База данных лучших практик

Номинация

Субъект РФ

2017
Цифровая образовательная среда колледжа

Разработана и внедрена комплексная система цифровизации всех бизнес-процессов профессиональной образовательной организации.

Результатом реализации практики стало создание сетевого виртуального пространства взаимодействия участников образовательного процесса.

Практика может быть интересна профессиональным образовательным организациям и учебным центрам предприятий как инструмент оптимизации управления образовательным процессом за счет автоматизации деятельности структурных подразделений, введения электронного документооборота, формирования современных электронных образовательных ресурсов и виртуальных технологий сетевого взаимодействия. Номинантом создан информационный ресурс (ИС «Студент»), прошедший регистрацию в Реестре программ для ЭВМ Федеральной службы по интеллектуальной собственности, (Свидетельство о государственной регистрации № 2015610256 от 12.01.15г. (http://gboupsk.ru/images/docs/patents/student.jpg). Он представляет собой интеграцию учебных модулей, соответствующих функционалу подразделений и основным бизнес-процессам колледжа: «Электронная приемная комиссия», «Электронный деканат», «Электронный методический кабинет», «Электронный образовательный контент» и др.

ИС обеспечивает не только внутренние процессы колледжа, но и взаимодействие с внешними партнерами. Через модуль «Ресурсы бизнеса» предприятия предоставляют авторизованный доступ к корпоративной нормативной и методической базе, специализированному программному обеспечению, базе проектов и другим ресурсам, не представляющим коммерческой тайны. В цифровую образовательную среду включены также специализированные сервисные структуры: базовые кафедры и ресурсные информационно-методические центры, территориально расположенные на производственных базах бизнес-партнеров, оснащенные техническими средствами доступа к ИС колледжа.

Эффективное взаимодействие пользователей системы реализуется за счет коммуникативного сервиса: электронная почта, чат, форум. Сервисное обслуживание пользователей реализовано посредством горячей линии. Для введения ИС в действие были модернизированы рабочие места преподавателей, мастеров производственного обучения, тьюторов, оснащены ноутбуками, интерактивными досками, мультимедийными проекторами. Масштаб применения практики характеризует создание при Перевозском строительном колледже межрегионального образовательного консорциума, объединившего 22 участника – профессиональные образовательные организации из 10 регионов РФ и профессиональные сообщества строительной отрасли.

Аннотация
Цифровая образовательная среда колледжа

Номинация:
Электронное образование для поколения NEXT

Организация:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Перевозский строительный колледж»

Субъект РФ:  Нижегородская область

Подробнее...

Виртуальные технологии в процессе подготовки квалифицированного персонала

Практика описывает положительный опыт применения уникальных виртуальных тренажеров, аналогичных действующему оборудованию, позволяющих воссоздавать производственный процесс, изучать устройство оборудования, прорабатывать нештатные ситуации, проводить оценку приобретённых знаний и навыков работы студентам СПО. Данное учебное оборудование является одним из элементов электронного образования и позволяет обучающимся детально изучать технологические процессы и их особенности.

Данные о результативности внедрения практики за два года:

  • Предоставлена база для практики 203 студентам региона и проведена стажировка 24 сотрудников базовых образовательных учреждений СПО;
  • Проведено обучение и оценка знаний 371 работника предприятия, в том числе 11 чел. в качестве преподавателей и 360 квалифицированных рабочих по профессиональной подготовке и повышению квалификации.

Удовлетворенность уровнем подготовки студентов и квалифицированных рабочих, прошедших обучение на виртуальных тренажерах, возросла с 72 % (3,6 балла по 5-балльной шкале) до 86 % (4,3 балла).

Экономический эффект для ПАО «СинТЗ» от замены практики с трудоустройством на рабочих местах в производственных цехах на практику в учебных классах на виртуальных тренажерах (с учетом затрат на амортизацию и эксплуатацию тренажеров) составил около 7 млн рублей.

