Реализация процессного подхода в управлении методической деятельностью как средство повышения кадрового потенциала  профессиональной образовательной организации (ПОО)

Реализация процессного подхода в управлении методической деятельностью как средство повышения кадрового потенциала профессиональной образовательной организации (ПОО)

Номинация: Кадры профессионального образования

Субъект РФ: Санкт-Петербург
Тип практики: Образовательные
Организация:
Санкт-Петербургское государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж туризма и гостиничного сервиса»
Юридический адрес: 197022, Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 11а www.ktgs.ru

Ответственное лицо
ФИО: Александр Васильевич Миланов
Должность: заместитель директора по методической работе
Тел: +7 (812)-252-73-40
Email: omil_amil@mail.ru

Презентация: Презентация.pptx [7.84 MB]
Аннотация:

Разработана и внедрена модель управления методической деятельностью на основе процессного подхода.

Практика может быть интересна образовательным организациям, ориентированным на оптимизацию и повышение эффективности управления методической деятельностью.

Управление методической деятельностью и развитием кадрового потенциала в рамках представленной практики включает взаимоувязанные процессы:

  1. прогнозирование методической деятельности на основе стратегического плана развития образовательной организации и показателей мониторинга;
  2. измерение, анализ и оценку развития кадрового потенциала (проведение внутренних аудитов, мониторингов, самоанализа, самооценки, внешней экспертизы);
  3. определение необходимости в корректирующих действиях по улучшению процесса методической деятельности, обеспечивающей развитие кадрового потенциала;
  4. внесение изменений в процесс управления методической деятельностью;
  5. планирование работ по развитию кадрового потенциала.

Описание практики содержит алгоритмизированные рекомендации по реализации каждого из процессов.

Работа по совершенствованию методических компетенций интегрирует внутрифирменную систему повышения квалификации и участие в сетевых региональных проектах.

Реализация практики и возможность ее трансляции обеспечиваются сформированной нормативной методической базой, в том числе: положением «О методическом совете колледжа», положением «О методической работе», положением «О наставничестве», положением «О смотре-конкурсе методической продукции педагогических работников» и др.

Описание практики:

Актуальность

Внедрение данной практики способствует удовлетворению профессионально-образовательных потребностей преподавателей в совершенствовании своего профессионального уровня и руководителей профессиональных образовательных организаций в развитии кадрового потенциала; способствует реализации механизма управления методической деятельностью, обеспечению условий для профессионального развития всех членов педагогического коллектива; реализации ФГОС СПО, в том числе и ФГОС по профессиям/специальностям топ-50, с учетом требований профессиональных стандартов. Сегодня остро стоит вопрос более эффективного управления подготовкой кадров в ПОО (приложение 1). Описываемая практика предлагает один из возможных путей решения проблемы.

Цель и задачи

Основная цель практики: развитие кадрового потенциала на основе процессного подхода к управлению методической деятельностью, обеспечивающего непрерывный характер обучения и профессионального совершенствования работников ПОО благодаря комплексному подходу к системе повышения их квалификации.

Задачи практики:

  1. Проведение маркетинговых исследований с целью определения состояния кадрового потенциала в соответствии с требованиями профессионального стандарта, ФГОС по топ-50, WorldSkills.
  2. Актуализация содержания процессного подхода к управлению методической деятельностью в профессиональной образовательной организации.
  3. Использование эффективных форм повышения квалификации педагогических работников.
  4. Измерение эффективности развития кадрового потенциала на основе данных внутреннего аудита и мониторинга.
  5. Анализ результатов и определение значимых потребностей в развитии кадрового потенциала на основе процессного подхода в методической деятельности.

Механизм и формы реализации практики

Формирование комплексного подхода к развитию кадрового потенциала является одним из элементов процесса управления методической деятельностью. Описание механизма управления на основании процессного подхода представлено в схеме (приложение 2). Для реализации данного механизма предлагается следующий алгоритм.

