнести к аутсорсингу управления знаниями, который только начинает развиваться в некоторых странах. Важно учитывать, что законодательством Российской Федерации оказание услуг по аутсорсингу не регулируется. Процедура привлечения аутсорсера предусматривает заключение соответствующего договора, в котором определяется юридическая ответственность сторон.
За 7 лет реализации проекта в нем приняли участие 179 профессиональных образовательных организаций, учебных центров (структурных подразделений предприятий, организаций) и ОО ДПО Ростовской области, Краснодарского края, в том числе на постоянной основе (больше 4 лет) - 122 ПОО. С 2016 года клиентская база проекта расширена за счет ПОО Республики Крым, Ставропольского края, Чеченской Республики, Астраханской области.
Таким образом, можно говорить о сформировавшемся межрегиональном сообществе руководителей и педагогических работников образовательных организаций, оценивших и признавших практическую значимость качественных, системных, своевременных информационно-методических услуг.
Управление проектом на уровне образовательной организации осуществляют координаторы – руководящие и педагогические работники (в большинстве случаев методические работники), назначаемые руководителем ПОО на учебный год.
Координаторы, назначенные впервые, зачисляются на обучение по дополнительной профессиональной программе (ДПП) повышения квалификации «Развитие образовательной среды профессиональной образовательной организации» в Донской учебно-методический центр профессионального образования.
ДПП реализуется в очно-заочной форме. Очные учебные занятия (информационные семинары, проектные сессии, практические занятия и др.) проводятся ежемесячно по актуальной для ПОО тематике. Содержание занятий обновляется ежегодно, в том числе с учетом запроса потребителей образовательных услуг.
Ежемесячно слушатели на своих рабочих местах выполняют следующие задания для самостоятельной работы:
1.Организация корпоративного обучения работников ПОО на основе презентационных и информационных материалов учебных занятий (форму и категорию работников слушатели определяет самостоятельно).
2.Формирование и поддержание в актуальном состоянии базы нормативных правовых документов и методических обзоров, ежемесячно предоставляемых ДУМЦ ПО.
3.Обеспечение доступа педагогических работников к полученной информации с целью организации их самостоятельной работы (снятие так называемых информационных фильтров).
4.Ежемесячное ознакомление руководителей и педагогических работников с актуальными нормативными правовыми документами и методическими материалами.
5.Использование информационных баз нормативных документов и методических обзоров в практической работе руководящих работников и педагогов.
ДУМЦ ПО организует индивидуальные консультации по сопровождению выполнения слушателями самостоятельных работ.
Слушатель ведет дневник выполненных работ, где указывает даты, формы организационно-методических и информационных мероприятий, категорию работников.
Промежуточная аттестация проводится в форме представления и анализа дневника слушателя. Слушатели выполняют и презентуют итоговую аттестационную работу: отчет с отзывом руководителя или заместителя руководителя ПОО.
Качество самостоятельной работы слушателей – координаторов проекта – также оценивается педагогическими работниками ПОО в ходе мониторинга эффективности реализации сетевого проекта «Абонентское информационно-методическое обслуживание».
Особенностью реализуемой нами модели является то, что все слушатели после завершения обучения по ДПП ПК продолжают свое профессиональное развитие по одной из индивидуальных траекторий:

  1. методический работник продолжает выполнять функции координатора проекта (продолжает совершенствовать профессиональные и общие компетенции при тьюторском сопровождении работников ДУМЦ ПО);
  2. методический работник становится наставником, консультантом вновь назначенного координатора проекта – слушателя ДПП повышения квалификации (эти функции он выполняет добровольно, так как в проекте институт наставничества нормативно не закреплен).

Выбор траектории зависит от стратегии развития кадрового потенциала в конкретном ПОО и пожеланий слушателя.
Таким образом, методологической основой реализуемой нами подготовки методических работников на рабочем месте являются системный и проектно-целевой подходы. Модель объединяет в себе элементы модели профессионального развития, ориентирующей слушателя на активность, способность принимать решения и нести ответственность за сделанный выбор и осуществляемые действия, и адаптационной модели, направленной на адаптацию методического работника к условиям рабо¬ты (функционалу, типу образовательного учреждения и т.п.). Такой подход к организации обучения методистов обеспечивает как совершенствование профессиональных компетенций в области методической деятельности в профессиональном образовании, так и развитие общих компетенций (управленческой, коммуни¬кативной, креативной, рефлексивной и др.), и направлен на повышение имиджа методических работников ПОУ.

Критерии результативности

  • востребованность (устойчивый спрос у потребителей услуг) реализуемой модели подготовки методических работников на рабочем месте;
  • соответствие локальных нормативных и организационных документов нормам федерального и регионального законодательства, задачам реализуемой модели;
  • дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утв. приказом Минтруда России от 08.09.2015 г. № 608н)

Результативность практики

По дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в рамках реализации модели обучения методистов на рабочем месте повысили квалификацию 218 представителей методических служб и их резерва. Из прошедших обучение 68 % продолжили профессиональное развитие при тьюторском сопровождении работников ДУМЦ ПО в рамках проекта «Абонентское информационно-методическое обслуживание».
Разработаны формы договора на обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в соответствии с приказом Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» и с учетом специфики реализации ДПП; заявления слушателя; личной карточки слушателя, согласия на обработку персональных данных.
Разработана ДПП повышения квалификации по проблеме «Развитие образовательной среды профессиональной образовательной организации» (72 час.), содержание теоретических занятий которой обновляется ежегодно в соответствии с тематикой проекта «Абонентское информационно-методическое обслуживание».
Для организации самостоятельной работы слушателей разработаны формы дневника/отчета. Мониторинг деятельности слушателей осуществляется на основе анализа анкетирования педагогических работников их ПОО о качестве проекта.

Нормативная база практики

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295);
Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 № 349-р);
Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18.07.2013 № ПК-5вн));
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (утвержден приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499);
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н).

Ограничения для применения опыта

Ограничением для применения практики может быть высокая трудоемкость реализации дополнительной профессиональной программы: необходимость систематического обновления содержания ДПП (в том числе в период обучения), рассредоточенный, длительный период оказания услуг, комплексная оценка самостоятельной работы слушателей в коллективе ПОО.

Примеры тиражирования практики

Опыт работы был представлен в марте 2015 г. на видеоконференции «Образовательные инициативы России: результаты деятельности экспериментальных площадок Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования».

Файлы:


Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России