Аннотация
Виртуальные технологии в процессе подготовки квалифицированного персонала

Номинация:
Электронное образование для поколения NEXT

Организация:
Публичное акционерное общество «Синарский трубный завод»

Субъект РФ:  Свердловская область

Подробнее...

2017
Электронные средства обучения. Система внедрения в масштабах компании

Создан и постоянно обновляется фонд (библиотека) электронных средств обучения (ЭСО).

Практика обеспечивает формирование, хранение и тиражирование современных ЭСО, организацию обучения рабочих в соответствии с производственными потребностями, в кратчайшие сроки, в безопасных условиях, без остановки технологических процессов.

Практика интересна для учебных центров крупных компаний и образовательных организаций, обеспечивающих подготовку по профессиям и специальностям нефтегазового комплекса.

Функционирование и развитие фонда ЭСО обеспечивается применением эффективной организационной схемы, включающей поэтапное выполнение ряда действий:

  • определение номенклатуры ЭСО с учетом внешний условий (изменения в законодательстве, в технологиях, оборудовании) и внутреннего заказа (потребности дочерних предприятий, филиалов, структурных предприятий);
  • централизованная разработка ЭСО с привлечением наиболее квалифицированных экспертов;
  • разработка единого классификатора ЭСО, сопровожденного аннотациями к учебным курсам и опцией формирования онлайн-заказа,
  • создание удаленного портала для расширения доступа к фонду ЭСО.
  • обеспечение «обратной связи» и оперативного реагирования на всех этапах формирования фонда ЭСО.

Номинантом разработано более 1800 электронных средств по 75 % всех профессий Группы Газпром. Система внедрена не только в 74 дочерних обществах и организациях ПАО «Газпром», но и в зарубежных компаниях: ТОО «ДУИТ-телеком» (Казахстан), АО «Интергаз Центральная Азия», ООО «Газпром трансгаз Беларусь», ООО «Газпром Кыргызстан».

Аннотация
Электронные средства обучения. Система внедрения в масштабах компании

Номинация:
Электронное образование для поколения NEXT

Организация:
Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Отраслевой научно-исследовательский учебно-тренажерный центр Газпрома» Российская Федерация

Субъект РФ:  Калининградская область

Подробнее...

2017
Электронное обучение для массовых профессий

Разработана и внедрена централизованная автоматизированная система корпоративного обучения рабочих (корпоративный образовательный портал).

Преимуществом системы является единство подходов к целям, содержанию и оценке качества обучения сотрудников холдинга, гибкий учебный график, снижение затрат на реализацию учебных курсов.

Практика может быть интересна для крупных компаний как модель, обеспечивающая массовое обучение (до 400 000 человек в года); для организаций, осуществляющих подготовку в области железнодорожного транспорта, заинтересованных в получении актуального отраслевого образовательного контента и развитии дистанционного обучения.

Централизованное администрирование системы обеспечивает Департамент управления персоналом. Разработка учебных курсов ведется с учетом корпоративных стандартов качества подготовки рабочих; конкретных заказов, поступающих от филиалов; потребностей отдельных работников.

Для преподавателей предусмотрено постоянное консультационное сопровождение, площадки для обмена опытом.

Автоматизированный мониторинг качества прохождения обучения сотрудниками позволяет проводить своевременную и обоснованную актуализацию содержания учебных курсов.

Доступность и масштабы применения системы обеспечены за счет компьютеризация рабочих мест и формирования распределенной сети доставки контента во все филиалы компании.

Аннотация
Электронное обучение для массовых профессий

Номинация:
Электронное образование для поколения NEXT

Организация:
Главный вычислительный центр – филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Субъект РФ:  Москва

Подробнее...

Социально-профессиональная адаптация обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях техникума

Создана и реализуется система социально-профессиональной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Практика может быть интересна организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации адаптивных образовательных профессиональных программ.