Алгоритм процесса управления методической деятельностью для развития кадрового потенциала

  1. Прогнозирование и планирование методической деятельности ПОО на основе - стратегического плана развития ПОО и разработанной системы показателей мониторинга.
  2. Актуализация ресурсного потенциала педагогических кадров образовательного учреждения: проведение маркетингового исследования (приложение 3)
  3. Измерение, анализ и оценка развития кадрового потенциала (проведение внутренних аудитов, мониторингов, самоанализа, самооценки, внешней экспертизы).
  4. Определение необходимости в корректирующих действиях по улучшению процесса методической деятельности, обеспечивающей развитие кадрового потенциала.
  5. Внесение коррективов в процесс управления методической деятельностью в соответствии с актуальными требованиями к развитию кадрового потенциала:
    план, формы, содержание, средства.

Обобщение результатов и планирование роста кадрового потенциала.

А. Описание механизма управления методической деятельностью на основе процессного подхода с целью развития кадрового потенциала

Механизм управления методической деятельностью на основе процессного подхода выстроен в соответствии с циклом управления качеством Деминга и включает пять взаимосвязанных блоков:

Реализация данного механизма позволяет гибко управлять развитием кадрового потенциала, используя комплексность и системность в формах работы по непрерывному повышению педагогической компетентности кадров, корректируя актуальное содержание, выбирать наиболее эффективные методы, организовывать и осуществлять непрерывное повышение квалификации педагогических работников на основе сетевого взаимодействия (приложение 4, приложение 5)

Б. Формы организации непрерывного развития кадрового потенциала

Внутрифирменная система повышения квалификации:
1) Основой повышения квалификации является деятельность Школы совершенствования педагогического мастерства (далее – ШСПМ). Основная цель ШСПМ – организация обучения педагогических кадров внедрению новых педагогических технологий, работе на новом оборудовании, созданию условий для профессионального роста педагогов, формированию профессиональных компетенций и потребностей в дальнейшем саморазвитии. ШСПМ реализуется в соответствии с Положением «О школе совершенствования педагогического мастерства» (приложение 6), программами дополнительного профессионального образования (приложение 7):
-дополнительной профессиональной образовательной программой «Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения СПО» (34 часа);
-дополнительной профессиональной образовательной программой «Профессиональная компетентность педагога ПОО как условие качества реализации ФГОС» (34 часа);
-дополнительной профессиональной образовательной программой «Основы педагогического мастерства» (144 часа);
-дополнительной профессиональной образовательной программой «Организационно-методические основы разработки профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования с учетом требований профессиональных стандартов» (32 часа).
2) Эффективной формой развития кадрового потенциала, является организация работы творческих групп, экспериментальных и методических объединений педагогов. Данная форма повышения квалификации позволяет привлечь педагогов к инновационной деятельности по разработке проектов, их апробацию и внедрение в практику. Например, в 2013-2016 гг. реализуемая методическая тема: «Система оценивания общих и профессиональных компетенций обучающихся и развитие механизмов контроля качества подготовки специалистов в Колледже», позволила сформировать фонды оценочных средств по программам учебных дисциплин и профессиональных модулей, обменяться опытом на городской конференции (приложение 8).
3) Участие педагогов в конкурсной деятельности
Выявление и распространение успешного опыта, повышение профессионализма педагогов наиболее эффективно при участии в различных конкурсах.
Ежегодное проведение конкурса педагогических достижений позволяет проанализировать профессиональное мастерство педагогов, уровень методического обеспечения образовательного и воспитательного процесса, владение современными образовательными технологиями (приложение 9)
Смотр-конкурс методической продукции педагогических работников колледжа обеспечивает совершенствование учебно-методической базы основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СПО, в том числе ФГОС СПО по профессиям/специальностям топ-50, способствует развитию творческой инициативы педагогических кадров в создании качественного обеспечения учебного процесса.
Смотр-конкурс предметно-цикловых комиссий создает эффективные условия для инновационной деятельности и повышению кадрового потенциала ПОО. В рамках конкурса проводятся открытые заседания ПЦК, организуются выставки методической продукции преподавателей, представляются творческие отчеты педагогов (Приложение 10)

Повышение квалификации педагогических кадров через сетевое взаимодействие:

I.Участие в городских рабочих группах (по различной тематике) (http://ktgs.ru/resource/).
II.Участие в конференциях, семинарах, круглых столах (http://ktgs.ru/resource/events.php)
III.Повышение квалификации педагогов в других ПОО (приложение 11)
IV.Прохождение стажировок на предприятиях города (приложение 12)
V.Прохождение стажировок преподавателями других ПОО на базе колледжа (приложение 13)