Комплексное сопровождение лиц с интеллектуальными нарушениями (организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, социальное) осуществляется структурными подразделениями техникума: Отделением социальной реабилитации для лиц с ограниченными возможностями здоровья и Консультационным центром по профориентации во взаимодействии с Центром помощи детям, Центральной психолого-медико-педагогической комиссией, Курганским реабилитационным центром для детей с ограниченными возможностями, специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, профессиональными образовательными организациями, Главным управлением по труду и занятости населения Курганской области.

В техникуме разработаны и реализуются программы профессиональных проб для лиц с ОВЗ, способствующие осознанной самооценке профессиональных возможностей, обоснованному профес¬сиональному выбору, организовано обучение в специальных группах по адаптированным образовательным программам профессионального обучения по профессиям «Столяр строительный», «Штукатур», «Садовник».

Созданные в техникуме условия способствуют успешному освоению инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья основных программ профессионального обучения: с 96% в 2014 г. до 100% в 2016 г. и дальнейшему трудоустройству: с 66,6% в 2014 г. до 69,2% в 2016 г.

Охват обучающихся с ограниченными возможностями, принимающих участие в волонтерском движении, в реализации социальных проектов, различных олимпиадах и конкурсах составляет 72%.

Аннотация
Социально-профессиональная адаптация обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях техникума

Номинация:
Равные возможности

Организация:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский техникум строительных технологий и городского хозяйства»

Субъект РФ:  Курганская область

Подробнее...

Сотрудничество для достижения качества и успеха

«Взращивание» квалифицированного рабочего в «искусственных» условиях мастерских и лабораторий образовательных организаций снижает конкурентоспособность молодых рабочих на рынке труда, затрудняет их успешную адаптацию на производстве. Как включить в образовательную деятельность непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов профессионального образования, максимально сблизить учебную и профессиональную деятельность, чтобы подготовить выпускника, готового с первых дней после трудоустройства включиться в эффективные производственные отношения?

Аннотация
Сотрудничество для достижения качества и успеха

Номинация:
Мы – партнеры

Организация:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум» (ГБПОУ ИО ЗЖДТ).

Субъект РФ:  Иркутская область

Подробнее...

С наставниками рядом

«Взращивание» квалифицированного рабочего в «искусственных» условиях мастерских и лабораторий образовательных организаций снижает конкурентоспособность молодых рабочих на рынке труда, затрудняет их успешную адаптацию на производстве. Как включить в образовательную деятельность непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов профессионального образования, максимально сблизить учебную и профессиональную деятельность, чтобы подготовить выпускника, готового с первых дней после трудоустройства включиться в эффективные производственные отношения?

В описании практики приведены решения следующих задач:

  • организация и проведение профориентационных мероприятий на муниципальном уровне, мероприятий совместно с работодателями, а также профессиональных проб для школьников;
  • проектирование совместно с представителями предприятия учебного плана, календарного графика учебного процесса, образовательных программ учебных дисциплин и модулей, программ учебной и производственной практики;
  • разработка локальных нормативных актов образовательной организации, регламентирующих внедрение практико-ориентированной модели обучения;
  • организация процедур промежуточного контроля качества реализации программ дуального обучения, в том числе совместно с наставниками и мастерами производственного обучения разработка механизмов и инструментов промежуточного контроля качества реализации программ дуального обучения;
  • организация итоговой государственной аттестации студентов, в том числе совместно с руководством предприятия и наставниками разработка критериев оценки качества образования выпускников;
  • обеспечение мониторинга трудоустройства и закрепляемости на рабочем месте.

Практика может быть интересна работодателям и профессиональным образовательным организациям, заинтересованным в повышении качества подготовки рабочих и специалистов среднего звена.

Аннотация
С наставниками рядом

Номинация:
Мы – партнеры

Организация:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский техникум транспорта и строительства» (ГБПОУ ИО ИТТриС).

Субъект РФ:  Иркутская область

Подробнее...

Реализация модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга

Практика представляет собой опыт профессионального обучения взрослых на основе принципов дуальной модели. Практика решает задачу подготовки рабочих кадров высокого уровня квалификации, быстро адаптирующихся на предприятии судостроительной отрасли в рамках нормативной базы РФ в области профессионального образования.

Совместно с Колледжем судостроения и прикладных технологий в реализации модели дуального обучения принимают участие АО «Адмиралтейские верфи», ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь», ООО «Балтийский завод – Судостроение» и др.

Основной целью реализации модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров, осваивающих программы профессионального обучения, является содействие решению проблемы кадрового обеспечения судостроительных предприятий города и подготовка рабочих, максимально ориентированных на запросы производства, что предполагает параллельное обучение теоретическим дисциплинам в стенах Колледжа и реализацию практической составляющей на судостроительных предприятиях.

Количество групп, при обучении которых реализуется дуальное обучение, растет из года в год: так за период с декабря 2012 года до настоящего времени (2017) на базе Колледжа было переобучено 57 групп (более 900 человек).

Аннотация
Реализация модели дуального обучения при подготовке рабочих кадров для судостроительной отрасли Санкт-Петербурга

Номинация:
Мы – партнеры

Организация:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образова-тельное учреждение «Колледж судостроения и прикладных технологий»

Субъект РФ:  Санкт-Петербург

Подробнее...

Системный подход к организации дуального обучения как основа обеспечения  высокотехнологичных отраслей промышленности квалифицированными кадрами.

Проектная идея - консолидация ресурсов бизнеса, государства и профессиональной образовательной организации для повышения качества профессиональной подготовки обучающихся путём внедрения дуального образования. Основополагающим принципом реализации практики является принцип государственно-частного партнерства.

Практика представляет опыт преодоления организационных и нормативных барьеров между бизнесом и образованием и может быть интересна предприятиям и профессиональным образовательным организациям, заинтересованным в выстраивании взаимовыгодного партнерства в подготовке кадров и обеспечении практикоориентированного образовательного процесса, учитывающего потребности конкретных работодателей.

Систематизированы и представлены результаты сотрудничества ОАО «НПО «Сатурн» и Рыбинского промышленно-экономического колледжа по подготовке специалистов с 2006 по 2017 гг.

По результатам опроса работодателей, удовлетворённость образованием выпускников увеличилась с 68% в 2013 г. до 93% в 2016 г. В колледже также было проведено анкетирование выпускников, удовлетворённость результатами проекта составила 94,5%.


Аннотация
Системный подход к организации дуального обучения как основа обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности квалифицированными кадрами.

Номинация:
Мы – партнеры

Организация:
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение "Рыбинский промышленно-экономический колледж"

Субъект РФ:  Ярославская область

Подробнее...

Модель сетевого взаимодействия техникума на основе кластерного подхода как условие подготовки квалифицированных специалистов

Разработана модель сетевого взаимодействия техникума на основе кластерного подхода как условие подготовки квалифицированных специалистов.

Практика обеспечивает создание образовательного кластера как группы связанных между собой заинтересованных организаций и предприятий, осуществляющих целевое интегративное взаимодействие.

Организационно-функциональная модель практики построена на системном внутритехникумовском взаимодействии, взаимодействии техникума с предприятиями города и области, с общеобразовательными организациями, организациями высшего образования и среднего профессионального образования, с государственными структурами муниципального района и поселения.

Практика может быть интересна профессиональным образовательным организациям небольших городов и городских поселений с одним градообразующим предприятием, как пример эффективного взаимодействия всех заинтересованных партнёров по подготовке квалифицированных специалистов.

Техникумом разработана система локальных нормативных актов, договоров и соглашений о сотрудничестве, регулирующих функциональное взаимодействие со всеми вышеперечисленными партнерами.

Аннотация
Модель сетевого взаимодействия техникума на основе кластерного подхода как условие подготовки квалифицированных специалистов

Номинация:
Мы – партнеры

Организация:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Первомайский техникум промышленности строительных материалов»

Субъект РФ:  Челябинская область

Подробнее...