Критерии результативности практики

С целью определения эффективности развития кадрового потенциала с применением процессного подхода в управлении методической деятельностью могут быть использованы следующие критерии результативности.
Критерии результативности маркетинговых исследований:
охват различных категорий педагогических работников маркетинговыми исследованиями;
многофакторность (уровень образования, стаж работы, квалификация по диплому, наличие квалификационной категории, участие в конкурсах, проектах и других видах методической деятельности) качественного анализа существующего состояния кадрового потенциала.
Критерии результативности разработки нормативных документов:
соответствие содержания разработанных документов требованиям профессиональных стандартов, ФГОС СПО, в том числе ФГОС по профессиям/специальностям топ-50, регламентам WorldSkills;
соответствие содержания разработанных локальных актов требованиям процессного подхода в методической деятельности.
Критерии результативности развития кадрового потенциала:
число преподавателей и мастеров производственного обучения, повысивших уровень квалификации по системе внутрифирменного обучения.
соответствие педагогических кадров заявленной категории при аттестации (1-я и высшая квалификационная категория);
степень удовлетворенности педагогического коллектива организацией методической деятельности.
Критерии оценки эффективности внедрения практики:
экономическая эффективность (уменьшение финансовых затрат на курсы повышения квалификации в организациях дополнительного профессионального образования);
социальная эффективность (удовлетворение интересов и потребностей потребителей: администрации, работодателей, педагогического коллектива);

Анализ результатов реализации практики

В реализации данной практики предложен наиболее приемлемый путь развития кадрового потенциала в условиях введения профессиональных стандартов, который определяется динамикой роста


Качественный результат реализации процессного подхода к управлению методической деятельностью можно получить на основании критериально-оценочной системы (приложение 9, приложение 14)

Нормативная база практики

Нормативные акты федерального уровня

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8.09.2015 № 608н;
федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования;
федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по топ-50.
нормативные документы WorldSkills Россия.

Нормативные акты локального уровня

Программа развития ПОУ на 2016 – 2020 годы ( http://ktgs.ru/about/Documenty);
положение «О методическом совете колледжа»;
положение «О методической работе»;
положение «О повышении квалификации педагогических работников»;
положение «О школе совершенствования педагогического мастерства»;
положение «О наставничестве»;
положение «Об организации экспериментальной работе»;
положение «О конкурсе педагогических достижений в ПОО»;
положение «О смотре конкурсе методической продукции педагогических работников»;
положение «О мониторинге требования и степени удовлетворенности потребителей»;
положение «О структурном подразделении "Учебный центр профессиональной квалификации"»;
положение «Об организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации в форме стажировки;
положение «О мониторинге качества образовательного процесса».

Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении, и механизмы их минимизации

По итогам внедрения механизма управления методической деятельностью образовательной организации на основе процессного подхода в практику работы ПОО Санкт-Петербурга, с целью развития кадрового потенциала, можно выделить следующие риски и механизмы их минимизации.

Создание гибкой системы развития кадрового потенциала позволяет максимально использовать внутренние резервы ПОО для его же развития. Опыт может быть воспроизведен в ПОО без создания системы менеджмента качества, с опорой на алгоритм действия, систему мониторинга и механизм управления методической деятельностью. Ограничений для использования практики нет.

Примеры продвижения практики

Продвижение практики проходило в форме выступлений на городских семинарах, научно-практических конференциях, участия в конкурсах, реализации программ дополнительного профессионального образования других ПОО Санкт-Петербурга, опыт работы по внедрению практики распространялся в виде статей в сборниках. (приложение 15). Опыт работы по внедрению практики распространялся в виде статей в сборниках. Письма - благодарности от ПОО РФ ( http://www.ktgs.ru/).

Заключение

Результаты и эффекты применения практики:

  1. положительная динамика развития кадрового потенциала ПОО на основании данных маркетингового исследования;
  2. внедрение современных программ дополнительного профессионального образования с учетом потребностей образовательной организации и педагогов;
  3. многовариантность форм повышения квалификации, отвечающих потребностям и интересам педагогов;
  4. оптимизация управления методической деятельностью на основе процессного подхода;
  5. востребованность специалистов, подготовленных ПОО.


Файлы:


Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России