Базовая кафедра – резерв кадров

Созданная система деятельности «Базовая кафедра – резерв кадров» представляет собой результат социального партнерства колледжа и предприятия оборонно-промышленного комплекса. Это действующий инструмент совместной подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям работодателей. Создание указанной площадки позволяет формировать специалистов и молодых профессионалов, максимально адаптированных к условиям будущей профессиональной деятельности на производстве предприятия заказчика.

Данная практика дает возможность выпускнику СПО получить нужный профессиональный опыт и трудоустроиться, работодателям – отобрать лучших специалистов среднего звена; образовательным организациям – профессионально готовить студентов.

Результативность предлагаемой практики подтверждается увеличением доли специалистов предприятия, участвующих в подготовке кадрового резерва (30 % от общего числа преподавателей); сформированностью резерва кадров для предприятий ОПК; удовлетворенностью работодателей качеством подготовки специалистов; сокращением адаптационного периода при трудоустройстве с 2 лет в 2014 году до 0,5 года в 2017-м; наличием победителей и призеров в чемпионатах WorldSkills Russia.

Данная практика обладает необходимой универсальностью и после соответствующей адаптации может быть рекомендована в качестве общей модели организации подготовки кадров не только на других предприятиях ОПК, но и в других видах технологически сложного производства с повышенными требованиями к качеству подготовки специалистов.

Аннотация
Базовая кафедра – резерв кадров

Номинация:
Мы – партнеры

Организация:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Московский государственный образовательный комплекс»

Субъект РФ:  Москва

Подробнее...

2017
«Время работать вместе!»

Внедрен проектный подход к разработке и реализации профессиональных образовательных программ.

Практика предлагает новое видение состава и содержания профессиональной образовательной программы и стратегий ее реализации.

Практика может быть интересна с точки зрения контента – образовательным организациям, обеспечивающим подготовку по специальностям и профессиям для индустрии гостеприимства; с точки зрения организационно-методических и технологические решений – широкому кругу профессиональных образовательных организаций и работодателей.

Образовательная программа формируется как комплексный, основанный на широком социальном партнерстве и учете потребностей всех заинтересованных сторон (РОИВ, ключевых работодателей, образовательных организаций) проект.

Традиционные компоненты образовательной программы, заданные ФГОС СПО, дополнены:

  1. мобильным обновляемым пакетом дополнительных программ (программ профессионального обучения и ДПО), сопряженных с основной образовательной программой и обеспечивающих «доквалификацию» специалистов под перспективные запросы работодателя (инструмент опережающего обучения);
  2. комплексом внеучебных мероприятий (инструмент формирования компетенций, корпоративной культуры);
  3. системой конкурсного (чемпионатного) обучения (инструмент формирования мотивации достижения и непрерывного профессионального развития).

Освоение образовательной программы завершается независимой оценкой качества подготовки выпускников (адаптирована модель демонстрационного экзамена).

Реализация образовательной программы осуществляется с применением стажировочных площадок, учебных фирм, коворкингов, элементов дуального обучения, виртуальной образовательной среды, сетевого партнерства с работодателями. Разработаны корпоративные регламенты деятельности преподавателей и индивидуальные образовательные маршруты повышения их квалификации, механизмы привлечения к преподаванию профильных специалистов.

Аннотация
«Время работать вместе!»

Номинация:
Мы – партнеры

Организация:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса» – Межрегиональный центр компетенций в области искусства, дизайна и сферы услуг.

Некоммерческое партнерство «Ассоциация гостеприимства Тюменской области»

Субъект РФ:  Тюменская область

Подробнее...

Многофункциональный центр прикладных квалификаций –основа подготовки высококвалифицированных кадров региона.

В практике представлен механизм создания и функционирования конкурентоспособной системы, обеспечивающей своевременную и высококачественную подготовку и переподготовку кадров для предприятий и организаций различных отраслей экономики Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Уникальность практики заключается в создании многофункционального учебного заведения инновационного типа для реализации процесса непрерывного образования. Обеспечивается возможность освоения новых профессиональных компетенций и квалификаций в течение всего периода трудовой деятельности. Образовательный контент формируется в соответствии с мерами окружной политики в сфере экономики, промышленности, труда и социальной защиты. Одна из важнейших задач предлагаемого проекта - обучение через внедрение инноваций и неразрывную связь процесса обучения с практикой.

Презентуемая практика описывает механизмы, формирующие устойчивые прямые и обратные связи между производителями и потребителями образовательных услуг, включая прогноз потребности в услугах. Данная практика обладает необходимой универсальностью и после соответствующей адаптации может быть рекомендована в качестве модели подготовки кадров и повышения квалификации работников в различных предметных областях деятельности.


Аннотация
Многофункциональный центр прикладных квалификаций –основа подготовки высококвалифицированных кадров региона.

Номинация:
Мы – партнеры

Организация:
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Когалымский политехнический колледж»

Субъект РФ:  Ханты-Мансийский АО-Югра

Подробнее...

Профессиональные треки

Практика ориентирована на создание условий для выполнения рабочими и специалистами предприятий оборонно-промышленного комплекса производственных и стратегических задач на основе повышения качества подготовки персонала, разработки и внедрения практико-ориентированного подхода в образовательный процесс с учетом динамики производственных процессов.

Практика обеспечивает подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов, владеющих теоретическими знаниями и практическими умениями для работы на высокотехнологичном оборудовании, способных разрабатывать и внедрять технологии для производства современной ракетно-космической техники.

Данная практика взаимодействия с образовательными организациями-партнерами и предприятиями ракетно-космический отрасли может быть транслирована в различных промышленных отраслях.

Предложены актуальные направления развития профессионального потенциала рабочих и инженерных кадров:

  1. Реализация проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края, на основе дуального образования в области машиностроения», предполагающего развитие дуальной модели обучения и разработку моделей компетенции.
  2. Система профориентационной работы, реализуемая в рамках сетевого взаимодействия предприятия с образовательными организациями общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, региональными, краевыми и городскими органами исполнительной власти и общественными организациями.
  3. Совместное проектирование и актуализация основных профессиональных образовательных программ, обеспечивающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии.
  4. Организация всех видов практик в подразделениях предприятия (по рабочим и инженерным специальностям) и проведение стажировок научно-педагогических работников.

Аннотация
Профессиональные треки

Номинация:
Мы – партнеры

Организация:
Акционерное общество «Красноярский машиностроительный завод» (АО «Красмаш»)

Субъект РФ:  Красноярский край

Подробнее...

Кластерное взаимодействие при подготовке кадров для авиастроения

Практика кластерного взаимодействия при подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена для авиастроительной отрасли представляет собой систему мероприятий, направленных на создание условий для участия работодателей в общественном управлении подготовкой кадров на этапах планирования, реализации, оценки качества их подготовки и последующего трудоустройства.

Реализация практики кластерного взаимодействия при подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена для авиастроительной отрасли обусловлена вхождением ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций» в состав Объединенной авиастроительной корпорации, созданной в рамках регионального проекта «Ульяновск – Авиационная столица России», реализуемого с целью повышения конкурентоспособности области, объединения усилий бизнеса, федеральной и региональной власти и создания эффективной системы государственно-частного партнерства.

Реализация данной практики представляет собой комплекс мероприятий: внедрение элементов дуального обучения в процесс подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена; развитие реализуемых в регионе моделей сетевого взаимодействия организаций, входящих в Объединенную авиастроительную корпорацию; совместная реализация основных и дополнительных практико-ориентированных образовательных программ, соответствующих потребностям производства.

В рамках реализации данной практики разработан примерный пакет региональных нормативных документов.

Аннотация
Кластерное взаимодействие при подготовке кадров для авиастроения

Номинация:
Мы – партнеры

Организация:
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций».

Субъект РФ:  Ульяновская область

Подробнее...

Образовательный кластер в системе ПАО Газпром

Образовательный кластер в системе ПАО «Газпром» – это многостороннее договорное объединение образовательных организаций, предприятий промышленности, проектных и научных организаций, имеющих совпадающие долгосрочные цели совместной деятельности в области разработки, внедрения в производство и коммерциализации новых технологий и инновационной конкурентоспособной продукции.

Создание образовательного кластера – это инновационная форма социального партнерства для интеграции профессионального образования с производством, для профессиональной целевой подготовки и повышения квалификации кадров в интересах участников кластера, для создания совместной научно-образовательной инфраструктуры, поддерживающей инновационный цикл разработки и выпуска продукции, технологического и кадрового обеспечения производства.

Преимущества кластера как организационной формы основаны на объединении усилий субъектов с целью достижения общей цели в кратчайшее время и с минимальными затратами. В процессе работы над общей проблемой происходит взаимо- и саморазвитие субъектов кластера на основе устойчивого развития партнерства, усиливающего конкурентные преимущества как отдельных участников, так и кластера в целом. Тиражирование практики имеет место в системе ПАО «Газпром». Перечень участников кластера не является закрытым. Кластер открыт для присоединения новых участников.

Аннотация
Образовательный кластер в системе ПАО Газпром

Номинация:
Мы – партнеры

Организация:
Частное профессиональное образовательное учреждение «Газпром колледж Волгоград»

Субъект РФ:  Волгоградская область

Подробнее...

ЦПО: цель – производство – образование

Практика ориентирована на обеспечение условий для подготовки высококвалифицированных кадров, удовлетворяющих потребностям работодателя, призвана сократить разрыв между квалификационными требованиями работодателей и качеством подготовки специалистов.

ЦПО – это система непрерывного дуального профессионального образования, основанная на инновационном содержании и объединении образовательных учреждений, современных учебных полигонов, производственных площадок в единое образовательное пространство, что позволяет подготовить востребованного, конкурентоспособного работника, владеющего комплексом необходимых компетенций и смежных профессий.

Основной организационной структурой практики является Центр профессионального образования, созданный в партнерстве ПАО «Северский трубный завод», Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и ГБОУ СО «Полевской многопрофильный техникум им. В.И. Назарова».

Практика реализуется в соответствии с концепцией развития ЦПО, основным посылом которой является объединение, интеграция и концентрация образовательных ресурсов и их коллективное использование в процессе подготовки кадров.

Система непрерывного дуального образования ЦПО включает в себя два основных блока подготовки:
реализацию совместных проектов ЦПО с образовательными учреждениями в рамках социального партнерства; развитие и обучение персонала предприятия в рамках формирования единой системы компетенций персонала.

Аннотация
ЦПО: цель – производство – образование

Номинация:
Мы – партнеры

Организация:
Публичное акционерное общество «Северский трубный завод»

Субъект РФ:  Свердловская область

Подробнее...

2017
Система квалификаций в регионе: В2В-пространство

Разработана модель информационного и экономического взаимодействия бизнеса и организационно-методических структур по внедрению новых инструментов развития кадрового потенциала в региональную бизнес-практику.

Практика обеспечивает формирование регионального экспертного ресурса, способного транслировать стратегию Национальной системы квалификаций (НСК) и применять ее инструменты в HR-процессах, в системе образования и независимой оценке квалификаций.

Практика может быть интересна региональным органам исполнительной власти, работодателям, образовательным организациям, как пример эффективного информационно-коммуникационного пространства и организационно-функциональной модели взаимодействия стейкхолдеров для продвижения стратегии НСК в регионе.

Организационно-функциональная модель практики основана на партнерстве ключевых субъектов взаимодействия: Координационного Совета по кадровому обеспечению экономики при Правительстве Свердловской области, регионального объединения работодателей «Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей», Межотраслевого центра развития квалификаций Уральского федерального университета.

Ядром системы является Межотраслевой центр развития квалификаций, который выполняет задачу по экспертному сопровождению (консалтинг, обучение, разработка нормативных и методических документов, алгоритмов) проектов в области применения профессиональных стандартов. Центром разработаны и реализуются программы подготовки экспертов в сфере НСК, созданы депозитарий региональных практик применения контента НСК и база региональных экспертов, сформирован пакет региональных нормативных правовых актов, соглашений о сотрудничестве.

Аннотация
Система квалификаций в регионе: В2В-пространство

Номинация:
Мы – партнеры

Организация:
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Субъект РФ:  Свердловская область

Подробнее...

2017
Формирование системы наставничества на производстве

Разработана и внедряется система подготовки наставников, обеспечивающих учебный процесс на производстве.

Реализация практики – результат запроса работодателей, представляющих пищевую промышленность Свердловской области. Проект осуществляется на основе социального партнерства с колледжем, при поддержке Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской.

Практика может быть интересна предприятиям и образовательным организациям, внедряющим элементы дуального обучения; работодателям, ориентированным на возрождение системы наставничества с учетом современных условий.

Номинантом представлены алгоритм и механизмы внедрения системы наставничества на предприятиях, модели взаимодействия профессиональных образовательных организаций и организаций работодателей при создании системы наставничества на производстве; программы формирования педагогических компетенций наставников; система оценки эффективности их деятельности.

В рамках практики разработан комплекс документов: Программа реализации проекта «Формирование системы наставничества на предприятиях Ассоциации Уралпищепром; Документированная процедура (Регламент, карта управления процессом) «Формирование системы наставничества для предприятий Ассоциация Уралпищепром; Положение о наставничестве; Положение о Совете по наставничеству.

Практика реализуется на 10 предприятиях Свердловской области.

Аннотация
Формирование системы наставничества на производстве

Номинация:
Кадры профессионального образования

Организация:
ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж»

Ассоциация Уралпищепром

Субъект РФ:  Свердловская область

Подробнее...

2017
«Пять ступеней к мастерству»: региональная система поддержки профессионального становления педагогов СПО

Создана и реализуется в течение 10 лет система профессиональной адаптации и личностного развития молодых педагогов СПО.

Практика аккумулирует успешный опыт обеспечения комплексной поддержки профессионального становления педагогов и на уровне профессиональной образовательной организации, и на уровне региона. Организационным центром является Региональный методический центр развития квалификаций Республики Марий Эл.

Практика может быть интересна региональным методическим службам, решающим задачи привлечения и закрепления молодых педагогов в профессиональных образовательных организациях.

Номинантом представлено описание пяти преемственных этапов профессионального становления молодых педагогов. Для каждого из этапов спроектирована система целеполагания, комплекс ожидаемых результатов, содержание и технологии работы:

  1. выявление профессиональных дефицитов на основании анализа результатов диагностики,
  2. формирование индивидуальных программ развития, участие в работе «Школы молодого педагога»;
  3. освоение дополнительной профессиональной программы «Ступени роста», разработанной с учетом положений профессионального стандарта;
  4. участие в Фестивале начинающих педагогов «Зеленая ФИЕСТА»,
  5. трансляция личного педагогического опыта на площадках различного уровня, в том числе межрегиональных.

Воспроизводимость и тиражируемость практики обеспечивается опорой на традиции, сформированной нормативной и методической базой, представленной в ряде документов: Положение об XI республиканском фестивале молодых педагогов и ученых образовательных организаций «Зеленая фиеста», Положение о межрегиональном конкурсе «Лучший молодой преподаватель учреждений профессионального образования Приволжского федерального округа» и др.

Аннотация
«Пять ступеней к мастерству»: региональная система поддержки профессионального становления педагогов СПО

Номинация:
Кадры профессионального образования

Организация:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Марий Эл «Региональный методический центр развития квалификаций».

Субъект РФ:  Республика Марий Эл

Подробнее...


Российский союз промышленников и предпринимателей
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерация Независимых Профсоюзов России